Что такое одноцепная и двухцепная вл
Перейти к содержимому

Что такое одноцепная и двухцепная вл

  • автор:

Что такое одноцепная и двухцепная вл

Воздушные линии

Воздушной линией электропередачи (ВЛ) называют устройство для передачи электрической энергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам.

Рисунок 1. Основные параметры воздушной линии:

1. H – высота опоры; 2. l – длина пролета; 3. h — габарит провода; 4. f стрела провеса

Источник: Jaotusvõrgud, M. Meldorf, H. Tammoja, Ü. Treufeldt, J. Kilter; TTÜ kirjastus, 2007

Горизонтальные расстояния между центрами двух опор, на которых подвешены провода, называют пролетом (l).

Вертикальное расстояние между низшей точкой провода в пролете до пересекаемых инженерных сооружений или до поверхности земли или воды носит название габарита провода (h).

Стрелой провеса провода называют вертикальные расстояния между низшей точкой провода в пролете и горизонтальной прямой, соединяющей точки крепления провода на опорах (f).

Воздушные линии состоят из следующих основных конструкционных элементов:

2 . фундаментов опор;

4 . грозозащитных тросов;

6 . линейной арматуры;

7 . заземляющих устройств.

Опоры ВЛ различают:

1. по материалу: деревянные, железобетонные, металлические

2. по назначению: промежуточные, угловые, анкерные, ответвительные и концевые

3. по рабочему напряжению: ниже и выше 1000V

4. по конструктивному исполнению: одностоечные, А- образные, П – образные,

АП – образные, одноцепные, двухцепные .

Для сооружения воздушных линий низкого напряжения применяются деревянные и железобетонные опоры. Деревянные опоры широко применяют в районах, богатых лесами, но они недолговечны и поэтому их постепенно заменяют железобетонными, срок службы которых составляет 50—60 лет.

На рис. 2 приведены различные конструкции деревянных опор для воздушных линий напряжением до 1000V.

Рис. 2. Конструкции деревянных опор воздушных линий до 1000 V :

a — одностоечная промежуточная, b — угловая с подкосом, c — угловая с оттяжкой, d — анкерная А-образная ;

1 — стойка, 2 — подкос, 3 — проволочная оттяжка, 4 — натяжное устройство, 5 — бандажи, 6 — приставка (пасынок)

Для увеличения срока службы деревянных опор используются железобетонные приставки (пасынки).

Рис. 3. Способ сопряжения деревянных стоек опор с железобетонными приставками (пасынками):

1 – опора или стойка, 2 — бандаж, 3 – железобетонная приставка (пасынок)

Железобетонные опоры ВЛ напряжением до 1 кВ имеют коническую форму и прямоугольное или круглое сечение. Они снабжены жестким металлическим каркасом из арматурной стали, повышающим механическую прочность опоры.

Рисунок 4. Пример железобетонной опоры.

В воздушных линиях среднего напряжения используют как деревянные, так и железобетонные опоры, а в воздушных линиях высокого напряжения используются в основном металлические опоры.

Рис. 5. Воздушная линия среднего напряжения с деревянными опорами .

Источник: каталог Ensto „Accessories for Medium Voltage Distribution Networks“

Рис. 6. Воздушные линии среднего напряжения с железобетонными опорами .

Воздушные линии высокого напряжения в Эстонии подразделяются на три класса напряжения: 110 kV, 220 kV ja 330 kV.

Класс напряжения легко можно определить визуально по количеству изоляторов в гирлянде . Чем больше изоляторов, тем выше напряжение (см. таблицу 1).

Форум режимщиков

В чем отличие двухцепной ВЛ от одноцепных параллельных ВЛ

Все что не относится к другим разделам.
Сообщений: 6 • Страница 1 из 1

В чем отличие двухцепной ВЛ от одноцепных параллельных ВЛ

marz » 24 сен 2010, 18:46

ребят кто поможет в вопросе, в котором я запутался в хлам.

1. Если две ПС допустим соединены двумя ВЛ 220 кВ

— каждая линия причем имеет свои опоры на протяжении всего пути.

— и имеют наименование допустим Сильная-1(2)

т.о. это я так понимаю две одноцепные параллельные линии?

2. То же самое только на протяжении всего пути имеют общую т.е. двухцепную опору?

т.о. это двухцепная линия?

3. А если опоры будут смешанными и вообще а опоры сдесь причем? Может если обе линии уходят с одной и той же ПС и приходят на одну и ту же ПС это автоматически означает что она двухцепная?)))

Одним словом, по каким признакам это можно определить глядя на схему ПС, энергоситемы, опорные схемы линий?

marz Сообщения: 0 Зарегистрирован: 06 апр 2010, 07:22

Re: В чем отличие двухцепной ВЛ от одноцепных параллельных ВЛ

vvp » 25 сен 2010, 18:05

На мой взгляд разница появляется при составлении детальных моделей для различных расчетов.

Например, при расчете надежности. Двухцепная ЛЭП при остальных равных условиях менее надежна чем две одноцепки. Если будет поврежедена опора (скажем трактором), то две ЛЭП отключатся.

Да и при анализе N-1 следует учитывать как один отказ — отказ всей двухцепки.

Также при расчетах токов КЗ и УР. Если детализировать расчеты, то будут разные реактивные сопротивления, которые зависят от взаимного расположения фаз. Часто при расчетах токов КЗ необходимо учитывать взаимоиндукцию между ЛЕП, а она зависит от расстояния между проводами.

vvp Сообщения: 0 Зарегистрирован: 28 авг 2007, 23:00

Re: В чем отличие двухцепной ВЛ от одноцепных параллельных ВЛ

marz » 25 сен 2010, 21:27

Да расчеты то ладно.)))

У нас просто сетевая компания все линии которые имеют начало и конец на одной и той же ПС решила приравнять к двуцепным линиям и под это дело поменять их диспетчерское наименование, добавив слово «цепь» в конце прежнего наименования.

В итоге в диспетчерских переговорах получим наименование «ВЛ 220 кВ Сильная-1 цепь»

marz Сообщения: 0 Зарегистрирован: 06 апр 2010, 07:22

Re: В чем отличие двухцепной ВЛ от одноцепных параллельных ВЛ

vvp » 26 сен 2010, 13:26

Вспоминая свое диспетчерское прошлое (дело было 15 лет назад), замечу, что не зависимо от того духцепка или нет, часть трассы может быть двухцепка, или заходы на ПС в виде духцепки — диспетчерское наименование было единое, например — «ВЛ 220 кВ Сильная №1» или «ВЛ 220 кВ Сильная №2». А как там их выполнение было (двухцепка или нет) диспетчеров не сильно волновало. Хотя при выводе в ремонт и организации работы, другими подразделениями (исходя из безопасности работ) принималось решение о отключении второй ЛЭП, что было отражено в заявке.

vvp Сообщения: 0 Зарегистрирован: 28 авг 2007, 23:00

Re: В чем отличие двухцепной ВЛ от одноцепных параллельных ВЛ

Krutya » 27 сен 2010, 08:58

marz писал(а) Sat, 25 September 2010 22:27
У нас просто сетевая компания все линии которые имеют начало и конец на одной и той же ПС решила приравнять к двуцепным линиям и под это дело поменять их диспетчерское наименование, добавив слово «цепь» в конце прежнего наименования.

Если рассматриваемые ВЛ не являются объектами диспетчеризации, то называть их сетевая может, как ей заблагорассудится.

В противном случае, наименования присваивает системный оператор, а у него есть определённые требования, предписанные к исполнению самим НГШ.

Krutya Сообщения: 0 Зарегистрирован: 05 июл 2006, 23:00

Re: В чем отличие двухцепной ВЛ от одноцепных параллельных ВЛ

YuAl » 27 сен 2010, 09:17

marz писал(а) Sat, 25 September 2010 22:27
Да расчеты то ладно.)))

У нас просто сетевая компания все линии которые имеют начало и конец на одной и той же ПС решила приравнять к двуцепным линиям и под это дело поменять их диспетчерское наименование, добавив слово «цепь» в конце прежнего наименования.

линии которые имеют начало и конец на одной и той же ПС. чуть не подумал о гигантских петлях.

Что значит приравнять? По действующим МУ критерий нормативности (3 группа) — общий коридор на половину длины линии (независимо от наименования).

Если у каждой из цепей, подвешенных на одних опорах, свои коммутационные аппараты, защиты и т.п. то эт самостоятельные сетевые элементы. Хотя и менее надёжные с учётом лихих трактористов.

Какая разница, как называется линия? Номер цепи в наименовании может указывать на существование параллельных связей, а не не совмещение на опорах (и по мне в этом есть рациональное зерно).. Очень часто совмещение имеет место на заходах на ПС. Ну и что?

ЛЭП — это ж не яхта, у этой как её ни называй, характеристики, в том числе и по надёжности, не поменяются. Стал быть, коль хочется кому-nj мучиться с наименованиями — пусть это будут только диспетчера. А режимщики, релейщики и прочая нечисть пусть спят спокойно ))))

Словарь терминов

– система энергетического оборудования, предназначенного для передачи электрической энергии.

Воздушная линия (ВЛ)
– устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам.

Опора ЛЭП
– опора воздушной линии электропередачи – сооружение для удержания проводов и при наличии грозозащитных тросов воздушной линии электропередачи и оптоволоконных линий связи на заданном расстоянии от поверхности земли и друг от друга.
Каталог опор ЛЭП ГК ЭЛСИ

Опора одноцепная
– опора воздушной линии электропередачи, несущая одну трёхфазную линию (три электропровода).

Опора двухцепная
– опора воздушной линии электропередачи, несущая две трёхфазные линии (шесть электропроводов).

Анкерная опора
– опора воздушной линии электропередачи, воспринимающая усилия от разности тяжения проводов, направленных вдоль ВЛ.

Анкерный пролет
– это расстояние между двумя анкерными опорами ВЛ, на которых жестко закреплены провода.

Угловая опора
– опора воздушной линии электропередачи, рассчитанная на тяжение проводов с усилиями, действующими по биссектрисе внутреннего угла, образуемого проводами в смежных пролётах.
Угловая опора в каталоге опор ЛЭП ГК ЭЛСИ: ВЛ 10 кВ, ВЛ 35 кВ, ВЛ 110 кВ

Концевая опора
– опора воздушной линии электропередачи, которая воспринимает направленные вдоль линии усилия, создаваемые нормальным односторонним тяжением проводов; концевые опоры устанавливают в начале и конце ВЛ.
Концевая опора в каталоге опор ЛЭП ГК ЭЛСИ: ВЛ 10 кВ, ВЛ 35 кВ

Промежуточная опора
– опора воздушной линии электропередачи, служащая для поддержания проводов на определенной высоте от земли и не рассчитанная на усилия со стороны проводов в продольном направлении или под углом.

Ответвительная опора и перекрёстная опора
– опоры воздушных линий эпектропередачи, на которых выполняются ответвления от ВЛ и пересечения ВЛ двух направлений.

Провод
– элемент ВЛ, предназначенный для передачи электрического тока.

Грозозащитный трос
– элемент ВЛ, предназначенный для защиты проводов ВЛ от прямых ударов молнии. Трос заземляется или изолируется от тела опоры (земли) и, как правило, располагается над проводами фаз.

Тяжение провода (троса)
– усилие, направленное по оси провода (троса), с которым он натягивается и закрепляется на анкерных опорах ВЛ.

Габарит воздушной линии
– расстояние от низшей точки провисания провода до поверхности земли.

Стрела провеса провода (f)
– расстояние по вертикали между прямой линией, соединяющей точки подвеса провода, и низшей точкой его провисания.

Габаритная стрела провеса провода (fгаб)
– наибольшая стрела провеса провода в габаритном пролете.

Пролет ВЛ
– расстояние между соседними опорами воздушных линий электропередачи.

Габаритный пролет (lгаб)
– пролет, длина которого определяется нормированным вертикальным расстоянием от проводов до земли при установке опор на идеально ровной поверхности.

Весовой пролет (lвес)
– длина участка ВЛ, вес проводов (тросов) которого воспринимается опорой.

Ветровой пролет (lветр)
– длина участка ВЛ, с которого давление ветра на провода и грозозащитные тросы воспринимается опорой.

Вибрация проводов (тросов)
– периодические колебания провода (троса) в пролете с частотой от 3 до 150 Гц, происходящие в вертикальной плоскости при ветре и образующие стоячие волны с размахом (двойной амплитудой), которая может превышать диаметр провода (троса).

Пляска проводов (тросов)
– устойчивые периодические низкочастотные (0,2 – 2 Гц) колебания провода (троса) в пролете с односторонним или асимметричным отложением гололеда (мокрого снега, изморози, смеси), вызываемые ветром скоростью 3 – 25 м/с и образующие стоячие волны (иногда в сочетании с бегущими) с числом полуволн от одной до двадцати и амплитудой 0,3.

Гирлянда изоляторов
– устройство, состоящее из нескольких подвесных изоляторов и линейной арматуры, подвижно соединенных между собой.

Линейная арматура для ВЛ
– это, в частности, элементы крепления изоляторов, средства защиты, зажимы, спиральные вязки.

Нормальный режим ВЛ
– состояние ВЛ при неповрежденных проводах или тросах.

Аварийный режим ВЛ
– состояние ВЛ при оборванных проводах или тросах.

Монтажный режим ВЛ
– состояние ВЛ при монтаже опор, проводов или тросов.

Населенная местность
– земли городов в границах их перспективного развития на 10 лет, пригородные и зеленые зоны, курорты, земли поселков городского типа в пределах поселковой черты и сельских населенных пунктов в пределах черты этих пунктов.

Ненаселенная местность
– земли единого государственного фонда, за исключением населенной и труднодоступной местности; незастроенная местность, хотя бы и часто посещаемая людьми, доступная для транспорта и сельскохозяйственных машин, огороды, сады, местность с отдельными редко стоящими строениями и временными сооружениями.

Труднодоступная местность
– местность, не доступная для транспорта и сельскохозяйственных машин.

Подвесной изолятор
– изолятор, предназначенный для подвижного крепления токоведущих элементов к опорам воздушных линий электропередачи, несущим конструкциям и различным элементам инженерных сооружений.

Усиленное крепление провода с защитной оболочкой
– крепление провода на штыревом изоляторе или к гирлянде изоляторов, которое не допускает проскальзывания проводов при возникновении разности тяжений в смежных пролетах в нормальном и аварийном режимах ВЛЗ.

Штыревой изолятор
– изолятор, состоящий из изоляционный детали, закрепляемой на штыре или крюке опоры воздушной линии электропередачи.

Траверса
– конструкция, расположенная на опоре воздушной линии электропередачи, к которой крепят изоляторы для проводов и др. арматуру. Служит для создания требуемого изолирующего воздушного промежутка и поддержки проводов.

Трасса ВЛ
– положение оси ВЛ на земной поверхности.

Тросовое крепление
– устройство для прикрепления грозозащитных тросов к опоре ВЛ, если в состав тросового крепления входит один или несколько изоляторов, то оно называется изолированным.

Электрическая сеть
– совокупность воздушных и кабельных линий электропередач и подстанций, работающих на определенной территории.

Линия электропередачи

Линия электропередачи в округе Райгад штата Махараштра (Индия)

Ли́ния электропереда́чи (ЛЭП), протяжённое сооружение из проводов , кабелей , опор, изоляторов и вспомогательных устройств, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии от электростанций к подстанциям и потребителям , а также для связи смежных энергосистем. По конструктивному исполнению различают воздушные линии (ВЛ), провода которых подвешены над землёй или над водой, и подземные (подводные) ЛЭП, в которых используются главным образом силовые кабели. Генераторы на электростанциях преобразуют механическую энергию турбин в электрическую, которая поступает в трансформаторы повышающей подстанции, далее по ЛЭП транспортируется к приёмным подстанциям. На приёмных подстанциях электроэнергия трансформируется с каскадным снижением напряжения и поступает отдельным потребителям. Воздушные ЛЭП вместе с трансформаторными подстанциями образуют электрические сети, охватывающие обширные территории, что позволяет обеспечивать электроэнергией множество потребителей от ограниченного числа электростанций.

Классификация ЛЭП

Классификация ЛЭП базируется на ряде признаков, первым из которых является род тока . Различают: линии постоянного тока (применяются ограниченно, т. к. электропередача постоянного тока связана главным образом с техническими трудностями создания эффективных недорогих устройств для преобразования переменного тока в постоянный – в начале линии, и постоянного тока в переменный – в конце линии), трёхфазного переменного (по протяжённости ВЛ получили наибольшее распространение в мире), ЛЭП многофазного переменного тока (шести- и двенадцатифазные; не получили широкого распространения). Одной из основных характеристик ЛЭП является её пропускная способность, т. е. та наибольшая мощность, которую можно передать по ЛЭП с учётом ограничивающих факторов. Мощность, передаваемая по ЛЭП переменного трёхфазного тока, связана с её протяжённостью, напряжением и токовой нагрузкой. По номинальному напряжению ЛЭП подразделяются на низковольтные (до 1 кВ) и высоковольтные (свыше 1 кВ), среди которых выделяют линии среднего (3–35 кВ), высокого (110–220 кВ), сверхвысокого (330–750 кВ) и ультравысокого (свыше 1000 кВ) напряжений. Освоение высших уровней напряжения обусловлено необходимостью передачи растущих потоков электроэнергии на увеличивающиеся расстояния и стремлением снизить потери от нагрева проводов ВЛ, которые пропорциональны квадрату тока (например, ток увеличится в 2 раза, потери возрастут в 4 раза). По количеству параллельных цепей, прокладываемых по общей трассе, ВЛ бывают одноцепные (ВЛ переменного тока, имеющая один комплект, т. е. три фазных провода), двухцепные (ВЛ с двумя комплектами фазных проводов) и многоцепные (ВЛ, имеющие более двух комплектов фазных проводов). По топологическим характеристикам различают радиальные (мощность поступает от единственного источника), магистральные (отходит несколько ответвлений) и ответвления (линии, присоединённые одним концом к другим ЛЭП в её промежуточной точке). По функциональному назначению ЛЭП бывают распределительные (линии местных электрических сетей ), питающие (линии сетей районного значения, которые осуществляют электроснабжение центров питания распределительных сетей), а также системообразующие и межсистемные, которые непосредственно соединяют разные энергосистемы и предназначены для взаимного обмена мощностью как в нормальном, так и в аварийном режиме.

Конструкция ЛЭП

Конструкция ЛЭП включает провода, изоляторы, опоры. Провода воздушных ЛЭП должны обладать хорошей электрической проводимостью , механической прочностью , стойкостью против атмосферных и химических воздействий. Основным проводником электрической энергии ЛЭП в России служат алюминиевые провода; за рубежом широкое применение получили алюминиевые сплавы , обладающие повышенной механической прочностью (алдрей, альмелек, акрон), а также высокотемпературные сплавы с цирконием (рабочая температура до 150–210 °C). Провода (неизолированные) изготавливаются скруткой из нескольких слоёв (повивов) круглых или фасонных проволок ; применяются преимущественно упрочнённые (т. н. сталеалюминиевые) с сердечниками, свитыми из проволок канатной стали. На ЛЭП номинального напряжения до 220 кВ используются только одиночные провода в каждой из трёх фаз. В ЛЭП напряжением 330 кВ и выше для устранения появления протяжённого коронного разряда на проводах (вызывает дополнительные потери электрической энергии) применяют расщеплённые фазы (вместо одного фазного провода большого сечения подвешивается несколько скреплённых между собой проводов меньшего сечения). Минимальное число проводов в расщеплённой фазе увеличивается соответственно росту номинального напряжения ЛЭП: 330 кВ – 2; 500 кВ – 3; 750 кВ – 4; 1150 кВ – 8. Увеличение количества проводов в фазе свыше минимальной позволяет пропорционально увеличить пропускную способность ЛЭП (т. е. наибольшую возможную активную мощность). За рубежом и в России на вновь сооружаемых ЛЭП до 35–110 кВ широко применяются самонесущие изолированные провода, что позволяет уменьшить междуфазные расстояния на опорах, сократить ширину вырубаемых просек в лесных массивах .

Электрическая изоляция обеспечивается либо гирляндами подвесных тарельчатых изоляторов из закалённого стекла , соединяемых механически в цепочки, либо стержневыми полимерными изоляторами, основу которых составляет стеклопластиковый стержень, герметично защищённый ребристой оболочкой, изготовленной из кремнийорганической резины . Преимуществами полимерной изоляции являются: малый вес; удобства хранения, транспортировки и монтажа; повышенная стойкость к разрушениям и др. Крепление проводов к изоляции и изоляции к опорам осуществляется применением узлов и изделий арматуры воздушных линий (зажимы проводов, серьги, скобы и др.).

Для поддержания проводов на безопасном расстоянии от земной (водной) поверхности используются изоляционные подвески и опоры ( деревянные , железобетонные и металлические ), а также иные несущие конструкции и естественного образования (скалы, кронштейны и стойки на других инженерных сооружениях ). Деревянные опоры (для ЛЭП до 220 кВ включительно) в России изготовляются из брёвен ( сосна , лиственница ), стандартные длины которых ограничены наибольшим размером 16 м. За рубежом (США, Канада) разработаны конструкции опор, состоящие из длинных клеёных деревянных элементов, что делает возможным применение деревянных опор при номинальных напряжениях до 500 кВ включительно. В конструкциях железобетонных опор (до 500 кВ включительно) стойками являются длинномерные (до 26 м) конические и цилиндрические трубы с внутренней предварительно напряжённой арматурой и центрифугированным уплотнением бетона. Поперечные элементы таких опор (траверсы) изготовляются из горячекатаных стальных уголков. Для производства металлических опор (для всех напряжений) используются углеродистые и низколегированные стали, конструкционные алюминиевые сплавы преимущественно типа авиалей (системы Al – Mg – Si). Наибольшее распространение алюминиевые опоры получили в США и Канаде. Конструктивные схемы металлических опор очень разнообразны: одностоечные и портальные, как свободностоящие, так и удерживаемые в нормальном пространственном положении с помощью растяжек, прикреплённых к погружённым в грунт анкерным плитам. Стойки и траверсы металлических опор могут иметь конструкцию в виде 4- или 3-гранного обелиска, стороны которого представляют собой соединённые плоские решётчатые фермы. В России получают всё большее применение конические многогранные стальные опоры, изготавливаемые способом изгиба листовой заготовки на специальном мощном прессе с компьютерным управлением. Все металлические опоры устанавливаются на фундаменты в отличие от деревянных и железобетонных опор. Широко используются железобетонные грибовидные подложники нескольких модификаций , имеющие опорную плиту и стойку с выпущенными анкерными болтами для закрепления «башмака» опоры. Недостатками таких фундаментов являются большой вес и необходимость выкапывания глубокого котлована для установки, его обратной засыпки и последующего уплотнения грунта . Этих недостатков лишены свайные фундаменты, для которых могут применяться железобетонные призматические сваи, заглубляемые в грунт способом вибровдавливания, и стальные винтовые сваи. Фундаменты стальных многогранных опор за рубежом (США) изготавливаются способом бетонирования в котловане на месте установки опоры с применением опалубки и арматуры. В России находят применение железобетонные трубчатые фундаменты большого диаметра и грибовидные подложники, устанавливаемые по кругу.

Технические характеристики и защита ЛЭП

Важнейшие характеристики воздушных ЛЭП: l \mathcal l – длина пролёта линии (расстояние между соседними опорами); d \mathcal d – расстояние между соседними проводами (фазами) линии; λ \mathcal λ – длина гирлянды изоляторов; H – полная высота опоры; h \mathcal h – наименьшее (габаритное) допустимое расстояние от низшей точки провода до земли. Основные конструктивные параметры воздушных ЛЭП 35–750 кВ, спроектированных до 2010 г. с применением унифицированных одноцепных и двухцепных промежуточных опор, приведены в таблице.

Основные конструктивные параметры воздушных ЛЭП

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *