Основы цветовой теории
Каждый человек воспринимает цвета сугубо индивидуально. Цвета способны вызывать различные эмоции: радость, раздражение, умиротворение, агрессию. Теплые цвета — красный, оранжевый, желтый — побуждают к активности. Холодные цвета — фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый — делают нас более спокойными. Выбор цвета во многом зависит от жизненного опыта человека, культурной среды, в которой он находится и личных предпочтений, являющихся субъективными.
Цвет — это свойство света, способное вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения.
Восприятие цвета органами чувств
Сетчатка человеческого глаза, которая является очень чувствительной, получает информацию об отраженных лучах, после чего считанная информация передается по глазному нерву в затылочную часть (в центр зрительного восприятия). Та информация, которую мы получаем от объекта, скорее является не цветом, а контрастом. И любой объект, который мы видим, не обладает цветом, но отражает свет.
Плавно переходя к истории возникновения теории цвета, можем отметить, что интерес к цвету появился еще 40 000 лет назад с наскальных рисунков первобытных людей, которые использовали в качестве красок: мел, древесный уголь, известняк.
С развитием цивилизации понимание цвета постепенно менялось.
В эпоху Античности начинает формироваться естественно-научное отношение к цвету, а теории цвета философов той эпохи существуют и по сей день.
Одним из первых, кто пытался объяснить теорию цвета, был Аристотель, о чем свидетельствует его труд «О цвете». Главной идеей Аристотеля было то, что при смешении в равных долях белого и черного цвета образуется большое количество цветов. Им была создана линейная система цвета: от светлого к темному, состоящая из 7 цветов: белого, желтого, красного, фиолетового, зеленого, синего и черного.
Эпоха Возрождения обусловлена художественным расцветом. В конце XVI века, оказав сильное влияние на культуру Европы, начало складываться иное представление о гармонии природы и о человеке, как о вершине ее творения. Отношение к цвету становится более практичным и бытовым. Выдающимся представителем этого времени является Леонардо да Винчи. Он создал цветовую систему. Считал, что основных цветов шесть: красный, желтый, зеленый, синий, белый и черный. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый и черный, синий и желтый, красный и зеленый.
Научное открытие Исаака Ньютона
Самое значимое научное открытие было сделано известным английским ученым Исааком Ньютоном, который в 1676 году с помощью призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Проводя эксперимент с призмой, на экране он увидел удлиненное изображение солнца, в котором отчетливо различил семь главных цветов, расположенных в следующем неизменном порядке: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный. В сущности, солнечный спектр представляет собой бесчисленное множество промежуточных оттенков. На основании этого открытия Исаак Ньютон создал первый цветовой круг. В нем присутствуют 7 цветов: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, голубой и зеленый.
Спустя 140 лет цветовой круг Ньютона усовершенствовал немецкий поэт — Иоганн Вольфганг фон Гёте. Он дополнил круг пурпурным цветом, свою теорию о цвете изложил в книге «Учение о цвете». Гёте предполагал, что «цвет» оказывает сильное влияние на душевное состояние, он опирался больше на психологический раздел учения, а не на научные эксперименты.
Примерно в этот же период, в 1807 году, у Филиппа Отто Рунге появились суждения о цветовой сфере, а уже в 1810 году был разработан цветовой шар Рунге.
Эта первая трехмерная модель цветовой системы Рунге была проста в использовании. Позднее модель Рунге была доработана рядом ученых и теоретиков, но принцип расположенного спектра был сохранен и признан уже в XX веке правильным. На основании цветовой системы Рунге были созданы нынешние цветовые схемы.
Позже были разработаны — цветовой шар Альберта Манселла и двойной конус Вильгельма Фридриха Оствальда.
В цветовом шаре Манселла делается упор на цветовой тон, светлоту и насыщенность, а Оствальд — на цветовой тон, белые и черные цвета. Модель цветового шара Манселла была схожа с цветовым шаром Рунге.
Цветовой круг Иттена
В начале ХХ века многие художественные учебные заведения Европы начали проявлять интерес к изучению субъективного искусства. Например, в немецкой школе Баухаус обучение было сосредоточено на современном подходе к искусству, дизайну и архитектуре.
Именно, в стенах Баухауса, преподавателем Иоганнесом Иттеном — швейцарским художником, были написаны книги «Искусство цвета» и «Искусство формы», которые актуальны в настоящее время. Иттен смог подробно описать принцип работы с цветом и цветовым кругом. Он стал одним из самых известных основоположников теории цвета.
Теория цвета — это комплексные знания о цвете.
Иоганнес Иттен смог разработать двенадцатичастный цветовой круг. Круг состоит из первичных, вторичных и третичных цветов.
Первичные цвета — синий, желтый и красный. Они расположены в центре круга и считаются основными. При смешивании можно получить любые оттенки, доступные человеческому глазу.
Вторичные цвета — зеленый, оранжевый и фиолетовый. Получаются при смешивании первичных цветов. Например, если смешать желтый и красный, то получим оранжевый цвет, а если синий и красный — фиолетовый.
Третичные цвета получаются при смешивании первичного и вторичного цвета, которые расположены рядом на схеме. Смешав желтый и зеленый, получим желто-зеленый, желтый и оранжевый — желто-оранжевый.
Цветовой круг Иттена. Виды комбинаций
Цветовой круг — это модель, на которой изображены цвета видимого спектра. Они размещены по секторам в порядке, близком к их расположению в цветовом спектре. Можно выделить шесть цветовых комбинаций согласно цветовому кругу Иттена:
Комплементарное сочетание цветов на круге. Цвета расположены на противоположных сторонах друг от друга. Сочетание выглядит акцентным и насыщенным.
Классическая триада. Сочетание трех цветов, расположенных по углам равнобедренного треугольника, его использование придаст разнообразие.
Аналоговая триада. В аналоговой триаде берется сочетание трех цветов, расположенных рядом друг с другом на внешнем круге. Довольно умеренное сочетание цветов, мягкие и без резких акцентов.
Контрастная триада. Весьма схожа с комплементарной схемой, только берутся три равноудаленных друг от друга цвета. Цветовая гамма смотрится многообразно и ярко.
Тетрада. Сочетание четырех равноудаленных цветов, по углам квадрата. Можно использовать для разнообразия палитры.
Прямоугольное сочетание. Подбираются четыре цвета, каждые два из которых — комплементарные (находятся друг напротив друга). Такое сочетание подойдет, если нужно создать более умеренную палитру цветов.
Цветовой круг является важным инструментом для дизайнеров и художников. Данный инструмент помогает подобрать оптимальные сочетания цветов для дизайна.
Характеристика цвета
В цветовом круге цвета можно разделить на базовые группы: хроматические и ахроматические.
К ахроматическим цветам отнесем те, которые не имеют цветового тона, отличаются друг от друга по светлоте (черный, серый, белый). К хроматическим отнесем остальные цвета, они будут уже разделяться по светлоте, цветности и насыщенности (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый и др.).
К характеристикам цвета относят:
Цветовой тон — характеристика цвета, определяющая его положение в спектре, когда один цвет отличается от другого.
Насыщенность — это возможность отличия хроматической и ахроматической группы цветов.
Светлота — степень близости к одному из цветов ахроматического ряда, то есть чем выше яркость, тем светлее цвет.
Цветовые модели
Для воспроизведения цветовых оттенков на различных устройствах разработаны специальные средства — цветовые модели.
Цветовые модели можно разделить на аддитивные, субтрактивные и перцепционные.
Аддитивная цветовая модель (RGB). Основана на сложении цветов (RGB — Red, Green, Blue).
RGB (имеет более широкий диапазон оттенков) подходит для печати фотографий, изображений. RGB применяют при производстве фотографий, а также сублимационной печати на тканях.
Субтрактивная модель (CMYK). Основана на вычитании цветов CMYK — голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow). Модель используется при печати изображения на бумагу.
Перцепционная модель (HSB). Основана на восприятии цветов.
HSB модель используют для виртуальной графики. Она не подходит при совмещении с печатными устройствами. Данную модель применяют для создания линейных компьютерных мультфильмов, при оформлении картинок в соцсетях и т. п.
При работе с цветом важно научиться использовать сложные цветовые палитры для повышения высокой эстетичности конечного результата. Но, помимо знаний теорий и принципов, выступающих основами, дизайнерам необходимо также учитывать особенности целевой аудитории, задачи самого продукта, а также соответствие фирменному стилю компании. Об этом расскажем подробнее в следующих лонгридах.
Радуга. Цветовой спектр и цветовой круг
Окружающий нас мир и мы, люди, бесконечно многообразны в цвете. И тем не менее, обозначая цветовой признак предмета, мы часто выделяем определенные цветовые группы: цветы — красные, желтые или синие, трава и деревья — зеленые, небо и вода — голубые и т.д. Встречая более сложный оттенок, мы усложняем и определение: розовый, коричневатый, песочный, кремовый, стальной. И, наконец, встречая цвет сложный, не совсем понятный, мы шутливо называем его «серо-буро-малиновый в крапинку».
В дальнейшем, знакомясь с природой цвета, его характеристиками, мы сможем достаточно точно давать ему определение. В этом нам поможет цветоведение, сравнительно молодая область знания, насчитывающая приблизительно двести лет. И это несмотря на то, что исследования в области цвета проводились с давних времен. Вопросами цвета занимались художники в эпоху Возрождения, художники западной Европы более позднего времени, русские художники Чистяковской школы, уже упомянутые импрессионисты, основоположники дизайна в Германии и России, и даже поэты и музыканты. Если брать научный аспект, то значительные исследования в области цвета проводил Исаак Ньютон, выдвинувший, ко всему прочему, удивительное предположение о связи цвета и музыки, снисходительно отвергнутое поздними исследователями. Как цельное знание цветоведение сформировалось в результате обобщения необходимого количества знаний в области цвета.
В настоящее время мы можем сказать, что цветоведение — это наука, изучающая причины возникновения цвета, его характеристики, а также влияние на природу и на человека, как на часть природы. При этом, влияние может быть физическим, психологическим и эстетическим. Нас, в данном случае, будет интересовать влияние эстетическое, и, в определенной мере, психологическое, словом, то, что наиболее важно и интересно для художника.
Восприятие цвета невозможно без источника света, — в абсолютной темноте мы ничего не увидим. Свет идет от Солнца и других небесных тел: Луны и ярких звёзд, порой теряющихся в электрическом свете современных мегаполисов. Свет идет от костра, свечи и раскаленных металлов. Важно в данном случае то, что цвет неотделим от света, как природного, так и искусственного.
В этой связи невольно напрашивается следующая схема восприятия цвета. Луч света, попадая на поверхность предмета, отражается с ее цветом в наш зрительный аппарат, глаза, и таким образом мы его видим. Казалось бы, всё просто и понятно, но на самом деле все обстоит гораздо сложнее. Исследования ученых-физиков показывают, что видимый нами цвет предмета содержится в самом источнике света, и об этом необходимо вкратце сказать.
Вряд ли найдется человек, который не испытывал бы чувство восхищения и удивления при виде природного явления, называемого радугой и состоящего из семи цветов, порядок расположения которых обозначен мнемонической фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первые буквы слов напоминают нам о порядке и названии цветов в радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Мне пришлось видеть радугу самых различных видов, и об этом можно было бы написать отдельную статью. Но чаще всего, нам встречается радуга-дуга на фоне уходящей дождевой тучи, как только выглянет солнце.
Объясняется это необыкновенно красивое природное явление тем, что лучи солнца, проходя через воздух, насыщенный мелкими каплями воды, и преломляясь через них, раскладываются на семь отдельных цветовых лучей, называемых цветовым спектром. Забегая вперед, можно сказать, что, соединив вместе цветовые лучи, мы снова получим бесцветный световой луч.
Полосу спектра (радугу) можно получить и искусственным путем, пропустив луч света через прозрачную призму, которая разложит его на семь цветов. То же самое мы часто наблюдаем в домашних условиях при попадании луча света на боковую грань зеркала, или другого стеклянного предмета. Цвета спектра являются основными цветами в природе. Это проверил опытным путем Исаак Ньютон, пропуская через призму в отдельности каждый из семи цветов, при этом они не раскладывались на составляющие.
Теперь самая простая схема восприятия нами того или иного цвета выглядит следующим образом. Луч света, состоящий из семи цветов попадает, к примеру, на зеленую поверхность травы. При этом шесть цветов, травой поглощаются, а зеленый, отражаясь, попадает к нам в глаза. Таким образом мы видим зелёный цвет травы. Если, при этом появляются желтые одуванчики, то они будут отражать желтые лучи спектра и т. д.
Цветовой спектр является видимой частью огромной шкалы электромагнитных колебаний. Представьте себе миллиметр — величину, доступную нашему глазу — и разделите её на тысячу частей, это будет микрон, а затем микрон, в свою очередь, разделите также, на тысячу частей, это и будет миллимикрон (ммк). Красный цвет, с которого начинается спектр, мы видим при 625-740 ммк, а фиолетовый, которым он заканчивается, при 380-440 ммк. То есть, все видимые цветовые волны находятся в пределах одного микрона, или тысячной части миллиметра.
Теперь изобразим полоску спектра солнечного света, как основного на земле (Таблица 1).
Глядя на неё, можно заметить, что красные и оранжевые цвета занимают большие участки спектра по отношению к другим цветам. Для наглядности разграничим цвета между собой (1б). Надо отметить, что любой источник света, включая огонь и раскаленные вещества, имеет свой характерный спектр, но состоящий из тех же семи цветов. В нашей работе мы будем использовать спектр с равномерно расположенными цветами (1в), поскольку это будет удобно при построении схем и цветового круга, о чем речь пойдет далее.
Посмотрим внимательно на цветовое сочетание спектра. Прежде всего, оно очень красиво. При этом, каждый последующий цвет гармонично «вытекает» из предыдущего. Часто похожее сочетание цветов мы встречаем в природе, особенно при восходе и закате солнца.
Есть и ещё одна удивительная особенность спектра: все его цвета являются противоположными по отношению друг другу. Это можно проверить следующим образом:
Положите перед собой полоску спектра и посмотрите в её середину, не мигая, в течение тринадцати секунд, затем быстро переведите взгляд на чистый лист бумаги. Через несколько секунд вы увидите светящуюся цветовую полоску, такого же размера, на которой цвета поменяют свои места: на месте красного появится зелено-голубой, на месте оранжевого — сине-голубой, на месте желтого — сине-фиолетовый, на месте зеленого — фиолетово-красный, на месте голубого — красно-оранжевый, на месте синего — оранжево-желтый, на месте фиолетового — желто-зеленый.
Такой эффект объясняется защитной реакцией наших глаз на длительное цветовое воздействие, которая создает цвет противоположный.
Для того, чтобы картина с противоположными цветами стала наглядной, без использования, зрительного упражнения, возьмем цветовую полосу и замкнём её кольцом, соединив красный цвет с фиолетовым. Получится цветовой круг с диаметрально расположенными противоположными цветами (таблица 2).
Для еще большей наглядности, между основными цветами расположим промежуточные, и тогда очень хорошо будут видны все противоположные цвета, которые часто называют дополнительными (2б).
Между основными цветами можно расположить бесчисленное множество оттенков, но есть при этом разумные ограничения. Разные авторы работ по цветоведению выбирают свой, наиболее удобный вариант круга. Швед Оствальд, например, строит свой круг на основе восьми цветов, располагая пурпурный цвет между красным и фиолетовым. Иногда используют шесть цветов, убирая голубой, якобы несуществующий в природе. Также, и количество промежуточных цветов у разных авторов берется по разному. Мне же кажется, что в основе цветового круга должно быть семь цветов, как это существует в цветовом спектре.
Таким образом, между основными цветами спектра располагаются промежуточные, содержащие равное количество основных цветов, что позволяет хорошо увидеть противоположные (дополнительные) цвета. Кроме этого, мной предлагается ввести еще четырнадцать оттенков. Возьмем, например, оранжевый и красный цвет. Между ними будет располагаться промежуточный, то есть содержащий в равной мере тот и другой цвет. Теперь, между оранжевым и промежуточным расположится красно-оранжевый оттенок, тогда как, между красным и промежуточным — оранжево-красный. Как видно, это не одинаковые оттенки, поскольку один из них ближе к оранжевому, другой, к красному цвету. Акцент на втором слове, при определении оттенка, как раз и указывает на близость к основному спектральному цвету.
При взгляде на спектральный круг, невольно возникает вопрос о том, как такое небольшое количество цвета позволяет нам увидеть бесконечное множество сложнейших оттенков в природе? Увеличение цветовых промежуточных оттенков в круге лишь отчасти отвечает на поставленный вопрос, поскольку все эти оттенки сохраняют чистый спектральный характер. Более полный ответ даст нам знакомство с тремя цветовыми характеристиками, о которых речь пойдет в следующей главе.
Как различаются цвета света?
Цвет света играет большую роль. Гораздо больше, чем просто дизайн. Различные диапазоны спектра отличаются не только по оттенкам, но и по психологическому воздействию на человека. Чем отличаются цвета света?
Цветовой спектр света
В предыдущей статье мы уже познакомились с видами света, включая видимый человеческим глазом, который является предметом данного текста. Его цветовой спектр состоит из 7 основных цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Поэтому мы называем их спектральными. Но есть и неспектральные цвета (белый, серый, черный, розовый, бирюзовый), которые создаются путем смешивания спектральных.
Психологическое воздействие цветов от света
Уже много веков известно, что цвета оказывают большое влияние на психику человека. На самом деле, известный немецкий драматург Иоганн Вольфганг фон Гете изучил их влияние в исследовании, опубликованном в 1810 году. Так же обстоит дело и с цветами света. Свет влияет на наше физическое здоровье больше, чем мы думаем, и то же самое относится к нашему психическому здоровью.
I. Воздействие белого света
Название «белый свет», возможно, немного вводит в заблуждение, поскольку оно относится к солнечному свету (и его искусственным эквивалентам) в диапазоне от теплого белого до холодного белого, представляющего собой сочетание длин волн красного, синего и зеленого света в различных пропорциях. И они постоянно меняются в течение дня. Утром и вечером преобладает более теплый красный оттенок (около 3000 К), а около полудня — более холодный синий (до 7000 К). А между ними есть смешение, в котором мы видим зеленый цвет.
Теплый белый свет позволяет чувствовать себя спокойно. Настолько, что через некоторое время может наступить сонливость. Он повышает уровень гормона сна мелатонина. Более холодные цвета, напротив, снижают его, а значит, помогают сохранить концентрацию и улучшить успеваемость в учебе или работе. По этой причине теплые оттенки света практически никогда не используются в школах и на заводах. А многие заводы даже переходят на максимально прохладный режим работы во время ночных смен, чтобы повысить концентрацию сотрудников.
II. Воздействие цветного света
Красный свет
Красный свет теплый, поддерживает функции организма и помогает стимулировать работоспособность. Он повышает частоту сердечных сокращений и адреналин, но также может привести к нервозности.
Оранжевый свет
Оранжевый свет теплый, вызывает хорошее самочувствие, оптимизм, стимулирует аппетит и общение. Вот почему вы часто видите его в барах и ресторанах. Но, конечно, все в меру. Даже избыток оранжевого света может вызвать беспокойство.
Желтый свет
Желтый свет также теплый, потому что он напоминает солнечный свет. И это имеет тот же эффект — оптимистичный. Он также повышает творческий потенциал, что делает его популярным среди художников.
Зеленый свет
Зеленый свет оказывает на наш мозг такое же воздействие, как и природа, то есть успокаивающий, расслабляющий и почти медитативный эффект. По этой причине он широко используется, например, в комнатах отдыха, куда вы приходите полежать после похода в сауну.
Голубой свет
Синий свет вызывает ощущение, похожее на наблюдение за небом или поверхностью моря или океана. Через мгновение вы становитесь спокойнее и расслабленнее, но берегитесь! Комнаты с синим освещением могут казаться более холодными, чем они есть на самом деле, что иногда может привести к повышенному потреблению энергии.
Фиолетовый свет
Фиолетовый свет является довольно спорным, поскольку его эффекты очень разные. На одних людей он оказывает положительное влияние и стимулирует воображение или фантазию, а для других может быть неприятным и даже заставить их покинуть освещенное место.
Выбор полностью за вами. Мы будем рады помочь вам
Теперь вы знаете, что света много не бывает, и, помимо интенсивности, вам следует подумать и о цвете освещения. Хрустальные люстры ArtCrystal Tomeš поставляются без лампочек — поэтому выбор классической лампочки или светодиодной, которая может светиться цветом, зависит от вас и вашего усмотрения. Но мы будем рады помочь вам в этом. Как при выборе подходящего цвета света, так и при самом освещении. Свяжитесь с нами.
1.В каком порядке расположены основные цвета в сплошном спектре?
2. Что такое спектр ?
Каждый охотник желает знать где сидит фазан 7 цветов спектра. красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
спектр это разложение белого цвета на его составляющие цвета
сПЕКТР, расположение ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ, упорядоченное по длине ВОЛНЫ или по ЧАСТОТЕ. Спектр видимого света является последовательностью цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового). Каждый цвет соответствует различной длине волны.
Новые вопросы в Физика
Антрацит якої маси потрібно спалити, щоб отримати 600 МДж теплоти
Лабораторная работа Помогите
Лабораторна робота №4 Дослідження електричного кола з послідовним з’єднанням провідників
Як змінюється вертикальна складова швидкості при русі тіла, кинутого горизонтально?
Мідний кубик із довжиною ребра 10 см підвішено за нитку і частково занурено у воду. Яка частина кубика перебуває над водою, якщо сила натягу нитки дор … івнює 81 Н? переведите пожалуйста в CI Формулу и решение пожалуйста даю 75!