Как работает автомобильное реле и зачем оно нужно ?
О том, что в автомобиле есть какие-то реле и предохранители знает каждый маломальский автолюбитель. Ведь при электрической неисправности в авто, в первую очередь проверяют блок реле и предохранителей! Так чем же особенные эти реле, как они работают и в чем их суть? Так ли уж они нужны и незаменимы? Об этом я и расскажу в статье.
Раз уж они, то есть реле есть в машине, то они зачем-то нужны. И именно с предназначения реле в автомобиле и хотелось начать. У реле есть несколько задач и функций.
Зачем нужно реле в автомобиле
Во-первых, самое главное, это возможность управлять силовыми токами для питающих нагрузок. То есть когда входной сигнал на реле буквально несколько мА, на выходе уже получаем несколько десятков Ампер. Нет, реле не усиливает сигнал, оно лишь коммутирует токи, об этом чуть далее, когда дело дойдет до принципа работы.
Во-вторых, реле может функционально переключать нагрузку между 2 и более разными электрическими цепями, при этом делать это от 1 управляющего сигнала. То есть на входе имеем опять 1 входное напряжение в несколько мА, а силовые контакты переключаются между собой для разных цепей. Скажем, работали фары ближнего света, а включились фары дальнего света.
Третье, реле за счет своего звукового сигнала срабатывания, позволяет с высокой степенью вероятности диагностировать его правильную работу и как следствие работу питающей цепи. То есть если есть сигнал, то скорее всего напряжение в питающей цепи тоже есть. Если щелчка нет, то надо бы проверить предохранитель! Также звук реле при включении указателей поворота указывает на то, что они скорее всего работают, что важно при перестроении. А при частом срабатывании указателя поворотов, указывают на перегоревшую лампу.
Четвертое, это уже как следствие… За счет управления силовыми сигналами позволяют сэкономить на медной проводке в машине, так как блок реле чаще всего установлен в моторном отсеке, ближе к силовым управляющим цепям. То есть до него идут тонкие медные провода, от органов управления в салоне, а выходят толстые до силовых нагрузок в моторном отсеке. (фары, реле замка зажигания, подогреватели дизеля…)
Как работает автомобильное реле (четырех- и пятиконтактное)
Реле один из первых радиоэлементов, которые изобрели люди! Еще с тех пор как Фарадей открыл особенности тока самоиндукции 1831 год, то есть выяснил, что ток в проводнике создает электромагнитное поле, способное притягивать намагничивающиеся материалы, именно с этого времени уже и были все предпосылки к тому, чтобы кто-то воспользовался этим и создал реле! Собственно это и было создано примерно в тоже время, и упомянуто впервые в патенте Морзе, того самого который придумал телеграф (1838 г.). А теперь и мы по стопам великих разберемся с работой автомобильного реле, которое не особо отличается от того, что придумали в позапрошлом веке.
Итак, есть катушка намотанная на сердечнике. При прохождении тока через провод в нем образуется электрическое поле. За счет большого количества намотанных в одном направлении проводов электрическое поле складывается и усиливается. Это поле способно притягивать намагничивающийся материал, но как вы поняли, лишь в момент пока ток течет в проводниках, то есть в катушке. И вот ток течет, магнитное поле создается, срабатывает группа контактов, притягиваемых этим полем…
Здесь пришло время уже обратиться к иллюстрации.
Еще раз. Как только создается электромагнитное поле, то оно и притягивает исполнительный элемент, связанный с контактами. В итоге они замыкаются, либо размыкаются. Так и происходит коммутация силовых цепей, о которой я говорил ранее.
Тут уж фантазия конструкторов реле или здравый прагматизм будут диктовать, сколько контактов нам необходимо коммутировать в том или ином случае. Отсюда реле может получиться и четырехконтактным, где 2 контакта это питание катушки и 2 это те, что коммутируются. 5 контактные, когда 2 контакта для питания катушки и 3 для переключения между собой. И тому подобные вариации…
Обозначение автомобильного реле на схеме, как подключить
После того как прояснилось все с принципом работы, можно перейти к формальностям. К тому, как же обозначается реле на схеме или как его зарисовывать при создании таких схем.
Реле на схеме обозначается как катушка, это прямоугольник с двумя выводами и отдельно группа контактов. То есть сколько контактов, столько и рисуем их на схеме. Здесь схема описывает не только количество контактов, но и их положение. У реле оно бывает нормально замкнутое (НЗ) или нормально разомкнутое (НР). Если при отсутствии напряжения на катушке реле контакты разомкнуты, то реле нормально разомкнутое…
Часто схема подключения есть прям на корпусе самого реле. При этом имеются и общепринятые стандарты. 85, 86 — выводы это питание катушки, при этом 85 подключается на «+».
В большинстве случаев изменение подключения между 85 и 86 контактами не принципиально, но если реле с защитой от индукционного тока, стоит диод, то 85 только на плюс, иначе будет КЗ.
30 – это контакт для силового входящего сигнала и 87, 87а — выходящие коммутируемые силовые контакты.
* — типовая схема подключения реле.
Характеристики автомобильного реле
Так как реле призвано работать с высокими токами, то одной из важных характеристик является ток, с которым оно может работать. То есть встречается маркировка 20А, 30 А, 40 А и более. На этот показатель необходимо обращать внимание при подборе реле для нагрузки известной мощности. Ведь такие большие токи при бортовом напряжении в 12 вольт на самом деле выдают не такую уж большую итоговую мощность. То есть если у нас лампы на фарах по 55 Вт, то в сумме 110 Вт. По формуле P=U*I, получается ток 110:12=9,1 А. В итоге получается, что одно реле может разом коммутировать 2 группы фар, не более. Если это целая «люстра» то ток реле выбираем исходя из мощности нагрузки, используя формулу выше.. Пример приведен.
Как проверить работу автомобильного реле
Осталось упомянуть о том, как же проверить реле. Самое простое, о чем уже говорил, это услышать звук срабатывания. Если он есть, то реле, скорее всего, ни причем в вашей неисправности. Однако «слова скорее» всего здесь не случайны. Контакты реле могут вполне подгореть, в итоге реле перестанет коммутировать цепи, то есть выполнять свои основные задачи. Проверить отсутствие сопротивления можно как никогда использованием тривиального мультиметра. Ставим на прозвонку сопротивления и проверяем. На катушке несколько Ом, на группе контактов и того меньше 0-1 Ом.
Собственно теперь вы знаете куда больше, чем до того как начали читать эту статью, осталось лишь все еще раз повторить в видео.
Чем реле отличается от предохранителя? в автомобиле
Предохранитель защищает электроцепи от перегрузок и короткого замыкания, реле переключает напряжение с одной цепи на другую.
Остальные ответы
Реле это переключатель)
Реле коммутирует цепи, а предохранитель защищает.
Реле — переключатель, а предохранитель — плавкий проводок.
реле и за чего мегают поворотники а предхронитель чтоб проводка к чертям не полетела
Так же как колесо от коленвала, практически ни чем.
Похожие вопросы
Ваш браузер устарел
Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.
Предохранители и реле — расположение, назначение
Плавкие вставки, предохранители и реле включения электрооборудования установлены в блоках, расположенных в моторном отсске и в салоне автомобиля за панелью приборов.
Примечание
На крышках блоков нанесены схемы расположения предохранителей.
БЛОК ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ И РЕЛЕ В МОТОРНОМ ОТСЕКЕ
Снятие крышки блока предохранителей |
БЛОК ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ И РЕЛЕ В САЛОНЕ АВТОМОБИЛЯ
Блок предохранителей расположен справа под бардачком
Снятие крышки блока предохранителей |
Цветовая маркировка предохранителей
Цвет предохранителя
Максимальная сила тока, А
Предохранители в электрооборудовании автомобиля
Плавкий предохранитель прост и легко заменяем в электрооборудовании автомобиля. Если предохранители выходят из строя, тогда работа электросистем приостанавливается.
Предохранители в электрооборудовании автомобиля предохраняют цепи электрооборудования от возможных коротких замыканий, чтобы избежать поломок электрических систем и случайное возгорание электрической проводки и самого автомобиля. В автомобилях, которые на данный момент выходят с конвейера предохранители устанавливаются в специально определенные блоки в различных частях автомобиля в салоне – в вставки, предохраняющие цепи стеклоочистителя, электростеклоподъёмников, центрального замка, света в салоне, отопителя и т.д.
Во втором блоке под капотом, в автомобильном моторном отсеке собраны автомобильные предохранители, которые должны защищать силовые цепи «моторной» электрической проводки и подкапотного пространства — именно фары автомобиля, электрический бензонасос, вентиляторы охлаждения, питание датчиков инжектора, и самого блока управления. Выполнено это в основном для того, чтобы сделать конструкцию проще, и избежать огромного количества проводов в салоне автомобиля, что может приводить к «путанице» при ремонте. Гораздо удобнее, когда электрика разделена в автомобильном салоне — имеет предохранители в самом салоне, а электрика мотора имеет предохранители в моторном отсеке. Такой подход еще экономит провода и усложняет конструкцию блока. Поэтому если вы ищете предохранители, то не смотрите их в одном месте.
Заметьте, что если вы заменяете предохранители, то очень важно использовать номиналы той же мощности. Иначе, может произойти короткое замыкание, которое может привести к тому что загорит электропроводка. Предназначение предохранителя — являться слабым звеном и при коротком замыкании сгорать вместо повреждённого участка электросистемы. Таким образом цепь будет обесточена.
В новых автомобилях ваз и иномарках применяются предохранители «ножевого типа» или «плоские» предохранители. Ранее использовались другие предохранители — цилиндрические с плавкими вставками, отлично знакомые владельцам автомобилей ваз, модели «классика».
Как определить, что вышел из строя предохранитель в электропроводке автомобиля?
Во первых, обратите внимание повреждена ли электропроводка или какой-то элемент или электроузел, вследствие чего вызвано короткое замыкание на «массу».
Во-вторых — произошла перегрузка, из-за чего произошли скачки тока. Например, в морозные дни примёрзли дворники (щетки с/о) к лобовому стеклу, когда включился стеклоочиститель мотор не смог повернуть дворники. Из-за этого было выработано излишнее количество тока, и увеличилась нагрузка. Предохранитель принял нагрузку на себя, и как самое слабое место ему пришлось сгореть, но он защитил электрическую цепь.
В третьих, есть вероятность сплавления колодки предохранителя и выхода из строя самого предохранителя. Может быть вызван, как правило, из за установки предохранителя гораздо большей мощности, а так же из за недостаточного контакта межу предохранителем и автомобильной колодкой. Зачастую таким деффектом страдают предохранители плохого производства, которые не выходят из строя по причине сгорания, а потихоньку плавятся, вызывая при этом медленное оплавление пластика монтажного блока предохранителей и постепенное выгорание контактов. Заметим, что это серьезная проблема, и он может привести в непригодность блок предохранителей, который может обойтись «в копеечку» водителям.
Если предохранитель полностью сгорает, то необходимо найти пораженный участок и заняться повреждением, а так же проверить в каком состоянии находятся контакты автоколодки предохранителя и контакты самого предохранителя, установка значительно мощного и «выносливого» предохранителя, что может привести к выходу из строя электропроводки и пожару. Предупреждаем, что после повторной замены предохранитель опять сгорел, то необходимо начать поиск неисправности.
Итак, предохранители различаются по мощности и имеют соответствующий цвет:
Коричневый — 7,5 А
Оранжевый — 40 А
Специалисты компании «АВТОмаркет Интерком» советуют покупать предохранители известных производителей. Все консультации вы можете уточнить в наших магазинах автозапчастей для иномарок и автомобилей ваз.