Глава 12. Маркшейдерские разбивки при проходке стволов, околоствольных выработок и штолен
12.01. Разбивка центра ствола производится по привязкам от ситуации местности или по координатам, которые выдаются проектной организацией.
12.02. Намеченный от ситуации центр ствола определяется с пунктов полигонометрии полярным способом не менее чем с двух точек или же через него прокладывается теодолитный ход; фактические координаты центра ствола сообщаются проектной организации.
12.03. Оси ствола закрепляются на поверхности штырями, заложенными в бетон (рис. 12.1), и служат в последующем для периодического восстановления центра ствола и разбивки осей подьема (рис. 12.2.).
Разбивка оси ствола, параллельной оси подъема, производится от пунктов полигонометрии с точностью мм.
12.04. При сооружении форшахты от закрепленных осей выносится центр ствола, от которого устанавливаются кружала с точностью см.
12.05. Расположение замков колец относительно осей ствола указывается на проектных чертежах.
12.06. Укладка первых колец производится от центра ствола. Контрольные промеры производятся не менее чем по 8 радиусам кольца. Отклонения в получаемых результатах от проектных величин не должны превышать мм. Перекос первых колец относительно горизонтальной плоскости допускается не более 5 мм.
Контроль монтажа последующих колец производится по 4-8 радиусам. Отклонения их от проекта не должны превышать мм. Эллиптичность смонтированных колец допускается в пределах мм.
12.07. После установки первых колец к бортам тюбингов привинчиваются металлические пластины, на которые выносятся оси ствола I-III и II-IV, закрепляемые отверстиями диаметром 2 мм на равных расстояниях от центра ствола (рис. 12.3 и 12.4).
Закрепление осей на пластинах производится с точностью мм, а передача высотных отметок на них — с точностью мм.
По мере проходки ствола оси и отметки переносятся на пластины, закрепляемые через каждые 10 м.
12.08. При наличии соответствующих условий для проходки ствола пользуются центровым отвесом.
12.09. Определение перекоса уложенных колец при способе подводки их снизу производится от горизонта, закрепленного выше, в готовой части ствола, или посредством сообщающихся сосудов («гидроуровня»).
При способе же опускной крепи для определения крена ножа пользуются стационарными сообщающимися сосудами со шкалами или же уклономерами, расположенными по осям опускной крепи.
12.10. По полученному крену (перекосу) кольца или ножа можно определить смещение центра верхнего кольца относительно нижнего по формуле
где — смещение в миллиметрах;
k — крен ствола в миллиметрах;
b — глубина ствола в метрах;
d — диаметр ствола в метрах (рис. 12.5).
Величина смещения центра ствола при опускном способе проходки не должна превышать 0,01 глубины опускания крепи (но не более см).
Б. Профилирование, определение рабочего сечения ствола и разбивки для армирования
12.11. После окончания проходки ствола производится съемка поперечных сечений через 5 м. По результатам этой съемки определяются полезное рабочее сечение ствола и координаты центра вписанного цилиндра, которые сообщаются проектной организации.
12.12. Армировка ствола производится от осей, закрепленных в стволе. Установка расстрелов и направляющих осуществляется от отвесов, расположенных в местах, удобных для проверки расстрелов (рис. 12.6). Они могут быть опущены на глубину до 100 м.
12.13. Укрепление отвесов для армировки ствола производится на первом верхнем ярусе расстрелов. Каждый отвес должен иметь специальную лебедку с намотанной стальной проволокой сечением не менее 1 мм. Лебедка прочно крепится к расстрелу (рис. 12.7).
12.14. Для отвесов при армировке ствола применяются следующие грузы:
при глубине ствола:
от 50 до 70 м и более
12.15. Места опускания и количество отвесов устанавливаются в зависимости от насыщенности армировки ствола. Лебедка с проволокой для отвеса крепится к расстрелу. В расстрел забивается маркшейдерский гвоздь, в отверстие которого пропускается стальная проволока с небольшим грузом (рис. 12.7). По мере опускания отвеса при армировании ствола груз должен увеличиваться в соответствии с п. 12.14.
12.16. Установка расстрелов может производиться двумя способами: последовательным и встречным.
При последовательном способе установка расстрелов производится ярусами сверху вниз и опускание отвесов происходит постепенно, а при встречном способе установка расстрелов ведется по заранее размеченным ярусам сверху вниз и снизу вверх. В этом случае отвесы сверху опускаются на уровень околоствольного двора.
12.17. Плоскости деревянных брусьев для направляющих клети должны иметь машинную обработку. Отклонение любой плоскости направляющих не должно превышать мм.
12.18. Установка вертикальных направляющих производится с точностью мм. Особое внимание должно быть обращено на тщательную подгонку, стыковку направляющих друг с другом и затяжку скрепляющих болтов.
12.19. После окончательной подвески производится контрольная выверка правильности положения направляющих по вертикали, а также соблюдения габаритных размеров между проводниками для клети. Контрольные измерения производятся через 3 м по высоте, при этом положение отвесов в стволе должно быть предварительно проверено.
В. Рассечки и разбивки околоствольных выработок и сооружений
12.20. После окончания проходки ствола и определения положения центра вписанного цилиндра (см. п. 12.11) проектной организацией уточняются дирекционные углы и координаты осей околоствольных выработок. От геодезической основы на поверхности инструментально производится разбивка проектного направления оси околоствольных выработок (околоствольного двора) согласно указанным уточненным данным. Ось околоствольного двора закрепляется запилами на пластинах верхнего яруса и затем проектируется на пластины нижнего горизонта.
Все ранее произведенные запилы, служившие для проходки ствола, должны быть уничтожены.
12.21. На установленные первые крепления визуально переносится проектная ось сооружения по створу отвесов, расположенных в стволе на нижнем горизонте пластин. Высотные костыли закрепляются на крепи и определяются от приствольного репера при помощи сообщающихся сосудов.
12.22. Осевые точки закрепляются маркшейдерскими гвоздями в сводовой части выработок. Каждая точка должна иметь надпись, определяющую ее назначение и пикетаж (рис. 12.8). Высотные костыли оформляются также соответствующей надписью.
12.23. При работе с металлическим креплением ось и высотные отметки фиксируются запилами, оформляемыми подкраской белой масляной краской (оси — вертикальной чертой, высотные отметки — треугольником).
12.24. Если подходная штольня имеет значительную длину или сложную конфигурацию (наличие кривых), дальнейшая разбивка оси может производиться только от полигонометрических знаков, координаты которых определены на основе ориентирования по створу двух отвесов. Одновременно с ориентированием производится передача отметки на приствольные реперы в соответствии с указаниями раздела Б главы 10.
12.25. До начала работ на основной трассе необходимо выполнить ориентирование по способу соединительных треугольников или гироскопическим методом (независимо от протяженности подходной штольни).
12.26. Разбивка в натуре продольных осей выработок (сооружений) на прямолинейном участке выполняется одним из следующих способов (рис. 12.9):
а) откладыванием от полигонометрических знаков, вычисленных величин их смещений от проектной оси;
б) разбивкой линии, параллельной проектной оси, путем откладывания угла на полигонометрическом знаке;
в) выносом с полигонометрических знаков полярным способом осевых точек на заданных пикетах.
Разбивка осей производится с точностью мм.
12.27. Во всех случаях разбивок оси должно быть вынесено одновременно не менее трех точек. Створность трех вынесенных точек явится подтверждением правильности разбивки. При каждом уточнении оси все ранее закрепленные точки должны быть тщательно уничтожены.
12.28. Провешивание оси по трем инструментальным точкам производится на расстояние до 10 м на глаз, а свыше 10 м — инструментально. Продольная ось закрепляется не реже чем через 5 м.
12.29. Высотные костыли закрепляются не реже чем через 5 м и определяются по высоте с точностью мм. Использование в качестве исходного одного репера не допускается.
12.30. На криволинейных участках сооружений продольная ось закрепляется системой хорд или секущих (рис. 12.10). Отклонения (стрелы прогиба) заданных хорд или секущих от криволинейной оси могут не учитываться, если они не превышают:
5 см — для горных выработок;
2 см — для бетонных работ и для укладки сборных конструкций.
12.31. Разбивка околоствольных сооружений (насосная камера, склад взрывматериалов и др.) производится упрощенными способами, с применением графических построений и так называемого «египетского треугольника» (стороны которого кратны числам 3, 4, 5). Такие же способы применяются при разбивке вспомогательных (притоннельных) выработок на основной трассе.
Г. Разбивки и съемки при проходке штолен
12.32. В тоннелестроении осуществляется проходка штолен различного назначения: подходных, передовых, вентиляционных, дренажных, верхних и др., с деревянной или металлической крепью.
12.33. Основными маркшейдерскими работами при проходке штолен являются разбивка оси штольни в плане и ведение ее по высоте. Все разбивочные работы производятся в соответствии с указаниями раздела В настоящей главы.
12.34. Рекомендуется применять для обслуживания штольневой проходки световые сигналы, вертикальные прорези которых фиксируют продольную ось, а горизонтальные — высотную отметку, с учетом проектного уклона (см. пп. 15.11 и 15.22).
12.35. При проходке на криволинейном участке штольни первоначальная разбивка очередной хорды (секущей) выполняется при подходе забоя к концу хорды путем смещения осевых отвесов предыдущей хорды на створ новой (рис. 12.11).
Окончательная разбивка выполняется инструментально, полярным способом.
12.36. При проходке передовых штолен по трассе на участке переходной кривой пользуются линией тангенса, от которой откладываются ординаты, определяющие положение оси в натуре (см. рис. 14.6).
На второй части переходной кривой целесообразно пользоваться смещенной линией тангенса.
При значительной длине переходных кривых в железнодорожных тоннелях для разбивки оси следует пользоваться одной или несколькими хордами, для которых рассчитываются стрелы прогиба (см. раздел Д главы 11).
12.37. Если к точности проходки штольни не предъявляется повышенных требований, возможно переходную кривую заменить системой секущих (иногда неравной длины), разбивку которых производят в соответствии с указаниями п. 12.35.
12.38. Отклонения рам штольневого крепления в плане (от оси), в профиле и по пикетажу не должны превышать см. Рамы должны устанавливаться нормально к оси; для криволинейных участков это требование означает, что плоскость рамы должна быть направлена по радиусу кривой.
12.39. При проходке штолен в скальных породах без крепления или с анкерной крепью в стенах забуриваются шпуры через 5-10 м на заданном горизонте. В шпуры забиваются деревянные пробки, на которых фиксируются точки (маркшейдерские гвозди) по пикетажу, высоте и смещению от оси. Все эти данные записываются в табличках, закрепленных на пробках.
12.40. В штольнях с применением электровозной откатки на верхняках рам закрепляется смещенная ось на безопасном для работы расстоянии от контактного провода.
12.41. В процессе проходки штольни должна производиться маркшейдерская съемка устанавливаемой крепи и разработанных профилей породы. Данные съемки фиксируются в маркшейдерской книге и заносятся на рабочие планы.
Вычисление пикетажа и смещения знака на участке круговой кривой | Глава 13. >> Маркшейдерские работы при строительстве подземных сооружений горным способом с монолитной обделкой |
Содержание Ведомственные строительные нормы ВСН 160-69/Минтрансстрой Часть I «Инструкция по геодезическим и маркшейдерским работам. |
ВСН 160-69
Инструкция по геодезическим и маркшейдерским работам при строительстве транспортных тоннелей
Статус: действующий
Дата публикации: 30 января 2020 г.
Дата введения: 1 апреля 1970 г.
Количество страниц: 462
Имя файла: vsn-160-69-instruktsiia-po-geodezicheskim-i-pri.pdf
Размер файла: 32,8 МБ
Вам может быть интересно
- ВСН 1-93 Инструкция по проектированию молниезащиты радиообъектов
- ВСН 332-93 Инструкция по проектированию электроустановок предприятий и сооружений электросвязи, проводного вещания, радиовещания и телевидения
- ВСН 4-81 Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах
- ВСН-5-71 Временные указания по устройству коротких буронабивных бетонных и бутобетонных свай для малоэтажных сельских зданий
Сертификация продукции,
Курсы повышения квалификации,
Регистрация медицинских изделий
Сертификация продукции,
Курсы повышения квалификации,
Регистрация медицинских изделий
Сертификация ТР ТС; подтверждение соответствия; специальная оценка условий труда; аттестация рабочих мест; промышленная безопасность.
Подпишитесь на рассылку:
- Услуги компаниям
- Сертификация
- Учебный центр
- Охрана труда
- Медицина
- Промбезопасность
- Метрология
- Лаборатория
- Лицензирование
Бесплатная
консультация специалиста
Наши контакты
Ваш город: Москва
Дербеневская наб., д. 11, корп. А
Страница 44: ВСН 160-69. Инструкция по геодезическим и маркшейдерским работам при строительстве транспортных тоннелей (46701)
г) составление отчетов по результатам маркшейдерского контроля.
26.09. Отдел технического контроля имеет право:
а) требовать от главных маркшейдеров управлений и строительств главка ведения работ в соответствии с Инструкцией по геодезическим и маркшейдерским работам;
б) отменять методы ведения геодезическо-маркшейдерских работ, если таковые производятся с нарушением Инструкции по геодезическим и маркшейдерским работам и могут вызвать ухудшение качества строительных и маркшейдерских работ, а в необходимых случаях — останавливать производство горностроительных работ.
Отдел исполнительной технической документации
26.10. На отдел исполнительной технической документации возлагается:
а) ведение планов и графиков, отображающих ход основных горностроительных работ по всем строительствам главка;
б) систематизация и хранение на период строительства утвержденных проектных чертежей, необходимых для производства и контроля геодезическо-маркшейдерских работ;
в) оформление исполнительных чертежей, предъявляемых Правительственной комиссии, с последующей передачей их эксплуатирующей организации;
г) изготовление и оформление второго экземпляра исполнительных чертежей на готовые подземные сооружения, сдаваемые в эксплуатацию;
д) инструктаж и контроль по составлению и оформлению исполнительных чертежей на строительствах главка;
с) хранение исполнительных чертежей на сданные в эксплуатацию сооружения;
ж) руководство фотолабораторией и производством фоторепродукций.
Камера геодезических инструментов
26.11. На геодезическую камеру возложено:
а) надлежащий уход и хранение геодезических инструментов и оборудования;
б) выдача, приемка и учет движения геодезических инструментов и маркшейдерского оборудования.
Мастерская по ремонту и исследованию геодезических инструментов
26.12. Геодезическая мастерская производит:
а) текущий и капитальный ремонт геодезических инструментов и оборудования для всех строек главка;
б) исследование и проверку геодезических инструментов и маркшейдерского оборудования.
26.13. Фотолаборатория выполняет работы по изготовлению копий с различных чертежей.
26.14. На бухгалтерию возлагается: ведение финансовой деятельности, учет и отчетность по имущественно-материальным ценностям, составление месячных, квартальных и годовых отчетов о хозяйственной деятельности Управления.
Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером, на которого возлагается организация, руководство и контроль по вопросам бухгалтерского учета и отчетности. Главный бухгалтер административно подчиняется руководителю управления, а в отношении методов ведения бухгалтерского учета и составления отчетности — главному бухгалтеру вышестоящей организации. Назначение, увольнение и перемещение главного бухгалтера производится вышестоящей организацией.
Отдел главного маркшейдера треста или управления строительства метрополитена
26.15. На обязанности главного маркшейдера треста или управления строительства метрополитена лежит:
а) развитие геодезического планового и высотного обоснования на поверхности, созданного проектной организацией;
б) производство ориентирования шахт совместно с маркшейдерами отдельных строительств;
в) производство подземной полигонометрии и нивелирование по рабочему маркшейдерскому обоснованию строительства с целью контроля и уточнения;
г) для выполнения полевых подземных инструментальных работ, указанных в пунктах «а», «б», «в», отдел главного маркшейдера треста содержит специальный штат маркшейдерских рабочих;
д) осуществление технического и административного руководства работой маркшейдерских отделов строительств;
е) текущий контроль за правильностью перенесения проектов подземных сооружений в натуру, согласно Инструкции по геодезическим и маркшейдерским работам;
ж) систематическое наблюдение в процессе строительных работ за осадками зданий и существующих подземных сооружений метрополитена, расположенных в зоне деформации;
з) изготовление второго экземпляра, подготовка и оформление исполнительных чертежей, необходимых для сдачи готовых подземных сооружений Правительственной комиссии, с последующей передачей их эксплуатирующей организации;
и) надлежащий уход и хранение геодезических инструментов и оборудования в геокамере;
к) планирование геодезическо-маркшейдерских кадров, инструментов и оборудования;
л) соблюдение работниками отдела правил техники безопасности при производстве геодезическо-маркшейдерских работ.
Исходя из поставленных задач и в целях их осуществления в составе отдела главного маркшейдера треста в зависимости от объема работ создаются:
а) группа основных и контрольных геодезическо-маркшейдерских работ;
б) группа наблюдения за осадками зданий и сооружений метрополитена, расположенных в зоне деформации;
в) камеральная группа;
г) камера геодезических инструментов.
26.16. Отдел главного маркшейдера треста возглавляется главным маркшейдером.
26.17. Главный маркшейдер в оперативно-производственной работе подчиняется начальнику треста, а в техническом отношении — Геодезическо-маркшейдерскому управлению главка.
26.18. Главный маркшейдер треста имеет право:
а) представлять к перемещению геодезическо-маркшейдерские кадры по производственно-техническим соображениям;
б) останавливать производство горностроительных работ в случаях отступлений от проекта, нарушений геометрических форм и размеров сооружений, отступлений от норм, предусмотренных Инструкцией по производству геодезических и маркшейдерских работ, а также в случаях, связанных с производством геодезическо-маркшейдерских работ.
Отдел главного маркшейдера строительства, строительно-монтажного управления (СМУ), строительно-монтажного поезда (СМП) и тоннельного отряда
26.19. Отдел главного маркшейдера строительства, СМУ, СМП и тоннельного отряда является непосредственным исполнителем основной задачи геодезическо-маркшейдерской службы.
26.20. На указанные маркшейдерские отделы возлагается:
а) непосредственное производство ориентирования шахт совместно с маркшейдерским отделом треста;
б) развитие подземной полигонометрии и нивелирования с целью ведения строительных работ и обеспечения сбоек тоннелей;
в) производство разбивок основных осей сооружений в плане и в профиле по проектным чертежам;
г) ведение горнопроходческих щитов, эректоров и других механизмов по запроектированным трассам;
д) контроль за соблюдением основных габаритов и размеров подземных сооружений;
е) ежемесячный контрольный замер объемов основных строительных работ (грунт, бетон, железобетон, длина готового тоннеля);
ж) съемка готовых подземных сооружений, систематизация необходимых материалов, составление и вычерчивание одного экземпляра исполнительных чертежей;
з) наблюдения за деформациями подземных выработок и поверхностных сооружений на участках строительства;
и) установка, определение отметок и расстояний путейских реперов, а также инструментальная установка рельсов в плане и профиле при укладке железнодорожного пути на бетонном и щебеночном основаниях;
к) для выполнения полевых-подземных работ, перечисленных в вышеизложенных пунктах, отдел главного маркшейдера содержит специальный штат ИТР и маркшейдерских рабочих из расчета ежесменного обеспечения маркшейдерского контроля за строительными работами;
л) хранение и уход за геодезическими инструментами и оборудованием;
м) соблюдение работниками отдела правил техники безопасности при производстве геодезическо-маркшейдерских работ.
26.21. Отдел главного маркшейдера строительства, СМУ, СМП, тоннельного отряда возглавляется главным маркшейдером.
26.22. Главный маркшейдер в оперативно-производственной работе подчиняется начальнику строительства, СМУ, СМП, тоннельного отряда, а в техническом отношении — главному маркшейдеру треста.
26.23. Главный маркшейдер строительства, СМУ, СМП, тоннельного отряда имеет право:
а) останавливать производство горностроительных работ в случаях ведения их без соответствующих проектов, а также в случаях отклонения их от проекта сверх допустимых норм, предусмотренных Инструкцией по геодезическим и маркшейдерским работам, с извещением об этом главного инженера или начальника строительства;
б) перемещать маркшейдерские кадры в пределах своего строительства, СМУ, СМП, тоннельного отряда по производственно-техническим соображениям.
Права и обязанности маркшейдера участка (объекта) строительства, СМУ, СМП, тоннельного отряда
26.24. Маркшейдер участка (объекта) подчиняется в своей работе главному маркшейдеру.
26.25. На маркшейдера участка (объекта) возлагается:
а) производство вычислительных работ, необходимых для маркшейдерских разбивок, связанных с перенесением проекта сооружений в натуру;
б) контроль за соблюдением основных габаритов и размеров подземных сооружений;
в) непосредственное участие в проведении ориентирования шахт, в проложении наземной и подземной полигонометрии и нивелирования;
г) руководство работой сменных маркшейдеров;
д) для выполнения геодезическо-маркшейдерских работ на строительном участке маркшейдер участка и сменные маркшейдеры содержат специальный штат маркшейдерских рабочих из расчета 2 человека на одного инженерно-технического работника;
е) ежемесячный контрольный замер объемов основных строительных работ (грунт, бетон, железобетон, длина готового тоннеля) и ведение текущей маркшейдерской документации;
ж) составление исполнительных чертежей на законченные подземные сооружения;
з) хранение и уход за геодезическими инструментами и оборудованием.
26.26. Маркшейдер участка (объекта) имеет право:
а) останавливать производство горностроительных работ в случаях недопустимых отклонений сооружений от проекта и несоблюдения допусков, предусмотренных Инструкцией по геодезическим и маркшейдерским работам в пределах своего участка, с немедленным извещением об этом начальника участка и главного маркшейдера;
б) не производить маркшейдерских разбивок без проектных чертежей, завизированных главным инженером и главным маркшейдером СМУ, СМП, тоннельного отряда;
в) перемещать сменных маркшейдеров в пределах своего участка по производственным соображениям.
Права и обязанности сменного маркшейдера
26.27. Сменный маркшейдер подчиняется в своей работе маркшейдеру участка (объекта) и выполняет его указания.
26.28. На сменного маркшейдера возлагается:
а) получение необходимых данных от маркшейдера участка (объекта) для производства геодезическо-маркшейдерских разбивок;
б) производство вычислений и расчетов разбивок во вторую руку по заданию маркшейдера участка;
в) непосредственное производство разбивок основных осей сооружений в плане и профиле с закреплением их в натуре;
г) ежедневный контроль за соблюдением основных габаритов и размеров подземных сооружений;
д) отчетность о проделанной работе за свою смену (запись ее результатов в маркшейдерскую книгу и другие установленные документы).
26.29. Сменный маркшейдер отвечает за правильность произведенных им маркшейдерских разбивок и за сохранность геодезических инструментов.
26.30. Сменный маркшейдер имеет право останавливать производство горностроительных работ в свою смену в случаях недопустимых отклонений сооружений от проекта и несоблюдения допусков, предусмотренных Инструкцией по геодезическим и маркшейдерским работам, с немедленным извещением об этом начальника смены и маркшейдера участка и с соответствующей записью в горном журнале.
ГЕОДЕЗИЧЕСКО-МАРКШЕЙДЕРСКИЕ РАБОТЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПОДЗЕМНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
МАРКШЕЙДЕРСКИЕ РАБОТЫ ПРИ СООРУЖЕНИИ ПОДХОДНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДЕРИВАЦИОННЫХ ТОННЕЛЕЙ БОЛЬШИХ И МАЛЫХ СЕЧЕНИЙ, КАТАСТРОФИЧЕСКИХ ВОДОСБРОСОВ
А. Общие положения
27.01. Строительные и деривационные тоннели больших и малых сечений сооружаются:
а) через вертикальные шахты и наклонные стволы;
б) непосредственно через входной и выходной порталы;
в) через подходные тоннели, если по технико-экономическим соображениям, топографическим условиям нецелесообразно сооружение вертикальных шахт, наклонных стволов, и также в случаях, исключающих организацию горнопроходческих работ непосредственно через порталы.
Количество шахт, наклонных стволов и подходных тоннелей определяется в зависимости от протяженности трасс строительных, деривационных тоннелей и сроков строительства.
27.02. Работы по созданию подземного планового и высотного маркшейдерского обоснования при сооружении строительных и деривационных тоннелей выполняются в соответствии с методикой, изложенной в главах 8, 9 и 10.
Б. Разбивочные, съемочные работы при устройстве портальных врезок подходных, строительных и деривационных тоннелей
27.03. Припортальные площадки при сооружении строительных и деривационных тоннелей больших сечений разрабатываются на проектные отметки верхних уступов и с завершением горнопроходческих работ по верхнему уступу дорабатываются до проектных отметок нижних уступов.
27.04. Оси порталов (тоннелей) выносятся и закрепляются бетонными тумбами от знаков геодезического обоснования гидроузла (объекта подземного гидротехнического строительства) до начала работ по устройству врезок.
Ось закрепляется в зоне устройства врезки и за ее пределами. Для тумб, фиксирующих створ оси портала (тоннеля), в пределах врезки определяются пикетаж и высотные отметки.
27.05. До начала работ по устройству врезок на припортальных площадках (или в непосредственной близости) закладываются знаки и определяются их координаты и высотные отметки.
Глава 21. Маркшейдерские работы при укладке постоянного железнодорожного пути в тоннеля
21.01. Укладка железнодорожного пути в метрополитенах и железнодорожных тоннелях производится согласно утвержденному укладочному плану и профилю пути и геометрической схеме трассы, а при отсутствии таковых — по рабочему профилю железнодорожного пути.
21.02. На укладочном плане и профиле пути показываются:
а) величина и протяженность уклонов;
б) отметки реперов, соответствующие головке рельсов на прямом участке пути;
в) отметки реперов, соответствующие головке наружного рельса на криволинейном участке пути;
Примечание . На наземных участках пути отметки путейских реперов даются на уровне внутреннего рельса кривой.
г) условный профиль рельсовых ниток;
д) длины прямых, круговых и переходных кривых;
е) длины ходовых рельсов, контррельсов и типы стыков;
ж) пикетаж реперов, рельсовых стыков и различного оборудования;
з) геометрические элементы оси пути в плане и профиле.
21.03. Разбивка и укладка железнодорожного пути в тоннелях производится от путейских реперов после окончательного уравновешивания подземной полигонометрии и высотной основы.
21.04. Маркшейдерские работы при укладке пути в тоннелях заключаются:
а) в разбивке и закреплении горизонта с обеих сторон тоннеля, фиксирующего верх бетона жесткого основания;
б) в приемке опалубки для устройства дренажных лотков тоннеля;
в) в разбивке и закреплении в тоннеле основных точек пути, характеризующих его план и профиль;
г) в разбивке и закреплении на стенах тоннеля мест постановки путейских реперов по пикетажу и высоте;
д) в установке путейских реперов по высоте;
е) в инструментальном определении и последующих вычислениях расстояний от отверстий в болтах путейских реперов до внутренней грани ближайшего к реперу рельса;
ж) в рихтовке в плане и профиле рельсов перед бетонированием шпал при помощи теодолита и нивелира и в наблюдении за путями в процессе бетонирования;
з) в детальной съемке пути и оборудования в тоннеле;
и) в окончательном нивелировании головки рельсов после завершения «отделки» пути и обкатки его с одновременным определением отметок дна дренажного лотка.
21.05. Разбивку мест постановки путейских реперов производят от полигонометрических знаков путем последовательного откладывания расстояний на стене тоннеля между ПЗ и ближайшим репером N 1, затем между репером N 1 и последующим репером N 2 и т.д. Указанные расстояния определяются как разности соответствующих пикетажей.
21.06. Так как пикетаж путейских реперов в проектных чертежах дается по разбивочной оси кривой, а разбивка мест установки их производится на внешней относительно центра стороне тоннеля, на криволинейном участке в подсчитанные как разность пикетажа расстояния S вводятся поправки, определяемые формулой
где S — расстояние по разбивочной оси (разность пикетажа);
R — радиус кривой;
D — среднее расстояние путейских реперов от оси пути.
21.07. Невязку, полученную между двумя смежными полигонометрическими знаками, распределяют равномерно на все интервалы между реперами.
Целесообразно вести разбивку от каждого полигонометрического знака до середины линии, что практически избавляет от необходимости распределения невязок.
21.08. Отклонения путейских реперов от проектного пикетажа не должны превышать см.
21.09. В случае, если путейский репер попадает на ребра жесткости тюбингов, проемы и другие препятствия, разрешается смещение его по пикетажу. Проектная отметка его определяется по фактическому пикетажу. Смещение в сторону пути не разрешается, за исключением реперов, фиксирующих элементы кривой (начала и концы переходных и круговых кривых).
21.10. После бетонирования путейские реперы устанавливают на проектные отметки, вычисленные в соответствии с их фактическим пикетажем.
Нивелир устанавливают между двумя смежными полигонометрическими знаками и определяют отметку его горизонта.
Для каждого репера подсчитывают величину отсчета по рейке по формуле
где — отметка горизонта инструмента;
— проектная отметка репера с номером i (головки ближайшего рельса).
Затем, устанавливая поочередно рейку на каждом репере, поднятием или опусканием болта добиваются такого положения, когда отсчеты по рейке будут соответствовать величинам . При этом положении производят временную насечку резьбы болта зубилом.
21.11. При производстве нивелирования, связанного с путейскими работами, инструмент должен тщательно выверяться, а рейки — компарироваться.
21.12. По окончании установки путейских реперов по высоте производится двукратное контрольное нивелирование их. Отклонения фактических отметок от проектных не должны превышать мм. По завершении контрольного нивелирования путейские реперы закрепляются путем бетонирования их болтов.
Б. Габариты тоннелей
21.13. Габаритом приближения строений называют предельно допустимое геометрическое очертание какого-либо сооружения. Для обеспечения безопасности движения поездов по рельсовым путям установлены следующие габариты:
а) подвижного состава;
б) приближения оборудования;
в) приближения строений.
Габариты для тоннелей метрополитенов
21.14. Габарит подвижного состава есть поперечное перпендикулярное к оси пути геометрическое очертание, в пределах которого должен размещаться как порожний, так и груженый подвижной состав.
21.15. Габарит приближения оборудования представляет собой линию, ограничивающую размещение оборудования по отношению к габариту подвижного состава. Этот габарит находится между габаритами подвижного состава и приближения строения.
В габарит приближения оборудования входит габарит подвижного состава, учитывающий все отклонения вагона в движении и при поломке комплекта рессор с одной стороны, а также допустимое смещение и износ рельсового пути. В нижнюю часть этого габарита входит очертание размещения кронштейна с контактным рельсом и очертание для токоприемника вагона.
21.16. Габарит приближения строения есть предельное поперечное очертание пространства, внутрь которого не должны заходить никакие части строения и сооружения.
В перегонных тоннелях кругового очертания предусматривается размещение оборудования и дорожки для прохода служебного персонала с правой стороны по ходу движения. Этот габарит распространяется на кривые радиусом от 200 м и более. Симметричность вписывания габарита оборудования в габарит приближения строений достигается смещением оси тоннеля внутрь кривой на величину, пропорциональную возвышению рельса. Габарит приближения строения для перегонных тоннелей прямоугольного очертания на кривых увеличивается по ширине в зависимости от радиуса и величины возвышения наружного рельса. Уширение предусматривается также в пределах стрелочных переводов. Для тоннелей прямоугольного очертания габарит приближения строения увеличивается по ширине на кривых участках трассы в зависимости от радиуса кривой и величины возвышения наружного рельса.
21.17. В метрополитенах применяются габариты:
1) для перегонных тоннелей кругового очертания на прямом участке пути (рис. 21.1 и таблица координат точек габаритов);
2) для перегонных тоннелей с вертикальными стенами и наземных линий на прямом участке пути (рис. 21.2 и таблица координат точек габаритов);
3) для подземных и наземных станций на прямом участке пути (рис. 21.3 и таблица координат точек габаритов).
Координаты точек габаритов на перегонах на прямом участке пути для тоннелей кругового очертания