Как называются приборы, создающие электрическое поле?
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для публикации ответа на этот вопрос.
решение вопроса
Связанных вопросов не найдено
Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.
- Все категории
- экономические 43,679
- гуманитарные 33,657
- юридические 17,917
- школьный раздел 612,708
- разное 16,911
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
- Обратная связь
- Правила сайта
Тест по теме электрический ток. Источники электрического тока
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Содержит 5 вопросов для тестирования в конце урока по данной теме
Система оценки: 5 балльная
Список вопросов теста
Вопрос 1
Как называются приборы, создающие электрическое поле?
Варианты ответов
- Элемент питания
- Источники тока
- Источник энергии
- Электромеханический генератор
Вопрос 2
Электрическим током называется?
Варианты ответов
- Направленное движение атомов
- Направленное движение электронов по проводам.
- Направленное движение заряженных частиц.
- Направленное движение электронов по проводам.
Вопрос 3
Для создания и поддержания электрического тока необходимо?
Варианты ответов
- Источник тока и металлический проводник.
- Свободные заряженные частицы и электрическое поле .
- Электрофорная машина и эбонитовая палочка.
- Аккумулятор и розетка
Вопрос 4
- Какие превращения энергии происходят в термоэлементе?
Варианты ответов
- Механическая энергия преобразуется в электрическую энергию
- Химическая энергия преобразуется в электрическую энергию.
- Энергия света преобразуется в электрическую энергию.
- Внутренняя энергия преобразуется в электрическую энергию
Вопрос 5
- Какими заряженными частицами может создаваться электрический ток?
Варианты ответов
- Ионами
- Электронами
- Протонами
- Нейтронами
Урок физики 8 класс «Электрический ток. Источники тока»
Урок изучения нового материала с первичным закреплением новых знаний.
Оборудование: металлическая трубка, эбонитовая палочка, легкий шарик, электрофорная машина, термоэлемент, спиртовка, два гальванометра, фотоэлемент, лампа на подставке, гальванический элемент, батарея гальванических элементов, аккумулятор.
На столах учеников – батареи гальванических элементов, лампочки на подставках, соединительные провода, ключ.
Демонстрации:
- Отталкивание легкого шарика от металлической трубки, подвешенной на нитях, к которой подносится заряженная эбонитовая палочка.
- Электрофорная машина.
- Демонстрация работы термоэлемента (рис. 43 учебника).
- Демонстрация работы фотоэлемента (рис. 44 учебника) и солнечной батареи.
- Демонстрация устройства и работы сухого гальванического элемента.
- Таблица «Гальванические источники тока», «Аккумуляторы».
Виды педагогических технологий, применяемые на данном уроке:
- информационная технология;
- личностно – ориентированное обучение (беседа – ответы на вопросы; развитие, понимание и объяснение опытов, творчество и исследовательский поиск при решении проблемного вопроса).
Ход урока:
- Подготовка к усвоению нового материала (мотивация и формулировка цели урока).
Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Электрический ток. Источники электрического тока». Слово «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.
Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших домах. Что было бы? Каковы последствия этого события?
Ученики: Если отключат электричество, то погаснет свет, не сможем посмотреть телевизор, не будут работать компьютеры, холодильники, все электроприборы, останемся без воды и тепла, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве, не смогли бы подзарядить сотовые телефоны.
Учитель: Делаем вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое. Цель сегодняшнего урока: выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель: Но прежде всего давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на следующие вопросы.
- Что такое электризация тел?
- Как можно наэлектризовать тело?
- Назовите два рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды?
- Что такое проводники и непроводники электричества?
- Какие металлы проводят электричество?
- Под действием чего движутся свободные электроны в металлах?
- Какие заряженные частицы вы знаете?
- Что такое энергия?
- Какие виды энергии вы знаете?
- Какой энергией обладает движущийся автомобиль? Летящий самолет? Нагретая батарея?
III. Освоение нового материала:
Демонстрирую опыт №1. Легкий шарик касается конца трубки из металлической фольги. Шарик и трубка подвешены на шелковых нитях. Если поднести к другому концу трубки заряженную эбонитовую палочку, то шарик оттолкнется от трубки. Предлагаю ученикам объяснить опыт. Что при этом происходит?
Ученики: Вокруг заряженной эбонитовой палочки существует электрическое поле. Под действием этого поля свободные электроны в металлической трубке перемещаются к противоположному концу трубки и часть их переходит на шарик. Шарик заряжается отрицательно и отталкивается от трубки, так как одноименные заряды отталкиваются.
Учитель: В нашем опыте электроны в металлической трубке движутся в одном направлении т.е. упорядоченно. В этом случае можно сказать, что по трубке протекает электрический ток.
Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы-ионы. Они тоже могут перемещаться. Сформулируем вместе, что же такое электрический ток?
Первые ключевые слова: Электроны и ионы – это.
Ученики: Заряженные частицы.
Второе ключевое слово: Что с ними происходит?
Ученики: Заряженные частицы движутся.
Третье ключевое слово: Как они движутся?
Ученики: Заряженные частицы движутся в одном направлении.
Четвертое ключевое слово: Под действием чего движутся заряженные частицы?
Ученики: Заряженные частицы движутся под действием электрического поля.
Итак, электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля.
- Условия существования тока
В нашем опыте в металлическом проводнике возникает электрический ток. Но он быстро прекращается. Почему он является кратковременным? По мере перемещения зарядов с палочки на трубку и далее по трубке электрическое поле вокруг палочки уменьшается, а вокруг левого конца трубки растет. При равенстве зарядов их электрические поля компенсируют друг друга и движение электронов прекращается. Значит, для того, чтобы ток в цепи существовал долго, необходимо создать электрическое поле и постоянно поддерживать его. Для этого используются специальные устройства, называемые источниками тока.
Источники тока – это устройства, создающие и поддерживающие длительное время электрическое поле. Существуют различные источники тока, но в любом из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Разделенные заряженные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Один полюс заряжен положительно, второй – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то в нем под действием электрического поля возникает электрический ток, т.е. свободные заряженные частицы придут в нем в движение. Убедитесь в этом сами.
Учащиеся выполняют фронтальный опыт : под руководством учителя собирают электрическую цепь, состоящую из батареи гальванических элементов, лампочки, ключа и соединительных проводов. Замыкают ключ, убеждаются, что лампочка горит.
В настоящий момент источник тока совершает работу. Что необходимо для того, чтобы тело совершило работу?
Ученики: Чтобы совершить работу, тело должно обладать энергией.
Верно. Работа по разделению зарядов в источнике тока может совершаться за счет различных энергий. Поэтому существуют разные виды источников тока.
Произвожу демонстрацию опытов по рис. 42-44 учебника. В ходе выполнения опытов задаю вопрос. Какой вид энергии превращается в электрическую в данном опыте? После обсуждения каждого опыта заполняем соответствующую строку таблицы 1.
Демонстрирую опыт №2. Действие электрофорной машины.
Вывод: Разделение зарядов происходит за счет механической энергии. При вращении дисков происходит трение щеток о диск, что приводит к разделению зарядов. В результате один электрод машины заряжается положительно, а другой отрицательно. Если приблизить электроды машины , то возникает кратковременный ток в виде электрического разряда в воздухе.
Для того , чтобы ток протекал постоянно, необходимо непрерывно вращать ручку электрофорной машины. Конечно, таким образом создавать электрический ток длительное время невозможно. На электростанциях электрический ток вырабатывают с помощью генераторов. Этот ток используется в промышленности, на транспорте, в осветительной сети.
Демонстрирую опыт №3. Действие термоэлемента.
Вывод: Если две проволоки, изготовленные из разных металлов, спаять, затем нагреть место спая, то по цепи потечет электрический ток. Разделение зарядов происходит за счет изменения внутренней энергии веществ.
Демонстрирую опыт №4. Действие фотоэлемента и солнечной батареи.
Вывод: Если такие вещества, как кремний, селен, оксид меди осветить, то в цепи возникает электрический ток. Это явление называется фотоэффектом. Световая энергия превращается в электрическую.
Чтобы перейти к следующему источнику тока расскажу немного об истории их создания.
В 1799 году итальянский физик Алессандро Вольта, опираясь на результаты исследований Луиджи Гальвани, изготовил электрическую батарею, названную вольтовым столбом. Батарея Вольта была составлена из чередующихся медных и цинковых кружков, которые были сложены столбиком и переложены кусочками сукна, смоченного в растворе серной кислоты. Как оказалось впоследствии. Эта батарея не была первым химическим источником тока. В начале 20 века при археологических раскопках в Ираке был найден странный предмет. Его нашли среди руин древнего поселения неподалеку от Багдада. Это была глиняная ваза высотой около 15 см. В ней находился цилиндр из меди со вставленным в него железным стержнем. При обследовании находки ученые пришли к выводу: это останки электрической батарейки. В дальнейшем такие сосуды находили в большом количестве. Определили, что заливались они уксусом, а герметизировались смолой. Использовали такие батарейки в древности, по- видимому, для гальванического золочения мелких серебряных украшений.
Вывод: Внутри гальванического элемента непрерывно идет химическая реакция, в результате которой происходит разделение зарядов. В результате один электрод становится положительно заряженным, а другой отрицательно заряженным. Электроды находятся в электролите, с которым они взаимодействуют в ходе химической реакции. Сверху все это герметизируется.
Выделим основные части любого гальванического элемента:
- Положительный электрод.
- Отрицательный электрод.
- Электролит.
- Герметик.
В гальваническом элементе Вольта положительный электрод – медная пластина, отрицательный электрод – цинковая пластина, электролит – раствор серной кислоты, герметик – смола. В древней батарейке из Ирака положительный электрод – железный стержень, отрицательный электрод – медный цилиндр, электролит – уксус, герметик – смола. Как видим в обоих элементах электролит жидкий. Это очень неудобно: представьте себе, что мы в наручных часах или в мобильном телефоне носим банку с серной кислотой, которая при неудачном ударе может разбиться. Поэтому в современных элементах электролит не жидкий, а в виде пасты или густого клейстера. Такие батарейки называют сухими.
Работа с учебником.
Откройте учебники на с. 79. На рис 45 рассмотрите устройство сухого гальванического элемента и в тексте найдите ответы на вопросы.
Вопросы:
- Что такое батарея гальванических элементов?
(Несколько гальванических элементов, соединенных вместе, образуют батарею гальванических элементов).
- Срок действия гальванических элементов? (Все гальванические элементы и батареи гальванических элементов имеют определенный срок действия. После этого мы их просто выбрасываем).
- Существуют ли химические источники тока многоразового действия? (Да. Это аккумуляторы, от латинского слова аккумуляторе — накоплять).
- Что представляет простейший аккумулятор? (Простейший аккумулятор – это две свинцовые пластины, помещенные в раствор серной кислоты. Чтобы аккумулятор был источником тока, надо зарядить от какого – то другого источника постоянного тока. При прохождении тока между пластинами и кислотой происходит химическая реакция. При этом один электрод становится положительно заряженным, а второй — отрицательно заряженным).
- Какие виды аккумуляторов бывают? (Аккумуляторы бывают двух видов:
- Кислотные (свинцовые) — свинцовая пластина в растворе серной кислоты:
- Щелочные (железно — никелевые) – одна пластина из спрессованного железного порошка, вторая – из пероксида никеля. Помещены в раствор щелочи.)
А с какими источниками тока вам приходилось чаще всего сталкиваться в повседневной жизни?
Ученики: Аккумуляторы.
Действительно, очень часто мы используем именно аккумуляторы. Сотовые телефоны необходимо периодически подзаряжать. Для этого мы используем зарядное устройство или так называемый сетевой адаптер, который преобразует переменный ток напряжением 220 В из осветительной сети в постоянный ток напряжением 3 В.Чаще всего там используется литиево – ионный аккумулятор или батарея, в которой применяется раствор солей лития в органическом растворителе. Ну а теперь мы полностью завершаем заполнение таблицы.
Электрический ток
Похитил я божественную искру,
Сокрыл в стволе сухого тростника,
И людям стал огонь любезным братом,
Помощником, учителем во всём.
Эсхил. Прикованный Прометей

Цели урока: дать представление об электрическом токе и условиях его возникновения; познакомить учеников с источниками электрического тока; работая в группах, изготовить простейшие гальванические элементы и сравнить их некоторые свойства.
Цели развития: развивать умения наблюдать, строить модель процесса, объяснять явления с помощью аналогий, формировать первоначальный образ изучаемого объекта, ставить опыты, работать в группах, сравнивать результаты опытов, делать выводы, применять полученные знания в быту и технике. Урок должен будить мысль и создавать стойкую мотивацию к изучению физики.
Оборудование: два электрометра, проводник на изолирующей ручке, стеклянная и эбонитовая палочки, электрофорная машина, неоновая лампочка, термопара, фотоэлемент, модель генератора постоянного тока, гальванометр М-1032, ванна электролитическая, вольтметр и милливольтметр демонстрационные, две свинцовые пластины; коллекция «Металлы», лимон, вольтметр на 1,5 В, половинки севших гальванических элементов.
I. Актуализация знаний
Объясните с точки зрения электронных представлений различие между проводниками и диэлектриками. • При соединении любого заряженного тела с землёй оно практически полностью теряет свой заряд. Как объяснить этот факт? • На тонких шёлковых нитях подвешены две одинаковые лёгкие гильзы, одна из которых заряжена. Как определить, какая гильза заряжена? • Как объяснить, почему предварительно наэлектризованные тела притягиваются к ненаэлектризованным? • На электроскопе имеется небольшой положительный заряд. Если к шарику электроскопа приближать сильно наэлектризованную палочку, несущую большой отрицательный заряд, то листочки электроскопа сначала опадут, а потом опять разойдутся. Как это объяснить?
II. Постановка проблемы

Учитель. Что такое электрический ток? Электрическую энергию вырабатывают на электростанциях. (Презентация рисунков на интерактивной доске: ТЭС, ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, АЭС.) Оттуда она по проводам передаётся потребителям – на электродвигатели, к электропечам, лампам накаливания и т.д. Например, наэлектризовав стеклянную и эбонитовую палочки, т.е. совершив работу по разделению зарядов, зарядим шары электрометров разноимёнными зарядами (демонстрация клемм источника тока на схеме) и, соединив их проводником, получим кратковременный ток (слабая вспышка неоновой лампочки). До прикосновения проводника к шарам свободные заряды в нём двигались хаотически, но после соприкосновения их хаотическое движение сменилось упорядоченным. Почему?
Ученики. В проводнике появилось электрическое поле, под действием которого свободные электроны пришли в движение.
Учитель. Электрический ток – упорядоченное или направленное движение свободных заряженных частиц в среде под действием электрического поля. Как же получить постоянный ток?
Ученики. Для этого необходимы специальные устройства.
Учитель. В Китае во времена культурной революции был предложен проект источника тока мощностью 5 МВт. Его суть была в том, что 5 миллионов китайцев в хлопчатобумажных штанах должны были съезжать вниз по большой эбонитовой палочке. Проект не был реализован, но с тех пор в Китае научились строить более экономичные и более конкурентоспособные генераторы! Познакомимся и мы с источниками электрического тока.
III. Изучение нового материала

Учитель. Так каким образом в проводнике можно получить постоянный электрический ток? Устройства, создающие электрическое поле, называют источниками электрического тока. Роль источника тока сводится к разделению электрических зарядов, благодаря чему и создаётся электрическое поле. Разделяют заряды за счёт механической, химической и других видов энергии. В каком-то смысле электрическая цепь аналогична системе водяного отопления: горячая вода (аналог электрического тока) циркулирует по трубам (аналогам проводов) под действием водяных насосов (аналогов источника тока).
В электрофорной машине в электрическую энергию превращается механическая энергия (демонстрация). Создаваемый ток мал, поэтому подключённая к клеммам неоновая лампочка светится слабо. Гораздо ярче лампочка светится при подключении к осветительной сети (демонстрация).
В термопаре и термобатарее в электрическую энергию преобразуется внутренняя энергия (демонстрация). Где можно применить термопару?
Ученики. Для получения постоянного тока, для измерения температуры тел, если она не превышает температуру плавления металлов, составляющих термопару.
Учитель. В фотоэлементе и в солнечной батарее в электрическую энергию преобразуется световая энергия (демонстрация). Каков, по вашему мнению, принцип действия фотоэлемента?
Ученики. Скорее всего, в фотоэлементе под действием света появляются свободные электроны. Чем больше света падает на фотоэлемент, тем больше свободных электронов!
Учитель. На электростанциях электрический ток получают с помощью индукционных генераторов переменного и постоянного тока (демонстрация свечения низковольтной лампочки накаливания, подключённой к клеммам модели генератора постоянного тока). Кто вращает ручку генератора на Томусинской ТЭС?
Ученики. Не кто, а что! Это работу совершает горячий пар!
Учитель. Знакомы ли вам другие источники постоянного тока? Читаем Гальвани: «. И вот, замечая иногда, что препарированные лягушки, которые были подвешены на железной решётке, окружающей балкон нашего дома, при помощи медных крючков, воткнутых в спинной мозг, впадали в обычные сокращения не только в грозу, но иногда также при спокойном и ясном небе, я решил. » Что решил Луиджи Гальвани? Попробуем и мы повторить его опыты. Что нам для этого нужно?
Ученики. Цинк, медь и лягушка!
Учитель. Лягушки у нас нет, а всё остальное есть! (Демонстрация элемента Вольта, измерение напряжения на его клеммах.) Заменив медный электрод угольным стержнем, наблюдаем, что в этом случае источник работает лучше. Почему источник не работает, если использовать два медных электрода? Какова роль в этом процессе водного раствора серной кислоты – электролита? Почему нельзя ставить зубные коронки из разных металлов?
Ученики. Во рту будет течь ток.
Учитель. В гальваническом элементе химическая энергия преобразуется в электрическую энергию.
Запишем обозначения на электрической схеме:

– гальванический элемент:

– батарея из трёх элементов:

– батарея из n элементов:
Электрический ток можно получить, даже если электроды выполнены из двух одинаковых металлов, например, из свинца. Пример – аккумулятор. (Демонстрация принципа действия кислотного аккумулятора с двумя свинцовыми пластинами.) Почему две свинцовые пластины не образуют гальваническую пару? (Демонстрация зарядки аккумулятора от источника постоянного тока, измерение напряжения на его клеммах после зарядки.) Почему теперь свинцовые пластины образуют гальваническую пару?
Ученики. Электроды после пропускания тока зарядки стали разными по химическому составу.
Учитель. Да! Произошло окисление одного из электродов под действием электрического тока.
IV. Работа в группах. Изготовление самодельных гальванических элементов
• Задание группе 1. От какой гальванической пары можно получить максимальное напряжение?
Оборудование: вольтметр на 1,5 В; металлы: сталь, цинк, медь, латунь, алюминий; долька лимона; два провода; прищепка.
• Задание группе 2. От чего зависит максимальный ток данной гальванической пары?
Оборудование: амперметр на 50 мА, цинковая и медная пластины, дольки лимона и яблока, два провода.
• Вопросы группам: • От какой пары металлов удалось получить наибольшее напряжение? • От чего зависит максимальный ток гальванического элемента? • Как «вернуть жизнь» гальваническому элементу (каждой группе выдаётся половинка распиленной поперёк батарейки)?
V. Вопросы для закрепления
Что понимают под электрическим током? • Какова роль источника тока? • За счёт преобразования каких видов энергии может происходить разделение зарядов в источнике тока? • Какие источники тока называют гальваническими? • Какие превращения энергии происходят в элементе Вольта?
VI. Подведение итогов урока
- Познакомились с источниками электрического тока – генераторами – и наблюдали их работу.
- Глубже познакомились с работой гальванических элементов.
- Научились изготавливать гальванические элементы, сравнивать их действие и выбирать наиболее эффективные из них.
- Применили полученные знания для ремонта гальванических элементов, отслуживших свой срок.
VII. Творческие домашние задания (даются только тем ученикам, кого заинтересовали источники тока)
- Изготовьте гальванические элементы.
- Как «продлить жизнь» гальванического элемента? Обсудите причины выхода его из строя: окисление цинкового электрода, высыхание электролита (шприцем ввести воду с последующей зарядкой), выход из строя деполяризатора (зарядить).
- Потечёт ли по медному проводу электрический ток, если один конец его опустить в водный раствор поваренной соли, а другой – в раствор серной кислоты?
- При изготовлении батарейки затрачивается энергии в 2000 раз больше, чем эта батарейка способна отдать в процессе своей работы. Докажите это.
- «Живые» источники тока: гигантский электрический скат создаёт напряжение 50–60 В; нильский электрический сом – 350 В; угорь электрофорус – 500 В. Как им это удаётся?
- Предложите конструкцию спасательного маяка, который начинает вырабатывать ток, когда в него попадает солёная вода.
- Используя план изучения прибора и таблицу «Гальванические элементы», предложите её более наглядный электронный вариант.
План изучения физического прибора
- Общая характеристика прибора.
- Устройство прибора.
- Модель прибора.
- Основные уравнения, описывающие работу прибора.
- Типы прибора.
- Практические применения.
Гальванические элементы (по плану)

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ. Мы сильно сомневаемся в правильности (см., например, сайт works.tarefer.ru/82/100327/index.htm с рефератом «Батареи и элементы питания (Аккумуляторы)» Разуваева В.А., Калининградский ГТУ, и другие сайты, найденные по запросу ГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ/КАРТИНКИ) и целесообразности рисунков, представленных в п. 2, 3, 5 плана. В 8-м классе, даже и физико-математическом, дети незнакомы с химическими источниками тока, их изучают только в 10-м физматклассе в курсе химии.