О ведении оперативных переговоров и оперативной документации
фиксировать свои замечания на полях и принимать необходимые меры к устранению выявленных замечаний.
- Ответственность за ведение журналов и другой оперативно-технической документации возлагается на старшего в смене.
- Записи в журналах производятся кратко, в общем виде, с применением единой терминологии, принятой в отрасли.
- Записи в журналах ведутся разборчивым почерком темной пастой. Ведение записей карандашом или нестойкими чернилами категорически запрещается.
- Запрещается исправление и стирание записей, сделанных в журналах. В случае ошибочной записи она зачеркивается одной чертой (под роспись на полях) и делается новая правильная запись. Зачеркнутый текст должен быть читаемым.
- Чистые бланки переключений (БП) должны выдаваться в структурные подразделения ежемесячно. Они должны быть пронумерованы, подписаны главным инженером с печатью предприятия. В СЕ в специальных журналах должен вестись строгий учет выдачи чистых БП.
- Использованные бланки переключений (включая испорченные бланки) должны храниться не менее 1 месяца. За это время они должны быть переданы со всех структурных подразделений и проверены в ОДС ЭС, для ТЭС – в ПДС облэнерго. По результатам проверок в течение месяца должны быть разработаны мероприятия, направленные на недопущение подобных ошибок в будущем. Копии БП, имеющих ошибки, должны еженедельно направляться в ПДС облэнерго для их анализа и систематизации (факсом, нарочным, электронной почтой).
- Инструкции, разрабатываемые производственно-диспетчерской службой облэнерго, имеют условное обозначение ДО-№№, где №№ — номер соответствующей инструкции. За номером следует название инструкции. В каждых Электрических Сетях на основании каждой инструкции ДО-№№ должна быть разработана соответствующая местная инструкция ОДС-№№ (с тем же номером) с учетом необходимых изменений и дополнений, связанных с особенностями эксплуатируемых электрических сетей.
- Инструкции «ДО», «ОДС» должны постоянно находится на рабочем месте оперативного персонала, для которого их действие является обязательным. Они должны быть распечатаны на бумаге и печатающем устройстве соответствующего качества, обеспечивающего им длительный срок службы, отсутствие возможности у оперативного персонала самостоятельной замены листов, иметь аккуратный внешний вид. В случае порчи, потери инструкции должна быть немедленно изготовлена ее копия надлежащего качества.
- Ведение собственного оперативного журнала обязательно для каждого объекта энергетики, ПС 35 кВ и выше, каждого ДП РЭС, ДП ЭС, ГДП облэнерго, ОВБ, цеха ТЭС. По решению руководства ЭС, их структурных подразделений, ТЭС, указанный перечень объектов с обязательным ведением оперативного журнала может быть расширен.
- Оперативный журнал ведется в соответствии с требованиями раздела 6 и дополнительными требованиями, приведенными ниже.
- Оперативный журнал ежедневно должен просматривать:
- В нормальных (не аварийных) условиях, записи в оперативный журнал вносятся перед выполнением операции, сразу после получения или отдачи распоряжения.
- При ликвидации аварии для ускорения переключений допускается предварительно делать записи в рабочей тетради диспетчера, дежурного или на отдельном листке, и затем, при наличии свободного времени, сразу переносить их в оперативный журнал с полным описанием всего сделанного при ликвидации аварии.
- Записи в оперативном журнале ведутся в хронологическом порядке. В случае нарушения хронологии на полях журнала делается отметка: «Пропущенная запись» и ставится подпись оперативного лица, находящегося на смене.
- Каждая запись должна начинаться с фиксации времени получения или отдачи распоряжения (разрешения), получения сообщения. В тексте записи могут быть указаны времена отдельных операций, действий оперативного персонала, событий. Примеры записей для ДД облэнерго приведены в Приложении № 2.
- Оперативным персоналом в оперативный журнал должны быть записаны:
- На электростанциях, подстанциях, энергообъектах и диспетчерских пунктах РЭС, в оперативных журналах ОВБ установка и снятие всех видов заземлений должны фиксироваться в оперативном журнале с использованием специальных штампов. Штамп установки заземления ставится в левой половине страницы журнала, а штамп снятия этого заземления – непосредственно рядом, на оставшейся свободной правой половине страницы (см. рис. 6.1). При установке и снятии переносного заземления в соответствующем поле штампа ставится номер заземления. При включении (отключении) стационарных заземляющих ножей в поле номера заземления указывают «СЗН».
- На ДП ЭС допускается в тексте и на поля оперативного журнала, напротив записи об установке (снятии) заземлений и др., наносить специальные символы, штампы. Внешний вид указанных символов и штампов, а также порядок их использования должен быть оговорен в местной инструкции по ведению оперативного журнала.
- На ПС и ДП РЭС при сдаче смены в записи сдающего перечисляется количество установленных заземлений с указанием номеров и номер очередного чистого бланка переключений. Если какие-либо переносные заземления отсутствуют (находятся в ремонте), то при сдаче смены в записи о заземлениях об этом должно быть упомянуто.
- Уход с дежурства без оформления сдачи смены в оперативном журнале запрещается.
- Каждая ПС 35 кВ и выше, каждый ДП РЭС, ЭС, облэнерго, ГЩУ ТЭС должны быть оборудованы мнемосхемой. В случае отсутствия мнемосхемы каждый из вышеуказанных объектов должен быть обеспечен оперативной схемой.
- Мнемосхема представляют собой однолинейную схему первичных соединений соответствующего предприятия, подразделения, электроустановки. Она должна быть укомплектована специальными плакатами с нанесенными на них символами, определяющими положение коммутационных аппаратов (если не предусмотрены модели коммутационных аппаратов с изменяемым состоянием), оперативное состояние оборудования, места установки заземлений и другими необходимыми плакатами, исходя из конкретных условий работы.
- Оперативная схема представляет собой копию утвержденной однолинейной схемы нормального режима соответствующего предприятия, подразделения, электроустановки.
- Наименование оборудования и коммутационных аппаратов, отображенных на мнемосхеме (оперативной схеме), должно соответствовать диспетчерским наименованиям, нанесенным на схеме нормального режима.
- Оперативный персонал ведет схему-макет (оперативную схему), отображая на ней все изменения, происходящие в течение смены, сразу после производства оперативных переключений и вывешивая плакаты с необходимыми символами на приводимых в соответствие коммутационных аппаратах, во всех местах установки заземлений, как переносных, так и стационарных. Отметки на оперативной схеме выполняют аккуратно темной пастой с использованием специальных символов и условных обозначений. Ведение записей карандашом или нестойкими чернилами категорически запрещается.
- После ввода в работу нового оборудования или новой ЛЭП, реконструкции сети в мнемосхему (в оперативную схему) должны быть немедленно внесены соответствующие изменения.
- Ответственным за ведение схемы-макета (оперативной схемы) является старшее оперативное лицо в смене.
- На ГДП облэнерго для ведения мнемосхемы используются плакаты и условные обозначения, приведенные в приложении 3.
ВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ЖУРНАЛА
подтверждая это фиксацией даты и собственной подписью на полях журнала, фиксировать свои замечания на полях и принимать необходимые меры к устранению выявленных замечаний.
Указанный объем записей является минимальным. В зависимости от конкретных условий и важности сообщений, дежурный персонал производит записи, которые считает необходимыми.
Рисунок 6.1 Штампы установки и снятия заземлений, используемые в облэнерго
ВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ СХЕМЫ.
Оперативные переговоры.
Как известно многим, оперативный персонал общается на специальном техническом языке, и это общение называется оперативные переговоры. Что же это за таинства, на специальном языке? Обратимся немного к инструкциям:
«Оперативные переговоры — основной способ реализации функций оперативно-диспетчерского управления, осуществляемый дежурным персоналом с помощью средств диспетчерской и технологической связи или путем личного общения.
Оперативные переговоры — это выдача распоряжений, разрешений, получение подтверждений о выполнении распоряжений (разрешений), а также обмен информацией при текущей эксплуатации по вопросам:
— ведения режима работы;
— проведения эксплуатационных и ремонтных работ;
— ликвидации аварийных ситуаций и нарушений;
— других отклонений от нормальной работы сети и персонала.»
Получается переговоры это способ реализации диспетческого управления, да именно преговоры, а не уговоры, угрозы, давления. Диспетчеры, оперативники, они же как дипломаты, обо всем договариваются. Но договариваются строго по регламенту!
«Все оперативные переговоры должны вестись на едином служебном языке с применением общепринятых в энергетике понятий, терминов. Отступление при ведении переговоров и записей в оперативной документации от установленных диспетчерских (оперативных) наименований оборудования и его элементов, присоединений и устройств РЗА и ПА запрещается.»
Давайте немного разберемся с классификацией, какие бывают виды оперативных переговоров?
«Оперативные переговоры условно делятся на следующие три вида:
— распоряжения;
— разрешения;
— обмен информацией
Распоряжение — это оперативные переговоры, ведущиеся по инициативе оперативного руководителя с непосредственно подчиненным оперативным персоналом, по производству переключений на оборудовании, находящемся в управлении оперативного руководителя — диспетчера.
Разрешение — это оперативные переговоры между оперативным руководителем и непосредственно подчиненным оперативным персоналом, ведущиеся по инициативе последнего, для получения разрешения на операции с оборудованием, устройствами РЗА, КЛ и ВЛ, находящимися в ведении оперативного руководителя на:
— вывод оборудования, КЛ, ВЛ в ремонт, включение оборудования из ремонта, испытания по разрешенным заявкам ;
— отключение и включение оборудования по режиму работы, отключение оборудования из-за аварийного состояния.
Обмен информацией — охватывает все остальные виды оперативных переговоров, применяемых на практике в течение дежурства:
— рапорт – доклад оперативного персонала вышестоящему оперативному руководителю или руководству предприятия о вступлении на дежурство, о состоянии обслуживаемого оборудования, режимах его работы, об отклонениях от нормальной схемы установки и замечаниях по работе оборудования;
— уведомление — сообщение лица, которому было отдано распоряжение или дано разрешение на выполнение конкретных переключений или мероприятий, лицу, выдавшему это распоряжение (разрешение), о его выполнении с указанием точного времени;
— запрос — обращение дежурного персонала ЭС для получения официальных разъяснений по вопросам текущей оперативной эксплуатации к вышестоящему или подчиненному оперативному персоналу, а также к административно-техническому персоналу;
— сообщение – информация дежурного персонала объекта, подразделения, вышестоящего оперативного лица о создавшейся аварийной обстановке, о несчастных случаях с людьми и других нарушениях;
— текущая информация — информация дежурного персонала по вопросам режимов оборудования подстанций, электрических сетей, средств СДТУ и т.д.»
В стилистике оперативных переговоров исключены все «телячьи нежности» все очень сурово:
«Оперативные распоряжения и разрешения отдаются четко, конкретно в форме, исключающей неправильное их толкование в повелительной форме: “включите”, “отключите”, “введите”, “измените”, “переведите”, “разгрузите”, “сообщите”, “разрешаю” и т.д.
Должны исключаться все излишние добавления характера просьб, пожеланий, как например: “прошу”, “пожалуйста”, “нужно”, “следует” и т.п.»
И в итоге получается так, что на одно действие (переключения) будет 6 фраз: отдача распоряжения, повтор распоряжения, подтверждение о правильном понимании распоряжения, ответ о выполнении распоряжения, подтверждение о правильном понимании сообщения о выполнении распоряжения:
«Лицо, получившее распоряжение от диспетчера, повторяет его, а отдающий распоряжение контролирует правильность понимания отданного им распоряжения.
Получивший распоряжение приступает к его выполнению после того, как получит подтверждение о том, что распоряжение понято им правильно.
Это подтверждение заканчивается словами: “Правильно, выполняйте!”.
При неясности распоряжения принимающий должен задать необходимые вопросы, добиться полного понимания и только после этого приступить к выполнению распоряжения.
После выполнения распоряжения (разрешения) выполняющий обязан доложить об этом лицу, отдавшему распоряжение, по форме»
Применять сокращения в названии объектов и аппаратов запрещается, кроме общепринятых.
ι Если Вы владелец автомобиля, то скорее всего сталкивались с проблемой истощения запаса топлива в баке. Хорошо если если в багажнике есть бутылочка другая, а лучше канистра солярки. А если таковой нет? Для того, чтобы не стоять на морозе или жаре пытаясь остановить машину и выпросить чуток топлива, Вы всегда можете заказать дизельное топливо с доставкой причём такого качества как Вам необходимо, даже класса евро с цетановым числом вплоть до 50.
Нов-электро
Инструкция о порядке ведения оперативного журнала и оперативных переговоров
admin
Инструкция определяет порядок ведения оперативного журнала и ведение оперативных переговоров.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящая инструкция предназначена для оперативного персонала и определяет порядок ведения оперативного журнала и ведение оперативных переговоров.
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Оперативный журнал – основной документ дежурного персонала всех ступеней, в котором оформляются записи оперативно-диспетчерского характера по управлению режимом работы энергетического оборудования, изменений состояния электроснабжения и электрооборудования, распоряжений руководящего технического персонала о допуске к работе и выводе оборудования в ремонт, о работе устройств защиты и автоматики, о проведенных осмотрах и выявленных нарушениях в работе электрооборудования, о выполненных переключениях по устранению аварий и нарушениях в работе электрооборудования, о работе, выполняемой в порядке текущей эксплуатации.
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Оперативный журнал относится к документам строгого учета, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. На лицевой стороне обложки журнала указывается название – «Оперативный журнал» и даты начала и окончания ведения журнала. На последней странице делается запись о количестве прошнурованных листов и ставится подпись ответственного за электрохозяйство или его заместителя.
3.2 Журнал должен постоянно находиться на рабочем месте оперативного (оперативно-ремонтного) персонала. Заполненные журналы хранятся в течение 3-х лет со дня последней записи.
3.3 Ответственность за правильность и достоверность записей несет лицо, сделавшее запись в оперативном журнале.
4. СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ЖУРНАЛА
Каждая страница журнала должна содержать три графы.
4.1 В первой графе “Дата, время” ставится дата и время (число, месяц, год, часы и минуты) начала смены, а по окончании ее – конца смены. Далее, (в течение смены) ставится время (часы, минуты) каждого записываемого события (сообщения, распоряжения, указания, выполнения оперативного переключения и т.д.), т.е. записывается начало оперативных действий.
4.2 Во второй графе “ Содержание сообщений…” записывается должность и фамилия лица с кем ведутся оперативные переговоры, содержание сообщений, распоряжений, указаний, полученных или отданных оперативным или оперативно-ремонтным персоналом.
Дежурный персонал приемку-сдачу оформляет записью с указанием состояния (в ремонте, в резерве) схемы электроснабжения и электрооборудования, количества средств заземления и места их наложения; сведения о наличии документации, сданных ключей от помещений электроустановок, и ставится подпись сдавшего смену. Принимающий смену расписывается под подписью сдавшего смену о ее принятии с указанием времени.
4.3 В третьей графе “ Визы, замечания” делаются отметки ответственным за электрохозяйство о правильности ведения журнала. Периодически журнал должен просматриваться ответственным за элнектрохозяйство, но не реже одного раза в месяц. Все нарушения в работе оборудования должны помечаться в журнале красным карандашом.
4.4 При записях в оперативном журнале рекомендуется соблюдать следующие правила:
4.4.1 Записи ведутся в хронологическом порядке, только чернилами или пастой синего, фиолетового или черного цвета и должны быть четкими, ясными, без помарок и подчисток. В случае ошибки неправильная запись берется в скобки и зачеркивается нежирной чертой (так, чтобы ее можно было прочитать), а рядом делается правильная запись. При обнаружении пропущенной записи она выполняется на свободном месте и ставится время, когда произошло фиксируемое событие. Перед записью следует отметить ”Пропущенная запись”;
4.4.2 Запрещается делать записи на полях и между строк. Пропущенные незаполненные строки прочеркиваются ”зигзагом”;
4.4.3 В записи о наложении переносных заземлений (ПЗ), включении заземляющих ножей (ЗН) красной линией подчеркиваются слова “уст. ПЗ №…” и “вкл. ЗН, ЗЛР или ЗШР”;
4.4.4 В записи о снятии ПЗ или отключении ЗН синей линией подчеркиваются слова “снято ПЗ №…” и “отключены ЗН”, одновременно зачеркивается синей линией красная черта и предыдущая запись о наложении заземлений или включении заземляющих ножей.
4.4.5 Запрещается делать записи не имеющего прямого отношения к оперативному обслуживанию электроустановок.
4.4.6 При приемке смены в дневное время оперативный персонал докладывает диспетчеру энергоснабжения о приемке смены и о состоянии электрооборудования.
5. СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНОГО ЖУРНАЛА
При ведении оперативного журнала оперативный персонал и диспетчер энергоснабжения должен руководствоваться едиными сокращенными обозначениями и наименованиями, применяемыми в электроэнергетике:
ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРОСЛУШИВАНИЕ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ» В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»
Рассматривается существующая практика и сложившиеся проблемы использования результатов оперативно-розыскного мероприятия « Прослушивание телефонных переговоров » в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, а также представления их в органы предварительного следствия для дальнейшего использования.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Черкашин Роман Николаевич
Некоторые вопросы использования результатов оперативно-разыскного мероприятия»прослушивание телефонных переговоров» в оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел
О допустимости использования результатов оперативно-розыскной деятельности в гражданском процессе при разрешении трудовых споров
ПРОСЛУШИВАНИЕ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ. Способ реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе
Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности: постановка проблемы
Совершенствование правового регулирования и практики применения оперативно-розыскного мероприятия «Прослушивание телефонных переговоров» и следственного действия «Контроль и запись переговоров»
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
ENFORCEMENT RESULTS OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES WIRETAPPING IN THE OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
The article considers current practice and the current problems of use of results of operatively-search actions wiretapping in operational-investigative activity of internal Affairs bodies, as well as reporting them to the bodies of preliminary investigation for future use.
Текст научной работы на тему «ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРОСЛУШИВАНИЕ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ» В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»
РОМАН НИКОЛАЕВИЧ ЧЕРКАШИН,
преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники в органах внутренних дел ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России»
ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРОСЛУШИВАНИЕ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ» В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Рассматривается существующая практика и сложившиеся проблемы использования результатов оперативно-розыскного мероприятия «Прослушивание телефонных переговоров» в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, а также представления их в органы предварительного следствия для дальнейшего использования.
Ключевые слова: доказательства, оперативно-розыскная деятельность, результаты оперативно-розыскной деятельности, использование результатов оперативно-розыскной деятельности, прослушивание телефонных переговоров.
R. N. Cherkashin, Lecturer in operational investigative activities and special equipment in the police department, East-Siberian Institute for the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: Ronic.07@mail.ru, tel.: 8 (3952) 41-02-12.
Enforcement results operational search activities wiretapping in the operational-search activity of internal affairs bodies.
The article considers current practice and the current problems of use of results of operatively-search actions wiretapping in operational-investigative activity of internal Affairs bodies, as well as reporting them to the bodies of preliminary investigation for future use.
Key words: evidence, operational-investigative activity, results of operational-investigative activity, using the results of operational-investigative activity, wiretapping.
В период проведения масштабных реформ в России преступность стала принимать новые формы. Набрали силу отрицательные тенденции, проявившиеся в изменении качественных и количественных характеристик совершаемых преступлений. Преступность приобрела организованные и профессиональные черты.
Для решения задач противодействия преступности в современных условиях возникает необходимость использования возможностей оперативных подразделений органов внутренних дел. Особое значение приобретает оперативно-розыскная деятельность, направленная на выявление преступных фактов, а также использование полученных результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе.
Преступники активно используют телефонную связь в целях подготовки, совершения преступлений, противодействия правоохранительным органам, а также сокрытия следов противоправной деятельности. Для своевременного выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска скрывшихся
преступников, похищенного имущества и орудий преступления правоохранительным органам необходимо применять адекватные меры, позволяющие своевременно проникать в преступные замыслы, получать оперативно значимую информацию. Одним из оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), закрепленных в ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [5] (далее — ФЗ «Об ОРД»), является прослушивание телефонных переговоров (далее — ПТП), которое позволяет получить объективные данные по подготавливаемым, совершаемым или совершенным преступлениям.
В теории оперативно-розыскной деятельности под прослушиванием телефонных переговоров понимают оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в сборе сведений путем прослушивания ведущихся по телефонной связи переговоров лиц, которые могли подготавливать или совершить преступление, либо быть причаст-ны к его подготовке и совершению, либо располагать информацией о нем. Объектом данного ОРМ
выступают телефонные переговоры, которые заключаются в передаче информации путем речевого (аудиального) общения между двумя или более собеседниками с помощью средств связи, а также в односторонней передаче речевой информации одного абонента на автоматическое записывающее устройство другого [1, с. 45].
Значимость ПТП в практической деятельности обусловлена тем, что данное ОРМ позволяет решить в своей совокупности целый ряд задач, стоящих перед оперативными подразделениями:
1) обнаружить разыскиваемых лиц по результатам изучения сводок ПТП, проведенных в отношении родственников и знакомых разыскиваемого;
2) установить всех участников преступной группы и определить их роль при подготовке или совершении преступления;
3) предупредить или пресечь замышляемые или подготавливаемые преступления, сведения о которых получены в ходе ПТП;
4) раскрыть ранее совершенные преступления, используя результаты ПТП как в качестве ориентирующей органы предварительного следствия информации (например, в ходе ПТП можно получить сведения о месте нахождения похищенного имущества, орудий преступления, иных следов преступной деятельности), так и в дальнейшем использовании в доказывании (например, путем признания фонограмм в качестве вещественных доказательств) [4, с. 46-47].
Несмотря на широкие возможности, открывающиеся при проведении ПТП, и его значимость в борьбе с преступностью, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о наличии проблем правовой регламентации использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
Среди данных проблем выделим следующие:
1) ФЗ «Об ОРД» содержание понятия ПТП, тактику его проведения, как, впрочем, и других ОРМ, не раскрывает. К ведомственным же нормативным правовым актам в силу их закрытого характера, регламентирующим данное мероприятие, большинство участников уголовного процесса доступа не имеют. Вследствие чего — разное понимание и трактование;
2) согласно ст. 9 ФЗ «Об ОРД» срок действия вынесенного судьей постановления о проведении ПТП исчисляется в сутках и не может превышать шести месяцев. Рассматриваемая законодательная формулировка не позволяет
правоприменителям, в том числе и судьям, однозначно ответить на вопрос: сколько же фактически суток может проводиться ПТП? Так, например, датой рассмотрения постановления может быть и не первое число месяца, а его середина, в разных месяцах бывает разное количество дней. В связи с изложенным представляется целесообразным внести в названную статью соответствующие изменения;
3) в соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» ПТП допускается только в отношении «лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. ». ФЗ «Об ОРД» не раскрывает понятия подозреваемого и обвиняемого. В то же время понятия подозреваемый и обвиняемый закреплены в ст. 46, 47 Уголовно-процессуального кодекса РФ [7]. Исходя из этого с формальной точки зрения при применении положений ч. 4 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» следует использовать официально закрепленные в УПК РФ понятия, так как иное их содержание более законодательно нигде не раскрыто. Следовательно, в этом случае ПТП не может проводиться в отношении лиц, не имеющих указанного выше уголовно-процессуального статуса, что входит вразрез с теорией и практикой ОРД;
4) в соответствии с ч. 5 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные переговоры которого прослушиваются, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Указанная норма сформулирована императивно и не предусматривает исключений. В то же время оперативно-розыскная практика свидетельствует о том, что не во всех случаях есть необходимость передавать материалы ПТП органам предварительного следствия, особенно если их содержание не имеет значения для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Необходимо также отметить, что в условиях современного состояния законодательства и правоприменительной практики положения ФЗ «Об ОРД» толкуются по-разному. Наличие разных взглядов присутствует и при толковании порядка представления результатов ОРД.
ПТП относится к ОРМ, ограничивающим конституционное право человека и гражданина на тайну телефонных переговоров (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ) [3], соответственно для его
проведения необходимо вынесение мотивированного ходатайства от имени руководителя органа, осуществляющего ОРД, направляемого судье для принятия решения об ограничении конституционных прав. В дальнейшем в случае представления уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина, в том числе и на тайну телефонных переговоров, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ. При рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей выносится постановление от имени руководителя органа, осуществляющего ОРД. В некоторых регионах существует практика вынесения постановления о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, от имени должностного лица, которое санкционировало проведение ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, т. е. от имени судьи. Анализируя ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие ведение секретного делопроизводства в органах внутренних дел, а также порядок представления результатов ОРД, считаем, что выносить вышеназванное постановление должен руководитель органа, осуществляющего ОРД. Суд (судья) должен санкционировать проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, а сохранение материалов, послуживших основанием для принятия такого решения, и представление результатов ОРД законодательно предписано органам, ее осуществляющим.
В Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд [6] указано, что результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности. Также в данной Инструкции закрепляется, что результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые до-
казательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
Сложившаяся практика убеждает в том, что результаты, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности и представленные органам предварительного следствия, как правило, являются важными источниками доказательственной информации, а также выступают средствами доказывания и в суде. И говоря об этом, нельзя не согласиться с мнением, что Инструкция, утвержденная межведомственным приказом, не может и не должна регламентировать вопросы, которые требуют законодательного регулирования. Несомненно, что порядок оформления, передачи и использования результатов ОРД, в том числе ОРМ, должен быть урегулирован и регламентирован федеральными законами. К таким законам в первую очередь относятся УПК РФ и ФЗ «Об ОРД», причем их требования должны быть скоординированы [2, с. 88].
В завершение следует отметить, что ПТП занимает особое место в ОРД. Правильное понимание и использование в практической деятельности результатов ПТП расширяет возможности оперативных подразделений в противодействии преступности.
Однако правовые проблемы, возникающие при проведении ПТП, имеют не просто теоретическую, но и практическую значимость. Органы, осуществляющие ОРД, обязаны понимать, что сторона защиты, используя недостатки законодательства и практики правоприменения, имеет предпосылки для того, чтобы убедить суд признать доказательства, сформированные на основе материалов ПТП, недопустимыми. Принятие таких решений приведет к несоблюдению принципа неотвратимости ответственности, что повлечет за собой отрицательные последствия в обществе, такие как ослабление нетерпимости к противоправным деяниям.
Список использованной литературы
1. Бухаров, Н. Н. Прослушивание телефонных переговоров в оперативно-розыскной деятельности [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Бухаров, С. И. Захарцев, В. И. Рохлин [и др.] ; под общ. ред. В. П. Сальникова. — СПб. : Университет, 2005.
2. Евстратиков, Б. М. Оперативно-розыскные мероприятия на каналах связи [Текст] : монография / Б. М. Евстратиков, С. И. Захарцев,
В. Н. Медведев, В. П. Сальников ; под общ. ред. В. П. Сальникова. — СПб. : Университет, 2005.
3. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. [Текст] : [в ред. от 30 дек. 2014 г.] // Рос. газ. — 1993. — 25 дек. (№ 4831).
4. Кузнецов, Е. В. Проблемы правового регулирования оперативно-розыскного мероприятия «Прослушивание телефонных переговоров» [Текст] / Е. В. Кузнецов // Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности : мат-лы регион. науч.-практич. конф. (8 июля 2010 г.). — Тюмень : Тюменский юрид. ин-т МВД России, 2011.
5. Об оперативно-розыскной деятельности [Текст] : [Федер. закон от 12 мая 1995 г. № 144-ФЗ] // Рос. газ. — 1995. — 18 авг. (№ 160).
6. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд [Текст] : [приказ МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ от 27 сент. 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/ 535/398/68].
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ [Текст] // Рос. газ. — 2001. — 22 дек. (№ 249).