Как измерить внутреннее сопротивление аккумулятора
Если замкнуть плюс и минус аккумулятора, то получим ток короткого замыкания Ie = U / Re , как будто внутри есть сопротивление Re . Внутреннее сопротивление зависит от электрохимических процессов внутри элемента, в том числе и от тока.
При слишком большом токе аккумулятор испортится, и даже может взорваться. Поэтому не замыкайте плюс и минус. Достаточно мысленного эксперимента.
Величину Re можно оценить косвенно по изменению тока и напряжения на нагрузке Ra . При небольшом уменьшении сопротивления нагрузки Ra до Ra‑dR ток увеличивается от Ia до Ia+dI. Напряжение на выходе элемента Ua=Ra×Ia при этом уменьшается на величину dU = Re × dI . Внутреннее сопротивление определяется по формуле Re = dU / dI
Для оценки внутреннего сопротивления аккумулятора или батарейки я добавил в схему измерителя ёмкости резистор 12ом и тумблер (ниже на схеме показана кнопка), чтобы изменять ток на величину dI = 1.2 V / 12 Ohm = 0.1 А . Одновременно нужно измерять напряжение на аккумуляторе или на резисторе R .
Можно сделать простую схему только для измерения внутреннего сопротивления по образцу, показанному на рисунке внизу. Но всё же лучше сначала немного разрядить аккумулятор, и после этого измерить внутреннее сопротивление. В середине разрядная характеристика более пологая, и измерение будет более точным. Получится «среднее» значение внутреннего сопротивления, которое остаётся стабильным достаточно большое время.
Пример определения внутреннего сопротивления
Подключаем аккумулятор и вольтметр. Вольтметр показывает 1.227V . Нажимаем кнопку: вольтметр показывает 1.200V .
dU = 1.227V — 1.200V = 0.027V
Re = dU / dI = 0.027V / 0.1A = 0.27 Ohm
Это внутреннее сопротивление элемента при токе разряда 0.5А
Тестер показывает не dU, а просто U. Чтобы не ошибиться в устном счёте, я делаю так.
(1) Нажимаю кнопку. Аккумулятор начинает разряжаться, и напряжение U начинает уменьшаться.
(2) В момент, когда напряжение U достигнет круглой величины, например 1.200V, я отжимаю кнопку, и сразу вижу величину U+dU, например 1.227V
(3) Новые цифры 0.027V — и есть нужная разница dU.
По мере старения аккумуляторов их внутреннее сопротивление увеличивается. В какой-то момент вы обнаружите, что ёмкость даже свежезаряженного аккумулятора невозможно измерить, так как при нажатии кнопки Start реле не включается и часы не запускаются. Это получается потому, что напряжение на аккумуляторе сразу снижается до 1.2V и менее. Например, при внутреннем сопротивлении 0.6 ом и токе 0.5 А падение напряжения составит 0.6×0.5=0.3 вольта. Такой аккумулятор не может работать при токе разряда 0.5А, который требуется, например, для кольцевой светодиодной лампы. Этот аккумулятор можно использовать при меньшем токе — для питания часов или беспроводной мышки. Именно по большой величине внутреннего сопротивления современные зарядные устройства, вроде MH-C9000, определяют, что аккумулятор неисправен.
Внутреннее сопротивление автомобильного аккумулятора
Для оценки внутреннего сопротивления АКБ можно использовать лампу от фары. Это должна быть лампа накаливания, например, галогеновая, но не светодиодная. Лампа 60вт потребляет ток 5А.
При токе 100А на внутреннем сопротивлении АКБ не должно теряться более 1 Вольта. Соответственно, при токе 5А не должно теряться более 0.05 Вольта (1В * 5А / 100А). То есть, внутреннее сопротивление не должно превышать 0.05В / 5А = 0.01 Ома.
Подключите параллельно аккумулятору вольтметр и лампу. Запомните величину напряжения. Отключите лампу. Обратите внимание, насколько увеличилось напряжение. Если, допустим, напряжение возросло на 0.2 Вольта (Re = 0.04 Ома), то аккумулятор испорчен, а если на 0.02 Вольта (Re = 0.004 Ома), то он исправен. При токе 100А потеря напряжения будет всего 0.02В * 100А / 5А = 0.4В
Как измерить внутреннее сопротивление литиевого аккумулятора

Внутреннее сопротивление – один из наиболее значимых параметров, от которого напрямую зависят другие характеристики литиевого аккумулятора. Пользуясь определенными методиками, можно легко вычислить действительное значение этого показателя.
Одним из наиболее важных параметров, характеризующих любые химические источники питания, в том числе и литиевые аккумуляторы, является внутреннее сопротивление. От этого параметра напрямую зависят такие характеристики источника питания, как напряжение на выходе под нагрузкой, максимальный выходной ток и коэффициент полезного действия (КПД). На рисунке 1 представлена условная схема аккумуляторной батареи с подключенной нагрузкой.

Рис. 1. Условная схема аккумуляторной батареи с подключенной нагрузкой
Внутреннее устройство аккумуляторной батареи можно представить как идеальный источник ЭДС (электродвижущей силы) с нулевым внутренним сопротивлением и последовательно соединенным с ним резистором (на рисунке 1 он обозначен как Rвн). Нагрузка аккумуляторной батареи представлена на схеме сопротивлением Rн. Очевидно, что напряжение на ней (Vн) будет меньше выходного напряжения аккумуляторной батареи на холостом ходу (Vи) за счет падения напряжения на внутреннем сопротивлении. И чем больше ток нагрузки, тем заметнее эта разница. Соответственно, КПД данного источника питания, который можно определить отношением Vн к Vи, будет менее 100%, а теоретический максимум выходного тока можно получить, поделив Vи на Rвн.
Разумеется, приведенная здесь условная схема отражает реальное положение дел лишь в первом приближении. Внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи не является постоянной величиной, ее значение на практике зависит от множества факторов, таких как степень заряженности источника тока, температура окружающей среды, характер нагрузки и так далее. Кроме того, внутреннее сопротивление химического источника напряжения может иметь, кроме активной, еще и реактивную составляющую. То есть в общем случае нужно вести речь уже о комплексном сопротивлении (импедансе), которое будет зависеть еще и от частоты потребляемого тока. Поэтому, чтобы получить действительные значения данного параметра, необходимо проводить измерения в реальных условиях эксплуатации с использованием рабочей нагрузки и в соответствии с методиками, изложенными в нормативных документах.
Методика измерения внутреннего сопротивления литиевых аккумуляторов приведена в ГОСТ Р МЭК 61960-3-2019. В этом документе изложен порядок проведения испытаний для измерения данного параметра двумя методами: на постоянном и переменном токах. При этом в случае проведения испытаний по обеим методикам на одной и той же батарее следует придерживаться определенного порядка: сначала надо провести измерения на переменном токе, а лишь затем – на постоянном. В промежутке между проведением этих измерений не требуется перезаряжать аккумулятор, но перед началом любых тестов необходимо сначала разрядить, а затем полностью зарядить батарею, как рекомендовано в том же документе. В соответствии с этой методикой, батарея должна разряжаться постоянным током определенной величины при температуре 20 ±5°C до установленного конечного напряжения, при котором считается, что аккумулятор полностью разряжен.
Величина тока разряда равняется 0,2 от значения базового тока It, где It в амперах численно равен номинальной емкости аккумулятора в А⋅ч. Последующая зарядка должна производиться по методике, заявленной производителем при той же температуре окружающей среды (20 ±5°C). После этого, в соответствии с общим планом подготовки к проведению испытаний, батарея должна быть выдержана при температуре окружающей среды 20 ±5°C не менее одного часа, но не более четырех.
Для определения внутреннего сопротивление аккумулятора на переменном токе проводят измерения среднеквадратичного значения напряжения Ua непосредственно на выводах батареи при подаче на нее переменного тока Ia частотой 1,0 ±0,1 кГц в течение 1…5 с. Схема проведения измерений на переменном токе представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Схема проведения измерений внутреннего сопротивления аккумулятора на переменном токе
Величину тока Ia подбирают таким образом, чтобы пиковое значение переменного напряжения Ua на выводах аккумулятора не превышало 20 мВ. Внутренне сопротивление батареи вычисляют по закону Ома, поделив среднеквадратичное значение напряжения Ua на среднеквадратичную величину тока Ia. Этот метод фактически измеряет импеданс, который имеет емкостной характер за счет того, что аккумулятор состоит из набора пластин, фактически представляющих собой конденсатор.
Для проведения измерений внутреннего сопротивления аккумуляторной батареи на постоянном токе применяют схему испытаний, представленную на рисунке 3.

Рис. 3. Схема проведения измерений внутреннего сопротивления аккумулятора на постоянном токе
В соответствии с методикой измерений батарея должна разряжаться постоянным током величиной 0,2 от базового (It). В конце периода разряда длительностью 10 ±0,1 с необходимо измерить и зарегистрировать напряжение разряда U1 под нагрузкой. Затем ток разряда должен быть немедленно увеличен до значения 1,0 от It, и в конце периода разряда длительностью 1 ±0,1 с должно быть зарегистрировано соответствующее разрядное напряжение U2, измеренное под нагрузкой.
Все измерения напряжений следует производить непосредственно на выводах аккумуляторной батареи, независимо от контактов, используемых для передачи тока. Внутреннее сопротивление на постоянном токе вычисляется как разница напряжений, поделенная на разность токов (формула 1):
Инженерами Компэл было произведено измерение сопротивления нескольких АКБ различных брендов. Наилучшее значение внутреннего сопротивления показали аккумуляторы INR18650/25P производства компании EVE, которые доступны со склада КОМПЭЛ.
Внутреннее сопротивление аккумулятора – от терминологии до измерения
Тема внутреннего сопротивления достаточно новая для автомобильных аккумуляторов. Раньше его можно было измерить с помощью кустарных методов, сейчас же на помощь приходят современные приборы, которые позволяют узнать данные за несколько минут. Какой бы метод вы не выбрали, эта характеристика крайне важна при покупке и эксплуатации АКБ. Поэтому сегодня мы разберем эту тему подробнее.
Что такое внутреннее сопротивление?
Это показатель, который характеризует сопротивление электрического приемника проходящему по нему зарядному или разрядному току. При этом полное внутреннее сопротивление АКБ состоит из:
- омического сопротивления — это сопротивление всех элементов АКБ: свинцовых пластин, сепаратора, электродов, сварных соединений, токовыводов и жидкого электролита.
- сопротивления поляризации, сформированного из-за изменения электрических потенциалов при движении тока.
Внутреннее сопротивление – это не статичный показатель, он отражает и время службы АКБ, и температуру, и уровень сульфатизации в аккумуляторе, а также износ отдельных элементов – клемм и контактов внутри устройства.
Так, электродвижущая сила нового аккумулятора составляет 13,5 вольт, однако из-за внутреннего сопротивления этот показатель падает до 12,7 вольт. И чем «старше» АКБ, тем большее сопротивление он будет показывать по мере эксплуатации. Также высокое сопротивление имеют новые аккумуляторы, если при их хранении или транспортировке были существенные нарушения.
Что влияет на внутреннее сопротивление АКБ?
Первый фактор – это износ составных элементов АКБ. Причем происходит это из-за регулярной эксплуатации и сульфатизации, которая уменьшает «рабочую» площадь свинцовых пластин и увеличивает сопротивление.
Второй фактор – это разряд аккумулятора, при котором сопротивление электролита и электродов возрастает. В процессе химической реакции активная масса на свинцовых решетках сокращается, что уменьшает площадь их активной поверхности. Поэтому разряженный аккумулятор имеет сопротивление в два раза больше, чем заряженный.

К третьему фактору относится прямо пропорциональная зависимость сопротивления от температуры. То есть, чем выше температура, тем выше скорость диффузии ионов в электролите. И наоборот — при низких температурах внутреннее сопротивление возрастает. Идеальная реакция в электролите происходит при 15 градусах и плотности жидкости 1,25 г/см3.
При -40 градусах электролит показывает сопротивление в 8 раз больше, чем при температуре в -30 градусов. Пластиковые сепараторы тоже не отстают – при падении температуры в 10 градусов их сопротивление увеличивается примерно в четыре раза.
И, наконец, четвертый фактор – это емкость аккумулятора. Большая емкость АКБ подразумевает бОльшую площадь свинцовых пластин и объем электролита, а значит сопротивление в них будет меньше.
Но стоит забывать про небольшие АКБ, в которых токоотводы изготовлены по технологии экспандинга. Такие модели обладают меньшей емкостью и весом, но рабочая поверхность пластин у них больше. А значит и параметры токопроводимости лучше.
Как измерить внутреннее сопротивление аккумулятора?
Показатели аккумулятора снимаются только в плюсовые температуры, оптимальный вариант 20-25 градусов тепла. Для измерения внутреннего сопротивления вам понадобятся мультиметр и элемент для нагрузки (гальваническая лампочка, электроинструмент, и.т.д)
- Подключаем к АКБ элемент для нагрузки на 10 секунд;
- Записываем полученный показатель напряжения на клеммах;
- Отключаем элемент нагрузки;
- Через пять минут снова записываем стабилизированный показатель напряжения;
- Производим вычисления по формуле: R=U/I, где U – разница между показателями напряжения, I – сила тока в цепи.
Например, если вы подключите к аккумулятору лампочку 60 Вт, то сила тока в цепи составит 5А. Значит, внутреннее сопротивление – это разница напряжения между двумя замерами, деленная на пять и умноженная на 100 (для перевода в мОм).
Граничные показатели внутреннего сопротивления для новых аккумуляторов:
- Модели 60Ач – 4-7мОм;
- Модели 75Ач – 3-7мОм;
- Модели 80Ач – 3-6мОм;
- Модели 90Ач – 3-6мОм.
Граничные показатели внутреннего сопротивления для эксплуатируемых аккумуляторов (не менее пяти лет):
- Модели 60Ач – 6-13мОм;
- Модели 75Ач – 5-13мОм;
- Модели 80Ач – 5-12мОм;
- Модели 90Ач – 5-12мОм.
Отдельно отметим аккумуляторы AGM и EFB. Для новых AGM моделей 60Ач нормальное сопротивление находится в границах от 3 до 4 мОм, причем этот показатель может держаться очень долго за счет специфического состояния электролита. Для EFB аккумуляторов версии 60Ач нормальное сопротивление – 4-5мОм.
- Зарегистрироваться
- Вход с паролем
- Обратная связь
Как замерить внутреннее сопротивление аккумулятора
Внутреннее сопротивление это одна из важнейших характеристик аккумулятора. Чем меньше этот показатель, тем больший ток аккумулятор способен отдавать в нагрузку.
Если взять два аккумулятора одинаковой ёмкости с разным внутренним сопротивлением и разрядить их на нагрузку одинаковой мощности, энергии на нагрузке выделится не одинаковое количество. Часть энергии выделится на аккумуляторе в виде тепла. Аккумулятор с бОльшим внутренним сопротивлением будет греться больше и отдаст меньше энергии. При сборке аккумуляторной батареи также важно подобрать элементы по внутреннему сопротивлению, как и по ёмкости, чтобы добиться максимально эффективной работы.
Как внутреннее сопротивление влияет на производительность аккумулятора.

Схема из аккумулятора и резистора, как на рисунке выше поможет объяснить то, для чего мы здесь собрались.
Напряжение аккумулятора U=3,7 В, ёмкость 3 А/ч (для упрощения расчетов аккумулятор будет выдавать на всём протяжении разряда одинаковое напряжение), сопротивление резистора Rнагр=1 Ом. Условно представим что они соединены идеальными проводами с нулевым сопротивлением. Сопротивление амперметра также нулевое. Сопротивление вольтметра бесконечно велико. То есть амперметр, вольтметр и провода никаких влияний на нашу цепь не оказывают. Ток течет только через аккумулятор и нагрузку.
По закону Ома сила тока в цепи должна быть I=U/Rнагр, то есть 3,7/1=3,7А, но амперметр покажет меньший ток, к примеру 3 ампера. Это произошло из-за того, что в цепи есть ещё одно сопротивление – сопротивление аккумулятора. Идеальных источников тока, как и идеальных проводов, амперметров и других вещей в реальности не бывает.
Мы можем найти это сопротивление используя тот же закон Ома:
Rвн=U/I-Rнагр=3,7/3-1=0,23 Ом
А теперь посчитаем сколько мощности выделится на аккумуляторе в виде тепла за 1 час (за такое время он отдаст весь заряд):
P=I 2 *Rвн=3*3*0,23=2,07 Вт
На резисторе в то же время выделится:
3*3*1=9 Вт, (а могло бы быть, в случае с идеальным аккумулятором – 3,7*3,7*1=13,69 Вт)
Общий выход мощности на аккумуляторе и нагрузке составит Pобщ=2,07+9=11,07 Вт
Учитывая то, что в ячейке 18650 может быть запасено около 9 – 12,5 Вт энергии, из которых 2 Вт уйдут в нагрев, перспектива использования оказывается непривлекательной. Аккумулятор будет перегреваться. В реальных условиях аккумулятор с таким большим внутренним сопротивлением уже пора отправить на покой, либо разряжать низким током. Например при разряде током 1А картина будет немного лучше:
P=I 2 *Rвн=1*1*0,23=0,23 Вт, за время полного разряда (3А/ч израсходуется за 3 часа) 0,23*3=0,69 Вт
Такой ток будет в цепи с нагрузкой сопротивлением Rнагр=3,47 Ом и на нагрузке мощности выделится уже больше:
P=I 2 *Rнагр=1*1*3,47=3,47 Вт, за 3 часа – 3,47*3=10,41 Вт (вместо 9 как прошлый раз)
В сумме получим такую же общую мощность Pобщ=0,69+10,41=11,1 Вт (погрешность в 0,03 Вт получилась из-за округления при расчетах)
Именно поэтому необходимо учитывать внутреннее сопротивление аккумулятора и чем мощней нагрузка, тем оно должно быть ниже для эффективной и безопасной работы.
Более реалистичные сопротивления у современных среднетоковых литий ионных аккумуляторов, например формата 18650 составляет порядка 40 мОм (милли Ом), у высокотоковых – менее 30 мОм.
Измерение внутреннего сопротивления.
Существует несколько методик измерения внутреннего сопротивления. Две из них прописаны в ГОСТ Р МЭК 61960-2007. Перед замером любым из приведенных ниже методов аккумулятор должен быть полностью заряжен. Испытания проводятся при температуре 20±5ºC.
Измерение внутреннего сопротивления методом переменного тока (а.с.)
С помощью этого метода измеряется импеданс, который на частоте 1000 Гц приблизительно равен сопротивлению.
Электрический импеданс (комплексное электрическое сопротивление) (англ. impedance от лат. impedio «препятствовать») — комплексное сопротивление между двумя узлами цепи или двухполюсника для гармонического сигнала.
Описание методики из ГОСТ
В течение одной – пяти секунд измеряем среднеквадратичное значение переменного напряжения Urms, возникающего при прохождении через аккумулятор переменного тока со среднеквадратичным значением Irms , следующего с частотой 1000 Гц. Внутреннее сопротивление Ra.c., Ом рассчитываем по формуле Ra.c.= Urms / Irms .
Irms (rms – Root Mean Square – среднеквадратичное значение).
Переменный ток должен иметь такое значение, чтобы пиковое напряжение не превышало 20 мВ.
Этот метод сложно воплотить в домашних условиях без специального оборудования. Популярный прибор YR1035 отлично справляется с измерениями с точностью 0,01 мОм. Зарядные устройства SKYRC MC3000 ,Opus BT-C3100V2.2, Liitokala Lii-500 также измеряют методом АС, но весьма с посредственной точностью.
Измерение внутреннего сопротивления методом постоянного тока (d.c.)
Этот метод возможно выполнить в домашних условиях с помощью обычных вольтметра и амперметра и пары подходящих нагрузочных сопротивлений. В качестве сопротивлений вполне можно использовать несколько автомобильных ламп накаливания или импровизированный резистор из нихромовой проволоки.
Описание метода из ГОСТ
- Разряжаем аккумулятор постоянным током I1= 0,2 Iн. На десятой секунде измеряем значение напряжения U1 на клеммах аккумулятора.
- Увеличиваем разрядный ток до значения I2=Iн. На следующей секунде измеряем значение напряжения U2 на клеммах аккумулятора.
Внутреннее сопротивление Rd.c., Ом рассчитываем по формуле Rd.c. = (U1-U2)/(I2-I1)

- Iн – номинальный ток разряда аккумулятора.
Схема для измерения внутреннего сопротивления по методике постоянного тока (d.c.)
Сопротивление R1 и R2 подбирается таким образом, чтобы протекали токи I1 и I2 нужной величины. Ориентироваться нужно на номинальный разрядный ток аккумулятора.
Вольтметр необходимо подключать непосредственно на полюса источника, чтобы исключить влияние от падения напряжения на проводах .
От чего зависит внутреннее сопротивление аккумуляторов.
Производство.
Изначально, на этапе производства аккумуляторов этот параметр конечно заложен в “рецепт”. Ячейка может быть либо мощной и отдавать большой ток (низкое внутреннее сопротивление), либо более энергоёмкой. При условии одинаковых прочих составляющих (компонентов электродов, химии электролита итд.) в более ёмких ячейках необходима бОльшая площадь обкладок. И для того, чтобы эта конструкция уместилась в предоставленный объём, необходимо эти обкладки сделать тоньше. И наоборот. Тонкие обкладки естественно имеют большее сопротивление.
Также влияют и расстояние между электродами, толщина и вещество их обмазки, толщина сепаратора, химия электролита и множество других факторов. Из-за производственного брака ячейки, сделанные по одному “рецепту” могут отличаться как по внутреннему сопротивлению, так и по ёмкости, сроку жизни итд. Из-за длительного и неправильного хранения по пути к потребителю качество также страдает.
Эксплуатация.
Rвн изменяется в зависимости от степени заряженности аккумулятора. При низком и высоком уровне заряда растёт, в среднем – минимально.
Температура электролита (чем холоднее тем выше сопротивление). При отрицательных температурах большинство литий-ионных и литий-полимерных ячеек на столько увеличивают внутреннее сопротивление, что использовать их становится невозможно. Литий-железо-фосфатные и литий-титанатные при таких условиях ведут себя гораздо лучше.
Также в процессе эксплуатации, по мере износа элемента Rвн будет увеличиваться.