Как правильно установить поршни и шатуны
Когда приходит время собирать двигатель, особенно V-образный, правильная взаимная установка поршней и шатунов, а также по отношению к блоку цилиндров и коленчатому валу, может поставить в тупик многих мотористов. Этой статьей мы постараемся им помочь.
Как правильно устанавливать поршни на шатуны?
Если вы собираете V-образной двигатель, то следует иметь в виду: если нижняя головка шатуна имеет с одной стороны более широкую фаску, то она должна быть обращена к галтели (закруглению) шатунной шейки коленчатого вала.
Если же шатуны предназначены для использования с коленчатым валом, без четко выраженных галтелей, то они могут быть и без несимметричных фасок. Тогда ориентация шатуна может определяться по положению «замков» вкладышей: обращенных наружу блока или внутрь (в сторону распредвала – если он находится в развале блока цилиндров).
К примеру, «замки» вкладышей SBC и BBC должны быть обращены наружу. У других вкладышей «замки» могут быть направлены внутрь. На работу собственно вкладышей расположение «замков» не оказывает никакого влияния. Надо лишь правильно ориентировать шатун.
Если же на нижней головке шатуна отсутствуют фаски с обеих сторон, то вкладыш должен быть смещен от галтели шатунной шейки, чтобы его край не попал на закругление.
Сквозные отверстия в верхней и нижней головках шатуна
Часто шатун имеет на нижней головке сквозное отверстие, которое нужно для смазки стенки цилиндра. Эти отверстия предназначены не для смазывания распределительного вала, как полагают некоторые.
Бывает, что отверстие расположено только с одной стороны нижней головки шатуна. Подобные шатуны надо устанавливать так, чтобы отверстие в нижней головке было обращено в сторону распределительного вала (в сторону развала блока цилиндров).
Отверстие в верхней головке шатуна (будь оно сверху или под сбоку – углом) служит для смазки поршневого пальца. Поэтому его ориентация в двигателе роли не играет.
«Замки» шатунных вкладышей
«Замки» (фиксирующие выступы) на вкладышах и соответствующие пазы на нижней головке шатуна и его крышки нужны лишь для правильного позиционирования вкладышей. От «проворота» вкладышей они не спасают, поскольку вкладыши в своей «постели» фиксируются за счет натяга, возникающего при правильной затяжке крепежных болтов крышки нижней головки.
«Правильные» вкладыши, при надлежащем монтаже, слегка выступают за линию разъема нижней головки. Поэтому, после затягивания болтов, они надежно фиксируются в «постели».
В последнее время во многих двигателях используют «беззамковые» вкладыши (примером могут служить двигатели Chrysler 3.7L и 4.7L). За счет устранения операций по механической обработке пазов в шатуне и его крышке, а также «замков» на самих вкладышах снижаются затраты на их изготовление. При монтаже подобных вкладышей их надо ставить строго посередине нижней головки шатуна.
Рис. 1 Если в V-образном двигателе на одну шатунную шейку коленчатого вала монтируют два шатуна, то сторона нижней головки шатуна с более узкой фаской должна быть обращена к соседнему шатуну…
Рис. 2 … в этом случае бОльшая фаска на нижней головке шатуна оказывается обращенной в сторону галтели шатунной шейки коленчатого вала.
Рис. 3 Фиксирующий выступ («замок») на вкладыше и соответствующий ему паз в нижней головке шатуна нужны только для того, чтобы правильно установить вкладыши в шатуне. «Замки» никогда не удержат вкладыши от проворачивания в шатуне, если при сборке были допущены какие-либо нарушения. К примеру: болты нижней головки шатуна не затянуты как следует или отверстие в нижней головке потеряло свою форму.
Рис. 4 Вкладыши фиксируются в шатуне только за счет радиального усилия, которое возникает от натяга установленных вкладышей, когда крепежные болты нижней головки затянуты надлежащим моментом. Чтобы получить требуемый натяг вкладыш сделан чуть длиннее своего посадочного места. Поэтому, когда вы «от руки» установите вкладыш в «постель», он будет немного выступать над плоскостью разъема. Так и должно быть – ни в коем случае не надо подпиливать или подрезать края вкладышей!
Crush Height Each Half Bearing — выступание вкладышей над плоскостью разъема
Bearing — вкладыш
Cap — крышка нижней головки шатуна
Radial Pressure — радиальное усилие
Рис. 5 Измерять максимальный диаметр поршня надо в строго определенном месте, поскольку юбка поршня имеет «бочкообразный» профиль и результаты измерений, по высоте поршня, будут существенно различаться.
Рис. 6 Сквозное отверстие на боковой поверхности ВГШ (верхней головки шатуна) (верхнее фото) может указывать на прессовую посадку пальца в шатуне. На втором фото показан тот же самый шатун, но снаружи. А вот отверстие сверху ВГШ (третье фото) служит для улучшения смазки «плавающего» поршневого пальца.
Рис. 7 На днище поршня обычно есть специальные метки (например, изображена стрелка и надпись «FRONT» — как на фото) помогающие правильно сориентировать поршень при сборке двигателя.
Рис. 8 Если поршни предназначены для V-образного двигателя, то обычно с «изнанки» таких поршней ставят метку «L» — если их монтируют в левый ряд цилиндров или «R» — для правого ряда цилиндров.
Смещение шатуна
Существуют двигатели, у которых стержень шатуна смещен относительно верхней или нижней головок (если смотреть на шатун сбоку – «в профиль»). Подобные шатуны применяют в V-образных двигателях, у которых левый и правый ряды цилиндров стоят «со сдвигом», вперед и назад, относительно друг друга. В зависимости от конкретной модели двигателя, стержень шатуна может иметь смещение 2,5 мм или даже более.
Если есть какие-то сомнения, то при монтаже обратите внимание, что верхняя головка шатуна центрируется по поршню – в бобышках под палец.
Нужно ли в двигателях с вращением против часовой стрелки устанавливать поршни в «обратную» сторону?
На двигателе с обратным вращением – когда коленвал вращается против часовой стрелки, если смотреть с передней части двигателя – шатуны обычно устанавливаются так же, как и в обычном моторе, коленвал которого вращается по часовой стрелке. То есть, бОльшая фаска нижней головки шатуна все равно будет обращена к галтели шатунной шейки.
Однако, если применяются поршни со смещенным поршневым пальцем, то в этом случае поршень должен быть установлен «назад» (развернут на 180 град) относительно его «стандартного» положения. Поршневой палец в подобном поршне смещен к нагруженной стороне юбки поршня.
В двигателе с вращением по часовой стрелке нагруженная сторона цилиндра обращена к впускному коллектору на левом ряду цилиндров («водительской» стороне) и к выпускному коллектору на правом ряду цилиндров («пассажирской» стороне) стороне.
В двигателе с обратным вращением давление на стенку цилиндра от поршня направлено в другую сторону: со стороны выхлопа – слева и со стороны впуска – справа. Если поршни симметричны (т. е. не имеют смещенного пальца), то их ориентация зависит только от цековок под клапанные тарелки на днище – они должны быть сориентированы в соответствии с положением клапанов.
Конструкция юбки поршня
Форма, площадь и масса юбки поршня играют важную роль в потерях на трение и стабилизации поршня при перекладке в верхней и нижней мертвых точках. Здесь мы покажем роль нагруженных и ненагруженных сторон поршня и разработку асимметричных юбок, предназначенных преимущественно для снижения веса.
Левая и правая стороны поршня при работе двигателя нагружены по-разному. Поэтому конструкция юбки поршня играет важную роль в распределении воспринимаемых нагрузок – с точки зрения прочности и веса поршня.
Юбка поршня должна выдерживать давление на стенку цилиндра при одновременном уменьшении трения. А ее площадь должна быть такой, чтобы быть прочной, обеспечивая при этом стабильность поршня, чтобы свести к минимуму «раскачивание» относительно оси пальца, когда поршень движется вверх-вниз. Причем нагруженная поверхность юбки испытывает наибольшую нагрузку на такте расширения.
Если коленчатый вал вращается по часовой стрелке (глядя на двигатель спереди), то нагруженная поверхность юбки поршня обращена к впускному коллектору на левом ряду цилиндров («водительской» стороне) и к выпускному коллектору на правом ряду цилиндров («пассажирской» стороне).
Менее нагруженная сторона юбки воспринимает усилие на такте сжатия. Эта разница в нагрузках обусловлена положением, углом между шатуном и поршнем, при его перемещении.
За весь рабочий цикл разница в нагрузке на разные стороны юбки поршня различается в десять раз! Причем, нагрузка на юбку поршня может варьироваться в зависимости от хода поршня, длины шатуна и максимального давления в цилиндре.
Поэтому асимметричные поршни должны быть специальными – для левого и правого ряда цилиндров. На днище поршня в таком случае наносятся стрелки или иные метки, указывающие на переднюю часть двигателя.
Рис. 9 На этом фото показаны асимметричные поршни для левого и правого рядов цилиндров V-образного двигателя. Их особенностью является расширенная часть юбки поршня на нагруженной стороне и зауженная – на стороне с меньшей нагрузкой.
Рис. 10 Другой пример асимметричного поршня. Обратите внимание, как сближены бобышки под поршневой палец, что позволяет сделать поршневой палец короче и легче. Кроме того, хотя это почти невозможно заметить глазом, ось пальца смещена к нагруженной стороне поршня (в сторону более широкой части юбки) на 0,50 мм – для уменьшения дисбаланса из-за разницы в массе «узкой» и «широкой» частей юбки.
Нагруженная сторона юбки поршня
Когда поршень движется вниз на такте расширения, он испытывает значительное сопротивление, пытаясь провернуть коленчатый вал. С ростом нагрузки увеличивается и сопротивление. При этом нагруженная сторона юбки поршня воспринимает боковое давление, которое увеличивает нагрузку (с ростом трения и износа) на соответствующей стороне стенки цилиндра.
Если на днище поршня имеется какая-либо метка (к примеру точка, или стрелка, или надпись «Front»), важно установить поршень в соответствии с этой меткой, обычно указывающей на переднюю часть двигателя.
Ненагруженная сторона юбки поршня
Эта часть юбки поршня противоположна нагруженной стороне. Она работает, когда поршень движется вверх на такте сжатия, из-за сопротивления, создаваемого сжимаемой топливно-воздушной смесью. Основная ее задача, в том, чтобы обеспечить стабильность поршня при движении в цилиндре. Поэтому эта часть юбки может быть поуже, для экономии веса.
Так что, для точной настройки в распределении этих сил между разными сторонами юбки были разработаны асимметричные поршни, которые имеют более широкую юбку на нагруженной стороне и зауженную юбку с противоположной стороны. Это обеспечивает оптимальное распределение нагрузок на юбку поршня, одновременно снижая массу поршня.
В качестве примера можно привести «асимметричную» (или Т-образную) конструкцию поршней FSR компании JE Pistons, которые имеют расширенную часть юбки на нагруженной стороне, а со стороны бобышек юбка отсутствует вовсе, что позволяет сделать поршневой палец короче и легче. Подобные поршни изначально разрабатывались для гоночных двигателей.
Еще одним преимуществом подобных поршней является улучшение условий работы поршневых колец. Но, в основном, подобная конструкция юбки, в сочетании со слегка смещенным пальцем, позволяет существенно снизить потери на трение.
Рис. 11 Из этой схемы видно, как определить нагруженную и ненагруженную стороны юбки поршня.
Thrust Load — действие боковой силы
Minor Thrust Side — ненагруженная сторона цилиндра
Major Thrust Side — нагруженная сторона цилиндра
Красная изогнутая стрелка — направление вращения коленчатого вала
Рис. 12 На этом фото хорошо видно, как различается ширина юбки поршня на нагруженной (слева) и ненагруженной (справа) сторонах поршня.
Рис. 13 Компьютерное моделирование показывает, как распределяются механические нагрузки в поршне, возникающие при работе двигателя на частичных нагрузках. (Чем темнее цвета – тем меньше нагрузка, а чем ярче – тем больше).
Рис. 14 А на этой схеме видно, как нагружен поршень сразу после воспламенения смеси.
Рис. 15 Здесь поршень показан снизу. На этой схеме хорошо видно, что во время рабочего хода наиболее нагружены верхние части отверстий под поршневой палец (они выделены красным цветом) и элементы юбки поршня, непосредственно примыкающие к ним.
Рис. 16 Тонкий слой антифрикционного покрытия (темного цвета) на юбке поршня помогает удерживать масло и снижает трение между поршнем и цилиндром – особенно при холодном запуске мотора.
Смещение пальца
Асимметричные поршни также могут иметь смещение поршневого пальца. При этом ось пальца смещена от оси поршня к нагруженной стороне примерно на 0,51 мм. Это небольшое смещение «балансирует» поршень, компенсируя разницу в массе юбки, а также снижая усилие, прикладываемое к нагруженной стороне поршня.
Опять же, ссылаясь на опыт компании JE Pistons, асимметричный поршень позволяет сделать поршневые пальцы короче, жестче и легче (примерно на 10 грамм).
Заключение
Надеемся, эта статья поможет вам лучше ориентироваться в тонкостях сборки двигателя. Помните, что лучше всего пометить поршни и шатуны перед разборкой. Грамотные ответы на ваши вопросы и помощь в технических проблемах с двигателями – наша главная задача.
ВАЗ 21083 на поршне стрелка куда должна показывать? ВАЗ 21083 на поршне стрелка куда должна показывать?
В переднюю часть двигателя. Передняя часть — там, где ремень ГРМ.
Александр Цёмкало
Поршни ремонтных размеров изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. Увеличению на 0,4 мм соответствует маркировка в виде треугольника, а увеличению на 0,8 мм — в виде квадрата.
Стрелка на днище поршня показывает как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.
в какую сторону должна быть стрелка направлена на поршне в иж юпитер5?
Надо знать молодой человек на всех мотоциклах стрелка должна направлена на выхлоп и только на выхлоп.
На ИЖ Юпитер стрелка на поршне должна быть направлена назад, замки колец при этом будут направлены вперёд к выхлопному окну. Народ ответивший ранее инструкции к этим мотоциклам не видел.
Разборка и сборка двигателя Иж Юпитер (цитата из инструкции)
1) Снять головку цилиндра, для чего отвернуть гайки крепления.
2) Снять всасывающий патрубок.
3) Снять цилиндр, придерживая поршень, чтобы он не ударился о шатун или картер. .
4) Снять поршень, для чего необходимо вынуть стопорные кольца и палец.
При установке поршня:
Вставить одно стопорное кольцо, надеть поршень на головку шатуна стрелкой назад. смазанный в автоле палец вставить в бобышки поршня и установить второе стопорное кольцо.
Так что из любого правила бывают исключения.
Источник: http://www.motoizh.ru/modules.php?name=Files&go=view_file&lid=7
А что если поршни стоят стрелками туда где подается топливо?
Серьёзно ли это влияет на работу двиготеля?
иж юпитер 5
Примечания;
1. Цилиндры и поршни мотоцикла маркируются цифрой в кружке на днище поршня
и на верхнем ребре цилиндра.
2. Поршень устанавливать стрелкой, нанесенной на головке поршня в сторону,
противоположную движению мотоцикла. При этом стопорные штифты поршневых
колец находятся в направлении расположения выхлопного окна цилиндра.
( взял с книжки Руководство по эксплуатации Иж Юпитер-5, 1993
в сторону карбюратора нужно ставить, если поставить на выхлоп, то можно потом кольца из картера вытряхивать.
У Юпитер 5,стрелками на карб. У всех остальных на выхлоп. потому что если стрелками не к карбу ставить стопора как раз в выпускные окна смотрят этого быть не должно. По этому потом перегрев и вылет.
Сколько дураков оказывается, на Юпитере ставят поршня стрелкой вперёд:))) Я под столом:))) Ну если пля не знаете, так посмотрите где замки колец будут, если его стрелкой вперёд поставить, если вас это устраивает и есть деньги ещё на комплект «цилиндры и поршни» то смело ставьте стрелкой вперёд:))) Опыт и знание само придёт!
В книге по эксплуатации иж ю 5 русским языком написано, поршня устанавливать стрелкой противоположно движению, значит назад
Сообщество владельцев Stelsm-club
практически во всем мире стрелка показывает на ПЕРЕД двигателя
практически на любом двигателе спереди находится выхлоп
вот тут можно, потыкав в картинки, об этом прочитать https://www.google.com/search?hl=ru&q=p . 4gS-4IDIDA
m_miha Сообщения: 10 Зарегистрирован: 15 фев 2013, 07:34 Откуда: Белгородская обл. / Stels GT
Re: установка поршня метка(стрелка)
Сообщение m_miha » 29 мар 2013, 10:07
Res писал(а): практически во всем мире стрелка показывает на ПЕРЕД двигателя
практически на любом двигателе спереди находится выхлоп
вот тут можно, потыкав в картинки, об этом прочитать https://www.google.com/search?hl=ru&q=p . 4gS-4IDIDA
На ИЖ-Юпитере, на сколько я помню стрелки на поршнях указывают на впуск, а на Минске с совковским мотором на выпуск. Я думаю, что на заводе не идиоты моторы собирают. Нужно обращаться к первоисточнику, у или хотя бы сделать замеры смещения.
Andy@ Сообщения: 2200 Зарегистрирован: 05 фев 2013, 04:20 Откуда: Москва / 400 GT-R / Андрей Контактная информация:
Re: установка поршня метка(стрелка)
Сообщение Andy@ » 29 мар 2013, 17:35
Вот вам, господа, схема смещения оси шатунного пальца относительно оси поршня и относительно направления вращения коленвала. Является правильной для всех ДВС, с которыми я сталкивался и на которые нашёл инфу. Вполне возможно существование ДВС с индивидуальными конструктивными особенностями, где всё не так, но я про них не знаю. Возможно наш ДВС один из таких.
Помня об известной поговорке, о том, что на заборе написано, и о том, что там лежит, расположение стрелочек и надписей полностью игнорировал т.к. нет достоверных данных о том, что обозначается стрелочкой в Китае на поршнях данной модификации, вся инфа на этот счёт является либо знанием о расположении стрелки на поршнях других моделей, модификаций и производителей, либо догадками. На основании этих данных выводы делать НЕЛЬЗЯ.
Относительно вышеизложенного каждый вправе сам решать, что правильно, а что нет.
Чем больше дури между ног, тем меньше её должно быть в голове.
Золотых рук никогда не видно. Они всегда по локоть в грязи.
Понять непонятное, объять необъятное и впихнуть невпихуемое. А нахрена ещё жить.
Andy@ Сообщения: 2200 Зарегистрирован: 05 фев 2013, 04:20 Откуда: Москва / 400 GT-R / Андрей Контактная информация:
Re: установка поршня метка(стрелка)
Сообщение Andy@ » 29 мар 2013, 17:55
Если верить написанному
денис34 писал(а): у каждово поршня поршневой палец смещен от оси получилось померять и вычеслить что он смещен в меньшию сторону к стрелке на порше
и допустить, что наш ДВС является обычным и без особых конструктивных особенностей, то-есть соответствует общераспространённым правилам установки поршня( правый чертёж), то получается, что поршень установлен ПРАВИЛЬНО, а расположение стрелки это личное дело китайцев.
Чем больше дури между ног, тем меньше её должно быть в голове.
Золотых рук никогда не видно. Они всегда по локоть в грязи.
Понять непонятное, объять необъятное и впихнуть невпихуемое. А нахрена ещё жить.
s.c.a.r Сообщения: 1704 Зарегистрирован: 26 апр 2012, 22:26 Откуда: Москва/Enduro
Re: установка поршня метка(стрелка)
Сообщение s.c.a.r » 29 мар 2013, 19:24
а зачем красная метка.
это кстати наш поршень!
денис34 Сообщения: 508 Зарегистрирован: 26 авг 2012, 10:39 Откуда: эндуро
Re: установка поршня метка(стрелка)
Сообщение денис34 » 29 мар 2013, 19:29
я тоже обратил внимание до этого . были мысли мож по логике красное выхлоп типо горячие газы. .но логику китая не понять новерное
Andy@ Сообщения: 2200 Зарегистрирован: 05 фев 2013, 04:20 Откуда: Москва / 400 GT-R / Андрей Контактная информация:
Re: установка поршня метка(стрелка)
Сообщение Andy@ » 29 мар 2013, 19:33
s.c.a.r писал(а):
а зачем красная метка.
это кстати наш поршень!
Метка, возможно, обозначает размерную группу детали.
Чем больше дури между ног, тем меньше её должно быть в голове.
Золотых рук никогда не видно. Они всегда по локоть в грязи.
Понять непонятное, объять необъятное и впихнуть невпихуемое. А нахрена ещё жить.
Andy@ Сообщения: 2200 Зарегистрирован: 05 фев 2013, 04:20 Откуда: Москва / 400 GT-R / Андрей Контактная информация:
Re: установка поршня метка(стрелка)
Сообщение Andy@ » 29 мар 2013, 19:38
денис34 писал(а): слушай andy@ хорошая кстати схемка вопрос это на двух или четырех такт и где впус выхлоп .вопрос просто определить относительно впуска или выпуска в какую сторону коленвал вращаеться
Коленвал на наших мотах вращается в сторону вращения заднего колеса при движении вперёд.
Чем больше дури между ног, тем меньше её должно быть в голове.
Золотых рук никогда не видно. Они всегда по локоть в грязи.
Понять непонятное, объять необъятное и впихнуть невпихуемое. А нахрена ещё жить.
Dron595 Сообщения: 1609 Зарегистрирован: 04 фев 2013, 17:54 Откуда: Москва/400GTX Adventure /Enduro400 >>Honda Transalp 650/Андрей http://vk.com/id321654006 Контактная информация:
Re: установка поршня метка(стрелка)
Сообщение Dron595 » 19 сен 2013, 23:17
Поршень имеет смещение пальца в сторону стрелки,( около 1мм)
Проверил ещё раз но на другом моторе,andy@ не даст соврать.
Вывод поршень стоит правильно стрелка на впуск.
Теперь точно можно закрыть тему.
«Глаза боятся а руки делают!»
«Когда руки золотые, то не важно
Откуда они растут»
Andy@ Сообщения: 2200 Зарегистрирован: 05 фев 2013, 04:20 Откуда: Москва / 400 GT-R / Андрей Контактная информация:
Re: установка поршня метка(стрелка)
Сообщение Andy@ » 15 мар 2016, 00:09
Стянуто с дружественного форума.
Смещение в сторону стрелки в 1мм, то есть от стрелки до пальца 35мм , а с другой стороны 36мм.
Ничего нового китайцы не изобретали, во всяком случае на этом моторе и за эту стоимость.
Этот мотор является копией двух моторов: коробка —- HONDA XR 250, а цилиндр и головка блока цилиндров — от двигателя ROTAX 400, устанавливаемый на BOMBARDIER CAN-AM OUTLANDER 400 и ещё на несколько моделей.
Так вот, горшок и голова нашего мотора и Ротакса 400 являются копиями, но с одной разницей: вращение двигателей в разные стороны. Если предположить, что скопирован и поршень (а скорее всего, так оно и есть), то всё встаёт на свои места: при обратном вращении КВ на Ротаксе, стрелка на поршне указывает на выпуск. К чему все и привыкли.
От себя лично добавлю, что ни один механик в здравом рассудке не будет ориентироваться на стрелки и метки, а проверит и замерит детали перед установкой. Шаблонность мышления не есть хорошо, тем более в наше время, когда деталей и агрегатов великое множество и каждый производитель маркирует как хочет (про подделки даже не говорю).
Чем больше дури между ног, тем меньше её должно быть в голове.
Золотых рук никогда не видно. Они всегда по локоть в грязи.
Понять непонятное, объять необъятное и впихнуть невпихуемое. А нахрена ещё жить.