Об энергии. Источники энергии.
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (2 класс) на тему
Презентация урока по окружающему миру во 2 классе. УМК «Планета знаний». Тема урока «Об энергии. Источники энергии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_uroka_ob_energii._2_klass.pptx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация урока по окружающему миру во 2 классе УМК «Планета знаний» «Об энергии. Источники энергии» Учитель Агафонова Лариса Александровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ершовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова 2014 год
Энергия – это способность совершать работу: поднимать, везти, резать, падать, летать. Чем больше энергии, тем большую работу можно совершить. Все тела обладают энергией. Ч то может служить источником энерги и ?
Энергия падающей воды
Расскажи, что может служить источником энергии.
Энергия выделяется при сгорании топлива
Расскажи, как используют различное топливо
Внимание. Топливо легко загорается. Поэтому около него опасно зажигать спички, бенгальские огни, зажигалки, свечи. Опасно оставлять открытыми краны от горелок газовых плит. Это может привести к взрыву от утечки газа. При появлении запаха газа нужно звонить по телефону 04.
Расскажи, как человек использует электрическую энергию.
Внимание. Опасно включать в одну розетку много электроприборов. Это может привести к пожару. Опасно самим разбирать электроприборы. Пользуясь электроприбором, следи, чтобы на него не попала вода. Ты можешь получить удар током.
Объясни, почему опасно оставлять открытым кран незажжённой горелки газовой плиты.
Прозвенит звонок и окончится урок. Оценку получи и дневник неси. МОЛОДЦЫ. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
энергия
Альтернативные источники энергии
В работе освещены основные альтерннативные источники энергии. Раскрыто понятие, переимущества и недостатки того или иного вида альтернативной энергии.
Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Расскажем о 16 способах для раскрытия творческого таланта ребёнка.
Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то н.
Исследовательский реферат «Солнечная энергия- альтернатива другим видам энергии».
Целью работы является изучение и анализ уже известных фактов использования солнечной энергии.
Памятка «Источники энергии».2 класс
Исследовательский проект на тему «Использование элемента Пельтье как источника альтернативной энергии в термоэлектрическом генераторе»
В проекте исследуется, может ли элемент Пельтье применяться как источник энергии и использоваться в походных условиях для зарядки различных гаджетов: мобильных телефонов, планшетов, фотоаппаратов.
Необычные источники энергии- «вкусные» батарейки
Проектная работа «Необычные источники энергии «вкусные» батарейки".
Тема урока: «Об энергии» 2 класс УМК Планета знаний
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цель урока: дать понятие «энергия», выявить, что может служить источником энергии, для чего человек использует энергию сгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
60f02848455b6ea343aa43792785ee0c.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Об энергии» 2 класс
Цель урока: дать понятие «энергия», выявить, что может служить источником энергии, для чего человек использует энергию сгорания.
— дать понятие «Что такое энергия»;
— выявить, что служит источником энергии;
— понять для чего человек использует энергию.
- Развивать интерес к изучению окружающего мира;
- Осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями;
- Уметь оценивать трудность предлагаемого задания.
_ воспитывать навыки охраны жизнедеятельности.
Развивать умение выделять существенную информацию из учебных и научных текстов;
- Обосновывать свою позицию, аргументировать;
- Адекватно оценивать правильность выполнения заданий.
Оборудование : медиа проектор, презентация, настольная электрическая лампа, термометры, мячик, шкатулка музыкальная, часы.
— Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Екатерина Владимировна, сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я.
На уроке будьте старательными,
Будь спокойными и внимательными.
Говори всё чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
Если хотите отвечать,
Надо руку поднимать.
— Ребята, у вас на партах лежат карточки, покажите ту карточку, которая отражает ваше настроение на начало урока. Хорошо, спасибо я запомнила.
— Сегодня на уроке я предлагаю вам быть исследователями. Вы согласны?
— Какими умениями должен обладать исследователь?
Определяют свое настроение с помощью картинки (солнышко, тучка)
Умение слушать учителя
развитие мотивов учебной деятельности.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Настраиваются на исследовательскую работу
Постановка цели и задач урока.
Совместное открытие знаний
Ребята, обратите внимание, у меня на столе 2 механизма.
Рассмотрите первый механизм.
— Что вы заметили?
— Что нужно сделать, чтобы часы заработали?
— Что же мы видим?
Рассмотрим последний механизм?
— Что необходимо сделать, чтобы мяч привести в движение?
— Кто сможет привести его в движение?
— С помощью чего мячик пришел в движение?
Какая же это невидимая таинственная сила привела их в движение. У многих, наверное, возникает вопрос, о чем пойдет речь на уроке?
СЛАЙД Попробуйте, составить слово из букв.
-Какое слово получилось?
-Значит тема нашего исследования? СЛАЙД
-У каждого исследования есть своя цель. Какую цель мы можем поставить перед собой?
1.Дать понятие, что такое «Энергия»;
2.Для чего нужна энергия;
3. Где её можно встретить.
Чтобы ее достичь, давайте составим план по которому мы будем работать:
На доске написаны предложения распределите их по порядку.
1.Дать понятие «Что такое энергия?»
2. Выявить, что служит источником Энергии.
3. Понять для чего человек использует энергию.
Спланировали мы нашу деятельность? Перейдем к её исследованию.
Ученик читает первый пункт плана.
Знакомо ли вам это слово?
Как вы думайте, что такое энергия?
Давайте проверим ваши предположения, для этого откроем учебник на стр.78
Ученик читает определение энергии. (Это способность совершать работу)
Посмотрите, выполнили ли мы первый пункт плана? Да, Молодцы!
Чтобы перейти к следующему пункту плана, нам необходимо набраться энергией.
Молодцы. Отдохнули. Продолжаем заниматься исследовательской работой.
Ученик читает 2 пункт плана.
Мы с вами узнали что энергия – это способность совершать работу.
Источник – это то откуда появилась энергия.
А какие источники энергии существую, мы с вами рассмотрим схему в учебнике на стр. 78.
Энергия-это движение. Это сила .Это то, за счет чего совершается работа. Это то, что дает работу механизму
Ребята. Анализируют механизмы, устанавливают причинно-следственные связи, строят рассуждения
Развиваем умение высказывать свое мнение
Совместное открытие знаний
Какую энергию использует человек?
Энергия пищи –благодаря ей всё живое может вдвигаться.
Посмотрите, что изображено на этой иллюстрации? (Мельница)
Она работает с помощью ветра, что делают на мельнице? (Муку).
Энергия падающей воды
Благодаря этой энергии мы получаем ток в свой дома, строятся гидроэлектростанции.
Тепло в домах благодаря энергии топлива
Основной источник энергии на Земле. Почему это основной источник энергии? Кто-нибудь знает?
(схема из учебника солнце-цветок)
— Ребята, я вам предлагаю поиграть
Развиваем умение извлекать информацию. Выделять главное из схем
Закрепление полученных знаний
ИГРА «Найди источник энергии»
— Молодцы! Определили источники энергии, -Ребята ответили мы на 2 пункт плана? Да
-Продолжаем исследования. У нас остался последний пункт план.
Ученик читает 3 пункт плана.
-Посмотрите внимательно на экран.
Ученик перечисляет приборы которые изображены на слайде.
-От какого источника энергии они работают? (от Электричества).
-Как же их можно, назвать одним словом?
-Одним из самых нужных, но и самых опасных источников энергии является электрический ток.
— Давайте повторим правила обращения с электроприборами.
Обратимся к учебнику страницу 81
Ученик читает правило в рамочке.
Ребята правила нужно знать и выполнять.
Сейчас я порошу вас открыть рабочие тетради на стр.5 №5
Задание будем выполнять в парах.
Ученик читает задание.
Рассмотри 4 картинки, нарисуй в каком положении должны находиться вилки электроприборов, когда никого нет дома .
Внимательно рассмотри рисунки и исправь ошибки
Взаимопроверка со слайда.
Какой вывод можно сделать при работе с электроприборами?
Нужно быть осторожным с электрическим током.
Сейчас мы с вами поиграем
Игра называется «Разрешается, запрещается»
.Если вы считайте утверждение «Разрешающим» — то шагайте.
Если « Запрещающим» — то приседайте. Договорились. Будьте внимательны. Встали красиво. Приготовились.
- Оставлять включенные электроприборы без присмотра («Запрещается»);
- Вставлять в розетку посторонние предметы (запрещается);
- Выключать, магнитофон держась за вилку (разрешается);
- Дотрагиваться до проводов мокрыми руками (запрещается);
- Помогать дома маме, пользуясь пылесосом ( разрешается);
- Дотрагиваться до оборванных проводов (запрещается);
- Уважать и слушать родителей, выполнять правила обращения с электроприборами ( разрешается)
Посмотрите, все ли пункты плана мы выполнили? Да
Какова была тема нашего исследования?
Достигнута ли на ваш взгляд цель нашего исследования?
— С каким новым понятием вы познакомились на уроке? (энергия)
— Что такое энергия? (способность совершать работу)
— Что является источником энергии? (солнце, пища, ветер, вода, топливо)
Давайте, выразим свое отношение к уроку.
У вас на парте лежат картинки изображающие настроение, выберите ту которая, показывает ваше настроение после урока и поднимите её вверх.
Я рада, что ваше настроение улучшилось.
Вы хорошо потрудились на уроке.
Спасибо большое за работу! На память о нашем совместном уроке, мне хотело бы вручить вам на память- вот такие памятки.
Интернет-урок по окружающему миру «Энергия»
Вы часто слышите слово «энергия»?….. Конечно! «Энергия, электричество, какой энергичный ребенок….»А что же такое энергия? Откуда она взялась? Где живёт? Вот это нам и предстоит нам выяснить в исследованиях…
Энергия – удивительное явление. Ею пропитан наш мир. Энергия может находиться в людях и животных, в камнях и растениях, в ископаемом топливе, деревьях и воздухе, в реках и озерах. Энергия поднимает в космос ракеты, движет автомобилями, кораблями и самолетами, зажигает миллионы огней больших городов. Энергия дает нам свет, тепло, связь.
Само слово «энергия» пришло из греческого языка и означает «действие».
Все что движется, является источником энергии: летящий мяч, прыгающий за мячом вратарь, обнимающиеся от радости зрители.
И, представляете, человек заставил энергию работать на нас. Как? Давайте разберёмся…
Учёные заметили, что использование энергии всегда приводит к какому-либо действию, движению, изменению. Это наблюдение позволило открыть закон сохранения энергии .
Нашу современную жизнь практически невозможно представить без электричества… Верно? Скажите, как можно обойтись без освещения и тепла в доме, без холодильника на кухне, без пылесоса, без компьютера и телевизора? Как можно обойтись в большом городе без фонарей, красивых витрин, трамвая, троллейбуса?
Электричество настолько глубоко проникло в нашу жизнь, что мы порой и не задумываемся, что это за волшебник помогает нам?
Что такое электричество и откуда оно берется
Сосчитай, сколько розеток в твоей квартире…. В проводах происходит много всего интересного… К каждой из них протянуты провода, по которым днем и ночью течёт электрический ток.
Ток — это движение заряжённых частиц ( электронов ).
Как ток попадает в провода?
Ток появляется в специальных местах, называемых электростанциям .
Как работает электростанция? Здесь на помощь приходит природа. Когда в печах сжигают полезное ископаемое — уголь или пропускают через турбины потоки воды, или используют газ, идущий из-под земли, то появляется большое количество электронов. Они очень энергичные, что их сразу же отправляют в путешествие по проводам.
Они расходятся по электрическим сетям всей страны, на заводы, фабрики, освещают улицы и комнаты в наших домах. Это происходит при огромном напряжении в 110–1150 киловольт. Такое высокое напряжение необходимо для того, чтобы электрический ток мог проходить большие расстояния. Но в квартирах такое высокое напряжение крайне опасно, поэтому перед тем, как электрический ток попадет к нам в дом, напряжение понижают с помощью трансформаторов.
На самом деле, этот длительный путь электроэнергия проходит настолько быстро, что её движение для нас совершенно незаметно.
Существуют специальные устройства, где электроны могут жить очень долго, а человек выпускает их оттуда тогда, когда захочет. Это устройство для электронов называется аккумуляторами . Они накапливаются там и остаются до тех пор, пока к аккумулятору не будет подключен электрический прибор.
А как же работает электростанция?
Сердцем любой электростанции является машина, которая называется генератор . Она приводится в движение специальным двигателем – турбиной. Электростанции бывают нескольких видов.
Если турбину заставляет вращаться вода (поток воды), то это гидроэлектростанция (ГЭС). Если для работы генератора используют пар, который образуется при нагреве воды, то это тепловая электростанция . Существуют еще теплоэлектроцентрали , которые производят и тепловую, и электрическую энергию. Самые мощные из ныне существующих электростанций – атомные (АЭС). Электричество на них добывается за счет энергии радиоактивного распада ядер атомов. Это очень производительный, но вместе с тем и таящий в себе немалую опасность источник энергии.
Человечество продолжает приручать природу, осваивая новые источники энергии – более экономичные и безопасные. Мы уже научились использовать для своих нужд энергию ветра и солнца, энергию океанских приливов и тепло земных недр.
Морская теплоэнергетика
Когда-то капитана Немо (герой романа «Двадцать тысяч лье под водой» Жюль Верна) сказал: «Я всем обязан океану. Океан снабжает меня электричеством, а электричество дает «Наутилусу» тепло, свет, способность двигаться, словом, жизнь!». Сегодня ученые реализовали идею морской электростанции, работающей за счет перепада температур морской воды. Для работы такой электростанции требуется значительная разница температур: + 25 градусов на поверхности, и + 5 градусов на глубине в 1000 метров.
Принцип действия прост: холодная морская вода с глубины подается по трубе на поверхность, где используется для перевода в жидкое состояние подходящего газа, например, аммиака. Затем с помощью теплой воды с поверхности моря этот сжиженный газ нагревают и доводят до кипения, а образующийся при этом пар приводит в движение турбину электрогенератора.
Создатели новой электростанции говорят, что она универсальна: ветрогенераторы и солнечные батареи работают, только когда дует ветер или светит солнце, а станция, преобразующая тепловую энергию океана, будет вырабатывать энергию непрерывно.
Энергия подземных недр
Вы слышали о том, что для отопления домов можно использовать тепло земли? Оказывается, это не такая уже редкость. Оказывается, на глубине 4-6 километров под землей залегают раскаленные до 100-200°С массивы. Пробурив скважину, можно получить фонтан пара и горячей воды и пустить этот дар природы на обогрев зданий или на турбины электростанций. Для обогрева домов при помощи тепла земли применяют специальное оборудование – тепловые насосы. Технически тепловой насос похож на холодильник, который работает в обратном режиме. Он забирает энергию у окружающей среды и концентрирует ее в теплоносителе. В холодное время года включается режим отопления, а в жаркое – режим кондиционирования. В Швеции сегодня работает более полумиллиона таких тепловых насосов, а в Японии – более 3 миллионов.
Энергия ветра
Еще более активно сегодня развивается ветряная энергетика. Ветры дуют на земле постоянно и повсюду: запасы энергии ветра на планете более чем в сто раз превышают запасы гидроэнергии всех рек планеты. Для производства энергии из воздушных потоков применяются специальные механизмы – ветряки, высокие столбы с гигантскими трехлопастными ветротурбинами. Они работают по принципу вентилятора, только наоборот: вместо того, чтобы при помощи электричества производить ветер, они при помощи ветра производят электричество.
Кстати, рассказывая о ветряной энергетике, нельзя забывать о морях и океанах: вот где ветры дуют постоянно и с огромной силой. Первая плавучая ветряная ферма появилась недавно у берегов Англии. А в будущем ветряные электростанции в океанах могут появиться повсеместно, ведь на открытой воде ветер не встречает никаких препятствий – ни гор, ни холмов.
Солнечная энергия
В странах с жарким климатом солнечное тепло уже давно используется для получения энергии. На крышах домов в теплых странах часто можно увидеть баки с водой, которая нагревается от солнечных лучей и обеспечивает горячее водоснабжение.
Солнечные батареи, или фотоэлементы, устанавливаются на крышах и фасадов домов, полностью обеспечивая их обитателей электроэнергией.
В Германии есть настоящий солнечный город – Фрайбург, где целые районы существуют исключительно за счет альтернативной энергии солнца.
Кстати, фотоэлементы сегодня устанавливают не только на жилые здания. Миниатюрными солнечными батареями оборудуют уличные светильники, которые накапливают энергию днем и светят ночью, и даже автомобили. Сегодня автомобиль, который будет передвигаться за счет энергии, получаемой от солнечной панели, разрабатывают в компании «Тойота».
Как работает солнечная батарея или фотоэлемент
Солнечный свет, как и любой другой свет, несет заряд энергии. Когда луч света попадает на какой-нибудь предмет, эта энергия трансформируется в тепло. Такое же тепло, как то, которое мы ощущаем, сидя на солнце. Это значит, что наше тело не превращает лучи солнца в электричество. А вот некоторые материалы обладают свойствами трансформации света в электричество. К ним относится кристаллический поликремний (силикон), полупроводник, используемый в производстве солнечных батарей. Для оснащения солнечных батарей специально выращивают большие кристаллы поликремния. В этих кристаллах «подогретые» солнцем электроны начинают двигаться в определенном направлении. Это и есть электричество. А весь процесс называется фотоэлектрическое преобразование.
Как работает тепловая электростанция (ТЭС)
В работе ТЭС используется энергия природного топлива. Она выделяется при сжигании угля, природного газа, мазута и т.д. В машинном зале установлен котел с водой. При сгорании топлива вода в котле нагревается до нескольких сот градусов и превращается в пар. Пар под давлением вращает лопасти вращающейся паровой турбины. Турбина в свою очередь вращает генератор, который вырабатывает электрический ток.
Как работает теплоэлектроцентраль (ТЭЦ)
На ТЭЦ одновременно производятся и электричество, и тепловая энергия (в виде пара и горячей воды). Принцип работы теплоэлектроцентрали похож на работу теплоэлектростанции. Но у них есть одно важное различие. Часть пара, после того, как из него был выработан электрический ток, используется для нагревания воды, которая по теплопроводам направляется в котельные и на тепловые пункты для отопления и горячего водоснабжения квартир, больниц, школ и детских садов и промышленных предприятий.
Как работает гидроэлектростанция (ГЭС)
Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища. Если реку перегородить плотиной, уровень воды в реке до плотины повысится. А если приоткрыть в плотине несколько затворов-окон, вода с силой устремится в них и мощным потоком уйдет вниз по течению. Под высоким давлением вода поступает на лопасти турбины, которые начинают вращаться, вырабатывая при этом механическую энергию. Механическая энергия затем передается на гидрогенератор, который и вырабатывает электроэнергию.
Как работает атомная электростанция (АЭС)
Принцип работы атомной электростанции похож на работу тепловой электростанции, но на АЭС для выработки электричества используется энергия радиоактивного распада ядер атомов урана. Реакция деления ядра урана происходит в основном блоке атомной электростанции, который называется ядерный реактор. Энергия, выделяемая в реакторе, поступает в парогенератор, который производит пар, поступающий в паровую турбину. Турбина вращает электрогенератор, вырабатывающий электрическую энергию. На выходе из турбины пар попадает в конденсатор, где охлаждается водой, поступающей из водохранилища или при помощи специальных приборов, называемых «градирнями».
Электростанция в космосе
Где искать новые источники энергии? Да хотя бы в космосе! Выработка электроэнергии на геостационарной орбите, расположенной на высоте 35 700 километров, по мнению ученых, может обеспечить человечество экологически чистой и дешёвой энергией. Например, Япония планирует открыть орбитальную солнечную электростанцию к 2040 году.
Альтернативные источники энергии
Чем дальше движется в своем развитии человечество, тем более актуальным становится использование альтернативных, возобновляемых источников энергии. Почему человечество в поисках новых новых источников энергии? Причины этому – истощенные природные ресурсы и угроза экологической катастрофы.
Приручив энергию земли, воды, ветра и солнца, мы перестанем загрязнять окружающую среду и сэкономим ценные ископаемые ресурсы. Вместо традиционной энергетики, применяющей в качестве источника нефть, газ или уголь, сегодня ученые разрабатывают, а энергетики внедряют альтернативные энергетические установки. Человечество постоянно открывает все новые источники энергии и изобретает новые способы ее выработки. Люди научились добывать энергию при помощи океанских волн и течений, теплых подземных источников, солнечных лучей, порывов ветра. Энергию вырабатывают из рисовой шелухи, куриного помета, банановой кожуры. Можно не сомневаться, что в будущем наши потомки полностью перейдут на альтернативные источники энергии и энергетика станет экологически чистой и абсолютно безопасной для природы и человека.
Проверим, что … Энергия это движение, свет и тепло. Живое существо двигается, излучает тепло. Для живых существ это жизнь. Откуда они получают энергию?
1. Энергия солнца дает нам тепло и свет. Благодаря солнечной энергии возникла жизнь на нашей планете Земля.
Исследование 1
В солнечную погоду под стекло положите деревянный брусок. Брусок нагрелся. Значит, солнечное тепло нагревает предмет.
2. Энергия огня. Человек научился с помощью огня плавить металл, делать стекло. Огонь помог человеку заставить двигаться пароходы и другие машины. Огню поклонялись как божеству.
Исследование 2
(Домашнее творческое задание)
Нагрейте на огне кастрюлю с водой. Когда вода закипит, посмотрите — окружающий воздух тоже нагрелся. Это и есть энергия тепла, она переместилась из кастрюли с водой в воздух.
Из листа бумаги вырежьте змейку. Зажгите свечу и над ней держите свою змейку.
Вы увидите, как змейка станет крутиться и подниматься вверх. Значит, тепловая энергия помогает предметам двигаться.
3. Энергия ветра используется очень давно. При помощи ветра плавали корабли, работали мельницы. Сейчас ветряные станции вырабатывают электричество.
Исследование 3.
В ветреную погоду следует вынести на улицу вертушку. Вертушка станет вращаться. Значит, сила ветра может приводить в движение вертушку.
В помещении над батареями прикрепите тонкие полоски бумаги и откройте форточку. Теплый воздух от батареи устремился вверх, а холодный воздух из форточки станет опускаться вниз, и полоски бумаги станут двигаться. Это и есть энергия ветра !
4. Сейчас на больших реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают энергию, энергию воды.
Исследование 4.
Поставьте в тазик колесо для животных (водяная мельница) и лейте воду из лейки на лопасти колеса.
Лопасти колеса станут вращаться. Значит, вода может приводить предметы в движение.
5. Электрическую энергию вырабатывают турбины. Сейчас электричество есть в каждом доме.
Исследование 5.
Рассмотрите лампочку в настольной лампе, вы увидите нить. Если лампочку включить, нить мгновенно раскалиться, и свет заполнит всю комнату.
ВНИМАНИЕ! трогать лампочку опасно, она стала горячей – её нагрела нить.
Лампа несет тепловую энергию, но она дает и свет. Значит, существует световая энергия .
В вашей квартире есть электрические провода, по ним бежит электрический ток и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны.
У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! Электричество, при помощи которого работают электроприборы, опасно для человека. Поэтому с электричеством никаких исследований проводить НЕ БУДЕМ!
Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать», то с ним можно очень интересно поиграть.
Возьмите шарик, потрите его о волосы и приложили к стене той стороной, которой натирали. Вот шарик и повис.
Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его «поймали», когда стали шарик тереть о волосы. Он наэлектризовался, поэтому и притянулся к стенке. Значит, электричество живет не только в проводах, но и в волосах. Это электрическая энергия .
Возьмите обычную маленькую пластиковую расческу и интенсивно потрите ее о волосы, а потом поднесите к маленьким кусочкам бумаги и бумага притянется к расческе. Значит, электричество живет в расческе.
6. Энергия питания.
Рома постоянно не ест утром кашу. Плохо кушает суп и не любит пить молоко. На физкультуре Рома медленно бегает и часто устает. Значит, принимая в пищу: овощи, фрукты, хлеб, молоко мы приобретаем энергию. Она нам помогает двигаться: бегать, ходить, дышать, жить.
7. Энергия живет и в не живых предметах.
Исследование 7.
Возьмите два шарика, один легкий, другой тяжелый и пустите их по наклонной доске. В конце доски положите деревянный кирпичик…
… Шарик, который был легче не смог сдвинуть его, а шарик, который был тяжелее, легко это сделал. Тяжелый шарик скатился быстрее, чем легкий. Значит, у шариков есть энергия движения . Чем тяжелее предмет, тем он быстрее двигается. Когда мы двигаемся, то у нас есть энергия движений, которую мы можем передавать другим предметам.
Выводы.
«Энергия – это сила, способная выполнять какую-нибудь работу. Энергия приводит в движение и машины, и наше тело».
«Энергия никуда не исчезает и не возникает из ничего, она постоянно переходит из одного вида в другой».
Интересная квест — игра с друзьями «Загадки всемогущей энергии» — участвовать.
Памятка для родителей и детей
1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Почему? — Потому что ток, как по мостику, переберется по ним на вас и может убить.
2. Не касайтесь руками оголенных проводов! Почему? — По оголенному, не защищенному обмоткой проводу течет электрический ток, удар которого может быть смертелен.
3. Не прикасайтесь к включенным электроприборам мокрыми руками! Почему? — Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.
4. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра! Почему? — Потому что включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и т. д.
5. Не перегружать работой электроприборы! Почему? – Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.
6. Не пользоваться неисправными розетками, электроприборами! Почему? – Это приведёт к пожару.
Главное правило пользования электроприборами для дошкольников- Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом.
Как работает батарейка
ADVERTISEMENT
В батарейке есть два электрода – положительный (анод) и отрицательный (катод). Между ними – жидкость-электролит: раствор, который хорошо проводит электрический ток и участвует в химической реакции. Когда металлы начинают взаимодействовать через этот раствор, возникает движение заряженных частиц из анода (+) к катоду (-) – и вырабатывается электрическая энергия.
При этом расходуются исходные вещества. Чем меньше их остается – тем тяжелее батарейке поддерживать нужное напряжение между пластинами. Батарейка «садится». Такое слово используют, чтобы показать, что батарейка расходует свою энергию. Так человек, когда начинает уставать, стремится куда-нибудь присесть.
Некоторые батарейки предназначены для одноразового использования, другие можно перезаряжать.
История изобретения батарейки
У обычной, «одноразовой» батарейки есть и другое название – «гальванический элемент». Оно дано в честь итальянского учёного Луиджи Гальвани из Болоньи. Ещё в 1791 году он совершенно случайно изобрёл первый источник электрического тока. Явление возникновения и протекания тока было обнаружено при присоединении полосок из двух разных металлов к мышце лягушачьей лапки.
Опыты Гальвани, но с большей точностью повторил другой итальянский учёный — Алессандро Вольта .
200 лет назад он сформулировал главную идею изобретения: появление электричества объясняется взаимодействием двух различных металлов, между которыми образуется с помощью проводника химическая реакция.
А вы знаете, что 20 марта 18000 год — это «день рождения батарейки».
Виды источников энергии и их влияние на окружающую среду
Энергия – это то, без чего невозможно существование не только человека, но и всего живого на земле. Поэтому вопросы, связанные с использованием различных источников энергии и их воздействия на окружающую среду будут стоять перед человечеством всегда. И если вопрос возобновляемости таких источников рано или поздно будет решен, то проблемы влияния на экологию планеты создаваемых людьми энергетических систем, будь то гидроэлектростанции, атомная энергетика или солнечные батареи вряд ли когда-нибудь потеряют свою актуальность.
Основные виды энергии, необходимой для жизни на планете и деятельности человека
Существуют разные классификации видов энергии. Одна из них — по форме, в которой она поступает на службу человеку. При этом количество энергии – величина постоянная. Происходит лишь перетекание её из одной формы в другую при помощи разного типа энергоносителей в ходе различных химических и физических процессов. Основными видами энергии на земле являются:
- химическая;
- лучистая (энергия света);
- тепловая;
- гравитационная;
- кинетическая;
- электрическая;
- ядерная.
Каждый из известных источников энергии даёт возможность получать как один, так и несколько её видов одновременно. Например, солнце – источник тепла, света и целого спектра других видов излучения. При этом солнечная батарея производит электрическую энергию, которая затем снова трансформируется в свет и тепло. Все виды энергии тесно связаны между собой.
Типы энергии ещё принято делить на:
- потенциальную (например, любое тело на земле, даже находясь в покое, обладает потенциальной энергией, источником которой является земная гравитация);
- кинетическую (то есть, связанную с любым видом движения).
Энергия также может являться:
- первичной (непосредственно исходящей от источника, например, солнечный свет, тепло);
- вторичной (возникающей в процессе преобразования первичной энергии, например, электрическая).
Следует заметить, что преобразование одного вида энергии в другой не является изобретением человека. Такие процессы присутствовали в природе всегда, они лежат в основе существования всего живого и самой планеты. Человек лишь сумел изучить законы, по которым они развиваются, и попытался поставить их себе на службу.
Так, например, химическая энергия, возникающая в процессе потребления людьми растительной или животной пищи, в процессе обмена веществ преобразуется в тепловую, поддерживающую температуру его организма, и кинетическую, дающую возможность работать его органам, а телу двигаться, снова отдавая энергию природе в виде тепла и химических процессов.
Такое перетекание энергии происходит постоянно, и до определённой поры человек не имел возможности вмешаться в этот процесс. Всё изменилось, когда он научился сознательно использовать её источники. Например, использование энергии пара стало величайшим открытием человечества перед изобретением электричества и совершило техническую революцию в XIX веке. Тепловая энергия горящего дерева, угля или нефтепродуктов, нагревая котёл с водой, преобразовывалась в кинетическую энергию пара, приводящего в движение промышленные станки, двигатели паровозов и пароходов. Началась эра активного воздействия человека на окружающую среду, но к чему это может привести, стало понятно далеко не сразу.
Основные виды источников энергии
Таких видов существует несколько и, возможно, в ходе технического прогресса к ним добавятся новые. Их классификации могут иметь в своей основе разные принципы. Наиболее глобальным из таких принципов является конечность источника либо способность его к возобновлению. На этой основе все они делятся на две большие группы:
- возобновляемые;
- невозобновляемые.
К возобновляемым источникам принято относить:
- Солнце;
- воздух (ветер);
- воду;
- гравитацию;
- геотермальные источники (вулканы, гейзеры и другие, основанные на термических процессах внутри Земли);
- биосфера планеты (как источник биологической массы растений).
Строго говоря, практически все перечисленные источники правильнее было бы назвать условно-возобновляемыми, так как не существует ничего вечного. Ядерные процессы, идущие на Солнце и в недрах Земли, которые сегодня являются мощнейшим источником энергии, безусловно конечны. Движение воды и воздуха возможно лишь при наличии таковых. О возобновляемости биомассы растений и говорить не приходится. Однако в обозримом будущем при отсутствии глобальных катастроф данные источники действительно представляются неистощимыми. По крайней мере, в результате деятельности человека.
С невозобновляемыми источниками дело обстоит совсем иначе. Их истощение в процессе эксплуатации людьми происходит на наших глазах. Основные их виды:
- дерево;
- уголь;
- нефть;
- газ;
- химические элементы, являющиеся источником радиоактивного излучения.
Использование дерева давно перестало быть актуальным ввиду катастрофического оскудения его запасов. Уничтожение лесов, наверное, самый первый значимый ущерб, который был нанесён природе энергетической деятельностью человека. Ещё в XX веке стало понятно, что истощение запасов нефти, газа и угля – перспектива не только реальная, но и достаточно близкая. Некоторые учёные уже пытаются точно рассчитать, когда это произойдёт. В качестве реального источника энергии в обозримом будущем остаются процессы ядерного распада, лежащие в основе атомной энергетики, где источникам в ближайшее время истощение не грозит. К сожалению, современный уровень развития технологий и достижения ядерной физики пока не могут гарантировать полную безопасность подобных процессов.
Именно системный кризис энергетики, а также сложная экологическая обстановка заставляют сегодня человечество всё чаще задумываться о возвращении к возобновляемым природным источникам.
Влияние на окружающую среду
Вторжение человека в природную энергетическую и экологическую системы планеты не может не отражаться на состоянии окружающей среды. Где-то такое воздействие почти незаметно, но где-то оно носит катастрофический характер. Принято считать, что практически все возобновляемые источники энергии являются экологически безопасными. Это не совсем верно. Да, большинство из них действительно не наносят вреда окружающей среде, и в этом их огромное преимущество. Многие учёные считают, что само выживание человечества будет зависеть от того, сумеет ли оно полностью заменить ими виды, наносящие вред экологии.
Солнце, воздух, гравитация и тепловая энергия Земли действительно являются «чистыми» источниками энергии, использование которых абсолютно безопасно для окружающей среды. Однако практически все они в настоящее время имеют слишком низкий КПД для того, чтобы полностью заменить собой экологически «вредные» источники. Большое будущее пророчат солнечным электростанциям после того как люди научатся более эффективно преобразовывать энергию звезды в электрическую на любых широтах и при любой погоде. Надо отметить, что положительные сдвиги в этом направлении наблюдаются уже сейчас. Солнечные панели, бывшие очень дорогими эксклюзивными установками для научных и государственных нужд, уже стали доступны для рядового потребителя, всё чаще выбирающего данный вариант электроснабжения для своего дома.
К сожалению, всё сказанное о возобновляемых источниках не относится к гидроэлектростанциям и установкам, работающим на биологическом топливе. Влияние последних пока недостаточно изучено, однако не вызывает сомнений, что любое вторжение человека в структуру биосферы, нарушающее биобаланс в природе, может иметь самые печальные последствия. С последствиями же использования рек для строительства гидроэлектростанций человечество знакомо достаточно хорошо.
Всплеск популярности данного вида электростанций относится к первой половине XX века. Тогда казалось, что вращающая турбины вода из естественного источника (перекрытой шлюзами и, как правило, сильно изменившей русло реки) является оптимальным вариантом экологически чистого и практически вечного источника энергии. То, что при таком вольном обращении с реками разрушается экосистема целых регионов, лежащих вверх и вниз по течению, люди заметили не сразу. Тревогу забили, когда в результате обезвоживания или, наоборот, заболачивания огромных территорий началась массовая гибель сначала рыбы, затем — животных и птиц, выветривание почв из-за потери лесов, истощение сельскохозяйственных земель из-за недостатка воды в засушливых районах и многое другое. Сегодня к строительству гидросооружений подходят с гораздо большей осторожностью, стараясь грубо не нарушать сложившуюся экосистему рек. Однако полностью избежать неблагоприятных воздействий очень трудно.
Но все остальные опасности блекнут на фоне того, что происходит с окружающей средой в результате эксплуатации тепловых электростанций. Основанные на энергии, получаемой в результате сжигания того или иного вида топлива, они по сей день представляют собой главный источник электроэнергии на планете. Они действительно эффективны и неприхотливы в использовании, могут работать на нефтепродуктах, газе, угле и любых других горючих материалах, что позволяет вырабатывать максимально дешевое электричество. Однако вред, наносимый теплоэлектростанциями окружающей среде, не сопоставим с причиняемым всеми остальными их видами вместе взятыми.
Безусловно, свою долю в загрязнение вносит также применение перечисленных энергоносителей и продуктов их переработки в других областях, прежде всего на транспорте и в промышленности. Сжигание угля, нефти, газа и других видов топлива, независимо от сферы их применения, кроме прямого загрязнения атмосферы, почвы и воды, приводит к колоссальным выбросам углекислого газа, которые, по мнению специалистов, являются главной причиной так называемого парникового эффекта. В более долгосрочной перспективе запускаемые ими процессы ведут к катастрофическим изменениям климата на планете со всеми вытекающими из этого последствиями.
На атомные электростанции многие сегодня возлагают большие надежды. При правильной работе они эффективны, безопасны для людей и окружающей среды, дают относительно недорогую электроэнергию. Если учёным удастся полностью взять под контроль процесс распада атомного ядра и поставить его на службу людям, человечество будет обеспечено чистым, доступным и дешевым источником энергии на много веков вперёд. К сожалению, пока огромным минусом данного вида электростанций являются катастрофические неподвластные человеку последствия, которые может повлечь за собой любая их авария.