Что такое звук 2 класс
Перейти к содержимому

Что такое звук 2 класс

  • автор:

В мире звука. 2 класс

Коррекция звукопроизношения, формирование фонем. Звуки: с, с`; з, з`; ц

4. Мир звуков так многообразен. Богат, красив, разнообразен. Но всех нас мучает вопрос: Откуда звуки возникают, Что слух наш всюду

услаждают?
Пора задуматься всерьёз!

5. Презентация по окружающему миру УМК «Планета знаний» 2 «а» класс «В мире звука»

Учитель: Лукашова Елена Николаевна
НОУ СОШ «Светлые Горы»
2016 г.

6.

Мир наполнен разнообразными
звуками. Тиканье часов, пенье
птиц, шум ветра, шелест
листьев, гудок автомобиля…
Откуда берутся звуки?

7.

Когда человек
играет на гитаре,
источником звука
является
колеблющаяся
струна.

8. Когда говорит человек, у него в горле колеблются голосовые связки.

9. Внимание!

Запомни:
громко кричать опасно. Ты
можешь повредить свои
голосовые связки.

10. ГИПОТЕЗА

Звук возникает в результате
колебаний предметов.
Колеблющиеся предметы
толкают воздух. Воздух
передаёт колебания органам
слуха.

11. Опыты Работа с учебником стр. 22 — 23

12. Минутка отдыха

13. Угадай звук

14. Поставьте стрелки от названий групп звуков к соответствующим примерам звуков окружающего мира.

O Звуки живой
природы
O журчание ручья
O стрекотание
O Звуки природных
кузнечиков
явлений
O звучание флейты
O звук работающего
крана
O Механические
звуки
O пение соловья
O Музыкальные
O скрип дверей
звуки
O вой вьюги
O пение вокалиста

15. Домашнее задание

1. Продолжить наблюдения за звуками.
2. Провести опыт «Веревочный телефон» и
сделать вывод.
3. Рабочая тетрадь. Стр.12, № 18,19.

Конспект урока по окружающему миру 2 класс «В мире звука»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

1. Научить выявлять проблему и строить гипотезу; сформировать умения находить источники звуков; воспроизводить некоторые звуки.

2.Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь.

3.Воспитывать интерес к предмету; чувство прекрасного; формировать экологическое воспитание.

Тип урока: изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная (проблемный диалог), групповая (выполнение практической части), парная.

Оборудование для учителя : презентация, набор линеек (деревянная, пластмассовая, металлическая), пластмассовый стакан, канцелярская резинка, чайная ложка с привязанной ниткой, штатив с ниткой и пуговице, камертон, датчик звука (шумомер).

Оборудование для учеников : учебник, набор линеек (деревянная, пластмассовая, металлическая), пластмассовый стакан, канцелярская резинка, чайная ложка с привязанной ниткой

Технологическая карта урока « В мире звука»

1.Самоопределение к деятельности.

— Дети! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.

-Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести

детей к теме урока.

Прослушайте внимательно аудиозапись. И постарайтесь запомнить как можно больше звуков.

Какие звуки вы услышали?

– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Тема нашего урока:

« В мире звука»
Мир наполнен разнообразными звуками. Звук для человека является источником информации. Человек живет в мире звуков.

-Как вы думаете, что такое звук?

-Да, дети, звук — это то, что слышит ухо.

Где мы можем найти определение слова «звук»?

Давайте обратимся к словарю Ожегова и прочитаем, что такое звук.

Звуки и буквы

Когда человек говорит, то он произносит звуки, а когда пишет – то воспроизводит буквы, причем в русском языке в одном и том же слове количество звуков и букв может быть различным. И те, и другие делятся на гласные и согласные. Изучение звуков и букв во 2 классе очень важно не только для того, чтобы говорить и писать правильно, но и для того, чтобы понимать, как работает язык.

Звуки и буквы: согласные и гласные

Таблица звуков и букв поможет понять, как они соотносятся:

а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е

б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ

Из таблицы видно, что в русском языке больше гласных букв, чем звуков, которые они обозначают, а с согласными все наоборот.

В алфавите также есть буквы, которым не соответствует никакого звука – это мягкий и твердый знаки, которые необходимы для того, чтобы на письме обозначить твердость или мягкость звука.

Всего в русском алфавите 33 буквы, звуков же – на десять больше, то есть 43. Разница в количестве звуков и букв объясняется особенностями языка – так, на письме мягкость и твердость согласной буквы определяется по следующей за ней буквой – гласной, согласной или не имеющей звукового аналога.

У каждой буквы есть свое название, оно может совпадать или не совпадать со звуком, который они означают. Очень важно научиться не путать буквы и звуки.

Итак, звук – это то, что человек произносит и слышит, из звуков состоит его устная речь. А буква – это основа письменное речи, их человек пишет и читает. То есть звуки определяют произношение, а буквы – правописание.

Зачем нужны звуки и буквы

Звуки необходимы для того, чтобы человек мог говорить. У них нет своего значения, но без них человек не смог бы составлять то, что его имеет, то есть слова. Часто именно с помощью звуков слова различаются, например, спор — спорт отличаются одним звуком.

Буквы же нужны для того, чтобы зафиксировать на письме то, что произносятся. Это знаки, которые обозначают звуки. Их можно произносить вслух – и тогда они становятся звуками, а можно читать или проговаривать про себя. Они также помогают различать слова, но уже на письме, например, ел и ель отличаются одной буквой.

В первом русском алфавите, кириллице, было 43 буквы – это был греческий алфавит из 24 букв, к которым добавили еще 19, именно столько специфических звуков было в славянском языке. Прежде, чем азбука приняла свой современный вид, она изменялась много раз.

Что мы узнали?

В русском языке есть звуки – то, что произносится – и буквы – то, то пишется. И хотя буквы служат для того, чтобы обозначать звуки на письме, их меньше, чем звуков. Количество звуков и букв в слове тоже может не совпадать. Это объясняется особенностями системы русского языка. Звуки становятся буквами, но и буквы превращаются в звуки, если их произнести.

КСП естествознание 2 класс по теме»Что такое звук»

КСП естествознание 2 класс по теме

Балабас Елена

(К) Со з дание п о л о жительно г о эм оцион а льно г о нас т р о я.

К ак прекрасно слыш а ть з в ук:

Ш у м д о ждя и с е р дца с т ук!

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы сло в а и мысли слышим,

Слышим да ж е тишину…

К ак г у ляет к о т по крыше,

К ак шурш а т за стен к ой мыши,

В о лки в о ю т на лун у .

Мир б е з з в у к ов был бы г р устный,

С ерый, с к учный и «нев к усный»!

Введение в тему . Целеполагание

(К.И) АМО «Эвристическая беседа

— Отгадайте загадку .

Ученикам велит садиться.
Затем вставать и расходиться.
В школе многим он велит,
Ведь звонит, звонит, звонит.

— Что это звучит в школе? Для чего он звенит?

— Как звенит звонок? Почему мы его слышим?

— Почему звенит звонок . Выдвижение гипотез детьми.

(К) Определите цель нашего урока.

-Как вы думаете ,о чем мы сегодня будем говорить на уроке ?

-Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Звук» и узнаем, как он распространяется

— Чего мы должны достичь к концу урока?

— Чему должны научиться? Что должны понять? Прочитать в учебнике

(Г)Объединение в группы

(обучающиеся выбирают картинку и объединяются в 3 группы по признаку музыкальных предметов- гитара ,магнитофон, телевизор.)

Назовите эти предметы.

-Какие звуки они издают?(искусственные)

-А какие еще бывают звуки?(естественные)

Работа по теме урока

(Г) АМО «Кластер»

Составьте кластер «Источники звука»

Дети называют источники звука, поясняя искусственного или естественного происхождения эти источники звука

-А что такое, по — вашему, звук?

(Г,И)АМО «Исследователи»

Проведение эксперимента

-А сейчас каждая группа проведет эксперимент.

В заранее приготовленную ёмкость с водой бросьте камешек.

Обратите внимание на то, что появляется на поверхности (появляются волны).

Почему распространяются круги по воде?

— Как распространяются круги?

— Где центр этих кругов?

— От чего они расходятся?

-Оцените проведение эксперимента

(Д)Дополнительная информация «Знаете ли вы».

Звук распространяется так же – волнами.

От каждого предмета идет волна.

Слышать разные звуки – уловить волну – помогают уши.

Наши уши улавливают звуковые волны. Но эти волны бывают очень разными – также как волны в океане – высокие и сильные, небольшие и тихие. Если волна звука очень мощная и длинная – то звук грубый, громкий, от него могут лопнуть наши барабанные перепонки. Поэтому звук зависит от длины, частоты и мощности звуковой волны, то есть колебания воздуха или предмета.

-Мы с вами живём в мире разных звуков. Предметы живые и неживые могут их издавать. Звуки возникают из-за колебаний предметов. Эти колебания передаются по воздуху, как круги по воде.

-Что нового о звуке вы узнали из дополнительной информации?.

-А хотите больше знать о звуке?

(К.И) Работа по учебнику

Проблемный вопрос:

Кто знает как называют ученых, которые изучают звуки?

Для этого мы сейчас прочитаем зашифрованное слово и узнаем ,как называются ученые изучающие науку о звуке и раздел физики, изучающий звук

Прочитайте текст в учебнике

-Ответьте на вопросы

– Что такое акустика?

-Что же такое звук с научной точки зрения?

– Как возникает звук?

– Что такое звуковые волны?

(К) Динамическая пауза (звуки природы).

(П)АМО «Исследователи»

Проблемный вопрос.

– Что необходимо сделать, для того чтобы тело стало источником звука? (Необходимо тело привести в движение, сделать так, чтобы оно

совершало колебания. Например, гитара. Она зазвучит, когда придут в движение её струны)

-Вот чтобы это проверить, то вы сейчас проведете эксперимент

Для этого вам потребуется металлическая три вида линеек(металическая. Пластмассовая, деревянная), которую вы должны прижать рукой к парте. Воздействуя на линейку, вы сможете наблюдать колебания и слышать звук.

Вокруг линейки будет создаваться механическая волна, которая расходится во все стороны, как круги на воде.Колеблющаяся линейка приводит к колебаниям воздуха. Волны колеблющегося воздуха достигают ваших ушей и вы слышите звук. (Демонстрация опыта с тремя видами линейки: деревянной,пластмассовой и железной)

Каждая пара проделывает эксперимент с линейкой.

На основе опыта, который мы только что пронаблюдали, в конце XVIII века был создан прибор, который называется камертон.

Учитель показывает камертон.

Между ухом человека и источником звуковых волн обязательно должна быть среда. Эта среда может быть, газообразной(воздух), жидкой (вода), твердой, но это обязательно должны быть частицы, способные передавать колебания. Процесс передачи звуковых волн должен обязательно происходить там, где есть вещество. Если вещества нет, никакого звука мы не услышим. В космосе звуков нет – в безвоздушном пространстве царит тишина.

(И)АМО «Определяй-ка»

-Работа по карточке

Выберите правильную схему распространения звука. Поставь ٧ , если схема верная.

Мыслительные навыки :знание, понимание, применение, анализ.

(И)АМО «Диаграмма»

Вы все знаете, что звуки бывают разной громкости.

— Составьте с помощью полосок разной длины диаграмму, которая покажет, какой звук самый громкий, а какой самый тихий, используя слова:

— Что вы узнали нового на уроке?

— Чему мы научились?

— Что должны были понять и поняли?

— Что такое звук? Как он распространяется?

— Какие бывают звуки?

— Влияют ли звуки на настроение и самочувствие?

Домашнее задание

1. Подготовь дополнительную информацию о влиянии звуков на растения и животных.

2. Смоделируй вместе с родителями устройство для усиления звука. Проверь, как оно работает

-Определяет цель урока

-называет какие звуки они издают?(искусственные)

-называет естественные звуки

— записывают источники звука: искусственные, естественные

Спикер от каждой группы выходит к доске и представляет составленный кластер Ученики других групп проверяют правильность составления кластера.

-бросает в емкость с водой камешек;

-рассматривает поверхность воды;

-обращает внимание на круги образовавшиеся от камешка;

-отвечает на вопрос;

Аку́стика (от греч. ἀκούω (аку́о) — слышу) — наука о звуке , изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием. Акустика является одним из направлений физики ( механики ), исследующих упругие колебания и волны от самых низких (условно от 0 Гц ) до высоких частот. [1]

-поделывает опыт с металлической линейкой;

-проделывает опыт с деревянной линейкой;

-поделывает опыт с пластмассовой линейкой;

Рис. Распространение продольных звуковых волн от камертона

Критерий оценивания

Находит схему распространения звука.

-рассуждает и определяет верную схему распространения звука;

-находит верную схему распространения звука и ставит

-объясняет распространение звука на основе изученной информации.

Шёпот , звук дождя , звук самолета, крик ребенка ,школьный звонок, пение , гул автомобиля

Дифференциация по уровню мыслительных навыков:знание, понимание, применение,анализ.

-определяет звук от самого громкого,до самого тихого ,

-использует цветовые полосочки и распологает их на диаграмме

-составляет диаграмму и

показывает свою работу

-сравнивает и различает звуки по громкости.

Рефлексия «Колокольчик».

Закрашивает «Колокольчик» цветными карандашами:

— красным цветом – ничего не понял,

-желтым понял, но не могу объяснить;

-зеленым – всё понял, могу объяснить другому.

ФО: «Аплодисменты»

Всем за правильные ответы, давйте подарим аплодисменты

ФО: «Большой палец»

ФО: «Жетон» учитель-ученик- (учитель дает жетоны)

5 жетонов- с з ад анием справился, нет вопросов;

4жетона –с заданием справился частично, испытывает трудности;

3 жетона- самостоятельно с заданием справится не может, нужна помощь учителя .

ФО «Комментарий учителя»

Демонстрация видеофрагмента из мультфильма

« Что такое звук?»

https://www.youtube.com/watch?v=2uijSBKHqnw

Самоанализ урока естествознания во 2классе по теме: « Что такое звук?»

Цель обучения взята из учебной программы:

2.5.3.1. Классифицировать источники звука по громкости;

2.1.2.1.Объяснять понятие «источник информации» и его важность для проведения исследований;

На основании целей обучения составлены цели урока, они ориентированы на особенности предмета и составлены с учётом потребности обучающихся.

Цель урока согласована с целями обучения и соответствует формату СМАРТ, так как цель конкретна, измерима, достижима, ориентирована на результат и отслеживается на всех этапах урока.

На уроке планируется привитие таких ценностей как: целеустремлённость, ответственность, уважение к труду, уважение к сообществу, воспитание к желанию обучаться на протяжении всей жизни.

Урок построен на основе м ыслительных навыков :знание, понимание, применение, анализ , поэтому я старалась его провести так, чтобы мои ученики были заинтересованы на уроке и старалась правильно оценить их уровень знаний, умений и навыков. Деятельность учащихся на уроке была активна потому, что на уроке были использованы практические и наглядные методы( ИКТ). Использование активных методов обучения на уроке «Эвристическая беседа», «Исследователи», «Определяй-ка», «Диаграмма» способствовало достижению целей обучения. В течение всего урока я старалась показать связь предмета с жизнью. Особенно это проявлялось на этапе закрепления, когда обучающимся предлагалось использовать свой жизненный опыт для установления самого громкого и самого тихого звука. На данном этапе происходило формирование личностных навыков. Так же в процессе изучения темы мы затрагивали межпредметные связи :физика, музыка.

Для того, чтобы понять, на каком этапе достижения цели находятся обучающиеся на протяжении всего урока проводилось формативное оценивание. Для рефлексии применила АМО «Колокольчик». Урок показал, что все учащиеся усвоили данный материал, у них сформировались умения и навыки соответствующие программным требованиям.

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные цели урока, при этом удалось избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

Использование ИКТ на уроке повысило интерес учащихся к изучаемому предмету и помогло наглядно иллюстрировать физические явления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *