Как снять полумуфту с вала электродвигателя
Перейти к содержимому

Как снять полумуфту с вала электродвигателя

  • автор:

Разборка электродвигателей

В зависимости от конструктивных особенностей электродвигателей методы разборки имеют существенные различия для электродвигателей с подшипниками качения и подшипниками скольжения.
Порядок разборки показан для электродвигателей типов АВ-113 и АВ-114 на рис. 3 и АВ-400, АВ-500 и АВ-630 на рис.
Отсоединяют электродвигатель от насоса, рассоединив полумуфты, перемещают его на ремонтную площадку грузоподъемным средством соответствующей грузоподъемности и устанавливают в горизонтальное положение.
Снимают полумуфту гидравлическим или винтовым съемником в зависимости от плотности ее посадки.
С применением рычага длиной до 1500 мм винтовым съемником можно создавать усилие до 105 Н, прикладывая к рычагу силу до 700 Н.
Гидравлические съемники подразделяются на ручные, способные развивать усилие до 1,2-105 Н и позволяющие снимать полумуфты диаметром до 500 мм, и механизированные (с электроприводом маслонасоса), смонтированные на передвижных тележках, оборудованных ручными лебедками для поднятия гидропресса до оси полумуфты. Снятие полумуфты ручным гидравлическим съемником выполняют два слесаря: один из них устанавливает захваты на полумуфту, а другой создает натяжение цепей захватов вывинчиванием упора и качанием рычага.
Операцию снятия полумуфты механизированным съемником может выполнять один человек. При этом в комплект гидросъемника, размещенного на тележке, входят: маслонасос, соединенный маслопроводом с резервуаром и гидропрессом, лебедка для подъема гидропресса, набор шпилек для соединения гидропресса с полумуфтой. На тележке размещают также пусковую аппаратуру электродвигателя привода маслонасоса и манометр для измерения давления масла в системе.
Операции по снятию полумуфты механизированным гидросъемником выполняют в следующей последовательности: тележку с гидросъемником устанавливают у электродвигателя, совмещая направления их продольных осей в вертикальной плоскости; поднимают лебедкой гидропресс до совмещения горизонтальной плоскости его оси с осью электродвигателя; соединяют шпильками муфту с гидропрессом; включают маслонасос гидропресса; при создании усилия, достаточного для снятия полумуфты, произойдет ее смещение по валу электродвигателя.
Если при достижении максимально допустимого давления полумуфта не смещается с посадочного места, то маслонасос останавливают и готовят приспособления для снятия с подогревом. Для нагрева полумуфты применяют две одновременно работающие ацетиленовые горелки № 5 или 6 (возможно применение керосиновых форсунок). Для уменьшения нагрева вала его открытую часть закрывают влажным листовым асбестом.
В процессе нагрева полумуфты снова включают насос гидропресса и следят за положением полумуфты на валу. Для успешного снятия полумуфты скорость ее нагрева должна быть по возможности наибольшей. О смещении полумуфты с посадочного места свидетельствует понижение давления в гидропрессе. Для поддержания давления включают маслонасос и продолжают съем с подогревом.
После снижения температуры полумуфты и вала до температуры окружающей среды их посадочные места зачищают, измеряют диаметры и определяют посадочный натяг. При этом тщательно осматривают полумуфту — при обнаружении трещин ее следует заменить. Измерение диаметра вала выполняют микрометрической скобой, а внутренний диаметр полумуфты — микрометрическим нутромером. Скоба и нутромер перед выполнением измерений должны проверяться контрольными метрологическими средствами (скоба проверяется контрольным нутромером, а нутромер — контрольной скобой).
Измерение диаметров для исключения случайной ошибки производят по 3 раза в каждой точке, за диаметр принимают среднее арифметическое значение всех измерений. Их выполняют в двух взаимно перпендикулярных плоскостях по длине полумуфты и вала. После измерения и подсчета среднего арифметического значения определяют значение натяга (или зазора) как разность показаний скобы и нутромера и сравнивают полученное значение с допустимым, указанным на чертеже завода-изготовителя. При отсутствии чертежей следует выполнять требования ГОСТ 8592—79* и ГОСТ 12080—66*, в которых для концов валов диаметром от 14 до 220 мм приведены отклонения от их номинальных диаметров: при исполнении 1 — напряженная посадка (Н) по ОСТ 1012; при исполнении 2 — тугая посадка (Т) по ОСТ 1012. Допуски на отклонение диаметра вала и отверстия в полумуфте принимают по системе отверстий 2-го класса точности.
Длина посадочной поверхности вала в зависимости от диаметра вала и исполнения приведена в табл. 1, а допуски и натяги в посадке полумуфты в зависимости от диаметра вала и вида посадки приведены в табл. 2.
Если полученное значение натяга не соответствует требованиям чертежа завода-изготовителя или табл. 2, то принимают меры для восстановления требуемого натяга.
Таблица 1. Длина посадочной поверхности вала

Длина посадочной поверхности, мм, для исполнения

Как снять шкив с электродвигателя

Шкив представляет собой колесо, по ободу которого проходит канавка. Колесо крепится к валу и играет важную роль в конструкции двигателя, отвечая за передачу крутящего момента с вала на приводной ремень. Представление о том, как снять шкив с электродвигателя, необходимо, когда предстоит ремонт или перестановка детали на новый двигатель.

В этой статье вы найдете описание существующих методов демонтажа шкива и ряд советов по их применению.

Как снять шкив с электродвигателя: выбор подходящего способа

Универсальная методика, применение которой оправдывает себя чаще всего, это простое механическое воздействие – легкие удары с противоположных сторон шкива, поочередно. Таким образом, шкив постепенно сдвигается с места посадки на вал и может быть снят.

В более сложных случаях перечень необходимых действий планируется, исходя из следующих факторов:

  • способ крепления шкива к валу двигателя (тип посадки);
  • состояние поверхностей в месте соединения (зависит от срока эксплуатации, подверженности материалов коррозии).

При каких условиях возможно снятие шкива с электродвигателя без съемника

Есть ряд случаев, когда для эффективного решения вопроса о том, как снять шкив с электродвигателя, без съемника не обойтись. Однако необходимость применения специальных приспособлений обычно отсутствует, если:

  • шкив был установлен без напрессовки, то есть диаметр вала не превышает диаметр отверстия шкива;
  • сопряженные поверхности не подвергались деформации в процессе работы двигателя.

На электродвигателях невысокой мощности надежная фиксация шкивов обеспечивается посредством шлицевой посадки, с помощью резьбовых соединений или стопорных элементов (колец, шайб). Для отделения шкива от двигателя в таких случаях достаточно раскрутить гайки (или снять кольца). Ситуация сложнее, если в месте крепления использовано кольцо с зубчатыми краями.

Прежде чем выкручивать соединительные элементы, рекомендуется аккуратно зафиксировать шкив при помощи тисков. Во избежание деформирования шкива, между пластинами тисков и поверхностью зажимаемой детали устанавливают прокладки из дерева.

Метод нагревания

Если для монтажа шкива применялся термический способ, основанный на расширении материалов, металлов в частности, при нагревании, то тепловое воздействие на шкив потребуется и для его демонтажа:

  • вследствие нагревания, производимого с краев шкива, увеличивается на доли миллиметра диаметр отверстия и, соответственно, снижается степень прижатия к валу;
  • после этого становится возможным сдвинуть деталь с посадочного места, последовательно постукивая по ней с разных концов.

На что следует обратить внимание, используя данную методику:

  • разового нагревания может оказаться недостаточно, особенно при большом диаметре отверстия шкива;
  • вал должен быть надежно изолирован от повышающего температуру действия, которое применяется к шкиву, поскольку в случае косвенного нагрева вала сопряжение элементов станет только крепче;
  • если это произошло, необходимо дождаться полного остывания элементов и повторить процедуру.

В зависимости то того, из какого материала изготовлены шкив и вал, может быть выбрана другая стратегия, при которой, напротив, вал подвергается охлаждению.

Применение съемника для снятия шкива

Перед тем, как снять шкив с вала электродвигателя, можно установить специальное приспособление – съемник, устройство которого несложно. Конструкция включает в себя:

  • металлическую пластину с отверстием по центру и неширокими прорезями;
  • гайку, приваренную к пластине;
  • болты (размер одного, с углублением в торце, должен соответствовать приваренной гайке, другие два – поменьше).

Недостатком метода является необходимость незначительного нарушения целостности шкива, в поверхности которого для крепления съемника:

  • просверливаются 2 отверстия;
  • нарезается резьба (по размеру малых болтов съемника).

Съемник действует следующим образом:

  • пластина крепится двумя болтами к шкиву;
  • третий болт начинают вкручивать в центральную гайку, при этом торцом он упирается в металлический шарик, предварительно закрепленный в центровочном пазе вала;
  • по мере вкручивания, болт отжимает пластину съемника от вала, постепенно снимая с посадочного места шкив.

Есть вероятность того, что хода болта окажется недостаточно для того, чтобы сместить деталь. В таком случае попробуйте подложить дополнительные гайки под боковые болты.

Таким образом, знание основных методов демонтажа и навыки работы с простыми инструментами помогут вам подобрать оптимальную последовательность действий и оперативно отделить шкив от вала.

Как снять втулку с вала

Как снять втулку с вала электродвигателя

Сняв полумуфту с вала электродвигателя, мы столкнулись с проблемой, дело в том, что полумуфта ремонтировалась, в нее была вставлена втулка, и уже эта втулка надевалась на вал электродвигателя. Когда мы сняли полумуфту, втулка осталась на валу.

Полумуфту мы снимали съемником, нагревая ее пропаном. Нагретая до красна (с одной стороны) полумуфта, сильнее расширилась (по законам физики), в то время как втулка была более холодной и крепко сидела на валу электродвигателя. Поэтому втулка и осталась на валу двигателя.

Встал вопрос, как снять втулку? Подходящего съемника не оказалось, так как толщина втулки была около 10мм, ее сложно было зацепить. Сбить втулку не получалось она была слишком близко от электродвигателя, плотно сидела и получала механические повреждения.

Было два более реальных варианта. Во-первых, надеть полумуфту назад на втулку, закрепить (болтами или сваркой), и попробовать снять втулку с полумуфтой. Так стоило поступить сразу, но «Хорошая мысля, приходит опосля». Во-вторых, срезать втулку пропаном или болгаркой, в этом случае пришлось бы искать новую втулку.

Мы выбрали третий вариант, сделали самодельный съемник для втулки. Во втулке было про сверлено два отверстия и в них нарезана резьба. Туда ввернули два болта, к болтам приварили две большие гайки. В гайки ввернули две шпильки, на них установили самодельный съемник. Как видно на фото.

Нагрев втулки пропаном

Втулку на грели пропаном и стали выворачивать ее съемником. Шпильки съемника стали поворачиваться. Чтобы этого не происходило съемник закрепили кран-балкой. Втулка стала медленно слезать с вала.

Съемник подвешен на кран-балке

Где то на полпути сорвалась резьба на гайке и шпильке. Мы электросваркой приварили шпильку к гайке. И дальше спокойно сняли втулку с вала электродвигателя.

Втулка и полумуфта

Все втулка снята не пришлось ее срезать.

Как снять шкив с электродвигателя

Шкив электродвигателя передаёт крутящий момент с вала на ремень привода. В этом заключается его функция в устройстве мотора. Эта деталь является колесом с углублением в виде канавки, расположенной по ободу. Иногда бывает ситуация, когда шкив нужно демонтировать, например, для ремонта или установки на другой электродвигатель. Есть несколько способов демонтажа, которые рассмотрены далее.

Выбор метода демонтажа шкива

Самый простой и универсальный способ, подходящий в большинстве случаев, это постепенное смещение шкива с месте посадки путём лёгких ударов попеременно с одной и другой стороны. Шкив понемногу сдвигается, и потом его легко снять с вала. Бывают более сложные ситуации, когда требуются дополнительные действия. Тогда выбирают способ, принимая во внимание следующие нюансы:

  • каким способом шкив крепится к валу мотора;
  • в каком состоянии находятся контактирующие поверхности (есть ли коррозия, дефекты и т. д.).

Когда возможен демонтаж шкива без съёмного приспособления

В некоторых случаях демонтировать шкив можно только с применением съёмника, но иногда можно обойтись и без него. Съёмное приспособление не понадобится, если:

  • при монтаже шкива не пришлось прибегать к напрессовке, то есть диаметр его отверстия примерно равен диаметру вала электродвигателя;
  • в процессе эксплуатации мотора контактирующие поверхности не деформировались.

В двигателях небольшой мощности шкивы фиксируются шайбами, кольцами или гайками. Если использовано резьбовое соединение или присутствует стопорный элемент, достаточно открутить гайки или снять шайбу. После этого шкив можно снять без особых усилий. Если фиксация произведена с помощью зубчатого кольца, потребуется выполнить дополнительные действия.

Перед снятием элементов крепления шкив необходимо поместить в тиски. Чтобы он не деформировался, между ним и зажимающими пластинами закладывают деревянные прокладки.

Демонтаж с помощью нагрева

Если для установки шкива использовался метод нагревания, основанный на том, что при повышении температуры материал расширяется, то этот же способ подойдёт и для снятия.

Шкив необходимо нагреть с краёв. При этом металл расширится, и отверстие станет больше на несколько десятых долей миллиметра. Этого достаточно, чтобы демонтировать деталь. По шкиву ударяют с разных сторон, в результате чего он сдвигается с посадочного места, и его можно будет снять.

Применяя способ нагрева, нужно учитывать следующее:

  • Однократное нагревание может не дать результата, особенно если отверстие детали имеет большой диаметр.
  • При нагреве нужно следить за тем, чтобы оно не оказало воздействия на вал. Если нагреются и вал, и шкив, снять последний будет ещё труднее.
  • Если не удалось избежать повышения температуры вала, нужно подождать, пока всё остынет, и повторить процедуру ещё раз.

В некоторых случаях удобнее на повышать температуру шкива, а охладить вал. Какая методика подходит больше, зависит от материалов, из которых изготовлены детали.

Демонтаж шкива с использованием съёмного приспособления

Съёмник облегчает процесс снятия шкива с двигателя. Его конструкция довольно проста, и это устройство можно изготовить самостоятельно.

  • Пластина из металла с приваренной к ней гайкой. По центру пластины должно быть отверстия, по краям — не слишком широкие прорези.
  • Три болта. Один болт побольше и два поменьше. У более крупного болта на торце должно быть углубление, соответствующее гайке.

Использование этой методики имеет недостаток: в поверхности шкива придётся просверливать отверстия. Они нужны, чтобы закрепить съёмное приспособление.

  • сверлят два отверстия;
  • выполняют нарезку резьбы под небольшие болты.

Съёмное приспособление используют так:

  • металлическую пластину прикрепляют к шкиву, используя малые болты;
  • в центровочном отверстии вала закрепляют шарик из металла;
  • вкручивают болт в гайку, приваренную к металлической пластине;
  • когда болт вкручивается, он способствует перемещению пластины съёмника, которая тянет за собой шкив и постепенно снимает его с вала.

Если болт короткий, его хода может не хватить для полного снятия детали. Тогда под малые болты, которые находятся с боков, подкладывают гайки.

Конструкцию съёмника можно усовершенствовать, но принципиальных отличий не будет. Вместо болта можно использовать винт с упорной резьбой, например, от струбцины. Другой вариант — купить трёхлапый съёмник. Принцип действия во всех случаях один.

Знание самых распространённых методов снятия шкива поможет подобрать оптимальный для конкретной ситуации. Чаще всего можно обойтись простыми инструментами и приспособлениями, которые есть у каждого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *