Какое оборудование может размещаться в приямке лифта
Перейти к содержимому

Какое оборудование может размещаться в приямке лифта

  • автор:

Как устроены машинное и блочное помещения лифта?

Машинное помещение лифта может размещаться над шахтой, сбоку, снизу. Зачастую, машинное помещение лифтов находится сверху. Верхнее расположение считается более экономичным, чем нижнее, вследствие уменьшения числа промежуточных блоков, меньшей длины канатов. Блочное помещение располагается только над шахтой.

Основные требования

Помещение для механизмов подъемника оборудуется электрическим освещением, вентиляцией, отоплением. Требования предъявляемые к температуре устанавливают следующий температурный диапазон 5-40 °С.

В машинном отделении запрещено прокладывать коммуникации, размещать оборудование не относящееся к лифтам, использовать помещение для прохода в комнаты и проникновения на крышу. Доступ посторонних на территорию объекта строго запрещен.

Пожарная безопасность, согласно требованиям, обеспечивается сигнализацией, противопожарным спецоборудованием.

ГОСТ

Регламентировать вопросы комплектации и обустройства призван ГОСТ 56943-2016. Межгосударственный стандарт устанавливает основные размеры, указывает требования к оснащению технический помещений для лифтов разного типа.

Устройство

Сплошное ограждение помогает обеспечить отделение машинных помещений от остального здания.

В машинном помещении лифта монтируется следующее оборудование:

  • ограничители скорости (обеспечивают торможение, включают ловители, удерживают подъемную машину на направляющих)
  • лебедки (поднимают кабину)
  • станции управления (управляют работой)
  • трансформаторы
  • электромеханические преобразователи
  • другие лифтовые запчасти

К важному оборудованию следует отнести включатели/выключатели, которые расположенные возле входа. Такое размещение дает возможность оперативно произвести отключение устройства при возникновении внештатной ситуации.

Если машинное помещение обслуживает несколько лифтов, каждое устройство маркируется соответствующим образом, что позволяет механику безошибочно определить какое устройство отвечает за конкретный подъемный аппарат.

Размеры

Площадь комнаты делится на зоны техобслуживания и монтажа механических модулей. Определяя габариты комнаты, необходимо учитывать размеры функциональных элементов лифта и возможность безопасного обслуживания оборудования персоналом.

Согласно требованиям, расстояние между деталями механизмов и стенами составляет минимум 500 миллиметров, стандартная высота машинного помещения зоны обслуживания обязана быть не ниже 2 метров, а проходов к ней не менее 1.8 метра. Для измерения высоты берется расстояние от пола до элементов перекрытия.

Дверь

Для обеспечения беспрепятственного выхода персонала, дверь машинного помещения открывается наружу. Требования предъявляемые к ней устанавливают минимальную высоту дверного проема — 1800 мм и ширину — 800 миллиметров. Кроме этого, дверь обязана быть сплошной, обитой листом железа, выдерживать нагрузку 300 Н, оборудоваться замком и соответствующую информационную табличку.

Люк

Доступ в блочный отсек обеспечивает люк. Зачастую он открывается вверх, однако, если используется выдвижная лестница, люк допускается открывать вниз. Крышка изделия уравновешивается грузом и обладает повышенной прочностью, позволяющей в закрытом положении выдерживать нагрузку 2000 H. Минимальный размеры конструкции в свету обязан составлять 800×800 миллиметров.

На люк устанавливается надежный замок, открывающийся снаружи ключом. Внутри конструкция открывается без использования ключа.

Освещение

Освещение машинного помещения позволяет проводить ремонт и обслуживание подъемного аппарата. Стационарное осветительное оборудование, устанавливаемое в служебном помещении, обязано обладать световым поток не менее 200 люкс на уровне пола в местах обслуживания оборудования, в проходной зоне минимальная освещенность равняется 50 люкс.

Пол

Пол машинного помещения пассажирских/грузовых лифтов оборудован твердым нескользким покрытием, которое не образует пыли. Если у пола несколько уровней, имеющих разницу высоты свыше 500 миллиметров, переход с одного уровня на другой обеспечивается стационарной лестницей или ступенями с поручнем.

Блочное помещение

Для размещения технических блоков над шахтой располагается блочное помещение, позволяющее обеспечить обслуживание лифтовых механизмов.

В него устанавливается следующее лифтовое оборудование:

  • ограничитель скорости
  • выключатели освещения, цепи управления
  • контршкивы
  • отклоняющие блоки
  • подвеска тяговых канатов

Основные размеры, влияющие на габариты блочной комнаты:

  • Дверь ≥ 60×140
  • Высота комнаты ≥ 150
  • Свободное пространство над вращающимися частями ≥ 30

Лифт без машинного помещения

Оборудование подъемника без машинного отделения располагается внутри лифтовой шахты. Лебедка может размещаться непосредственно на направляющих или в небольшом пространстве над шахтой. Возможность такого размещения возникла после появления безредукторной конструкции, позволяющей регулировать скорость, направление перемещения и остальные параметры лифта с помощью компактного частотного преобразователя. Шкаф управления в данных подъемных машинах обычно размещается в дверном проеме первого/последнего этажа.

Монтаж оборудования приямка лифта

Монтаж оборудования приямка выполняется после установки направляющих кабины и противовеса, которые являются для него измерительной базой, а в ряде случаев, оборудование крепится непосредственно на направляющие. В приямке устанавливаются буфера для кабины и противовеса, натяжное устройство каната ограничителя скорости и, сблокированные на щитке, выключатель, звонок, штепсельная розетка телефонной связи и переключатель. Для скоростных лифтов с высотой подъема более 45 м в приямке также устанавливается натяжное устройство уравновешивающих канатов.

Пружинные буфера под кабину для пассажирских лифтов могут устанавливаться на направляющие при монтаже последних или на специальных бетонных тумбах. Пружинный буфер под противовес устанавливается на полу приямка. Если пружинные буфера под кабину закреплены на направляющих, то они надеваются на нижние их отрезки перед установкой последних.

Для грузовых и некоторых типов пассажирских лифтов пружинные буфера под кабину устанавливаются на бетонных тумбах, в которые заделывается анкерный крюк стойки. Стойка буфера противовеса фиксируется заливкой чистого пола. Кроме того, стойки пружин могут привариваться к закладным деталям, если они предусмотрены.

Перед бетонированием тумб и заливкой чистого пола или приваркой стоек к закладным деталям они должны быть выставлены в проектное положение. Для этой операции используются специальные кондукторы (рис. 13.27). В стакан вводится стойка буфера, прижимается фланцем к его нижнему торцу и зажимается проходящим сбоку через стенку стакана болтом. Кондуктор с зажатыми в нем стойками на зажимах крепится к направляющим. При этом проверяется его горизонтальность и проектный размер установки стоек буферов по высоте. В таком положении стойки остаются зафиксированными при бетонировании тумб и заливке чистого пола. Кондукторы снимаются после твердения бетона или после приварки стоек к закладным деталям.

Гидравлические буфера при монтаже скоростных лифтов устанавливаются на специальную раму и монтируются в блоке с ней монтажной лебедкой. Рама выставляется по направляющим с помощью струны и отвесов к центрам буферов и проверяется на горизонтальность. Отклонение буферов от вертикали не должно превышать соотношения 1/1000. После установки буферов следует проверить в них уровень масла и при необходимости долить через воронку с сеткой. Марка масла указывается в заводской инструкции. После монтажа масляные буфера закрываются чехлом.

Натяжное устройство каната ограничителя скорости закрепляют на проектной высоте на одной из направляющих кабины с помощью зажимов. Под его

груз устанавливают подставку таким образом, чтобы рычаг кронштейна оставался в горизонтальном положении. После запасовки каната ограничителя скорости подставка убирается. Натяжное устройство компенсирующих канатов чаще всего устанавливается на отрезках направляющих, закрепленных на раме масляных буферов (рис. 13.28). При монтаже оборудования приямка под его корпус ставится подставка таким образом, чтобы натяжное устройство было в верхнем положении.

Щиток с электроаппаратурой приямка закрепляется зажимами на направляющей, свободной от натяжного устройства.

Монтаж оборудования приямка лифта

Рис. 13.27. Монтаж стоек буферов а — под кабину; б — под противовес; 1 — направляющая кабины; 2 — стойка буфера кабины; 3 -кондуктор; 4 — направляющая противовеса; 5 — стойка буфера противовеса; 6 — кондуктор

Монтаж оборудования приямка лифта

Рис. 13.28. Установка натяжного устройства уравновешивающих канатов 1 — кронштейн; 2 — балка рамы масляных буферов; 3 — прижим; 4 — отрезок направляющей; 5 — натяжное устройство; б — монтажная подставка

Пример технического задания «Лифтовое оборудование»

Предусмотреть в качестве пассажирских лифты уровня OTIS, Schindler, Thyssen, Hundai. Решения по проектированию вертикального транспорта принять в соответствии с материалами проектной документации стадии П. Изготовителя лифтового оборудования согласовать с Застройщиком. Дизайн кабин лифтов, дверей и обрамлений дверных проемов лифтовых шахт согласовать с Застройщиком и увязать с дизайн проектом мест общего пользования.
Отделка пассажирских лифтов и эскалаторов согласовывается с Застройщиком на стадии проведения тендера на выбор поставщика лифтового оборудования.
Изготовители лифтов OTIS, Schindler, Thyssen, Hundai.
Лифты г/п 1600 кг обслуживают жилые этажи и один уровень автостоянки (остановки: — 2, 1, 2-36 эт.), лифты г/п 1000 кг обслуживают только жилые этажи (остановки: 1, 2-36 эт.).
Все лифты предназначены для транспортирования инвалидов и других маломобильных групп населения и отвечают требованиям СНиП 35-01-2001 и ГОСТ Р 51631-2008.
Лифты г/п 1600 кг предназначены для транспортирования пожарных подразделений и отвечают требованиям ГОСТ Р 52382-2010.
Лифты располагаются в общей шахте с устройством разделительных балок.
Для обслуживания подземной автостоянки предусмотрены лифты грузоподъемностью 1000 кг, скоростью 1,0 м/с.
Лифты предназначены для транспортирования инвалидов и других маломобильных групп населения и отвечают требованиям ГОСТ Р 51631-2008, а также предназначены для транспортирования пожарных подразделений и отвечает требованиям ГОСТ Р 52382-2010.
Лифты №1 и №2 предназначены для транспортирования инвалидов и других маломобильных групп населения и отвечает требованиям ГОСТ Р 51631-2008. Лифт №1 предназначен для транспортирования пожарных подразделений и отвечает требованиям ГОСТ Р 52382-2010.

Требования к лифтам для пожарных.

Лифты для пожарных выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52382-2010 «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных». Грузовые лифты и лифты, предназначены для перевозки пожарных подразделений должны соответствовать НПБ 250-97. Двери шахты лифта, предназначенного для перевозки пожарных подразделений должны быть противопожарными с пределом огнестойкости не менее 1,0 ч (EI 60 по СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»).
Кабина лифта для пожарных и элементы отделки выполняются из негорючих материалов. В крыше кабины предусмотреть люк размером 700х500 мм, отпираемый изнутри универсальным ключом. Переговорное устройство для пожарных должно располагаться в лифтовом холле на основном посадочном этаже (отм. 0.000, на разрезе лифтовой шахты обозначено «L»). В панели управления, расположенной в кабине лифта должно быть предусмотрено гнездо для специального ключа, с помощью которого включается режим «перевозка пожарных подразделений». Между основным посадочным этажом, кабиной и диспетчерским пунктом предусмотреть двустороннюю переговорную связь.
Огнестойкость ограждающих конструкций шахты лифта для пожарных не менее REI 120, огнестойкость дверей шахты EI 60.
Электроснабжение лифтов для пожарных выполняется как для особой группы электроприемников I категории.

Требования к лифтам для инвалидов и ММГН.

Лифты, предназначенные для обслуживания ММГН выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51631-2008 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения».

На боковых стенах кабин этих лифтов предусмотреть поручень. Размер части поручня, предназначенного для рук пользователя, составляет 30-45 мм с минимальным радиусом закругленной части 10 мм. Расстояние между стеной кабины и предназначенной для рук пользователя частью поручня составляет не менее 35 мм. Высота от пола кабины до верхней части поручня, предназначенной для рук пользователя, равна 900±25 мм. Предусмотреть возможность регулирования времени задержки начала закрытия дверей кабины и шахты лифта в пределах от 2 до 20 с в зависимости от особенностей обслуживаемых пользователей. Точность остановки кабин лифтов составляет в пределах ± 20 мм. У каждой двери лифтов предусмотрены тактильные указатели уровня этажа. Напротив выхода из лифтов на высоте 1,5 м установлено цифровое обозначение этажа размером не менее 0,1 м, контрастное по отношению к фону стены. При использовании управления разового включения аппараты управления маркированы установленным символом использования инвалидами.
Кнопки управления в кабине лифта маркируют:
— кнопки приказов — номерами этажей назначения -2,-1,1,2,3 и т.д.;
— аварийную кнопку вызова персонала — желтым цветом с символом в виде колокольчика;
— кнопку открывания дверей – знаком <||>;
— кнопку закрывания дверей – знаком >||
Требования к кнопкам поста управления в кабине:
— центральная линия аварийной кнопки и кнопок управления дверями — на высоте не менее 900 мм над уровнем пола кабины;
— кнопки приказов на этажи назначения — над аварийной кнопкой и кнопками управления дверями.
Кнопки приказов при многорядном вертикальном расположении маркируют слева направо и снизу вверх.
Пост управления в кабине располагается на правой стороне от входа при дверях центрального открывания или на стороне закрывания двери при дверях бокового открывания.

Технические требования к строительной части лифтов.

Строительная часть шахты лифта должна быть выполнена в соответствии с действующими на территории РФ строительными и пожарными нормами, правилами и стандартами, в том числе ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке».
Отклонение внутренних стен от вертикальной плоскости не должно превышать 30 мм.
Разность длин диагоналей должна быть не более 25 мм.
Отклонение дверных проемов от общей оси должно быть не более 10 мм. Приямок лифта должен быть защищен от попадания грунтовых и сточных вод.
В шахте и машинном помещении лифта не допускается устанавливать оборудование и прокладывать коммуникации, не относящиеся к лифту, согласно СП 256.1325800.2016 за исключением систем отопления и вентиляции шахты или машинного помещения, при этом пускорегулирующие устройства указанных систем не должны располагаться в шахте или машинном помещении.
В шахте лифта, в машинном помещении и в лифтовых холлах должны быть обеспечены следующие климатические условия: рабочая температура от +5 до +40°С, относительная влажность не более 80% при +20°С. Шахта и машинное помещение лифта должна быть оборудованы стационарным электрическим освещением, обеспечивающим при проведении работ по техническому обслуживанию освещенность не менее 50 лк в 1 м над крышей кабины и полом приямка при всех закрытых дверях шахты. Крайние аппараты освещения устанавливают на расстоянии не более чем 500 мм от самой верхней и самой нижней точек шахты. Освещение шахты не менее 50 лк, в машинном помещении в зонах размещения оборудования и лифтовых холлах не менее 200 лк на уровне пола.
Для предотвращения попадания воды из лифтового холла в шахту лифта необходимо чтобы низ портальной части в пределах толщины передней стены был выше уровня «чистого» пола лифтового холла на 20 мм (см. рисунок). В случае применения спринклерной системы пожаротушения лифтовые холлы необходимо оборудовать системой отвода воды (для исключения попадания ее в лифтовые шахты). В приямке предусмотреть установку датчиков влажности, входящих в систему диспетчерского контроля объекта.
На подземных уровнях у выходов всех лифтов предусмотреть двойной тамбур-шлюз с подпором воздуха.
Шахта лифта должна быть отделена от примыкающих к ней площадок и лестниц, на которых могут находиться люди или оборудование:
— стенами, полом и перекрытием;
— расстоянием, достаточным для обеспечения безопасности.
Кабина, противовес лифта и уравновешивающее устройство кабины должны находиться в одной шахте.
Шахта должна быть полностью огражденная.
В ограждении шахты лифта допускаются следующие отверстия и проемы:
— проемы дверей шахты лифта на этажных площадках;
— проемы дверей для обслуживания оборудования и аварийных дверей, а также отверстия для смотровых люков;
— выпускные отверстия для удаления газов и дыма в случае пожара;
— вентиляционные отверстия;
— отверстия, необходимые для работы лифта и расположенные между шахтой лифта и машинным помещением.
Сплошное ограждение шахты лифта должно выдерживать нагрузку, равную 300Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см2 и приложенную под прямым углом в любой ее точке с упругой деформацией не превышающей 15 мм, при этом остаточная деформация не допускается
Пол приямка под каждой из направляющих лифта, за исключением случая подвесных направляющих, должен быть рассчитан на нагрузку, создаваемую массой направляющих в сумме с усилием, возникающим в момент срабатывания ловителей.
При расстоянии между порогами проемов дверей шахты лифта на смежных этажных площадках более 11 м и невозможности перехода пассажиров из кабины одного лифта в кабину соседнего лифта, в шахте должны быть установлены аварийные двери так, чтобы расстояние по высоте между порогами проемов дверей не превышало 11 м.
Допускается не устанавливать аварийные двери в случаях, когда отсутствуют примыкающие к шахте лифта площадки (в зоне требуемой установки аварийных дверей), с которых можно эвакуировать людей.
Вентиляционные отверстия должны быть закрыты решеткой, через отверстия которой не должен проходить шарик диаметром 21 мм при приложении к нему перпендикулярно решетке нагрузки 10 Н.
Внутренняя поверхность шахты лифта ниже порога любой шахтной двери на этажной площадке должна удовлетворять следующим требованиям:
— образовывать вертикальную, непосредственно соединенную с порогом двери шахты лифта сплошную гладкую поверхность, высота которой должна составлять не менее половины зоны отпирания дверей плюс 0,05 м, а ширина — не менее ширины в свету входного проема кабины плюс по 0,025 м с каждой стороны;
— не иметь выступов более 5 мм. Выступы, превышающие 2 мм, должны иметь скос под углом не менее 75о к горизонтали.
— соединяться с перемычкой над проемом следующей двери или продолжаться вниз жестким гладким скосом, под углом не менее 60о к горизонтальной плоскости. Длина проекции этого скоса на горизонтальную плоскость должна быть не менее 20 мм.
Бетонная поверхность лифтовых шахт должна быть обеспылена.
Приямок должен быть защищен от попадания в него грунтовых и сточных вод. В приямке предусмотреть установку датчиков влажности, входящих в систему диспетчерского контроля объекта. В случае высокого уровня грунтовых вод предусмотреть гидроизоляцию приямков лифтовых шахт.
В шахте лифта должно быть установлено электрическое устройство безопасности, которое должно быть несамовозвратным и размыкать цепь безопасности от ручного воздействия.
Расположение электрического устройства безопасности должно обеспечивать его доступность при открытии двери для входа в приямок и с пола приямка. В зависимости от глубины приямка должно устанавливаться одно или два устройства:
а) если расстояние от пола приямка до порога двери для входа в него не более 1,55 м, то приямок должен быть оборудован одним электрическим устройством безопасности:
— расстояние от пола приямка до управляющего элемента электрического устройства безопасности должно быть не более 2,0м;
— расстояние над уровнем порога двери для входа в приямок до управляющего элемента электрического устройства безопасности должно быть не менее 0,45м;
— горизонтальное расстояние от крайних точек порога в зоне проема двери до управляющего элемента электрического устройства безопасности должно быть не более 0,75м.
б) если расстояние от пола приямка до порога двери для входа в него более 1,55м, то приямок должен быть оборудован двумя электрическими устройствами безопасности:
— расстояние над уровнем порога двери для входа в приямок до управляющего элемента верхнего электрического устройства безопасности должно быть не менее 1,0 м;
— горизонтальное расстояние от крайних точек порога в зоне проема двери до управляющего элемента верхнего электрического устройства безопасности должно быть не более 0,75 м;
— расстояние от пола приямка до управляющего элемента нижнего электрического устройства безопасности должно быть не более 1,2м.
В шахте лифта не допускается устанавливать оборудование и прокладывать коммуникации, не относящиеся к лифту, за исключением систем пожарной и охранной сигнализации, диспетчерского контроля и систем, предназначенных для отопления и вентиляции шахты. При этом любые устройства управления и регулировки отопительной аппаратуры должны размещаться вне шахты лифта.

Освещение шахты лифта должно отвечать следующим требованиям:

— шахта лифта должна быть оборудована стационарным электрическим освещением, обеспечивающим освещенность не менее 50 лк при закрытых дверях шахты.
— крайние аппараты освещения устанавливается на расстоянии не более чем 0,5 м от самой верхней и самой нижней точек шахты.
Включение освещения шахты должно производиться из шахты и/или машинного помещения. Установленный в шахте выключатель освещения должен быть доступен при открывании двери шахты: горизонтальное расстояние от крайних точек порога в зоне проема двери до управляющего элемента выключателя должно быть не более 0,75 м.
Освещение машинного отделения выполнить согласно ГОСТ Р 53780-2010.
В приямке лифта должна быть предусмотрена электрическая розетка, предназначенная для подключения электрического инструмента, напряжение питания в которой должно быть не более 250В. Проектирование освещения

Режимы работы лифтов.

Работа лифтов в нормальном режиме:

Пассажирские и грузопассажирские лифты должны функционировать в групповой системе управления (групповое управление для всех лифтов в каждой лифтовой группе полностью собирательное – вверх и вниз). Пересадочные лифты должны функционировать в системе «Simplex». В лифтовом холле основного посадочного этажа (отм.0,000) расположено 2 вызывных аппарата. Вызывной аппарат №1 осуществляет вызов пассажирских и грузопассажирского лифтов для обслуживания жилой части здания. Вызывной аппарат №2 осуществляет вызов пересадочного лифта для соединения входной группы и подземного гаража.

Работа лифтов в пожарном режиме:

Система управления лифтом для пожарных должна отвечать требованиям настоящего раздела, ПУБЭЛ и ГОСТ 28911.
Система управления должна:
— объединять групповым управлением лифты для пожарных между собой, а также с
другими пассажирскими лифтами в соответствии с ПУБЭЛ;
— обеспечивать возможность подключения к системе диспетчеризации и (или)
центральному пульту управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ).
Система управления лифтом для пожарных должна обеспечивать выполнение режимов:
— “пожарная опасность”;
— “перевозка пожарных подразделений”.

Работа лифтов при аварийных ситуациях:

Система управления лифтом для пожарных должна отвечать требованиям настоящего раздела, ПУБЭЛ и ГОСТ 28911.
При исчезновении электроснабжения лифта одновременно с отключением электродвигателя лебедки, должна автоматически отключаться цепь управления. После восстановления электроснабжения пуск кабины у лифтов с одиночным управлением должен быть возможен только после подачи новой команды управления, а у лифтов с групповым управлением — после подачи новой команды управления или от ранее зарегистрированного вызова. Допускается автоматическое движение кабины на одну из этажных площадок для восстановления соответствия ее положения в шахте и состояния системы управления — «калибровочный рейс”.
Во всех перечисленных случаях движение кабины должно быть возможным только при закрытых дверях кабины и закрытых и запертых дверях шахты.

Диспетчеризация лифтов.

Каждый пассажирский лифт имеет двустороннюю переговорную связь с диспетчерским пунктом для экстренной связи пассажира с диспетчером.
Диспетчерский контроль за работой лифта обеспечивает:
— сигнализацию об открытии дверей шахты при отсутствии кабины на этаже;
— сигнализацию об открытии дверей машинного или шкафов управления при их расположении вне машинного помещения (для лифтов без машинного помещения);
— сигнализацию об открытии двери (крышки), закрывающей устройства, предназначенные для проведения эвакуации людей из кабины, а также проведения динамических испытаний на лифте без машинного помещения;
— сигнализацию о срабатывании цепи безопасности лифта;
— идентификацию поступающей сигнализации (с какого лифта и какой сигнал);
— об аварийной остановке лифта;
— о восстановлении нормального рабочего режима;
— о несанкционированном открывании дверей шахты в режиме «нормальной работы»;
— двухстороннюю переговорную связь между диспетчерским пунктом и кабиной, диспетчерским пунктом и машинным помещением, а также звуковую сигнализацию о вызове диспетчера на связь. Работа двухсторонней связи обеспечивается с учетом установки источника бесперебойного питания (ИБП), независимо от наличия электроснабжения.
Устройство диспетчерского контроля входит в состав поставляемого оборудования.
Энергоснабжение оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов осуществляется независимо от энергоснабжения лифта. При прекращении энергоснабжения оборудования диспетчерского контроля должно быть обеспечено функционирование двухсторонней связи между кабиной и диспетчерским пунктом не менее 1 часа.
Система управления лифта, предназначенная для подключения к устройству диспетчерского контроля, должна предусматривать возможность снятия сигнала с целью передачи от лифта к устройству диспетчерского контроля информации.
В режиме работы лифта «перевозка пожарных подразделений» должна быть обеспечена прямая переговорная связь между диспетчерским пунктом или ЦПУ СПЗ, если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.

ГОСТ 33653-2015 (EN 81-71:2005) Лифты пассажирские. Требования вандалозащищенности, ГОСТ от 02 июня 2016 года №33653-2015

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством «Российское лифтовое объединение» (НП «РЛО)», Открытым акционерным обществом «Щербинский лифтостроительный завод» (ОАО «ЩЛЗ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июня 2016 г. N 498-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33653-2015 (EN 81-71:2005) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.

6 Настоящий стандарт разработан на основе применения ГОСТ Р 52624-2006 (ЕН 81-71:2005)*
_______________
* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июня 2016 г. N 498-ст ГОСТ Р 52624-2006 (EN 81-71:2005) отменен с 1 января 2017 г.

7 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»

8 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт предназначен для проектировщиков зданий, заказчиков лифтов, проектировщиков лифтов в тех случаях, когда требуется выполнить дополнительные требования безопасности и/или защитные меры в связи с наличием риска вандализма.

Стандарт содержит требования безопасности и/или защитные меры, направленные на снижение или предотвращение повреждения лифтового оборудования и на защиту жизни и здоровья людей.

В настоящем стандарте учтены следующие факторы, связанные с риском вандализма:

— условия доступности лифтов в зданиях и сооружениях;

— условия окружающей среды;

— система безопасности зданий и система наблюдения за лифтами;

— период доступа в здание, включая время доступа к лифтам;

Требования настоящего стандарта распространяются на лифты категорий 1 и 2 в соответствии с приложением А.

При разработке настоящего стандарта были приняты следующие допущения:

— конструкция лифтов соответствует общим требованиям безопасности лифтов;

— здание и/или лифтовая установка соответствуют рекомендациям, приведенным в приложении А;

— лифты, их шахты, этажные площадки, проходы к лифтовому оборудованию, помещения для размещения лифтового оборудования обслуживаются надлежащим образом и содержатся в безопасном рабочем состоянии;

— вандальные воздействия на лифт и лифтовое оборудование осуществляются с использованием предметов, приведенных в приложении Е, или без их использования.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает специальные требования безопасности к пассажирским лифтам, условия эксплуатации которых характеризуются наличием риска вандализма.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP) (МЭК 529:1989, MOD)

ГОСТ 30244-94 Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 потолок кабины лифта: Часть крыши кабины, доступная изнутри кабины.

3.2 лифт категории 0: Лифт, соответствующий общим требованиям безопасности.

3.3 лифт категории 1: Лифт, соответствующий специальным требованиям безопасности к лифтам, подвергающимся умеренным вандальным действиям.

3.4 лифт категории 2: Лифт, соответствующий специальным требованиям безопасности к лифтам, подвергающимся грубым вандальным действиям.

4 Перечень важнейших опасностей

В настоящем разделе перечислены важнейшие опасности, связанные с областью применения настоящего стандарта, определенные в результате анализа риска и требующие принятия мер по уменьшению или полному устранению риска (см. таблицу 1).

Таблица 1 — Перечень важнейших опасностей и меры по их уменьшению или устранению

Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

1 Опасность раздавливания

5.1.1.2; 5.1.1.3; 5.1.2.1; 5.1.2.2; 5.2.5; 5.3.2.1; 5.3.2.4; 5.4.2

2 Опасность разрезания

5.1.1.1; 5.1.1.2; 5.1.1.3; 5.1.2.1; 5.1.2.2; 5.1.3; 5.2.1; 5.2.2; 5.2.3; 5.2.4; 5.2.5; 5.3.1.2; 5.3.1.3; 5.3.1.4; 5.3.1.6; 5.3.2.1; 5.3.2.4; 5.4.1.1; 5.4.2

3 Опасность порезов

5.4.1.7; 5.4.4.2; 5.5.1.3; 5.5.2.1

4 Опасность падения в шахту

5.3.2.3; 5.3.2.4; 5.3.2.5; 5.3.5; 5.6

5 Опасность удара

6 Электрические опасности

5.4.1.8; 5.4.4.2; 5.5.1.1; 5.5.1.3; 5.5.1.4; 5.5.2.1

5.1.1.1; 5.2.1; 5.2.7; 5.3.1.1; 5.4.1.4; 5.4.4.2; 5.5.1.1; 5.5.1.5; 5.7

8 Поведение человека

5.1.1.1; 5.1.1.2; 5.1.1.3; 5.1.2.1; 5.1.2.2; 5.1.3; 5.2.1; 5.2.2; 5.2.3; 5.2.4; 5.2.5; 5.2.6; 5.3.1.5; 5.3.1.6; 5.3.1.7; 5.3.1.8; 5.3.2.1; 5.3.2.3; 5.3.3; 5.3.4; 5.3.5; 5.3.6; 5.4.1.1; 5.4.1.2; 5.4.1.3; 5.4.1.5; 5.4.1.6; 5.4.1.7; 5.4.1.8; 5.4.2; 5.4.3; 5.4.4.2; 5.5.1.2; 5.5.1.3; 5.5.1.4; 5.5.2.1; 5.6; 5.7

9 Опасность поскользнуться, споткнуться, упасть

5.1.1.1; 5.1.1.2; 5.2.5; 5.2.6; 5.3.1.2; 5.3.1.3; 5.3.2.1; 5.3.2.3; 5.3.2.4; 5.3.6; 5.4.1.1; 5.4.1.5; 5.4.2; 5.6

5 Требования безопасности и/или защитные меры

Вандалозащищенные лифты должны соответствовать требованиям безопасности и/или защитным мерам, установленным в настоящем разделе.

5.1 Шахта лифта

5.1.1 Ограждение шахты

5.1.1.1 Ограждение шахты должно быть сплошным. Стены, пол приямка шахты, перекрытие над шахтой должны изготовляться из материалов, таких как сталь, кирпич, бетон и тому подобных. Ограждение шахты должно выдерживать нагрузку, равную 2500 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 100 см5.1.1.2 Для лифтов категории 1 с частичным ограждением шахты высота ограждения в местах, доступных для людей, должна быть не менее 5,0 м или до потолочного перекрытия.

5.1.1.3 Лифты категории 2 должны иметь полное ограждение шахты.

5.1.2 Двери шахты для технического обслуживания оборудования, аварийные двери шахты и крышки смотрового и аварийного люков

5.1.2.1 Конструкция дверей шахты для технического обслуживания оборудования, аварийных дверей шахты и крышек смотровых и аварийных люков должна обеспечивать невозможность их открытия при помощи предметов, приведенных в приложении Е.

5.1.2.2 Двери шахты для технического обслуживания оборудования, аварийные двери шахты и крышки смотровых и аварийных люков, а также их замки должны в закрытом положении выдерживать нагрузку, равную 2500 Н (со стороны, доступной для людей), распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 100 см5.1.3 Вентиляционные отверстия

Вентиляционные отверстия должны соответствовать требованиям 5.2.3 и 5.2.4.

5.2 Машинные помещения, блочные помещения и шкафы для оборудования лифта, размещаемые снаружи шахты

5.2.1 Ограждение машинных и блочных помещений и шкафов для оборудования, размещаемых снаружи шахты, должно соответствовать 5.1.1.1.

5.2.2 При наличии доступных для людей смотровых окон их конструкция должна обеспечивать:

a) прочность в соответствии с 5.1.2.2;

b) применение только многослойного стекла.

5.2.3 При наличии доступных для людей вентиляционных отверстий они должны соответствовать следующим требованиям:

a) размер отверстий не должен превышать 250х250 мм;

b) отверстия должны предотвращать проникновение внутрь шахты прямого стержня любого поперечного сечения.

5.2.4 Устройства для предотвращения проникновения по 5.2.3, перечисление b), должны обеспечивать прочность по 5.1.1.1.

5.2.5 Двери и люки, а также их замки должны обеспечивать выполнение требований 5.1.2.2.

5.2.6 Для лифтов категории 2 должна быть предусмотрена звуковая сигнализация об открытии дверей:

— машинного и/или блочного помещения;

— для технического обслуживания оборудования, аварийных дверей шахты, крышек аварийных и смотровых люков;

— шкафов для оборудования лифта, расположенного снаружи шахты.

Звуковой сигнал должен включаться не позднее 30 с после открытия дверей и/или люков.

Звуковой сигнал должен обеспечивать выполнение следующих требований:

a) сигнал должен быть слышен в месте открытия дверей и/или люков и на основном посадочном этаже и иметь уровень звука, регулируемый в диапазоне 70-85 дБЛ;

b) сигнал должен автоматически выключаться в регулируемом диапазоне 5-15 мин.

Должна обеспечиваться возможность отключения и повторного включения системы сигнализации при помощи ручного устройства по 5.3.2.2.

При прекращении подачи электроэнергии должна быть обеспечена работоспособность системы сигнализации в течение не менее 2 ч.

5.2.7 Для лифтов без машинных помещений категории 2 лифтовое оборудование, размещенное в приямке шахты лифта (лебедка, оборудование гидропривода, устройства системы управления) должно быть оснащено металлическим ограждением. Такое ограждение должно защитить оборудование от попадания в него мусора, что может привести к представляющей опасность неисправной работе (оборудования), возгоранию мусора или задымлению.

5.3 Двери шахты и кабины

5.3.1 Двери шахты и кабины должны быть автоматическими горизонтально раздвижными.

5.3.1.1 Материалы, применяемые для дверей шахты и кабины, должны соответствовать следующим требованиям пожарной безопасности:

a) материалы, применяемые для дверей кабины и шахты, за исключением материалов для отделки (облицовки), должны изготовляться из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1 по ГОСТ 30244;

b) пожарно-технические характеристики материалов отделки (облицовки) дверей кабины и шахты должны соответствовать следующим требованиям:

— для лифтов категории 1 — из материалов группы горючести не ниже Г2 по ГОСТ 30244,

— для лифтов категории 2 — из негорючих материалов.

5.3.1.2 Двери кабины и шахты, включая элементы крепления, должны выдерживать испытания маятником для нежесткого удара согласно приложению ДА без разрушения элементов конструкции остаточных деформаций, препятствующих нормальному функционированию дверей. Двери должны сохранять работоспособность после проведения испытаний.

Высота падения нежесткого маятника должна быть:

a) для лифтов категории 1 — 700 мм;

b) для лифтов категории 2 — 1000 мм.

5.3.1.3 Двери должны быть оборудованы устройством, обеспечивающим сохранение створок в исходном положении в случае разрушения роликов или пластиковых элементов башмака створки. Это устройство должно выдерживать испытание маятником для нежесткого удара по 5.3.1.2 с высотой падения 1400 мм без разрушения конструкции.

После такого испытания к дверям не предъявляют требование сохранения работоспособности.

5.3.1.4 Для лифтов категории 2 смотровые окна в дверях не применяют.

5.3.1.5 Для лифтов категории 2 зазор между каждой дверью шахты или элементами на ее ведущей кромке и дверью(ми) кабины или же ее (их) элементами на ведущей кромке не должен превышать 35 мм. Этот зазор должен сохраняться от ведущей кромки на протяжении не менее чем 75 мм и заканчиваться скосом под углом не более 45° к задней стороне дверной створки. Этот скос может отсутствовать на протяжении не более 200 мм вверху и/или внизу дверной створки, чтобы можно было крепить оборудование дверей. Если зазор сохраняется на протяжении 200 мм или более того, тогда скос не требуется (рисунок 1).

Рисунок 1 — Зазор для лифтов категории 2

ГОСТ 33653-2015 (EN 81-71:2005) Лифты пассажирские. Требования вандалозащищенности

1 — направление закрывания створок дверей; 2 — угол

5.3.1.6 Для лифтов категории 2 при приложении к сомкнутым створкам в любой точке нагрузки, равной 150 Н, в направлении открывания ведущей дверной панели (панелей) горизонтально-раздвижных или складчатых дверей, в полученный зазор не должен проникать в шахту со стороны этажной площадки цилиндр диаметром 10 мм.

5.3.1.7 Для лифтов категории 2, створки дверей которых механически соединены между собой, конструкция и расположение этого соединения должны предотвращать возможность разъединения створок в течение 60 с пользователями при помощи предметов, указанных в приложении Е.

5.3.1.8 Для лифтов категории 2 передняя кромка створок дверей кабины и шахты должна входить в конструкцию самих створок.

5.3.2 Система безопасности дверей шахты лифтов категории 2

5.3.2.1 При отсутствии кабины на этаже система безопасности должна предотвращать возможность отпирания дверей шахты специальным ключом для отпирания замка и с помощью предметов, указанных в приложении Е.

Отпирание дверей должно быть возможным после отключения системы безопасности.

5.3.2.2 Устройство для ручного включения или отключения системы безопасности должно быть размещено в:

a) машинном помещении;

b) шкафу управления;

c) устройстве управления для эвакуации пассажиров и проведения динамических испытаний лифта.

Устройство для ручного включения/отключения системы безопасности должно быть маркировано информационным знаком, приведенным в приложении С. Знак должен быть также размещен на двери шахты лифта или около этой двери на основном посадочном этаже здания.

5.3.2.3 После ручного отключения система безопасности должна автоматически включаться через 30-60 мин.

Это требование не распространяется на режимы управления лифтом обслуживающим персоналом («Управление из машинного помещения», «Ревизия») и на случаи остановки лифта в результате срабатывания устройств безопасности. При возвращении в режим нормальной работы время автоматического включения должно начать отсчитываться с ноля. Каждое ручное включение должно активизировать систему безопасности в течение 30-60 с.

5.3.2.4 В случае отключения основного источника электроснабжения система безопасности должна сохранять работоспособность не менее чем в течение 2 ч за счет резервного источника электроснабжения.

При отключении устройства, прерывающего электропитание лифта (главного выключателя), система безопасности должна немедленно выключаться.

5.3.2.5 В случаях, если систему безопасности устанавливают на:

a) лифтах для пожарных — система должна автоматически выключаться при переводе лифта в режим «Перевозка пожарных подразделений»;

b) лифтах, оснащенных системой управления с режимом «Пожарная опасность», — система должна автоматически выключаться при поступлении сигнала о переводе лифта в режим «Пожарная опасность».

5.3.3 Механизм соединения створок дверей

Для лифтов категории 2, при нахождении кабины в зоне отпирания замка двери шахты, должна быть предотвращена возможность разъединения пользователями дверей кабины и шахты в течение 60 с вручную или при помощи предметов, указанных в приложении Е.

5.3.4 Устройство реверса дверей

Устройство контроля дверного проема и реверса дверей кабины и шахты лифтов категории 2 должно быть расположено так, чтобы быть недоступным для пользователей и посторонних лиц.

5.3.5 Запирание дверей кабины

Двери кабины должны быть снабжены автоматическим замком или запираться кинематически.

5.3.6 Воздействие на привод и замки дверей

Для лифтов категории 2 должна быть исключена возможность приведения в нерабочее состояние привода дверей и замков дверей пользователями или посторонними лицами в течение 60 с при помощи предметов, указанных в приложении Е.

5.4 Кабина

5.4.1 Рама кабины, отделка

5.4.1.1 Стены кабины должны выдерживать нагрузку не ниже установленной для дверей шахты в 5.3.1.2, перечисление а) или b).

5.4.1.2 Потолок кабины лифтов категории 1 должен:

a) выдерживать массу 150 кг в любой точке, в которой пользователь может «повиснуть»;

b) быть закреплен так, чтобы пользователи не могли его демонтировать в течение 60 с либо вручную, либо при помощи предметов, указанных в приложении Е.

5.4.1.3 Конструкция потолка кабины лифтов категории 2 должна быть такой, чтобы пользователи не могли «повиснуть» на ней.

5.4.1.4 Материалы кабины лифта должны соответствовать следующим требованиям:

a) стены, пол и потолок изготовляют:

— для лифтов категории 1 — из материалов группы горючести не ниже Г1 по ГОСТ 30244,

— для лифтов категории 2 — из негорючих материалов;

b) отделку (облицовку) поверхностей стен и потолков купе кабины изготовляют:

— для лифтов категории 1 — из материалов группы горючести не ниже Г2 по ГОСТ 30244,

— для лифтов категории 2 — из негорючих материалов;

c) покрытие пола купе кабины изготовляют:

— для лифтов категории 1 — из материалов группы горючести не ниже Г3 по ГОСТ 30244,

— для лифтов категории 2 — из негорючих материалов.

5.4.1.5 Ограждение купе кабины должно быть устойчиво к разрезанию предметами, указанными в приложении Е.

Материал любого напольного покрытия кабины должен быть так закреплен, чтобы исключалась опасность падения пользователя при его разрезании.

5.4.1.6 Поручень в купе кабины лифтов категории 2 должен выдерживать нагрузку 2500 Н, прилагаемую в наиболее неблагоприятной точке в любом направлении.

5.4.1.7 При установке зеркала в кабине лифтов категории 2 должны соблюдаться следующие требования:

a) зеркало должно быть встроено в конструкцию щита купе кабины заподлицо;

b) стекло, применяемое в зеркале, должно быть многослойным (ламинированным).

5.4.1.8 Конструкция доступных для пользователей креплений элементов кабины должна обеспечивать:

a) для лифтов категории 1 — снятие только при помощи специального инструмента;

b) для лифтов категории 2 — невозможность для пользователей обнаружить места крепления.

5.4.2 Аварийный люк и аварийная дверь кабины

Для лифтов категории 2 аварийный люк в крыше кабины и аварийная дверь для перехода людей в кабину соседнего лифта должны быть оборудованы системой безопасности в соответствии с 5.3.2.

5.4.3 Вентиляция кабины

Вентиляционные отверстия купе кабины, доступные для пользователей, должны быть выполнены так, чтобы через них не мог пройти изнутри кабины в шахту прямой стержень любого поперечного сечения.

5.4.4 Освещение кабины

5.4.4.1 Кабины лифтов категорий 1 и 2 должны быть оборудованы стационарным электрическим освещением, обеспечивающим на аппаратах управления и на уровне пола уровень освещенности не менее 100 лк.

5.4.4.2 Устройства стационарного электрического освещения кабины лифта должны:

a) иметь крепления, незаметные для пользователей и предотвращающие несанкционированный доступ к устройствам;

b) сохранять работоспособность и не разрушаться при проведении испытаний в соответствии с приложениями B и F.

5.5 Оборудование, размещаемое в купе кабины и на этажных площадках

5.5.1 Устройства управления и сигнальные устройства в кабине лифта и на этажных площадках

5.5.1.1 Кнопки управления и сигнальные устройства при испытании с рабочей стороны должны обеспечивать устойчивость к воздействию воды не менее IPх3 по ГОСТ 14254.

5.5.1.2 Зазор между толкателем кнопки управления и корпусом кнопочного аппарата должен быть минимальным, чтобы предотвратить заклинивание кнопки при помощи предметов, указанных в приложении Е.

5.5.1.3 Кнопки управления и сигнальные устройства должны быть испытаны на удар в соответствии с приложением В.

5.5.1.4 Кнопки управления и сигнальные устройства должны обладать устойчивостью к разрезанию при помощи предметов, указанных в приложении Е.

5.5.1.5 Кнопки управления должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, приведенным в приложении F.

5.5.2 Посты управления в кабине лифта и на этажной площадке

5.5.2.1 Посты управления в кабине лифта и на этажной площадке должны соответствовать следующим требованиям:

a) быть закреплены в соответствии с 5.4.1.8;

b) выполнены из материалов в соответствии с 5.4.1.4;

c) выдерживать испытания на удар в соответствии с приложением В;

d) обеспечивать устойчивость к разрезанию при помощи предметов, указанных в приложении Е.

5.5.2.2 Устройство, информирующее о местоположении кабины, должно быть установлено в кабине лифта и на основном посадочном этаже.

5.6 Металлические конструкции

Для листков категории 2 должна быть обеспечена защита от коррозии, вследствие использования моющих средств, применяемых для очистки и уборки кабины лифта, а также других воздействий человека и/или окружающей среды следующих элементов конструкции:

a) каркаса, купе, пола и потолка кабины;

b) створок дверей шахты и дверей кабины, их порогов, направляющих линеек и элементов крепления створок дверей;

c) автоматических замков дверей шахты и кабины;

d) стен и пола кабины.

5.7 Надписи и маркировка

Надписи и маркировка, доступные для пользователей, должны соответствовать следующим требованиям:

a) быть закреплены так, чтобы исключить возможность демонтажа их при помощи предметов, указанных в приложении Е;

b) должны сохранять информационный смысл при воздействии на них любым из предметов, перечисленных в приложении Е, в течение 60 с;

c) соответствовать требованиям приложения F.

6 Подтверждение выполнения требований безопасности и/или защитных мер

Методы подтверждения выполнения требований безопасности и/или защитных мер, приведенных в разделе 5, должны соответствовать указанным в таблице 2.

Таблица 2 — Методы подтверждения требований безопасности и/или защитных мер

Подраздел, пункт, подпункт настоящего стандарта

Сплошные ограждения шахты

Прочность ограждения шахты

Пожарная безопасность ограждения шахты

Размеры частичного ограждения шахты

Полное ограждение шахты

Конструкция дверей и люков

Прочность дверей и люков

Вентиляционные отверстия в шахте

Сплошное ограждение помещения для размещения лифтового оборудования

Прочность ограждения помещения для размещения лифтового оборудования

Пожарная безопасность ограждения помещения для размещения лифтового оборудования

Прочность смотрового окна

Размер вентиляционных отверстий

Защита вентиляционных отверстий

Прочность дверей и замков

Работа звуковой сигнализации

Защита лифтового оборудования для лифтов без машинного помещения

Стабилизация положения створок

Зазоры между створками

Защита устройств соединения дверных створок

Конструкция передней кромки

Включение/выключение системы безопасности

Соединение створок дверей

Устройство реверса дверей

Запирание дверей кабины

Воздействие на привод и замки дверей

Прочность стен кабины

5.4.1.2, перечисление а)

Прочность потолка кабины

5.4.1.2, перечисление b)

Прочность крепления потолка кабины

Конструкция потолка кабины

Защита элементов кабины от опасности разрезания

Тип стекла для зеркала

Крепление оборудования в кабине

Аварийный люк и аварийная дверь

5.4.4.2, перечисление а)

Крепление устройств освещения кабины

5.4.4.2, перечисление b)

Устройства освещения кабины

Устойчивость к воздействию воды кнопок управления, сигнальных и других устройств

Зазоры в кнопочном аппарате

Испытание на удар

Устойчивость к разрезанию

5.5.2.1, перечисление а)

Крепление аппаратуры управления

5.5.2.1, перечисление b)

Пожарная безопасность аппаратуры управления

5.5.2.1, перечисление с)

Устойчивость аппаратуры управления к ударным воздействиям

5.5.2.1, перечисление d)

Устойчивость аппаратуры управления к разрезанию

Устройство, информирующее о местоположении кабины

Защита от коррозии

5.7, перечисление а)

Крепление знаков и маркировки

5.7, перечисление b)

Прочность нанесения знаков

5.7, перечисление с)

Пожарная безопасность знаков

Инструкция по эксплуатации

Визуальная проверка должна подтвердить наличие элементов, регламентированных требованиями настоящего стандарта.

Проверка чертежей и расчетов должна подтвердить соответствие конструкции элементов лифта требованиям настоящего стандарта.

7 Руководство по эксплуатации

7.1 Руководство по эксплуатации должно соответствовать требованиям, предъявляемым к руководствам по эксплуатации национальных стандартов государств, входящих в Содружество Независимых Государств, и включать в себя указания для владельца лифта и организации, выполняющей техническое обслуживание лифта.

7.1.1 Указания для владельца лифта:

a) о необходимости регулярных проверок лифта для обнаружения возможных повреждений лифта;

b) о необходимости выведения лифта из эксплуатации при невозможности обеспечения его безопасной работы и быстром проведении ремонтных работ;

c) об обеспечении чистоты и отсутствии влаги на полу лифта и этажных площадках;

d) о недопущении размещения на этажных площадках и на подходах к лифтовому оборудованию горючих материалов.

7.1.2 Указания для организации, выполняющей техническое обслуживание лифта

Для лифтов категории 2 особое внимание должно быть уделено опасности коррозии несущих элементов конструкции лифта и соответствующим проверкам состояния каркаса кабины рамы пола, купе и крыши кабины, несущих элементов дверей кабины и шахты, а также других элементов конструкции лифта.

Приложение А (справочное). Руководство для покупателя

А.1 Общие положения

Определение возможного уровня вандализма базируется на учете нескольких факторов — необходимо учитывать особенности поведения пользователей лифта, а также значение лифтов для функционирования здания, вид контроля доступа к лифтам.

Категории лифтов в зависимости от видов доступа к лифту приведены в таблице А.1.

Таблица А.1 — Категории лифтов

Условие пользования лифтом

Ограниченный доступ пользователей, находящихся под наблюдением

Ограниченный доступ пользователей без наблюдения за ними

Лифты общедоступные. Пользователи находятся под наблюдением

Лифты общедоступные. Пользователи не находятся под наблюдением

Лифты общедоступные. Пользователи расположены к вандализму

А.2 Примеры типов лифтов для различных условий пользования

Категории лифтов, предназначенных для различных условий пользования:

— лифты, предназначенные для пользователей в условиях ограниченного доступа к лифтам с системой наблюдения, например для пользователей обзорных лифтов в стеклянной шахте, размещаемых в офисных зданиях с системой контроля на входе в здание.

В таких зданиях целесообразно устанавливать лифты категории 0;

— лифты, предназначенные для пользователей в условиях ограниченного доступа к лифтам в зданиях без контроля на входе здания.

В таких зданиях целесообразно устанавливать лифты категории 0;

— общедоступные лифты, оснащенные камерами наблюдения или установленные в прозрачных шахтах.

Установка таких лифтов характерна для крупных торговых центров, элитных жилых домов и других зданий массового посещения.

В таких зданиях целесообразно устанавливать лифты категории 0;

— общедоступные лифты в зданиях, не имеющих контроля над пользователями.

К таким зданиям могут быть отнесены муниципальные жилые дома, дома экономического класса, магазины.

В таких зданиях целесообразно устанавливать лифты категории 1;

— лифты, устанавливаемые на объектах потенциального вандализма.

В некоторых типах зданий и сооружений с большой вероятностью можно ожидать проявления вандализма по отношению к лифтам.

К таким зданиям и сооружениям относятся стадионы, железнодорожные вокзалы, общежития, а также муниципальные жилые здания экономического класса.

В таких зданиях целесообразно устанавливать лифты категории 2.

А.3 Другие факторы, влияющие на уровень вандализма

Наблюдение за пользователями при помощи видеокамер или, в случае установки лифтов, кабины и двери которых выполнены из стекла, в прозрачных шахтах в значительной степени снижает риск проявлений вандализма.

Размещение в кабине лифта зеркала также снижает риск вандализма. Установка зеркала должна быть выполнена в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Другим фактором, оказывающим влияние на уровень вандализма, являются применение высокого уровня освещенности в сочетании с системой идентификации пользователя.

При выборе категории лифта применяют следующие характеристики мест установки лифтов:

— будет ли организовано наблюдение за зоной, в которой установлены лифты;

— расположено ли здание на территории, на которой следует ожидать проявления вандализма;

— является ли назначение здания предрасположенным к проявлениям вандализма;

— является ли ожидаемое использование лифта причиной повреждений лифтового оборудования (например, транспортирование тележек и т.п.);

— какой тип лифта характерен для установки в соответствующем здании, сооружении.

При выборе категории лифтов проектировщики здания и покупатели лифтов должны внимательно относиться к вышеуказанным характеристикам, учитывать возможность защиты здания системами наблюдения и контроля.

После выбора категории лифта проектировщик здания должен выбрать число лифтов, их грузоподъемность и скорость для обеспечения необходимой провозной способности лифтов и приемлемого времени ожидания лифта и поездки в лифте.

А.4 Показатели работы лифта

Время ожидания лифта и поездки в лифте должно быть по возможности коротким. Для предотвращения нежелательного поведения пользователей при длительном ожидании число, скорость и грузоподъемность лифтов рекомендуется выбирать для обеспечения среднего интервала между прибытиями лифта на этаж не более 45 с.

Размеры кабины лифтов выбирают с учетом размеров инвалидных кресел-колясок, различных типов ручных транспортных устройств.

Лифт может быть оснащен устройством контроля загрузки кабины, которое предотвращает остановку кабины при установленной предельной загрузке (рекомендуемый уровень загрузки — 60% номинальной грузоподъемности кабины).

Положительное влияние оказывает использование устройств, сокращающих время закрытия дверей. В качестве таких устройств используют кнопки закрывания дверей, оптические средства контроля дверного проема и другие устройства.

Важно также применение устройств реверсирования закрывающихся дверей при наличии препятствия в дверном проеме.

А.5 Защита от коррозии

Исполнение оборудования кабины и устройств, расположенных на этажах, должно обеспечивать их устойчивость к коррозии, вызываемой применением жидких моющих средств и влиянием других обстоятельств (например, выделениями человека).

Коррозионно-устойчивое исполнение редко требуется для лифтов категории 1. Однако это требование следует выполнять для лифтов категории 2 (см. 5.7).

Меры защиты от коррозии зависят от конструкции лифта, окружающей среды и применяемых материалов.

Эти меры не относятся к содержанию настоящего стандарта, но некоторые из них приведены ниже:

следует предусмотреть меры по предотвращению попадания вызывающих коррозию веществ на важные компоненты лифта и/или обеспечить специальное антикоррозийное исполнение этих компонентов. Применяемая в конструкции лифта сталь может, например, подвергаться гальванизации или антикоррозийному покрытию. Применение отдельных видов пластических материалов, других композитных материалов, бронзы обеспечивает достаточную защиту от коррозии в течение долгого времени.

А.6 Долговечность отделки лифтового оборудования

Отделка кабины лифта, а также оборудования, расположенного на этажных площадках, должна быть устойчивой к нанесению царапин и выдерживать частую обработку чистящими жидкостями. Применение чистящих жидкостей объясняется необходимостью удаления наносимых пользователями рисунков и других загрязнений.

А.7 Защита устройств подачи электропитания

Опасность вандализма по отношению к электрическим кабелям, выключателям требует установки этих элементов в местах, доступных только для обслуживающего персонала.

Приложение В (обязательное). Испытание на удар

В.1 Оборудование

Испытательная установка должна обеспечивать возможность падения ударного устройства на испытуемый образец лифтового оборудования. Масса ударного устройства должна быть (1,0±0,05) кг. Устройство должно иметь заостренную ударную часть с наконечником радиусом (10±0,05) мм, воздействующую на испытуемый образец.

Каждый испытуемый образец устанавливают и закрепляют в соответствующей раме.

В.3 Метод испытания

Наиболее уязвимую часть испытуемого образца подвергают трехкратному воздействию ударным устройством с высоты (0,2±0,005) м — для лифтов категории 1 и (1,0±0,005) м — для лифтов категории 2.

В.4 Результаты испытаний

После проведения испытаний образец должен сохранять работоспособность и соответствовать требованиям безопасности настоящего стандарта.

Приложение С (обязательное). Информационный знак системы безопасности двери шахты для лифтов категории 2

ГОСТ 33653-2015 (EN 81-71:2005) Лифты пассажирские. Требования вандалозащищенности

Примечание — Цвета информационного знака:

Информационный знак, установленный на основном посадочном этаже, должен быть размером не менее 50×50 мм.

Информационный знак, установленный на устройстве включения системы, должен быть размером не менее 20×20 мм.

Рисунок С.1 — Информационный знак системы безопасности двери шахты для лифтов категории 2

Приложение D (справочное). Дополнительные рекомендации для проектировщиков зданий

D.1 Вандализм может объясняться разными причинами: чувством разочарования и/или какими-то отклонениями от норм поведения, при этом средства и стечение обстоятельств лишь усугубляют и учащают стремление к вандальным действиям.

D.2 Лифт не может функционировать надежно, если в кабину лифта, шахту и другие помещения для лифтового оборудования проникает вода. Задачей проектировщиков является минимизировать риск доступности средств водоснабжения: гидранты и другое подобное оборудование не должно располагаться вблизи лифтов.

D.3 Для снижения частоты и тяжести последствий от воздействия воды или пожара должно быть предусмотрено надлежащее расположение различных сервисных служб здания по отношению к лифтам:

— трубопроводов для жидкостей и других веществ;

— входных устройств электропитания;

— мест хранения и удаления мусора;

— мест хранения топлива и других жидких материалов.

D.4 Машинное помещение лифта, обычно располагающееся в местах, удаленных от путей перемещения людей, создает возможность для вандалов в течение длительного времени пытаться проникнуть в машинное помещение. Для защиты машинного помещения от проникновения вандалов должны быть приняты следующие меры: обеспечение повышенной прочности двери машинного помещения, а также оснащение машинного помещения сигнализацией об открытии двери машинного помещения с возможностью передачи информации в автоматическом режиме на пульт диспетчера, если лифт подключен к системе диспетчерского контроля.

D.5 Одним из самых серьезных рисков вследствие проникновения вандалов в машинное помещение лифта является возможность возникновения в этом помещении пожара, который из-за удаленности машинного помещения может быть обнаружен слишком поздно.

Это обстоятельство должно быть учтено при оборудовании здания системой обнаружения пожара.

D.6 Вандальные воздействия на стены кабины и другое лифтовое оборудование, осуществляющиеся в течение длительного времени, увеличивают риск снижения безопасности работы лифта. Сервисные службы здания должны регулярно проверять наличие повреждения оборудования вследствие проявлений вандализма и устранять их прежде, чем возникнут серьезные инциденты.

D.7 Один из возможных рисков возникает при загрязнении, засорении порога двери. Этот риск устраняется регулярными проверками и очисткой порогов.

D.8 Размещаемые в кабине лифта пепельницы, сиденья часто становятся объектами вандальных действий, поэтому их установка в лифтах, подверженных вандализму, не рекомендуется.

D.9 Материалы, применяемые для покрытия пола кабины лифта, должны предотвращать для пользователей риск поскользнуться и упасть, особенно при попадании на пол влаги.

Приложение Е (обязательное). Предметы, которые могут быть использованы вандалами

Для определения требований к конструкции лифтового оборудования, подвергаемого вандальным действиям, в таблице Е.1 приводится перечень предметов, которые обычно имеют при себе пользователи и которые могут быть использованы ими для вандальных действий. Могут быть использованы также и другие предметы, однако с практической точки зрения невозможно создать лифт, устойчивый к любым воздействиям.

Таблица Е.1 — Предметы, которые могут быть использованы вандалами на лифтах разных категорий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *