Что является задачей функции регулирования
Перейти к содержимому

Что является задачей функции регулирования

  • автор:

17. Регулирование как функция управления.

Регулирование в системе менеджмента призвано детерминировать всякое отклонение от нормы и достигать такой деятельности системы, при которой все отклонения состояния системы менеджмента от заданного значения, нормы, выравниваются.

Производство – это деятельность, связанная с постоянным динамизмом процессов. Непрерывные изменения ситуации порождаются движением самой системы и возмущающими действиями внешней среды. Внутренние для системы изменения учитываются специфической формой регулирования – диспетчерской деятельностью. Воздействия же внешней среды проявляются в отношениях, в первую очередь, между предприятиями — между потребителем и поставщиком. Не являются редкостью нарушения обязательств по поставкам, например, и это очень осложняет регулирование. Поэтому система менеджмента должна владеть различными приемами регулирования – устранение воздействия помех, выравнивание отклонений, компенсация возмущений – чтобы сохранение заданных параметров было обеспечено.

Вместе с функцией регулирования в системе менеджмента качестваосуществляется координирование – обеспечение согласованности действий по времени и в пространстве органа управления и должностных лиц, а также между системой и внешней средой. Координирование обеспечиваетбыстродействие системы менеджмента, гармонию взаимосвязей подразделений, маневрирование ресурсами, техническими и трудовыми, когда меняются технико-экономические задачи. Координация – это синхронизация усилий всех участников производства, которая позволяет эффективно достигать поставленных целей.

Регулирование в системе менеджмента невозможно без коммуникации. Коммуникация — процесс межличностного и организационного общения при передаче информации внутри системы и во внешнюю среду. Посредством коммуникации информация передается одним лицам, которые принимают решения, и эти решения передаются исполнителям. Как показывает практика и исследования, в системе менеджмента большую часть рабочего времени занимают именно коммуникации — обмен информацией. Характер коммуникаций может быть различным – от устных распоряжений до заседаний, документов, отчетов, служебных записок. Широко используются электронная и телефонная связь, радио и телевещание. Таким образом, в интегрированной системе менеджмента устанавливается взаимодействие между подразделениями, осуществляется маневрирование ресурсами, достигается единство и согласование всех стадий менеджмента как процесса управления — планирования, организации, мотивации и контроля, а также согласованность действий руководителей. Коммуникации являются связующим звеном всей системы менеджмента.

18. Сущность и значение мотивации в управлении.

Для эффективного функционирования фирмы не достаточно лишь хорошо спланировать и организовать деятельность отделов, сотрудников фирмы. Необходимо также координировать работу и создавать такие условия, чтобы люди выполняли их. Руководитель всегда пользуется мотивирующими средствами в своей деятельности. В отношении управления можно дать следующие определения мотивации.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленных целей.

Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих на предприятии, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.

Для этого осуществляется экономическое и моральное стимулирование работников, обобщается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их развития.

Осуществляя эту функцию, управляющие должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы сотрудников трудового коллектива. К ним, в первую очередь, относятся:

  • разнообразие работы по содержанию;
  • рост работников;
  • расширение профессиональной классификации работающих;
  • внутреннее удовлетворение от полученных результатов;
  • материальное поощрение;
  • возможности проявление инициативы;
  • осуществление самоконтроля;
  • необходимость мер наказания;
  • повышение ответственности;
  • социальная значимость.

Задолго до того, как понятие «мотивация» вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения целей фирмы. Самым первым был метод поощрения и наказания (кнута и пряника).

Еще в древности короли держали награду перед глазами предполагаемого героя за ту деятельность или подвиг, который он совершил во блага государства и отечества.

Или короли беспощадно наказывали тех, кто посмел ослушаться их или делал что-то непристойное.

Эти способы успешно применялись до конца XIX века. Но простой пряник, который только удовлетворял семьи, борющиеся за выживание, с конца XIX века не всегда заставлял человека трудиться результативнее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения мотивации в психологическом аспекте.

С появлением работы Элтона Мэйо стало ясно, какие выгоды сулит применение психологических мотивов и что мотивация по типу поощрения и наказания является недостаточной.

После долгих лет изучения Мэйо пришел к выводу, что зачастую необходимо улучшение условий труда, а не увеличение вознаграждений за него.

Например: установление 10 минутных перерывов для отдыха в одном из прядильных цехов показала свои результаты немедленно. Они были впечатляющими:

  • текучесть рабочей силы резко сократилась;
  • улучшилось моральное состояние рабочих;
  • сильно возросла выработка.

Таким образом, можно сказать, что изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду в общей массе. Потому создаются модели мотивации по двум категориям: содержательные и процессуальные.

Функция регулирования.

Функция регулирования представляет собой действие по выработке корректирующих мер по устранению выявленных в процессе контроля отклонений. В задачу регулирования входит также актуализация (обновление) плановых заданий, нормативов, стандартов, технических условий и регламентов ( М.Веллер о строительстве узкоколейки).

Регулирование может быть:

  • Реактивным: направлено на сглаживание отклонений
  • Упреждающим: направлено на разработку и осуществление мер по предотвращению отклонений

Функции контроля и регулирования формируют в процессе управления обратную связь.

Обратная связь характеризует законченность процесса управления. Процесс неуправляем, если отсутствует обратная связь.

Планирование

Организация

Контроль

Обратные связи

Функция разработки и принятия решения. Типология управленческих решений.

Под решением понимают нахождение определенного варианта действий, и сам процесс деятельности, и ее конечный результат.

Во-первых, управленческое решение — это вид деятельности, протекающей в управляющей системе и связанной подготовкой, нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий. Во-вторых, управленческое решение — это вариант воздействия управляющей системы на управляемую, формула воздействия. В-третьих, управленческое решение — это организационно-практическая деятельность руководителя в управляемой системе.

Управленческое решение—это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации.

В зависимости от целей и методов разработки различают следующие основные разновидности управленческих решений: • по масштабам объекта—глобальные, охватывающие все звенья управляемой системы; локальные, адресованные определенному звену или подразделению; • по характеру целей — стратегические; тактические; оперативные; • по периоду осуществления—перспективные (долгосрочные); текущие (среднесрочные), регулировочные (краткосрочные); • в зависимости от круга проблем, которые рассматриваются в решении, — комплексные; частные (тематические); в их составе по преобладающему содержанию различают технические, экономические, социальные, организационные решения; • по методам обоснования — формализуемые; неформализуемые; • по условиям, в которых они принимаются — решения, принимаемые в условиях определенности; решения, принимаемые в условиях риска, относящиеся к разряду вероятностных; решения, принимаемые в условиях неопределенности, относящиеся к разряду поисковых; • по способу воздействия на управляемый объект — прямые директивные; косвенного воздействия.

Главным фактором эффективности системы менеджмента является качество управленческого решения. Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются применение в системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.

В процессе принятия любого решения обычно присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

Выделяют следующие основные элементы, наличие которых необходимо для принятия решения:

— наличие сознательного выбора;

— ориентация на одну или несколько целей;

— наличие завершающего действия, т.е. решения.

Решение есть осознанный выбор из нескольких альтернатив достижения одной или нескольких целей. Для принятия решения характерен осознанный процесс выбора альтернативы.

Различают два основных направления развития теории принятия решений:

эмпирически-реалистические теории (дескриптивные) теории описывают и объясняют, как принимаются на практике отдельные решения. Их целью является развитие гипотезы об отношениях отдельных людей или групп в процессе принятия решений, с помощью этих гипотез следует прогнозировать принятие решений в зависимости от ситуаций;

нормативные теории стремятся показать, как должны рационально приниматься решения.

Различают две основные функции решений: фильтрующую и связующую.

Фильтрующая функция решений объясняется тем, что они всегда находятся между осмысленной и реализующей фазами управленческого процесса. Решение есть результат фильтрации из многих возможных вариантов дальнейшей деятельности только одного.

Связующая функция решений состоит в том, что в процессе их принятия и реализации взаимодействуют все функции менеджмента.

Проблема принятия решения есть проблема анализа, экономического обоснования и выбора альтернативы из нескольких вариантов достижения цели.

Принятие управленческого решения в сложных ситуациях требует тщательного учета и анализа ряда факторов и представляет собой многошаговый процесс, состоящий из последовательности связных этапов. Эти этапы описывают так называемый нормативный процесс принятия решения процессуального инварианта, т.е. некоторой последовательности шагов, необходимой для принятия рационального решения.

Типовая технология разработки УР включает в себя этапы: информационный, оценки ситуации, определение и диагностики проблемы, разработки и оценки альтернатив, лишь после этого наступает этап принятия решения.

Вопрос 102 Что такое функция регулирования?

Если воспринимать функцию контроля как констатацию наличия серьезных отклонений от запланированного хода процесса достижения целей и установления причин этих отклонений, то для исправления ситуации необходимо выполнить действие, которое можно назвать регулированием.

Функция регулирования представляет собой действие по выработке корректирующих мер по устранению выявленных в процессе контроля отклонений. В задачу регулирования входит также актуализация (обновление) плановых заданий, нормативов, стандартов, технических условий и регламентов.

Чаще всего отклонения от запланированного хода процесса достижения целей имеются и могут быть определены причины этих отклонений. Это значит, что менеджер может действовать в двух направлениях.

1. Устранить отклонения. Для этого менеджер разрабатывает корректирующие воздействия, которые заключаются во внутренних переменных: совершенствование технологии, кадровые перестановки, изменение структуры управления. Могут иметь значение и внешние воздействия, например низкое качество поставляемого сырья или комплектующих изделий, несвоевременность и некомплектность поставки. Действие этих факторов менеджер может устранить, например сменив поставщика. Но существуют внешние факторы, на которые власть менеджера не распространяется (изменение налоговых ставок, условий банковского кредитования, изменение законодательства, рыночной конъюнктуры). Эти причины отклонений менеджер устранить не может. Поэтому он действует в другом направлении.

2. Пересмотреть стандарты. Стандарты не должны быть слишком высокими или слишком низкими. В первом случае, когда достижение стандартов требует полного истощения сил, возникают коллизии в отношениях между менеджерами и подчиненными. Недостижимость стандартов оказывает серьезное демотивирующее воздействие на сотрудников. Заниженные стандарты сначала воспитывают у сотрудников чувство победителя («Какие мы молодцы, выполнили план!»), а потом становится ясно, что план занижен и выполнить, даже перевыполнить, его может каждый, особо не утруждаясь. Такое положение также демотивирует сотрудников.

Регулирование может быть реактивным, направленным на устранение или сглаживание выявленных отклонений, а может быть упреждающим, направленным на разработку и осуществление мер по предотвращению отклонений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Вопрос 1 Что такое менеджмент?

Вопрос 1 Что такое менеджмент? Ответ Английское слово «management», возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с XVI в., образованное от глагола «menager» (умело подготавливать, тщательно упорядочивать). См. Тьетар Р.-А. Менеджмент /

Вопрос 8 Что такое виды менеджмента?

Вопрос 8 Что такое виды менеджмента? Ответ Менеджмент как деятельность можно структурировать, например, по признаку объекта менеджмента. По этому признаку менеджмент бывает общим (генеральным) и специальным (функциональным).Генеральный менеджмент (переводится как

Вопрос 14 Что такое организация?

Вопрос 14 Что такое организация? Ответ Нормативного (обязательного к использованию и общепризнанного) определения организации нет.Под организацией следует понимать группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (одной или

Вопрос 54 Что такое функция менеджмента?

Вопрос 54 Что такое функция менеджмента? Ответ Функция менеджмента представляет собой действие, обеспечивающее выполнение специфического вида управленческой деятельности.Функции характеризуют общие задачи и направления управленческих работ. Состав и содержание этих

Вопрос 61 Что такое стратегия?

Вопрос 61 Что такое стратегия? Ответ Определений стратегии имеется много. В данном учебном пособии под стратегией будем понимать генеральную программу действий организации, отражающую логику бизнеса. Логика бизнеса определяет, за счет чего фирма может получить

Вопрос 67 Что представляет собой планирование как функция менеджмента?

Вопрос 67 Что представляет собой планирование как функция менеджмента? Ответ Для реализации целей используется функция планирования. Цели и планы соотносятся примерно так же, как пункт назначения и маршрут, по которому к нему можно двигаться. Планирование можно

Вопрос 71 В чем состоит функция организовывания?

Вопрос 71 В чем состоит функция организовывания? Ответ Функция организовывания – это действие по достижению рационального сочетания живого труда с материальными элементами трудового процесса в пространстве и времени.Организовывание можно понимать с двух

Вопрос 84 Что такое делегирование?

Вопрос 84 Что такое делегирование? Ответ Делегирование как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Можно добавить к этому классическому определению: «лицу или группе

Вопрос 89 Что такое ответственность?

Вопрос 89 Что такое ответственность? Ответ Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Ответственность не может делегироваться ниже, подчиненному. Она остается за тем, кому были

Вопрос 91 Что такое единоначалие?

Вопрос 91 Что такое единоначалие? Ответ В соответствии с принципом единоначалия сотрудник организации должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать только перед ним. В этом случае все формальные коммуникации проходят только по цепи команд. Сотрудник

Вопрос 92 Что такое норма управляемости?

Вопрос 92 Что такое норма управляемости? Ответ Под нормой управляемости следует понимать количество сотрудников, непосредственно подчиненных данному руководителю, которыми он может эффективно управлять посредством делегирования своих линейных полномочий.Величина

Вопрос 100 Что такое функция контроля в менеджменте?

Вопрос 100 Что такое функция контроля в менеджменте? Ответ Функция контроля представляет собой действие оценки готовности к процессу достижения целей, выявления отклонений хода процесса достижения целей от запланированного и констатации факта и степени достижения

Вопрос 106 Что такое функция разработки и принятия решения?

Вопрос 106 Что такое функция разработки и принятия решения? Ответ Функция разработки и принятия управленческого решения заключается в действиях, направленных на формирование альтернатив для выбора образа действий, субъекта и объекта этих действий в рамках менеджмента,

Вопрос 115 Что такое функция установления коммуникаций?

Вопрос 115 Что такое функция установления коммуникаций? Ответ Функция установления коммуникаций представляет собой действие по установлению устойчивой информационной связи между участниками процесса управления.Энциклопедические источники определяют коммуникацию

Вопрос 125 Что такое функция мотивирования (мотивации)?

Вопрос 125 Что такое функция мотивирования (мотивации)? Ответ Функция мотивирования представляет собой действие, направленное на стимулирование всех участников деятельности по достижению целей развития организацииСтимулирование – предоставление участникам

Функция контроля и регулирования

Функция контроля и регулирования Контроль является важнейшей функцией любого процесса. Он обеспечивает фиксирование состояния процесса в определенный момент времени для принятия решения по урегулированию этого процесса.Различают две формы контроля финансовый и

Статья 6. Задачи и функции государственного регулирования и контроля в сфере автомобильного транспорта

1. Основной задачей государственного регулирования и контроля в сфере автомобильного транспорта является создание условий безопасной, качественной и эффективной перевозки пассажиров и грузов, предоставление дополнительных транспортных услуг.

2. Государственное регулирование и контроль в сфере автомобильного транспорта направлены на:

1) обеспечение баланса интересов государства, органов местного самоуправления, пользователей транспортных услуг и предприятий, учреждений, организаций, других юридических и физических лиц — субъектов хозяйствования на автомобильном транспорте, независимо от форм собственности;

2) обеспечение качественного и безопасного функционирования автомобильного транспорта;

3) развитие и совершенствование нормативной базы деятельности автомобильного транспорта;

4) определение общих принципов стратегического развития, системы управления, реформирования и регулирования автомобильного транспорта;

5) определение приоритетных направлений развития и путей оптимизации деятельности автомобильного транспорта;

6) защиту прав потребителей во время их транспортного обслуживания;

7) защиту рынка транспортных услуг и субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в сфере автомобильного транспорта;

8) создание равных условий для работы всех субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в сфере автомобильного транспорта, ограничение монополизма и развитие конкуренции;

9) обеспечение занятости населения, подготовки специалистов и рабочих кадров, охраны труда;

10) рациональное использование энергетических и материальных ресурсов;

11) охрану окружающей среды от вредного воздействия автомобильного транспорта, проведение научно-технической работы, исследований и развитие системы статистики.

3. Государственное регулирование и контроль в сфере автомобильного транспорта реализуется путем проведения государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления экономической, тарифной, научно-технической и социальной политики, лицензирования, стандартизации и сертификации на автомобильном транспорте, удовлетворения потребностей автомобильного транспорта в топливно-энергетических и материально-технических ресурсах, и транспортных средствах.

Государственное регулирование и контроль в сфере автомобильного транспорта (ст. 6 — 14) Статья 7. >>
Система органов государственного регулирования и контроля
Содержание
Закон Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 г. N 77-IНС «Об автомобильном транспорте» (с изменениями и.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *