Практика: как правильно использовать свет в фотографии
Не секрет, что основа успеха фотографии состоит именно в освещении — без света вообще невозможно сделать снимок. Кто не хочет получить яркие, сочные снимки как на обложке глянцевого журнала? Освещение очень значимо как для портрета, так и для натюрморта, а также и для других видов съемки. Первое требование – света должно быть достаточно. Длительные выдержки приводят к смазанному изображению, повышению светочувствительности и к появлению «шумов» на изображении. Когда света достаточно, снимок получается сочным, ярким, насыщенным с хорошо различимыми деталями. Поэтому очень важно обеспечить достаточный свет. Вторая, более сложная задача – сделать световой рисунок выразительным, акцентировать внимание зрителя на главном. Красивый необычный свет становится неотъемлемой частью снимка, частью композиции. А для экспериментов и получения интересных снимков совершенно не обязательно использовать дорогое студийное оборудование.
Практика: как правильно использовать свет в фотографии
Дата публикации: 09.08.2006
Для того, чтобы добиться хорошего результата при съемке с разными источниками света, вам нужно хорошенько познакомиться прежде всего с ручным режимом работы фотокамеры. При творческой работе со светом про автоматические режимы лучше забыть.
При съемке портретов на улице встроенная вспышка позволит улучшить снимок. В пасмурную погоду фотография получится более яркой и насыщенной. В солнечный яркий день применение вспышки позволит избежать сильных теней, черных провалов. Наиболее же подходящее освещение для съемки портрета на улице – рассеянный свет в облачную погоду.
Чаще всего приходится сталкиваться с нехваткой света в помещении: у себя дома, в гостях, школе, детском саду и т.п. Применение встроенной вспышки – далеко не самый лучший способ увеличить освещенность. Вспышка дает жесткий свет, и, поскольку источник света маленький и сам свет не рассеянный, тени получаются ярко выраженными. Вспышка делает лицо человека плоским, и портрет лишается художественной привлекательности. Вместо уникального выражения глаз модели передаются все морщины, дефекты кожи. Кроме того, снимая портреты дома, вспышку лучше сочетать только с естественным светом. А вот сочетание вспышки и обычной лампочки может дать не самые лучшие цветовые эффекты.
Освещение должно быть подобрано таким образом, чтобы хорошо передавались объем и форма лица, без глубоких теней. Свет желательно сделать мягким, для этого можно применять рассеиватели. Такое освещение будет не контрастным, и оно создаст плавные тональные переходы, смягчая изображение, при этом дефекты кожи станут менее заметными.
При грамотном подходе можно сделать качественный портрет и без такого вот специального студийного освещения
Источники света в фотографии условно могут выполнять следующие роли.
Рисующий свет. Источник рисующего света должен быть всегда один. Теоретически это основной свет в композиции. Это направленный свет, который выявляет форму и детали предмета, этот свет может быть жестким или мягким. Лампы нужно использовать либо различной мощности, либо удалять их на разное расстояние от объекта. Часть света от источника рисующего света может отражаться от отражателя, и вы получите заполняющий свет, который подсвечивает тени. Источник света ставится обычно не ближе полутора двух метров от объекта, но и не слишком далеко. Функцию рисующего света может выполнять солнечный свет, который проходит через окно, дверь и т.д. Рисующий свет создает теневой контур. При освещении поверхности источником света со стороны камеры, на отдельных участках, расположенных под различными углами к световым лучам, образуются теневые участки, создающие контур.
Заполняющий свет должен равномерно освещать объект, создать такой уровень освещенности, чтобы хорошо проработались детали, и не было видимых теней. Тени он делает более светлыми. Заполняющий свет должен быть мягким – например, источник можно направить в светлый потолок.
Моделирующий свет играет роль дополнительного заполняющего света. Он подсвечивает тени в нужных участках. Моделирующий свет образуется маленькими источниками мягкого света. Позволяет получить блики, рефлексы на отражающих деталях объекта съемки.
Контровой свет (встречное освещение). Световой источник располагается за объектом съемки. Создается световой контур, а также используется для выявления воздушной дымки, освещения фактур, создания «игры света» на прозрачных предметах. Чем ближе к камере расположен источник света, тем шире образуется полоса светового контура. Чем дальше источник света от камеры, тем больше световая полоса сужается.
Фоновый свет освещает фон. Используется мягкий и рассеянный или направленный свет. Фоновый свет выделяет объект съемки, создает разницу освещения между ним и фоном. Чтобы получить объект идеально белом фоне, на фон направляется более сильный свет, чем на объект. Чтобы подчеркнуть объект на цветном фоне, фон освещается меньше, чем объект съемки.
Световой акцент – узкий направленный луч жесткого или мягкого света направляется на часть объекта, которую нужно подсветить и композиционно выделить.
Контровым источником можно красиво подсветить волосы модели
Освещенность объекта съемки прямо пропорциональна яркости источника света. При увеличении яркости света в два раза освещенность предмета увеличится вдвое. При искусственном свете освещенность зависит от расстояния между источником света и объектом съемки. Относительная освещенность точечного источника света обратно пропорциональна квадрату этого расстояния.
Правило обратных квадратов означает, что:
- при увеличении расстояния между объектом и источником света в два раза освещенность уменьшается в четыре раза;
- при увеличении расстояния между объектом и источником света в три раза освещенность уменьшается в девять раз;
- при уменьшении расстояния между объектом и источником света в два раза освещенность возрастает в четыре раза.
Электрический свет в комнате значительно слабее, чем солнечный свет. При использовании лампы ее светоотдача со временем становится меньше. Колебания напряжения электрической сети влияют на спектральный состав света. Повышение номинальной величины напряжения в сети на 10 процентов увеличивает светоотдачу лампы почти в полтора раза, а цветовая температура света увеличивается. Падение напряжения на 16 процентов вдвое уменьшает светоотдачу, а цветовая температура снижается.
Люминесцентные лампы как источники света для съемки используются редко. Для получения большей освещенности попробуйте на время съемки вкрутить мощные лампочки. Они стоят недорого, но зато освещенность комнаты станет заметно выше. Хорошо использовать матовые лампочки, мягче рассеивающие свет по сравнению с обычными. Однако один источник света дает не самый лучший световой рисунок. Вы вполне можете поэкспериментировать с дополнительными источниками света. Это могут быть настольная лампа, торшер, бра и т.п. (желательно с белыми абажурами) Модель можно подсветить сбоку или сзади, сверху – экспериментируйте, ищите наиболее удачное и интересное освещение. Светильники можно направить на стену, в потолок или на отражатель. Подбирайте тот световой рисунок, который придаст модели большую выразительность, поможет подчеркнуть характер, настроение, выражение лица. Освещение должно работать на общую композицию и удачно подчеркивать главное, чтобы сделать акцент. Грамотно и творчески используя освещение, вы быстрее добьетесь успеха, чем, если будете идти методом собственных проб и ошибок.
Но источник света сам по себе не обеспечит хорошую фотографию. Жесткий направленный свет можно использовать по-разному. Чтобы сделать свет мягким, рассеянным, можно использовать марлю, тюль, располагайте источник света на разных расстояниях от рассеивателя, чтобы получать различные эффекты.
Так как такой источник постоянного света излучает много тепла и сильно греется, накрыть его марлей сверху не получится. И чтобы сделать свет от него более рассеянным, можно расположить его за висящей белой тканью на некотором расстоянии. Мощные прожекторы сильно греются, и в целях безопасности не оставляйте их включенными без присмотра. Особенно если рядом есть ткань, бумага, пленка и т.д. Будьте очень внимательными, используя такие светильники – не кладите их на диван, стул, кресло. Это очень опасно. Они должны быть закреплены на кронштейне.
При помощи нескольких настольных ламп с матовыми лампочками можно создать неплохой световой рисунок на портрете
Чтобы получить хороший портрет, конечно, одного источника света, пусть даже с рассеивателем, недостаточно. Нужно как минимум два, а лучше три и даже больше. Самое простое и доступное решение – недорогие офисные лампы со струбцинами либо с прищепками. Они легкие, небольшие, излучают хороший равномерный свет. Вполне достаточно матовой лампы на 60-75 Вт. Комбинируя их, вы получите довольно интересное освещение. В отличие от импульсного света (вспышек), с этими лампами проще работать – вы сразу видите, что у вас должно в итоге получиться на снимке. Постоянная практика, поиски позволят вам быстро добиться оригинальных результатов. Однако когда вы будете снимать людей, они могут быстро устать: ведь они не привыкли к такому яркому свету, направленному в глаза. Особенно это касается маленьких детей. Малышей до года вообще нельзя слепить ни ярким светом, ни вспышкой – это очень опасно не только для их зрения.
Направляя лампу на отражатель, вы уменьшаете поток света. Поэтому придется либо увеличить выдержку, либо «задрать» светочувствительность ISO. Если требуется большая мощность направленного источника света, то в качестве недорогих, дополнительных источников света в домашних условиях можно использовать галогенные прожекторы мощностью от 150 Ватт до 500 Ватт. Но учтите, что цветовая температура таких ламп низкая – порядка 3500 К, в то время как солнечный свет дает в среднем температуру 5500 К, в результате чего снимки «уйдут» в желтые тона. Здесь нужно, соответственно, позаботиться о балансе белого. Установите его по белому листу или вручную укажите температуру. Либо снимайте в формате RAW, а затем при обработке на компьютере установите правильный цветовой баланс.
Такие хозяйственные прожекторы можно приобрести в комплекте со специальными стойками – держателями с тремя ножками, похожими на штатив. Их удобно использовать: быстро переставлять и наклонять сам прожектор. В среднем цена такой стойки с прожектором составляет 750-1000 руб. Даже если вы не найдете в продаже стойку для прожектора, можно приспособить обычный фотоштатив.
Если нет штатива, то это не повод остановиться на пути творческого развития – используйте все, что есть под рукой. Например, крестовину от елки, дюралевые трубки для торговых или хозяйственных конструкций или даже черенок от лопаты, швабру и т.д. Для стыковки узлов подойдут как имеющиеся в хозяйственных магазинах зажимы для металлических трубок, сантех хомуты, так и струбцины, прищепки-зажимы, миниатюрные тисочки. В крайнем случае самое универсальное средство — скотч. Самодельные конструкции и приспособления могут получиться хлипкими и неустойчивыми, поэтому нужно соблюдать осторожность, чтобы все это не упало.
Левый снимок: портрет сделан с использованием одного источника света. Правый снимок: слева поставлен отражатель, благодаря чему пропала глубокая тень на лице
Очень хороший результат даст свет, направленный на отражающий и рассеивающий свет зонтик. Существуют специальные фотозонтики, окрашенные изнутри. Также существуют зонтики, которые можно использовать на просвет, в качестве софтбокса. Например, вы можете взять детский прозрачный зонтик – не цветной, конечно. Применение зонтика даст намного более качественный результат – световой рисунок на фотографии выигрышно отличается от одного-двух направленных источников света.
Когда на объект направлен источник света, с противоположной стороны наблюдаются тени. Для того чтобы выровнять тени, используйте отражатели – это может быть белая, золотистая или серебристая поверхность. Белый матовый отражатель дает нейтральный оттенок, у такой поверхности больший коэффициент отражения света. При использовании серебристого отражателя цветовая гамма снимка заметно смещается в холодные цвета. Золотистый делает объект съемки теплее, придает более радостное настроение. Свет напоминает освещение при закате, кожа человека приобретает золотистый «загоревший» оттенок.
Вовсе не обязательно платить большие деньги и покупать профессиональные студийные отражатели. Хотя, конечно, держатели, лайтдиски (отражатели), софт-боксы очень удобно использовать в работе. Вы можете и самостоятельно изготовить отражатели, которые помогут сделать снимок интереснее. Для этого подойдет строительный полистирол, картон, оргалит, фанера, ДСП. На ровную плоскую поверхность натягивается простынь, матовая белая бумага или наклеивается фольга (золотистая или серебристая). Кроме того, вы можете сделать каркас из реек, трубочек, толстой проволоки, и на эту рамку натянуть ткань или бумагу.
Отражатель поможет вам, например, при съемке модели рядом с открытым окном, из которого идет дневной свет. И одна половина лица на снимке получается хорошо освещенной, вторая – темной. Исправить положение позволит именно отражатель, расположенный напротив окна так, чтобы отраженный свет подсвечивал тени – для этого можно использовать даже лист белой бумаги. Отражатель можно укрепить на подставке, стойке, или попросите близких подержать его на время съемки.
Отражатель не помешает и при съемке на улице – он поможет смягчить глубокие тени и выровнять световой рисунок
Свет можно «окрасить», если использовать светофильтры – пластик, покрытый с обеих сторон цветной пленкой. Но учтите, что от мощного источника света пластик со временем становится прозрачным. И еще нужно учитывать, что любой светофильтр поглощает часть света. Например, 500 Вт лампа, в зависимости от плотности фильтра, может превратиться в источник света мощностью в 250 Вт.
В достижении нужного цветового эффекта играет роль цвет заднего фона. Фон нейтрального цвета (белого, серого) хорошо передает цвет тона света, который пропущен сквозь фильтр. Темный же фон поглощает свет, и поэтому мощность источника света должна быть больше.
Так что не бойтесь экспериментировать и помните, что хороший снимок делает не оборудование, а фотограф.
Как использовать кольцевой свет для фотографии нетрадиционными способами
Кольцевые светодиодные лампы сейчас находятся на пике славы и широко используются профессиональными фотографами и любителями. Есть множество моделей этих устройств от десятков компаний, которые находят себе применение не только в среде фотографов, но и визажистов, и видеооператоров. Кольцевые фотовспышки и кольцевые лампы дают удивительный свет.
Они, например, очень распространены в индустрии моды, где используются для создания гламурного образа модели. Основное предназначение кольцевого освещения — равномерное и достаточно яркое освещение. Такая конструкция обеспечивает равномерное рассеяние светового пучка, благодаря чему на освещаемой поверхности почти отсутствуют затененные участки.
В нашей статье мы продемонстрируем несколько вариантов необычного использования фотографического кольцевого осветителя. Вы увидите, что кольцевые светодиодные осветители относительно дешевые и эффективные источники света и будут полезны для любого фотографа в студии.
Нормальное использование лампы
Напомним, что фотографический кольцевой осветитель — это источник света в виде замкнутого кольца с большим отверстием, предназначенный для размещения непосредственно перед объектом, при этом съемка выполняется через отверстие кольца.
Традиционные кольцевые фотовспышки, обеспечивающие равномерное освещение, крепятся к самой камере, вокруг объектива. Они дают меньше теней, поскольку источник света максимально близок к оптической оси объектива. Кольцевая вспышка дает широкий луч света и позволяет создать очень яркое и выразительное изображение при отсутствии теней на лице модели (при этом отличительным признаком съемки с использованием такой кольцевой вспышки является создание тени, своеобразного темного ореола позади модели).
Для съемки маленьких объектов кольцевой свет — ваш идеальный компаньон. Ее равномерное освещение отлично подходит для макросъемки, когда вам требуется очень мягкий свет. Для макросъемки кольцевые светильники дают немного более сфокусированное освещение по сравнению с лайтбоксом , при этом они достаточно хорошо распределяют свет вокруг небольшого объекта, чтобы скрыть тени и выделить больше деталей.
Универсальность
У кольцевых осветителей непрерывного света есть множество вариантов использования. Поскольку свет всегда включен, вы можете расположить такую лампу где угодно. Благодаря большому количеству доступных на рынке моделей вы получаете мощный, легкий и универсальный непрерывный осветитель стоимостью от 100 долларов США.
Бонус использования светового кольца — зрачки людей будут сужены, что позволит получить на фотопортрете больше цвета в глазах. Еще одним интересным эффектом в случае портретной фотографии является свет, попадающий в глаза вашего объекта. Глаза отражают световое кольцо, создавая впечатление у зрителя, будто из глаз исходит крошечный круг света.
Еще одним интересным примером использования отражения может служить отражение светового кольца в темных солнцезащитных очках модели. Фотография получает слегка футуристический вид.
Опции
Приведем пять примеров того, как вы можете использовать кольцевой осветитель с большим эффектом, даже не используя его как кольцевой свет.
- Использование кольцевой лампы в качестве нормального освещения
Несмотря на круглую форму, кольцевые лампы прекрасно подходят в качестве обычного освещения. Поднимите источник света и направьте его к своему объекту, чтобы изменить тот эффект, который оказывает форма источника света. Таким образом вы можете использовать его как небольшой софтбокс. Не ограничивайтесь этим способом освещения объекта, все основные схемы освещения такими лампами работают хорошо.
Если у вас есть более одного кольцевого источника света, вы можете использовать их вместе, чтобы создать практически любую установку с двумя источниками света, которую вы можете себе представить.
- Использование кольцевой лампы в качестве декорации
Светодиодная лампа на ощупь не горячая, поэтому попробуйте такой вариант, когда ваш объект позирует с лампой в руках. В зависимости от размера кольцевых ламп могут получиться разные результаты, вам придется беспокоиться о том, чтобы спрятать кабели, но это забавная техника нетрадиционного использования осветителя.
- Использование кольцевой лампы в качестве заполняющего света
Вы можете смешать любой непрерывный свет со студийными вспышками для получения интересных эффектов. Используя моноблок в качестве ключевого источника света, вы можете включить кольцевой свет для получения некоторой нежной заливки.
Нужно иметь в виду, что ваши вспышки, вероятно, намного мощнее, чем ваш кольцевой свет, поэтому установите мощность соответствующим образом. Кроме того, вам понадобится иметь кольцевой светильник с регулируемой цветовой температурой, если вы собираетесь смешивать такие источники света.
Еще вы можете сделать наоборот — использовать кольцевой свет в качестве ключа и вспышку в качестве заливки. Предварительно убедитесь, что мощность ваших стробоскопов может быть нужным образом снижена.
- Использование кольцевой лампы в качестве элемента композиции
Вы можете разместить кольцо света в любом месте вашего кадра и получить при этом интересные эффекты. Можно использовать кольцо света в качестве обрамляющего элемента — оно обеспечивает идеальный белый круг света. Попробуйте поместить кольцевую лампу за спиной объекта для получения эффекта ореола или же расположить ее под углом в кадре для получения изогнутой полосы света, проходящей через композицию.
- Использование кольцевой лампы с приемом удлинения выдержки
Это похоже на использование кольцевого осветителя в качестве фонового заполнения, но если вы используете стробоскоп, то вы можете выставить для мощного стробоскопа и маломощного кольцевого осветителя удлинение выдержки.
Небольшое предупреждение: если вы подкованный технически фотограф, скорее всего вам не особо понравится эта техника, поскольку результаты, как правило, слабоваты. Тем не менее, она может быть интересной. В любом случае вы должны быть осторожны с управлением движением камеры.
Поскольку выходная мощность вашей вспышки никоим образом не зависит от выдержки, вы можете установить скорость затвора настолько низкой, насколько это необходимо для выполнения этой задачи. При очень медленной скорости затвора вы можете использовать штатив. Этот метод может обеспечить интересные эффекты и полученные кадры не будут одинаковыми.
Итак, вот какие есть необычные способы использования фотографических кольцевых ламп, не считая применения их по прямому назначению. Учитывая возможность найти на рынке недорогие кольцевые осветители, можно утверждать, что они являются очень полезным инструментом для любого фотографа.
5 крутых идей для съёмок с Led-светильниками
Источники постоянного света упрямо входят в жизнь человека снимающего. Если раньше профи могли морщить нос на постоянники, то теперь от них принципиально отказываются только совсем уж динозавры или люди недалёкие. У LED-света есть ряд преимуществ перед импульсом, кроме того, есть снимки, которые можно снять только с постоянным светом. Подробнее читайте в нашем материале.
LED-светильники — это не только источник света, с которым удобно работать, но и простор для творчества / Фото: fineartamerica.com, flickr.com
LED-светильники бывают разных видов. Это могут быть стандартные моноблоки, длинные жезлы, кольцевые лампы, панели, накамерные панели, которые помещаются буквально в карман.
У такого света есть ряд плюсов и преимуществ:
- его видно сразу (в отличие от вспышек), поэтому проще строить и балансировать цветовые схемы;
- он хорошо подходит для видеосъёмки;
- он экономичен и «ест» мало батареек;
- есть много бюджетных и супер-бюджетных вариантов, доступных начинающим;
- им можно пользоваться, как обычным фонариком, если съёмки проходят ночью в лесу.
Цветной свет
Съёмки с цветным светом — тренд последних двух лет / Фото: unsplash.com
LED-светильники хорошо подходят для съёмки потретов с цветным светом. Причём и для экстремальных, как на иллюстрации выше, так и для более классических — где, например, только волосы модели подсвечивает подкрашенный (синий или оранжевый) контровый свет, а рисующий остаётся чистым.
Есть два вида LED-светильников: с постоянной световой температурой и с переменной. Вторые наиболее интересны для таких съёмок: цвет света такой лампы можно менять прямо поградусно — он может быть любого цвета в из спектра. Такого эффекта практически невозможно добиться с помощью импульсного света, температуру которого придётся менять при помощи гелевых фильтров.
Идеальным вариантом для съёмки портретов с цветным светом будут панели и жезлы. Маленькие фонари подойдут для крупных портретов, более длинные — для поясных и ростовых.
Модификаторы
Модификаторы можно приобрести или сделать из того, что подвернулось под руку. Например, по интернету не первый год бродит снимок со светом через дуршлаг. Или полосатый портрет со светом, направленным через жалюзи.
Дуршлаг как оружие креативного фотографа / Фото: fashionterpopuler.com
Также популярны подобные портреты в светлом круге:
Модификатор света — несложный способ сделать обычный портрет интересным/ Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт
Как правило, чтобы получить такой свет, используют источник постоянного света, оптическую насадку и маски гобо, но можно сделать и проще. Подобную картинку можно получить, пропустив свет фонаря через втулку от туалетной бумаги. Край круга в этом случае будет несколько более размытым, но зато такое «дополнительное оборудование» можно найти где угодно, чего не скажешь о специальном проекторе и масках гобо — это дорогая техника, которая есть не в каждой студии.
LED-источники позволяют сразу видеть световой рисунок. Это важно при работе с модификаторами — вы сразу видите, красиво ли ложится световой рисунок на модель. Кроме того, в случае с самодельными модификаторами света удобнее фотографировать с маленькими источниками света, потому что их свет проще ограничивать: не пускать за пределы втулки или дуршлага.
Магия своими руками: светящиеся коробки и свет из книг
Большое преимущество маленького источника света перед большим моноблоком — в том, что его можно поместить туда, куда большие вспышки не влезут. Например, вы снимаете портрет в интерьере, и в этом интерьере есть симпатичная лампа в абажуре, которая по какой-то причине не горит. Помещаем фонарь в неё, и вуаля.
Таким же способом снимаются распространённые сюжеты со «волшебными» светящимися новогодними подарками или книгами.
Повторить такой снимок гораздо проще и удобнее с небольшим источником постоянного света / Фото: cherphotographyaz.com
Дальше на такой снимок при желании можно наложить лучи света, крупицы пыли «мерцающие» в потоке света, и сделать картинку более интересной.
Таким же образом делаются заготовки для создания «сказочных» фото. Кто всерьёз увлекается коллажированием, знает, что посадить фею на ладошку модели — не самое сложное. Сложнее отрисовать свет и тени на лице, которые должны появляться, когда держишь перед собой что-то светящееся. Без этого коллаж не будет выглядеть реалистично. Такие вещи обычно проще и быстрее сделать на этапе съёмки — вместо феи на ладонь кладут LED-светильник.
Лицо модели подсвечено LED-светильником, что позволяет вставить светящихся бабочек на постобработке без лишних проблем / Фото: youtube.com/ArtBalaghat
Длинная выдержка и фризлайт
LED-светильники могут не только выступать как источник света на съёмке, но и быть в кадре. Например, с помощью LED-светильника в кадре можно создавать подобные картинки.
Белая полоса в кадре — это след от движущегося светильника, «пойманный» длинной выдержкой / Фото: lightandlense.com
Такая техника фотографии называется фризлайт. Фризлайт — это дословно «замороженный свет». Чтобы сделать фото в технике фризлайт, вам обязательно понадобится штатив, поскольку при съёмке на длинных выдержках важно, чтобы камера была надёжно зафиксирована. А выдержки для фризлайта придётся ставить действительно длинные — от 2 до 30 секунд. Столько, сколько необходимо, чтобы нарисовать в воздухе узор.
Кроме штатива нужно будет тёмное помещение (или можно снимать на улице ночью в местах, где нет сильной засветки) и подходящая лампа. От того, какой светильник вы выберете, будет зависеть внешний вид светового следа.
Для снимка слева понадобится LED-светильник с переменной температурой света, чтобы получить полосы разных цветов, для правой оптимальным будет жезл / Фото: pinterest.com, sublument.com
Для съёмки некоторых сюжетов в технике фризлайт вам понадобится ещё и источник импульсного света. Например, вспышка и синхронизаторы. Это необходимо, когда нужно не только получить элементы фризлайта, но и хорошо проработать лицо модели и заморозить её движение.
При беглом взгляде на снимок, можно подумать, что это коллаж, но это не так. Картинка снята одним кадром /Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт
Если разобрать процесс съёмки такого сложного кадра на составляющие, он будет выглядеть так: камера снимает на длинной выдержке сцену без вспышки, запечатлевая след от светящегося объекта. А в самом конце выдержки финальная вспышка подбивает главного героя, замораживая его движение. Чтобы добиться такого эффекта, важно выставлять синхронизацию вспышки по задней шторке.
LED-светильник как элемент композиции
Этот приём часто используется для кольцевых ламп. С их помощью можно получить вот такие сюрреалистичные снимки.
Смотришь на такие картинки, и хочется срочно купить кольцевую лампу / Фото: adventures-photos.com, iso.500px.com
Кольцевая лампа в целом очень полезный инструмент для несложной бьюти-съёмки и видеосъёмки. Недаром этот вид светильников любят бьюти-мастера, которые снимают результат своей работы самостоятельно, и блогеры, работающие в разговорном жанре «говорящей головы».
Кольцевые лампы дают мягкий рассеянный свет, с которым просто и удобно работать, и интересные кольцевые блики в глазах модели.
Предметная фотосъемка в домашних условиях
Предметная съемка в домашних условиях поможет создать целый мир вокруг нужных предметов и оформить кадры в подходящем стиле. Сперва нужно выбрать место, которое вы будете использовать для фотосъемки. Важно определиться с фоном: классический белый, яркий или фактурный.
Для белого фона профессиональные фотографы часто используют специальный предметный столик, столешницей которого является рассеиватель, – можно подсвечивать объект со всех сторон, избавляясь от ненужных теней.
Еще одно полезное приспособление – это лайткуб. Его можно купить в специализированном магазине или сделать самому. Конструкция довольна проста – металлический или пластмассовый каркас, обтянутый полупрозрачной рассеивающей тканью (например, тюлем). Через коробку мягкий свет равномерно распределяется по конструкции и создается практически бестеневой кадр.
Для белого фона вполне подойдет обычный стол, накрытый белой тканью. Избавится от тени на фотографии не получится, но можно откорректировать в фоторедакторе.
В качестве фона вы можете использовать обычные фактурные объекты: например, стол из массива подойдет для предметной съемки металлических или деревянных предметов. Можно поиграть с цветом, добавив цветных тканей или аксессуаров.
А если вы не нашли подходящий фон дома, вам помогут ватман и гуашь. Создайте свой неповторимый рисунок или сделайте просто насыщенный черный фон – главное, чтобы он не отвлекал внимания от самого объекта фотосъемки.
Освещение
Для предметной съемки в домашних условиях обычное освещение не подойдет, а наоборот, только создаст дополнительные проблемы: лишние тени и некорректная цветопередача.
Самый бюджетный вариант освещения – это естественный свет из окна. В солнечную погоду яркие лучи лучше прикрыть белой занавеской или тюлем. Если этого недостаточно, поставьте с двух сторон белые листы бумаги – так можно сделать свет более нежным.
А в пасмурную погоду при естественном свете получаются очень хорошие фотографии, благодаря рассеянным и мягким лучам. Конечно, такой вариант не подходит для частой съемки – природные явления довольно переменчивы, но сделать пару хороших фото вполне реально.
Быть независимым от погоды помогут специальные лампы с регулировкой цветовой температуры. Для предметной съемки дома вполне подойдет кольцевая лампа на штативе. Еще можно использовать обычные светильники, главное выберите правильные лампочки: они должны быть с одинаковой теплотой света (этот параметр обычно указывают на упаковках). Также можно приобрести несколько источников постоянного или импульсного света. Или использовать вспышку на фотоаппарате и обычный отражатель. Так ваша съемка приблизится еще на шаг к профессиональной.
Как правильно поставить лампы?
- Поставьте лампы с двух сторон по бокам на 70 градусов и подсветите ими фон – получите рассеивающий свет на фоне предмета.
- Если необходимо получить изображение без теней, стоит использовать лайткуб и два источника освещения. При использовании контрового света, один из источников располагают под объектом, а второй сзади.
- Поиграйте со светом, сделайте несколько фотографий с разного ракурса. Поиски могут занять некоторое время, но результат не заставит себя долго ждать.
Настройка фотоаппарата
Качество кадра зависит не только от света, но и от внутренних настроек фотоаппарата. Установите фотоаппарат на штатив, закрепите камеру и приступайте к настройкам.
Диафрагма
Для настройки диафрагмы переведите камеру в режим S или Av – это полуавтоматический режим приоритета диафрагмы, обозначение зависит от модели камеры. Параметры устанавливаем на значение 18 или 22 – так фотографии получаться достаточно резкими.
Выдержка
В полуавтоматическом режиме камера рассчитывает выдержку сама. При слабом освещении она обычно составляет пару секунд. Использование штатива поможет избежать расплывчатости в изображении.
Баланс белого
На баланс белого влияют многие факторы: цвет стен и объекта, расположение света. Чаще всего используют автонастройки. Попробуйте сделать пробное фото, если результат не обрадовал, то настройте параметры вручную. Вам понадобится белый лист, поднесите его к месту композиции. Не меняя угол съемки, сделайте фотографию в ручном режиме, так, чтобы лист заполнил все пространство кадра. При этом не обязательно фокусироваться на нем.
Если у вас не получилось выстроить идеальный баланс белого – ничего страшного, исправить это сможет фоторедактор.
Фокусировка
Фокус лучше настроить в ручном режиме, так вы определите точку фокуса самостоятельно. Обычно ее устанавливают на сам объект, при этом задний и передний планы немного размываются. Если на вашем фотоаппарате только автоматическая фокусировка, то рекомендуем использовать контрастные фоны, чтобы объект заметно выделялся – автофокус обычно выстраивается на контрастные участки.
ISO
Чувствительность матрицы к свету для предметной съемки дома следует ставить на минимальные значения. Обычно ISO устанавливают в диапазоне 50-200 для получение изображения без лишних «шумов» – конкретные значения зависят от настроек фотоаппарата.
Эти параметры могут варьироваться – все зависит от условий фотосъемки и поставленных задач. Попробуйте сделать несколько кадров с предлагаемыми настройками, оцените результат и при необходимости поэкспериментируйте с параметрами фотоаппарата.
Оборудование для предметной фотосъемки
Помимо фотоаппарата для предметной фотосъемки в домашних условиях вам понадобятся:
- Штатив – поскольку света может быть недостаточно, фотоаппарат будет увеличивать значение выдержки. Чтобы фотографии не получились смазанным, нужен штатив. Эксперты отметили, что самой устойчивой является модель треног. Производители предлагают как массивные штативы для тяжелых фотоаппаратов, так и легкие алюминиевые, которые легко складываются и помещаются в рюкзак или сумку.
- Лампа для освещения – в домашних условиях может быть достаточно обычной кольцевой LED-лампы. Такое оборудование часто используют в бьюти индустрии, но и для предметной фотосъемки в домашних условиях она вполне подходит.
- Лайткуб – конструкция для фотосъемки на белом фоне. Изготавливается из металлического корпуса, который обтягивают полупрозрачным материалом для рассеивания света. Его часто используют для съемки объектов каталогов.
- Прозрачная полка для лайткуба – чтобы подсвечивать куб снизу. Дома для этой цели хорошо подойдет полка из холодильника.
Вот и все, что нужно для предметной фотосъемки в домашних условиях. Теперь выберете подходящий день и попробуйте реализовать свою задумку. Даже с обычным фотоаппаратом и минимальным набором оборудования можно создать хорошие кадры – пробуйте и экспериментируйте.