Что делает стартер в автомобиле?
Представьте ситуацию: вы садитесь в авто, готовы к дороге, поворачиваете ключ и… ничего не происходит. Это, без сомнения, один из самых неожиданных моментов для водителя, и часто причиной является маленький, но невероятно важный компонент автомобиля. Мы уже не раз слышали, как разочаровывает подобная ситуация, поэтому готовы рассказать вам о тайне вашего авто — стартере. Это устройство имеет большое значение для запуска автомобиля, а его правильная работа является ключевой для бесперебойной работы транспортного средства, ведь без него ваша машина не сдвинется с места! В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое стартер, как он работает и как обеспечить его долгий срок службы. Давайте вместе узнаем, на что влияет эта деталь и как позаботиться о том, чтобы она служила вам верно и долго!
Где расположен стартер в машине
Стартер “живет” на перекрестке соединения двигателя с трансмиссией. Рядом также находится кожух, вокруг которого располагается стартер. Например, в положении “ближе к верху” есть возможность легче добраться к агрегату через моторное пространство под капотом. Если стартер находится ближе к низу – получить доступ получится только через днище машины. Крепление стартера банально простое – пара-тройка болтиков. Из-за условий расположения и назначения, стартер находится в не очень благоприятных условиях. Агрегат, имеющий небольшой габарит, вынужден вращать большой маховик и приводить в движение весь ансамбль узлов: поршневой системы, навесного оборудования, трансмиссии. Помимо всего, он подвергается постоянным вибрациям и влиянию пыли, влаги, масел и других химических веществ.
Как устроен стартер
Стартер состоит из нескольких основных компонентов:
- Реле (соленоид): Электромагнитный переключатель, который обеспечивает электрическое соединение между аккумулятором и устройством, а также втягивает бендикс для зацепления с маховиком. От соленоида зависит сам процесс пуска оборудования и, соответственно, двигателя. Если он вышел из строя, устройство может не получать питание, и соответственно, авто не заведется.
- Бендикс (привод втягивающего реле): механизм, который сцепляется с маховиком двигателя и передает вращательное движение от электромотора к двигателю. Бендикс соединяет шестерню устройства с маховиком мотора при запуске и отсоединяет их после запуска. Важен тем, что обеспечивает правильную передачу вращательного момента от устройства к двигателю.
- Шестерня передает вращательный момент от электродвигателя устройства к маховику двигателя, без нее передача энергии для запуска мотора невозможна.
- Электродвигатель – это основная часть устройства, которая отвечает за вращение вала. От него зависит сила и скорость вращения, что помогает вашему авто успешно завестись. Преобразует электрическую энергию от аккумулятора в механическую энергию для запуска мотора. Электродвигатель является основным источником энергии для старта работы автомобиля.
- Корпус защищает внутренние компоненты устройства от внешних воздействий, это, в частности, обеспечивает его надежность и долговечность работы.
- Щетки и коллектор реализуют электрический контакт для передачи тока к обмоткам ротора электродвигателя. От их состояния зависит работа, эффективность, долговечность работы оборудования.
В итоге каждый из этих компонентов играет важную роль в работе механизма, а следовательно, и во всем процессе заводки автомобиля. Важно регулярно проводить техническое обслуживание и вовремя обращаться к специалистам для диагностики и ремонта устройства, чтобы обеспечить надежность и долговечность вашего авто.
Принцип работы стартерного узла
В момент поворота ключа в замке зажигания стартер резко активизируется и начинает действовать на коленчатый вал, чтобы раскрутить его и соответственно запустить сам двигатель.
Когда включается “зажигание” агрегат начинает работать таким образом:
- Сначала электрический ток проникает по замкнутым контактным элементам замка зажигания и попадает прямо в реле. После чего пусковой электроток двигается на клеммы обмотки.
- Якорь реле начинает внутреннее движение в корпусе агрегата. Этот процесс приводит к смещению бендикса. Это длится до того, пока зубья его шестерни не зацепятся с зубьями венца в маховике.
- Якорное устройство втягивающего реле движется до конечного положения и приводит к замыканию контактных элементов. В результате этого происходит подача электротока в обмотку электромоторчика и на элемент, который удерживает реле.
- Стартерный вал начинает передавать “крутящий” момент на коленчатый вал агрегата. Подача оборотов обеспечивает запуск двигателя машины.
- Когда скорость вращений маховика синхронизируется с оборотами стартера, зубцы шестерни бендикса расцепятся с венцом. В итоге, пружина муфты возвращается к стартовому состоянию, которое было до запуска ДВС.
- На последней фазе ключ в замке поворачивается в начальное состояние и подача тока прекращается. Далее двигатель автомобиля не нуждается в участии стартера.
Типы стартеров
Давайте рассмотрим основные типы стартеров и их особенности.
- Традиционный стартер – классический вид устройства, который встречается в большинстве автомобилей. Работает по принципу электромагнитного переключения. Устанавливается в основном на старые модели авто и бюджетные варианты.
- Плюсы : Простота, надежность, легкость в ремонте.
- Минусы : Может быть шумным и часто менее эффективным по сравнению с более новыми технологиями.
- Стартер с редуктором использует редуктор для увеличения крутящего момента. Устанавливается в более новые авто, включая отдельные высокопроизводительные премиум-модели.
- Плюсы : Более тихий рабочий процесс, более эффективен, длительный срок службы.
- Минусы : Сложнее в ремонте, с высокой вероятностью дороже для замены.
- Стартер с встроенным реле : реле устройства интегрировано прямо в его корпус. Часто устанавливают в самые современные авто.
- Плюсы: Компактность, меньше электрических соединений, что, вполне логично, снижает вероятность возникновения неисправностей.
- Минусы : В случае выхода из строя реле часто необходимо менять все оборудование.
- Бесщеточный стартер использует бесщеточный электродвигатель для обеспечения более высокой эффективности и длительного срока службы. Встречается в некоторых современных и высокотехнологичных моделях.
- Плюсы : Высокая эффективность, длительный срок службы, тихая работа.
- Минусы : Высокая стоимость, может быть сложнее в ремонте.
Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки, поэтому их выбор зависит от конкретных потребностей вашего автомобиля и личных предпочтений. В автосервисе “Генстар” мы можем помочь вам определить, какой тип устройства лучше всего подходит для вашего автомобиля и обеспечить качественный осмотр, ремонт или замену, если это необходимо.
Выводы: Диагностика и техническое обслуживание стартера
Краткие итоги для самодиагностики стартера:
- Проверка питания (убедитесь, что аккумулятор должным образом заряжен, а клеммы находятся в хорошем состоянии и правильно подключены);
- Обратите внимание на звуки (при повороте ключа в положение “старт” прислушайтесь к любым подозрительным звукам, таким как скрип, стук или шум);
- Проверка освещения и приборов – убедитесь, что приборы (свет, радио, гудок и т. д.) работают должным образом. Если это так, но машина не заводится, это может свидетельствовать о проблемах со стартером;
- Проверка контактов (проверьте все электрические соединения и кабели, чтобы убедиться, что они целы и не имеют коррозии, а также все кабели правильно подключены к стартеру и аккумулятору);
- Проверка реле (выключите зажигание и отсоедините стартер, чтобы проверить, не задерживается ли реле);
- Проверка стука: попробуйте нежными ударами по стартеру аккуратно устранить заедание. Не бейте слишком сильно, чтобы избежать повреждения.
Если самостоятельные проверки не помогли выявить причину проблемы, или вы не уверены в результатах самодиагностики, лучше обратиться к квалифицированному автомеханику и рассмотреть проверку или замену устройства в автосервисе.
Зная о важности стартера и его роли в работе автомашины, вы сможете лучше защитить свой автомобиль от непредвиденных ситуаций, а мы всегда готовы помочь вам с его диагностикой и техническим обслуживанием.
Мы хорошо понимаем, насколько важно поддерживать в идеальном состоянии все компоненты транспортного средства, и стартер не исключение. Диагностика и обслуживание устройства является важной частью поддержания эффективности и бесперебойной работы автомобиля. Мы предлагаем профессиональные услуги по диагностике и ремонту всех видов стартеров, всегда с удовольствием ответим на все вопросы и поможем определить состояние этого компонента, выявить возможные неисправности и предпринять все необходимые меры для их устранения.
Стартеры: рекомендации водителям
Забота о стартере — ключевой момент для долгой и беззаботной эксплуатации автомобиля. Эффективность и долговечность стартера зависит от правильного использования. В этом контексте важно соблюдать несколько простых правил, чтобы избежать неприятных ситуаций и сохранить работоспособность вашего авто. Давайте рассмотрим несколько важных рекомендаций для водителей, связанных с использованием стартера.
- Не удерживать стартер включенным более 15 сек. Если двигатель не заработал с первого раза – не нужно держать стартер рабочим.
- Не оставлять агрегат постоянно включенным. Это приводит к разрядке АКБ.
- Не пользоваться агрегатом как тяговым двигателем в случае, если ДВС не завелся.
- Не пускать в дело стартер, если сломался или испортился замок зажигания. Это негативно влияет на него.
- Не заводить машину с опустошенным баком.
- Не включать стартер даже на полминуты – за это время успевают сгореть обмотки и начинают осыпаться аккумуляторные пластины.
Наши квалифицированные мастера обеспечат вашему автомобилю надежный старт каждый раз. Не сомневайтесь, обращайтесь к нам, и мы поможем поддерживать работу вашего авто!
Помните, своевременное обращение к специалистам поможет вам сэкономить время и деньги в будущем, а также обеспечит непрерывную и безопасную работу вашей машины. Не откладывайте визит к нам на завтра – уход за машиной является залогом вашей безопасности на дорогах. Выбирайте «Генстар», и ваш автомобиль всегда будет в отличном состоянии!
Как устроен автомобильный стартер?
Запуск двигателя – одна из наиболее ответственных процедур эксплуатации автомобиля. Зависит она от работоспособности стартера. Именно с этого момента становится возможным движение авто, подзарядка аккумулятора, подача электропитания на другое бортовое оборудование. Отчасти из-за перечисленного ремонт стартера в Челябинске считается одной из часто оказываемых услуг, в том числе связанной с необходимостью выезда мастера или доставки машины эвакуатором.
Стартер на автомобиле – электродвигатель, работающий от постоянного тока. Он преобразует энергию аккумулятора во вращение маховика и коленчатого вала, от которых начинается движение поршней внутри блока ДВС.
Обычно агрегат напрямую подключают к батарее довольно толстым проводом, т.к. пусковой ток достигает значения 400А. Стоит сразу отметить, что успешность запуска машины зависит и от работоспособности, уровня заряда автомобильного аккумулятора.
Получите консультацию
Отправьте номер телефона через форму, специалист проконсультирует вас в ближайшее время.
Типовая конструкция автостартера
- Магнитный статор.
- Вал и якорь.
- Втягивающее реле с элементами:
Электромагнит.
Сердечник.
Контакты.
Внешней «составной частью» системы является аккумуляторная батарея. Она работает со стартером в паре, при диагностике изучается вся цепь, от контактов на АКБ до узла стыковки с двигателем легкового автомобиля. Большинство производителей устанавливает на свой транспорт стартеры мощностью 3 кВт, хотя возможны отличия. Последнее приводит к несовместимости оборудования между разными моделями автомобилей.
Принцип работы автомобильного стартера
Основное требование к стартеру – начать вращать механизм двигателя внутреннего сгорания. При этом должен создаваться крутящий момент с требуемыми оборотами для образования сжатия, достаточного для воспламенения топливовоздушной смеси. Принцип работы функционирования на автомобилях с бензиновым и дизельным двигателем, независимо от мощности и других различий.
- Корпус представляет собой «массу» или «минус».
- Плюсовой кабель от АКБ подводится к отдельному контакту.
- Включение зажигания позволяет начать подачу напряжения на механизм.
- Питание поступает на втягивающее реле (тяговую и удерживающую обмотки).
- Магнитное поле затягивает якорь внутрь корпуса со сжатием пружины.
- Шток при помощи пластины подает питание на реле, и стартер начинает вращение.
Одновременно вилка якоря выдвигает бендикс, который и приводит в действие шестерню, которая сцеплена с маховиком двигателя. Вращение механизма последнего и приводит к запуску. Конечно, при условии подачи топлива и исправной системе зажигания. Как только маховик в ДВС начинает вращаться быстрее шестерни бендикса, обгонная муфта предотвратит передачу крутящего момента обратно путем отвода при помощи возвратной пружины.
Основные неисправности автостартера
Существует две основных проблемы – стартер не крутит или делает это слишком медленно. Перед любыми работами с самим агрегатом обязательна проверка уровня заряда АКБ, качество контакта плюсового провода и «массы», отсутствие на кабеле повреждений изоляции, контактной группы замка зажигания. Такой подход исключает лишние действия, замену исправного узла и уменьшает цену ремонта стартера в целом.
Типовые признаки поломки стартера:
- Нет реакции на поворот ключа в замке зажигания в положение «Пуск».
- Слышны частые щелчки (стрекот) втягивающего реле, движок не крутится.
- Происходит одиночный щелчок без вращения механизма стартера.
- Появился чрезмерно сильный шум во время его работы.
- Корпус агрегата значительно нагревается.
Последнее часто приводит к появлению резкого запаха от подгорающего бакелита от обмоток. В любом из перечисленных случаев желательно заехать в сервис для диагностики. Поломка агрегата обычно происходит из-за естественного механического износа подвижных, соприкасающихся узлов внутри корпуса и в точке соединения с двигателем. Чуть реже возникают ситуации из-за окисления контактов от попадающей под капот воды, повышенной влажности на улице.
Перечень работ, требуемых для восстановления работы стартера, зависит от результатов осмотра. Так, встречается выход из строя рычага отключения, износ поводкового кольца муфты, буферной пружины или втулок подшипников. В ряде случаев повреждаются зубья шестеренки, ослабевает крепление плюсового кабеля или замыкают (перегорают) обмотки электромагнита.
Звоните по телефону +7 (351) 700-95-02. Менеджер компании «Вольтаж Челябинск» примет заявку на диагностику автомобиля в удобный день и время. Ремонт проводится только после полного осмотра и согласования сметы с заказчиком. Цены в нашем автосервисе держатся в среднем чуть ниже рынка в Челябинске. Поэтому многие клиенты рекомендуют наши услуги, приезжают заново, если произошла какая-то другая поломка.
Устройство стартера и принцип работы. Основные неисправности
Трудно представить себе современное средство транспорта с двигателем внутреннего сгорания без стартера. Название детали подсказывает, для чего он нужен. Стартер помогает водителю запустить машину. Этот механизм может быть большим или маленьким, но устройство и принцип работы почти не отличаются.
Устройство стартера
Стартер – это небольшой электрический мотор. Он заводится от аккумулятора, соединяется с двигателем внутреннего сгорания и приводит его в движение. Стартер есть на всех современных автомобилях. Он состоит из металлического корпуса с четырьмя магнитными сердечниками (их еще называют башмаками). Магниты составляют статор электродвигателя. Эта часть претерпела изменения. Раньше на башмаках была обмотка, на которую поступало питание от аккумулятора. На современных установках используют обычные магниты. Среднюю часть занимает якорь из легированной стали. Это вал с напрессованным сердечником и коллекторными пластинами. В пазах сердечника расположены рамки, соединенные с коллектором. К нему подходят щетки. Их всего четыре. Две положительные идут от аккумулятора, две отрицательные – на массу. В задней крышке установлены щеткодержатели. На них имеются пружины, прижимающие щетки к коллектору для лучшего контакта. Здесь же находится подшипник ротора. Входной контакт от положительного полюса аккумулятора идет на корпус. Провод, идущий к стартеру от АКБ намного толще. Для замыкания контактов при включении стартера предусмотрен медный пятак между плюсовым проводником АКБ и контактом электродвигателя. На валу якоря расположены направляющая втулка и бендикс с шестерней, которые могут перемещаться по оси. Это движение позволяет шестерне подкатить к маховику и соединиться с зубчатым венцом. Бендикс проворачивает вал и моментально отходит назад. На основном корпусе механизма расположен цилиндр меньшего размера. Это втягивающее реле. Через него идет питание на стартер. Кроме этого, втягивающее реле толкает рычаг коромысла, чтобы бендикс вошел в контакт с зубчатым венцом и привел двигатель автомобиля в движение. При всем однообразии пускачей могут иметь место небольшие отличия. Это прежде всего касается передней опоры якоря. Классический вариант, когда ось укреплена на двух подшипниках в передних и задних крышках. Такая конструкция называется двухопорной и считается более надежной. Бывают и одноопорные стартеры. В них нет передней крышки, соответственно и подшипника.
Основные компоненты
- корпуса стартера и втягивающего реле
- магнитный статор;
- ротор;
- щеточный узел;
- коллектор;
- втягивающая и удерживающая обмотки;
- контактная пластина;
- вилка;
- шестерня бендикса;
- редуктор;
- бендикс.
Принцип работы
При проворачивании ключа в замке зажигания ток идет на обмотку втягивающего реле. Контактный пятак замыкает электрическую цепь стартера. Ток поступает к щеткам и к обмотке статора. Вилка толкает бендикс с шестерней навстречу зубчатому венцу. Ротор начинает вращаться и передает крутящий момент на кривошипно-шатунный механизм двигателя автомобиля.
Во время пуска двигателя внутреннего сгорания происходит возгорание горючей смеси. Поршни приходят в движение. Крутящий момент маховика возрастает вместе с частотой вращения шестерни бендикса. Водитель отпускает ключ – электрическая цепь размыкается, отключается втягивающее реле, а вместе с ним и стартер.
Принцип работы стартера на автомобилях с автоматической коробкой передач отличается. На таких механизмах должны быть установлены дополнительные обмотки, предотвращающие случайный пуск двигателя. Механизм разъединения шестеренок также может быть другим.
На стартере с редуктором принцип работы также немного другой. Ток поступает на якорь не напрямую, а через редуктор, который увеличивает его мощность в несколько раз. Этому способствуют специальные щетки с большим сопротивлением, чем у обычных пускачей и постоянные магниты.
Устройство бендикса
Для начала разберемся с непривычным для нас термином «бендикс». Слово имеет прямое отношение к изобретению механизма. Дело в том, что в далеком 1916 году стартер с обгонной муфтой создал американский инженер Винсент Гуго Бендикс. Механизм состоит из многих мелких деталей:
- кожух;
- ведомая обойма с шестерней;
- кольцо;
- фиксирующая шайба;
- ролик;
- прижимная пружина;
- ведущая обойма;
- буферная пружина;
- опорная чашка;
- кольцо крепления вилки;
- стопор.
Виды стартеров
Прошло больше века, но этот механизм почти не претерпел изменений. Существуют всего две разновидности стартера: с редуктором и без. Выбор агрегата зависит от типа двигателя. Крутящий момент не может быть одинаковым для бензинового и дизельного двигателя. Последний работает на большей компрессии. Рассмотрим особенности каждого из видов стартеров:
С редуктором
Такой агрегат имеет планетарную шестеренку, которая позволяет быстро завести двигатель без большого расхода энергии. С этим стартером запустите машину, если даже аккумулятор очень слабый. Это становится возможным благодаря постоянным магнитам, из которых состоит статор. Они не расходуют энергию аккумулятора на срабатывание обмотки возбуждения. Отсутствие последнего позволяет уменьшить размер стартера. Механизм страдает от одного недостатка – быстро изнашивается шестерня. Хотя заводская деталь служит так же долго, как и на редукторных аналогах.
Это классический тип стартера, когда шестерня бендикса напрямую входит в венец маховика. Эти модификации удобны для ремонта и доступнее по цене. Рабочий ресурс установок увеличивается за счет небольшого количества деталей. Недостаток стартера без редуктора заключается в том, что ему нужно много энергии, чтобы привести двигатель в движение. На слабом аккумуляторе завести автомобиль вряд ли получится.
Основные неисправности
Стартер представляет собой небольшой электромотор, который приводит в движение большой двигатель внутреннего сгорания, работающий на топливе. Если при прокручивании ключа в замке зажигания, автомобиль молчит или щелчки слышны, но двигатель не запускается, причина неполадок в пусковом механизме. Неисправности установки делятся на две категории: электрические и механические. Рассмотрим их по-отдельности.
Электрические неисправности
Когда при включении установки не активируется тяговое реле, не крутится якорь или слабо вращается маховик мотора, неполадки нужно искать в электрической цепи. Неисправности могут быть следующие:
- люфт в щетках;
- износ коллектора ротора;
- выход из строя стартерного реле.
Прежде чем снять стартер, лучше проверить бортовую сеть автомобиля от аккумулятора до пускача, обращая внимание на:
- надежность соединения проводов с массой;
- надежность крепления и целостность проводов, идущих на тяговое реле;
- исправность замка зажигания.
Если проверка показала, что бортовая сеть в порядке, придется пусковой механизм снять и досконально изучить. Чаще всего подгорает коллектор ротора, коротят пластины.
Износ щеток
Одна из причин, когда при включении зажигания пусковой механизм щелкает, но не запускается, кроется в износе щеток. Бывает и так, что заводится электродвигатель, но только после нескольких попыток. В таких случаях водители стараются постукивать по корпусу стартера. Иногда помогает, но это сигнал к тому, что щетки пора менять. Изношенность этих деталей можно определить и по характерному стуку или треску. И еще один признак – тяговое реле щелкает с выделением запаха горелого, но стартер не срабатывает.
Поломка втягивающего реле
Эта деталь управляет электропитанием ротора. Его поломки связаны с:
- износом реле;
- повреждениями проводов, пробой на «массу» в обмотке;
- нагаром на пятаках.
Неисправности часто возникают по причине проникновения внутрь воды. Подгоревшие пятаки – типичная причина, когда двигатель не хочет завестись на холодную. Контакты возвращают в рабочее состояние так:
- распаивают клеммы:
- вскрывают картер реле отверткой;
- очищают пятаки;
- переворачивают перемычку на штоке.
Чаще всего неисправное реле меняют на рабочее.
Механические неисправности
Если ротор крутится, а маховик не работает, причиной может быть механическая поломка. Наиболее часто встречаются такие случаи:
- проскальзывает муфта;
- соскакивает с оси отключающая вилка;
- износился поводок обгонной муфты;
- плохо работает разделительная пружина.
Если запуск автомобиля сопровождается скрежетом, это признак износа зубьев кромки маховика. В таких случаях следует обратить внимание на состояние привода шестерни и разделительной пружины в пусковом механизме. В целом, при появлении посторонних звуков в установке нужно обследовать стартер на предмет:
- износа шеек вала якоря;
- слабого крепления устройства;
- износа зубьев шестерни;
- биения ротора о статор.
Удары по статору возникают то износа втулок. Если их своевременно не поменять, стартер будет сильно греться и может расплавиться бакелит на обмотке. Это приведет к выходу ее из строя.
Неисправности бендикса
Это самая неутомимая деталь пускового механизма. Она состоит из шестерни и обгонной муфты. При выходе из строя эти детали целесообразно поменять. Вернуть работоспособность бендиксу можно, но овчинка выделки не стоит. О неисправности бендикса сигнализируют такие признаки:
- Пускач работает, двигатель не запускается;
- Ротор крутится, маховик стоит;
- Слышны посторонние шумы изнутри установки при попытке запустить двигатель.
Скрипы могут быть связаны также с поломкой планетарного редуктора.
Неисправности якоря
Ротор самая ценная деталь стартера. Ее неисправность легко проверить. Якорь еле вращается, как при слабом аккумуляторе. Прежде всего это происходит от износа подшипников. Образовавшийся люфт становится причиной контакта якоря с неподвижными деталями. В результате увеличивается трение, КПД механизма снижается.
Пластины ротора смещаются, провоцируя замыкания. В таком виде стартер поглотит почти весь ток от АКБ. Такой ротор нужно обязательно поменять или купить новый стартер.
Пусковой механизм не отключается
Бывают случаи, что стартер включает двигатель и сам продолжает работать. Причинами такого поведения устройства могут быть:
- заклинивание вилки или бендикса;
- залипание контактов на стартерном реле;
- неисправность пружины обгонной муфты.
Если стартер продолжает вращаться вместе с двигателем автомобиля, нужно поскорее отключить его от аккумулятора и приступить к выяснению причин.
Ремонт стартера — непростая задача, с которой справится не каждый автолюбитель. Даже зная устройство и основные неисправности стартера, Вы можете навредить и потерять круглую сумму денег.
Чтобы избежать нежелательных трат, при неисправностях и подозрении на поломку обращайтесь в компанию «Агрегат Моторс» — записывайтесь на диагностику и ремонт по телефону +7 (495) 136-60-37
О стартере подробно
Владельцам старых авто можно только позавидовать – если не работает стартер, то двигатель запускается заводной рукояткой. На современных машинах этот фокус не проходит, особенно если у них автоматическая трансмиссия. Поэтому за исправностью стартера необходимо следить.
Назначение и конструкция
Стартер – это электромеханический узел, который предназначен для запуска мотора. Конструктивно он состоит из трех элементов – электродвигателя, втягивающего реле и шестеренчатого механизма привода с муфтой свободного хода (бендикс).
При повороте ключа замка зажигания в положение «стартер» электричество подается на втягивающее реле, электромагнит вводит в зацепление шестерню привода с зубчатым венцом маховика и замыкает электроцепь, которая передает ток большой силы (250–300А) на электродвигатель стартера. Кинематика втягивающего реле и остальной механики рассчитана так, что замыкание силовой цепи происходит только после того, как шестерня полностью зацепилась с венцом маховика.
Как только двигатель завелся, шестерня привода скользит по спиральным шлицам вала ротора электродвигателя и выходит из зацепления, а силовая электрическая цепь размыкается.
Чтобы случайно не включить стартер при работающем моторе, существуют специальные блокировки.
Для увеличения крутящего момента и меньшего потребления электричества некоторые стартеры оснащены планетарным редуктором. При таком усложнении конструкции уменьшаются общие размеры стартера, и можно использовать аккумулятор меньшей емкости.
Виды и причины неисправностей
Неисправности стартера делятся на две группы – механические и электрические.
Причина проблем с «механикой» часто заключается в естественном изнашивании деталей. Это износ щеток, подшипников, заедания шестерни привода на шлицах ротора, износ муфты свободного хода. Механические неисправности иногда влекут за собой электрические. Например, износ щеток приводит к пропаданию контакта, люфт в подшипниках вызывает биение ротора и замыкание обмоток. Из чисто электрических неисправностей часто встречается обгорание рабочих поверхностей контактных болтов и замыкающей пластины при прохождении через место контакта больших токов. В результате втягивающее реле стартера срабатывает, а ток через контакты не проходит. Гораздо реже стартер отказывает из-за обрывов в электрической цепи и межвитковых замыканий.
Неисправные стартеры не гарантийных иномарок дешевле ремонтировать в специализированных мастерских, чем менять на новые.
Иногда стартер плохо работает из-за ослабления его крепления или втягивающего реле, а также гаек крепления силовых проводов или окисления обмотки втягивающего реле.
В некоторых машинах незатянутая гайка силового провода («плюса») может не только вызвать проблемы с запуском мотора, но и привести к пожару – из-за короткого замыкания.
Не забывайте, что силовая цепь стартера чаще всего не защищена предохранителем!
Симптомы скорой поломки
- Начинает работать после нескольких попыток включения (подгоревшие контакты втягивающего реле или неправильная его регулировка).
- Стартер выходит из зацепления с опозданием (венец маховика, шестерня бендикса).
- При заряженной АКБ стартер проворачивает коленвал с большим усилием (щетки, подшипники).
- При повороте ключа зажигания появляется характерный стрекот, а стартер не включается, но после нескольких попыток двигатель удается запустить (шестерня стартера, венец маховика).
- При включении стартера периодически раздается жужание, а двигатель не запускается (бендикс).
Признаки неполадок
- при повороте ключа зажигания стартер не включается.
- втягивающее реле «щелкает», но стартер не вращается.
- стартер вращает коленвал с малой скоростью (при заряженном АКБ).
- стартер вращается, но коленвал неподвижен.
- после запуска двигателя стартер не выключается.
Диагностика
Самый точный способ диагностики – проверка стартера на специальном стенде.
В этом случае можно проконтролировать практически все параметры, как связанные с электричеством, так и с механикой. Единственный недостаток – стартер придется снимать с автомобиля. Учитывая надежность современных электроприборов и то, что часто причины отказов в работе стартера – неисправности в других элементах электрической цепи, первичную диагностику лучше проводить на автомобиле. И первое, что нужно сделать, если стартер не включается или очень медленно вращает коленвал, – проверить степень заряженности аккумуляторной батареи и надежность контакта между клеммами проводов и ее выводами.
Все остальное лучше сделает специалист, так как существует много нюансов. Например, на автомобилях с автоматической коробкой передач стартер не включится и в том случае, если селектор установлен в любое положение, кроме «N» и «P», и при ненажатой педали тормоза, хотя он может быть абсолютно исправным. В некоторых авто перед включением стартера нужно выжать педаль сцепления или нажать на тормоз, иначе стартер не включится из-за срабатывания защитных блокировок.
Способы ремонта
Если возможно, неисправные детали меняют на новые. Это касается щеток, муфты свободного хода с шестерней (так называемый бендикс) и втягивающего реле в сборе, втулок (подшипников) и обмоток статора. Иногда нужно проточить коллектор, на котором могут появиться кольцевые бороздки. Если их не удалить, новые щетки будут изнашиваться быстрее, чем при работе по гладкой поверхности. В случае сильного износа коллектора приходится менять якорь в сборе. Перемотка обмоток якоря и статора – работа достаточно сложная и дорогостоящая, поэтому ее делают только в специализированных мастерских.
Ресурс стартера не сокращается, если
- не использовать стартер в качестве электродвигателя для коротких перемещений машины.
- соблюдается безопасный режим пуска мотора: запуск стартером – до 5 с, затем пауза 20–30 с.
- аккумуляторная батарея находится в заряженном состоянии.
- при малейших симптомах неполадки стартера его подвергают диагностике и профилактическому ремонту.
- ремонт и обслуживание стартера выполняют квалифицированные специалисты.
«Популярные» неисправности
Подгоревшие контакты можно очистить с помощью надфиля с сохранением плоскости контакта
Редуктор стартера не ремонтопригоден
Привод для российских машин часто удается заменить отдельно