Как работать с дисплеем на ардуино
Перейти к содержимому

Как работать с дисплеем на ардуино

  • автор:

Работа с символьными ЖК дисплеями 1602,2004.

Для работы с символьными графическими дисплеями предлагаем воспользоваться библиотекой LiquidCrystal которая входит в стандартный набор Arduino IDE и предназначена для работы по 8-битному (4-битному) параллельному интерфейсу. Если Ваш дисплей подключается к Arduino по аппаратной шине I2, то Вам нужно установить библиотеку LiquidCrystal_I2C (большинство функций которой повторяют функции первой библиотеки).

Поддерживаемые дисплеи:

Дисплей Подключение и инициализация
LCD1602 — символьный дисплей (16×02 символов),
с параллельным интерфейсом (синий)
#include
LiquidCrystal lcd( 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 [ , 8 , 9 , 10 , 11 ] );
void setup()< lcd.begin( 16 , 2 ); >

// Пояснение:
LiquidCrystal ОБЪЕКТ ( RS , E , D4 , D5 , D6 , D7 );
void setup()

Подключение дисплея LCD1602 к Arduino

// Пояснение:
LiquidCrystal ОБЪЕКТ ( RS , E , D4 , D5 , D6 , D7 );
void setup()

Подключение дисплея LCD2004 к Arduino

#1 Пример

Выводим надпись на дисплей LCD1602 подключённый по шине I2C. Для работы с дисплеем LCD2004 нужно изменить 3 строку на LiquidCrystal_I2C lcd(0x27,20,4);

#include // Подключаем библиотеку для работы с шиной I2C #include // Подключаем библиотеку для работы с LCD дисплеем по шине I2C LiquidCrystal_I2C lcd(0x27,16,2); // Объявляем объект библиотеки, указывая параметры дисплея (адрес I2C = 0x27, количество столбцов = 16, количество строк = 2) // Если надпись не появилась, замените адрес 0x27 на 0x3F void setup() < // lcd.init(); // Инициируем работу с LCD дисплеем lcd.backlight(); // Включаем подсветку LCD дисплея lcd.setCursor(0, 0); // Устанавливаем курсор в позицию (0 столбец, 0 строка) lcd.print("LCD"); // Выводим текст "LCD", начиная с установленной позиции курсора lcd.setCursor(0, 1); // Устанавливаем курсор в позицию (0 столбец, 1 строка) lcd.print("www.iarduino.ru"); // Выводим текст "www.iarduino.ru", начиная с установленной позиции курсора >// // void loop()<> // Код внутри функции loop выполняется постоянно. Но так как мы выводим статичный текст, нам достаточно его вывести 1 раз при старте, без использования кода loop

#2 Пример

Выводим надпись на дисплей LCD1602 подключённый по 4-битной параллельной шине. Для работы с дисплеем LCD2004 нужно изменить 5 строку на lcd.begin(20, 4);

#include // Подключаем библиотеку LiquidCrystal для работы с LCD дисплеем LiquidCrystal lcd(2,3,4,5,6,7); // Объявляем объект библиотеки, указывая выводы дисплея (RS,E,D4,D5,D6,D7) // Если используется 8 проводов шины данных, то указываем (RS,E,D0,D1,D2,D3,D4,D5,D6,D7) void setup() < // lcd.begin(16, 2); // Инициируем работу с LCD дисплеем, указывая количество (столбцов, строк) lcd.setCursor(0, 0); // Устанавливаем курсор в позицию (0 столбец, 0 строка) lcd.print("LCD2004"); // Выводим текст "LDC1602", начиная с установленной позиции курсора lcd.setCursor(0, 1); // Устанавливаем курсор в позицию (0 столбец, 1 строка) lcd.print("www.iarduino.ru"); // Выводим текст "www.iarduino.ru", начиная с установленной позиции курсора >// // void loop()<> // Код внутри функции loop выполняется постоянно. Но так как мы выводим статичный текст, нам достаточно его вывести 1 раз при старте, без использования кода loop

#3 Пример

Выводим надпись «Русский язык» на дисплей LCD1602 подключённый по шине I2C:

#include // Подключаем библиотеку для работы с шиной I2C #include // Подключаем библиотеку для работы с LCD дисплеем по шине I2C LiquidCrystal_I2C lcd(0x27,16,2); // Объявляем объект библиотеки, указывая параметры дисплея (адрес I2C = 0x27, количество столбцов = 16, количество строк = 2) // uint8_t symbol[6][8] = < // Объявляем массив из 6 собственных символов (к и й я з ы), каждый символ состоит из 8 байт < 0, 0,18,20,24,20,18, 0 >, // к < 0, 0,17,19,21,25,17, 0 >, // и , // й < 0, 0,15,17,15, 5, 9, 0 >, // я < 0, 0,14,17, 6,17,14, 0 >, // з < 0, 0,17,17,29,19,29, 0 >>; // ы // void setup() < // lcd.init(); // Инициируем работу с LCD дисплеем lcd.backlight(); // Включаем подсветку LCD дисплея lcd.createChar(1, symbol[0]); // Загружаем 1 символ "к" в ОЗУ дисплея lcd.createChar(2, symbol[1]); // Загружаем 2 символ "и" в ОЗУ дисплея lcd.createChar(3, symbol[2]); // Загружаем 3 символ "й" в ОЗУ дисплея lcd.createChar(4, symbol[3]); // Загружаем 4 символ "я" в ОЗУ дисплея lcd.createChar(5, symbol[4]); // Загружаем 5 символ "з" в ОЗУ дисплея lcd.createChar(6, symbol[5]); // Загружаем 6 символ "ы" в ОЗУ дисплея lcd.setCursor(0, 0); // Устанавливаем курсор в позицию (0 столбец, 0 строка) lcd.print("Pycc\1\2\3 \4\5\6\1"); // Выводим текст "Pycckий языk", где "Pycc" написано латиницей, а "kий языk" - символами из ОЗУ дисплея >// Если нужно вывести символ из ОЗУ дисплея, то пишем \ и номер символа // void loop()<> // Код внутри функции loop выполняется постоянно. Но так как мы выводим статичный текст, нам достаточно его вывести 1 раз при старте, без использования кода loop

#4 Пример

Выводим время прошедшее после старта на дисплей LCD1602 подключённый по шине I2C:

#include // Подключаем библиотеку для работы с шиной I2C #include // Подключаем библиотеку для работы с LCD дисплеем по шине I2C LiquidCrystal_I2C lcd(0x27,16,2); // Объявляем объект библиотеки, указывая параметры дисплея (адрес I2C = 0x27, количество столбцов = 16, количество строк = 2) // uint8_t tim_D, tim_H, tim_M, tim_S; // Объявляем переменные для хранения дней, часов, минут и секунд. uint32_t tim; // Объявляем переменную для хранения общего количества времени прошедшего после старта. // Если надпись не появилась, замените адрес 0x27 на 0x3F void setup() < // lcd.init(); // Инициируем работу с LCD дисплеем lcd.backlight(); // Включаем подсветку LCD дисплея >// // void loop() < // // Получаем время прошедшее после старта: // tim = millis() / 1000; // Получаем общее количество секунд (максимум 4'294'967 сек ≈ 49,7 дней). tim_S = tim % 60; // Получаем секунды: остаток от деления всех секунд на минуту (60 сек). tim = (tim-tim_S) / 60; // Получаем общее количество минут. tim_M = tim % 60; // Получаем минуты: остаток от деления всех минут на час (60 мин). tim = (tim-tim_M) / 60; // Получаем общее количество часов. tim_H = tim % 24; // Получаем часы: остаток от деления всех часов на день (24 час). tim_D = (tim-tim_H) / 24; // Получаем общее количество дней. // Выводим время прошедшее после старта: // if (millis()%1000<100)< // Условие выполняется в течении 100 первых миллисекунд каждой новой секунды. delay(100); lcd.setCursor(0, 0); // Устанавливаем курсор в позицию (0 столбец, 0 строка). lcd.print("Days: "); // Выводим текст. if(tim_D<10)// Выводим 0 перед количеством дней. lcd.print(tim_D ); // Выводим количество дней. lcd.setCursor(0, 1); // Устанавливаем курсор в позицию (0 столбец, 1 строка) lcd.print("Time: "); // Выводим текст. if(tim_H <10)// Выводим 0 перед количеством часов. lcd.print(tim_H ); // Выводим количество часов. lcd.print(':' ); // Выводим символ. if(tim_M <10)// Выводим 0 перед количеством минут. lcd.print(tim_M ); // Выводим количество минут. lcd.print(':' ); // Выводим символ. if(tim_S <10)// Выводим 0 перед количеством секунд. lcd.print(tim_S ); // Выводим количество секунд. > // > //

Функции, общие для библиотек LiquidCrystal и LiquidCrystal_I2C:

  • begin(cols,rows,[char_size]); – Инициализация дисплея с указанием количества столбцов, строк и размера символа.
  • clear(); – Очистка дисплея с установкой курсора в положение 0,0 (Занимает много времени!).
  • home(); – Установка курсора в положение 0,0 (Занимает много времени!).
  • display(); – Быстрое включение дисплея (без изменения данных в ОЗУ).
  • noDisplay(); – Быстрое выключение дисплея (без изменения данных в ОЗУ).
  • blink(); – Включение мигающего курсора (с частотой около 1 Гц).
  • noBlink(); – Выключение мигающего курсора.
  • cursor(); – Включение подчеркивания курсора.
  • noCursor(); – Выключение подчеркивания курсора.
  • scrollDisplayLeft(); – Прокрутка дисплея влево. Сдвиг координат дисплея на один столбец влево (без изменения ОЗУ).
  • scrollDisplayRight(); – Прокрутка дисплея вправо. Сдвиг координат дисплея на один столбец вправо (без изменения ОЗУ).
  • leftToRight(); – Указывает в дальнейшем сдвигать положение курсора, после вывода очередного символа, на один столбец вправо.
  • rightToLeft(); – Указывает в дальнейшем сдвигать положение курсора, после вывода очередного символа, на один столбец влево.
  • noAutoscroll(); – Указывает в дальнейшем выравнивать текст по левому краю от позиции курсора (как обычно).
  • autoscroll(); – Указывает в дальнейшем выравнивать текст по правому краю от позиции курсора.
  • createChar(num,array); – Запись пользовательского символа в CGRAM дисплея под указанным номером.
  • setCursor(col,row); – Установка курсора в позицию указанную номером колонки и строки.
  • print(data); – Вывод текста, символов или цифр на экран дисплея. Синтаксис схож с одноимённой функцией класса Serial.

Функции, реализованные только в библиотеке LiquidCrystal_I2C:

  • init(); – Инициализация дисплея. Должна быть первой командой библиотеки LiquidCrystal_I2C после создания объекта. На самом деле данная функция есть и в библиотеке LiquidCrystal, но в той библиотеке она вызывается автоматически (по умолчанию) при создании объекта.
  • backlight(); – Включение подсветки дисплея.
  • noBacklight(); – Выключение подсветки дисплея.
  • setBacklight(flag); – Управление подсветкой (true — включить / false — выключить), используется вместо функций noBacklight и backlight.

Подключение:

// Для шины I2C:
#include
#include
LiquidCrystal_I2C lcd( address , col , row );
void setup()lcd.init();
>

  • address: Адрес дисплея на шине I2C — 0x27 или 0x3F
  • col: количество столбцов реализованное у дисплея
  • row: количество строк реализованное у дисплея
  • RS: № вывода Arduino к которому подключён вывод RS
  • E: № вывода Arduino к которому подключён вывод E
  • D0. D3: № выводов Arduino к которым подключены выводы D0-D3
  • D4. D7: № выводов Arduino к которым подключены выводы D4-D7
  • col: количество столбцов реализованное у дисплея
  • row: количество строк реализованное у дисплея
  • col: количество столбцов реализованное у дисплея
  • row: количество строк реализованное у дисплея
  • size: размер символов, указывается константой:
    LCD_5x8DOTS (по умолчанию), или LCD_5x10DOTS
/* Для шины I2C: */ #include // Подключаем библиотеку для работы с шиной I2C #include // Подключаем библиотеку для работы с LCD дисплеем по шине I2C LiquidCrystal_I2C lcd(0x3F,20,4); // Объявляем объект библиотеки, указывая параметры дисплея (адрес I2C = 0x3F, количество столбцов = 20, количество строк = 4) // void setup() < // lcd.init(); // Инициируем работу с LCD дисплеем lcd.backlight(); // Включаем подсветку LCD дисплея . // Выводим информацию, которая должна отображаться при старте >// // void loop()<> // . // Выводим информацию которая должна меняться по алгоритму Вашего кода > //
/* Для 4 проводной параллельной шины: */ #include // Подключаем библиотеку LiquidCrystal для работы с LCD дисплеем LiquidCrystal lcd(2,3,4,5,6,7); // Объявляем объект библиотеки, указывая выводы дисплея (RS,E,D4,D5,D6,D7) // Если используется 8 проводов шины данных, то указываем (RS,E,D0,D1,D2,D3,D4,D5,D6,D7) void setup() < // lcd.begin(16, 2); // Инициируем работу с LCD дисплеем, указывая количество (столбцов, строк) . // Выводим информацию, которая должна отображаться при старте >// // void loop()<> // . // Выводим информацию которая должна меняться по алгоритму Вашего кода > //

Функции управления дисплеем:

  • flag: значение true — включает, а false — выключает подсветку.
/* Выводим надпись для наблюдения за функциями управления дисплеем: */ lcd.cursor(0,0); // Устанавливаем курсор в крайний верхний угол дисплея (0 столбец, 0 строка) lcd.print("iarduino.ru"); // Выводим текст "iarduino.ru" (первая буква "i" будет находиться в позиции "0,0", а последняя "u" в позиции "10,0", невидимый курсор в позиции "11,0") // lcd.noDisplay(); // Выключаем дисплей (надпись исчезнет с дисплея) lcd.display(); // Включаем дисплей (надпись появится на дисплее в том же месте) lcd.scrollDisplayLeft(); // Сдвигаем координаты столбцов влево (на дисплее будет отображаться "arduino.ru" без первой буквы "i", которая выйдет за пределы дисплея, но останется в его ОЗУ) lcd.scrollDisplayRight(); // Сдвигаем координаты столбцов вправо (на дисплее будет отображаться "iarduino.ru" на том же месте, где и была выведена изначально) lcd.clear(); // Чистим дисплей (надпись безвозвратно исчезнет с дисплея) lcd.noBacklight(); // Отключаем подсветку дисплея lcd.backlight(); // Включаем подсветку дисплея lcd.setBacklight(0); // Отключаем подсветку дисплея lcd.setBacklight(1); // Включаем подсветку дисплея

Функции управления курсором:

  • col: номер столбца (начиная с 0).
  • row: номер строки (начиная с 0)
lcd.setCursor( 0, 1); // Устанавливаем курсор на первый символ второй строки (нумерация строк и столбцов начинается с 0) lcd.home(); // Устанавливаем курсор на первый символ первой строки (как при вызове lcd.setCursor(0,0);) lcd.blink(); // Делаем курсор видимым (на месте курсора будет мигать прямоугольник) lcd.noBlink(); // Делаем курсор невидимым (убираем мигающий прямоугольник) lcd.cursor(); // Делаем курсор видимым (на месте курсора появится знак подчёркивания) lcd.noCursor(); // Делаем курсор невидимым (убираем знак подчёркивания) // Если курсор попадает на место где есть символ, то этот символ не исчезает

Функции указывающие направление и выравнивание:

leftToRight();
Указывает, что после каждого нового символа, положение курсора должно сдвигаться на один столбец вправо.
Примечание: Если вывести текст «abc» на дисплее отобразится «abc» и текст будет находиться правее от изначального положения курсора.
(Как обычно)
rightToLeft();
Указывает, что после каждого нового символа, положение курсора должно сдвигаться на один столбец влево.
Примечание: Если вывести текст «abc» на дисплее отобразится «cba» и текст будет находиться левее от изначального положения курсора.
(Письменность справа налево)
noAutoscroll();
Указывает, что в дальнейшем, текст нужно выравнивать по левому краю от изначальной позиции курсора.
Примечание: если установить курсор в позицию 10,0 и вывести текст, то в данной позиции будет находиться первый символ выведенного текста.
(Как обычно)
autoscroll();
Указывает, что в дальнейшем, текст нужно выравнивать по правому краю от изначальной позиции курсора.
Примечание: если установить курсор в позицию 10,0 и вывести текст, то в данной позиции будет находиться курсор.
(Координаты дисплея будут сдвинуты влево, как будто Вы вызвали функцию scrollDisplayLeft столько раз, сколько букв в выведенном тексте)
lcd.leftToRight(); // Указываем курсору сдвигаться вправо (Как обычно в европейской письменности) lcd.clear(); lcd.setCursor(5,0); lcd.print("ABC"); // На дисплее увидим: " ABC " (После "A" курсор сдвинулся вправо и вывелась "B", далее курсор сдвинулся вправо и вывелась "C") lcd.rightToLeft(); // Указываем курсору сдвигаться влево (Как в письменности справа налево) lcd.clear(); lcd.setCursor(5,0); lcd.print("ABC"); // На дисплее увидим: " CBA " (После "A" курсор сдвинулся влево и вывелась "B", далее курсор сдвинулся влево и вывелась "C") lcd.noAutoscroll(); // Устанавливаем выравнивание по левому краю (Как обычно) lcd.clear(); lcd.setCursor(5,0); lcd.print("ABC"); // На дисплее увидим: " ABC " (Как обычно) lcd.autoscroll(); // Устанавливаем выравнивание по правому краю (Координаты дисплея будут сдвинуты влево на количество выведенных символов) lcd.clear(); lcd.setCursor(5,0); lcd.print("ABC"); // На дисплее увидим: " ABC " (Координаты дисплея будут сдвинуты на 3 символа влево, так как после каждого символа совершается вызов функции scrollDisplayLeft)

Функции ввода текста и символов:

  • num: номер под которым будет записан символ (от 1 до 7).
  • array: массив представляющий записываемый символ.
  • text: символ, число или строка для вывода на дисплей.
#include // Подключаем библиотеку для работы с шиной I2C #include // Подключаем библиотеку для работы с LCD дисплеем по шине I2C LiquidCrystal_I2C lcd(0x27,16,2); // Объявляем объект библиотеки, указывая параметры дисплея (адрес I2C = 0x27, количество столбцов = 16, количество строк = 2) // uint8_t symbol_d[8] = ; // 8 строка символа "д" Весь массив можно записать одной строкой: uint8_t symbol_d[8]=; // uint8_t symbol_i[8] = ; // 8 строка символа "и" Весь массив можно записать одной строкой: uint8_t symbol_i[8]=; void setup() < // lcd.init(); // Инициируем работу с LCD дисплеем lcd.backlight(); // Включаем подсветку LCD дисплея lcd.createChar(1,symbol_d); // Загружаем в память дисплея первый символ lcd.createChar(2,symbol_i); // Загружаем в память дисплея второй символ lcd.clear(); // Чистим экран lcd.setCursor(0,0); // Устанавливаем курсор в крайний верхний угол lcd.print("Pa\1\2o"); // Выводим текст "Paдиo" при этом символы 'P', 'a' , 'o' пишем латиницей, >// а символы 'д', 'и' выводим из памяти дисплея, указывая их номера // void loop() < // lcd.setCursor(0,1); lcd.print(" "); // стираем всю нижнюю строку lcd.setCursor(0,1); lcd.print("i"); lcd.print("arduino"); lcd.print(".ru"); // выводим текст "i" "arduino" ".ru" в нижней строке delay(2000); // ждём 2 секунды lcd.setCursor(0,1); lcd.print(" "); // стираем всю нижнюю строку lcd.setCursor(0,1); lcd.print(12.345); // выводим число 12.34 (выводится 2 знака после запятой) delay(2000); // ждём 2 секунды lcd.setCursor(0,1); lcd.print(" "); // стираем всю нижнюю строку lcd.setCursor(0,1); lcd.print(12, HEX); // выводим число 12 в виде шестнадцатиричного числа delay(2000); // ждём 2 секунды lcd.setCursor(0,1); lcd.print(" "); // стираем всю нижнюю строку lcd.setCursor(0,1); lcd.print(1); // выводим число 1 delay(2000); // ждём 2 секунды >

Дисплей 1602 подключение к arduino

Дисплеи очень важные части устройства, если нужно получить обратную связь без использования компьютера. К плате arduino можно подключать как специально разработанные дисплеи, так и схожие по техническим характеристикам.

Дисплеи под ардуино

Дисплеи могут выводит информацию по датчикам или создавать определённый визуальный эффект.

Рассмотрим процесс подключения дисплея 1602. У него шестнадцать выводов. Рассмотрим вариант подключения по четырёх битному параллельному интерфейсу.

Таблица обозначения подключений

Перед тем, как собрать данную схему, вам необходимо припаять провода к выводам дисплея. Для удобства предлагаю использовать провода МГТФ самого малого диаметра. Их преимущества в гибкости и прочности. С них легко снять изоляцию. Также можно использовать акустические провода, но они обладают более «толстой» изоляцией и менее гибкие. Длина провода не более 15 см. для каждого вывода.

Для теста возьмём пример из библиотеки LiquidCrystal.h — «Hello World».

Подадим питание на arduino и загрузим программу.

Ниже представлен видеообзор подключения дисплея.

Лучшие схемы создаются во fritzing.

Урок 4. Подключение LCD1602 по I2C к Ардуино

К сожалению стандартная схема подключения расмотренная в предыдущих уроках не всегда удобна, так как занимает как минимум 6 цифровых выходов на арудине.

В этом уроке мы рассмотрим способ как это можно обойти и использовать только два аналоговых выхода.

Нам понадобится дополнительный модуль 1602 LCD конвертор в IIC/I2C. Он припаивается к нашему дисплею как видно на фото ниже.

И подключается к ардуине следующим образом

Arduino Mega Arduino Uno LCD i2c Цвет проводов на фото
GND GND GND Черный
5V 5V VCC Красный
20 (SDA) A4 SDA Коричневый
21(SCL) A5 SCL Белый

Этот способ подключения работает только со специально библиотекой, скачать библиотеку можно по ссылке (LiquidCrystal_I2C1602V1 Библиотека). Установите данную библиотеку.

Код программы:

#include #include LiquidCrystal_I2C lcd(0x27,16,2); // Устанавливаем дисплей void setup() < lcd.init(); lcd.backlight();// Включаем подсветку дисплея lcd.print("iarduino.ru"); lcd.setCursor(8, 1); lcd.print("LCD 1602"); >void loop() < // Устанавливаем курсор на вторую строку и нулевой символ. lcd.setCursor(0, 1); // Выводим на экран количество секунд с момента запуска ардуины lcd.print(millis()/1000); >

Видео:

Arduino и дисплей LCD1602

Классический LCD дисплей, раньше такие стояли в кассовых аппаратах и офисной технике.

  • Бывают разного размера, самый популярный – 1602 (16 столбцов 2 строки), есть ещё 2004, 0802 и другие. В наборе идёт 1602.
  • Снабжён отключаемой светодиодной подсветкой. Существует несколько вариантов, например синий фон белые буквы, зелёный фон чёрные буквы, чёрный фон белые буквы и проч. В наборе идёт с зелёным фоном и чёрными буквами.
  • Сам по себе требует для подключения 6 цифровых пинов, но китайцы выпускают переходник на шину I2C на базе PCF8574, что сильно упрощает подключение и экономит пины. В наборе идёт дисплей с припаянным переходником.
  • На переходнике также распаян потенциометр настройки контрастности (синий параллелепипед с крутилкой под крестовую отвёртку). В зависимости от напряжения питания нужно вручную подстроить контрастность. Например при питании платы от USB на пин 5V приходит ~4.7V, а при внешнем питании от адаптера – 5.0V. Контрастность символов на дисплее будет разной!
  • Переходник может иметь разный адрес для указания в программе: 0х26 , 0x27 или 0x3F , об этом ниже.

Подключение

Дисплей подключается по шине I2C, выведенной на пины:

Библиотеки

Для этого дисплея существует несколько библиотек, я рекомендую LiquidCrystal_I2C от Frank de Brabander. Библиотека идёт в архиве к набору, а также её можно скачать через менеджер библиотек по названию LiquidCrystal_I2C и имени автора. Репозиторий на GitHub.

print(data); // вывести (любой тип данных) setCursor(x, y); // курсор на (столбец, строка) clear(); // очистить дисплей home(); // аналогично setCursor(0, 0) noDisplay(); // отключить отображение display(); // включить отображение blink(); // мигать курсором на его текущей позиции noBlink(); // не мигать cursor(); // отобразить курсор noCursor(); // скрыть курсор scrollDisplayLeft(); // подвинуть экран влево на 1 столбец scrollDisplayRight(); // подвинуть экран вправо на 1 столбец backlight(); // включить подсветку noBacklight(); // выключить подсветку createChar(uint8_t, uint8_t[]); // создать символ createChar(uint8_t location, const char *charmap); // создать символ

Пример вывода

При первой работе с дисплеем нужно настроить контраст и определиться с адресом:

  • Прошить пример “Демо”
  • Если дисплей показывает чёрные прямоугольники или пустой экран – крутим контраст
  • Если кроме чёрных прямоугольников и пустого экрана ничего не видно – меняем адрес в программе: 0х26 , 0x27 и 0x3F
  • Снова крутим контраст, должно заработать
  • Если не работает – проверяем подключение и повторяем сначала
  • Примечание: в наборе должны идти дисплеи с адресом 0x27 , но может зависеть от партии!

// базовый пример инициализации и вывода текста #include // подключаем библу // адрес дисплея 0x3f или 0x27 // размер дисплея 16×2 (поддерживаются и другие, например 20×4) LiquidCrystal_I2C lcd(0x27, 16, 2); // адрес, столбцов, строк void setup() < lcd.init(); // инициализация lcd.backlight(); // включить подсветку lcd.setCursor(1, 0); // столбец 1 строка 0 lcd.print("Hello, world!"); lcd.setCursor(4, 1); // столбец 4 строка 1 lcd.print("GyverKIT"); >void loop()
Выводим по буквам
#include LiquidCrystal_I2C lcd(0x27, 16, 2); void setup() < lcd.init(); // инициализация lcd.backlight(); // включить подсветку // строки для вывода char s1[] = "Hello, world!"; char s2[] = "GyverKIT"; lcd.setCursor(1, 0); for (int i = 0; i < strlen(s1); i++) < lcd.print(s1[i]); delay(100); >lcd.setCursor(4, 1); for (int i = 0; i < strlen(s2); i++) < lcd.print(s2[i]); delay(100); >> void loop()

Символы дисплея

В памяти дисплея содержится 255 символов, это английские буквы, стандартные символы и китайские буквы. Стандартные символы, такие как !@#$%&()* и так далее выводятся через print() , остальные можно вывести по их коду при помощи write() :

#include LiquidCrystal_I2C lcd(0x27, 16, 2); void setup() < lcd.init(); // инициализация lcd.backlight(); // включить подсветку // выводим стрелочку, надпись temp, число и градус lcd.write(126); lcd.print("Temp: "); lcd.print(25.6); lcd.write(223); >void loop()

Свои символы

Библиотека поддерживает создание “своих” дополнительных символов размером 5х7 точек, можно воспользоваться онлайн-генератором кодов символов – ссылка. Для компактности рекомендую переключить его в HEX. Вот так будет выглядеть “символ” крестик: byte myX[] = ;

Дисплей имеет 8 ячеек под сторонние символы, добавляются они при помощи createChar(номер, массив) , где номер – от 0 до 7, а массив – имя массива с данными, которое мы создали для символа. Выводятся символы при помощи write(номер) .

Важный момент: после вызова createChar сбрасывается позиция вывода текста, нужно обязательно вызвать setCursor!

// выводим кастомные символы #include LiquidCrystal_I2C lcd(0x27, 16, 2); byte bell[] = ; byte note[] = ; byte clock[] = ; byte heart[] = ; byte duck[] = ; byte check[] = ; byte cross[] = ; byte retarrow[] = ; void setup() < lcd.init(); // инициализация lcd.backlight(); // включить подсветку // загружаем все сразу lcd.createChar(0, bell); lcd.createChar(1, note); lcd.createChar(2, clock); lcd.createChar(3, heart); lcd.createChar(4, duck); lcd.createChar(5, check); lcd.createChar(6, cross); lcd.createChar(7, retarrow); // выводим для примера все lcd.home(); lcd.write(0); lcd.write(1); lcd.write(2); lcd.write(3); lcd.write(4); lcd.write(5); lcd.write(6); lcd.write(7); >void loop()

Важная информация по дисплеям

Данная информация относится ко всем дисплеям.

  • Вывод данных на дисплей занимает время, поэтому выводить нужно либо по таймеру, либо по факту изменения данных.
  • Очищать дисплей полностью не всегда целесообразно, иногда достаточно вывести новые значения поверх старых, либо частично очистить “пробелами”.

Уроки по таймерам:

Рассмотрим два примера.

Выводим значение с потенциометра

Урок по потенциометрам читай здесь.

// оптимально выводим значение с потенциометра по таймеру // текстовый лейбл не выводим, дисплей не очищаем // потенциометр подключен на A0 #include LiquidCrystal_I2C lcd(0x27, 16, 2); void setup() < lcd.init(); // инициализация lcd.backlight(); // включить подсветку lcd.home(); lcd.print("Pot. val: "); >void loop() < static uint32_t tmr; // таймер на 10 раз в секунду if (millis() - tmr >= 100) < tmr = millis(); lcd.setCursor(10, 0); lcd.print(analogRead(0)); lcd.print(" "); >>

Выводим счётчик от кнопки

Урок по кнопкам читай здесь.

// выводим счётчик нажатий по событию #include EncButton btn(INPUT_PULLUP); // кнопка на D3 #include LiquidCrystal_I2C lcd(0x27, 16, 2); void setup() < lcd.init(); // инициализация lcd.backlight(); // включить подсветку >void loop() < btn.tick(); if (btn.isClick()) < static int count = 0; count++; // очищаем и выводим текст и значение lcd.home(); lcd.clear(); lcd.print("Counter: "); lcd.print(count); >>

Вывод на русском языке

Данный дисплей работает следующим образом: шрифт (буквы, цифры, символы) зашит в память контроллера дисплея, поэтому язык определяется моделью контроллера. Самые распространённые – с английским и китайским, как в табличке выше. Есть дисплеи с кириллицей (вместо китайского), но они сильно дороже. Также у нас есть 8 ячеек для хранения своих символов, и с их помощью можно вполне организовать вывод на другом языке. Что касается русского – большая часть букв совпадает по написанию, и это сильно упрощает задачу. Есть готовые библиотеки, где это уже реализовано, например LCD_1602_RUS_ALL от ssilver2007. Библиотека поддерживает также украинский язык для LCD1602. Пример:

#define _LCD_TYPE 1 // для работы с I2C дисплеями #include LCD_1602_RUS lcd(0x27, 16, 2); void setup() < lcd.init(); lcd.backlight(); lcd.setCursor(0, 0); lcd.print("Привет!"); >void loop()

Домашнее задание

  • Освоить библиотеку LiquidCrystal_I2C, попробовать все функции из документации
  • Создать несколько символов и вывести их
  • Оптимизировать последний пример: не очищать дисплей и не выводить лейбл при клике, менять только значение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *