Звезда какой источник света тепловой или люминесцирующий
Перейти к содержимому

Звезда какой источник света тепловой или люминесцирующий

  • автор:

Искусственные источники света: виды, особенности, сфера использования

Свет позволяет нам видеть окружающий мир, воспринимать цвета, форму и объем. В ходе эволюции человечество перестало довольствоваться естественными источниками освещения и создало собственные, искусственные. Как они работают, какими группами представлены, читайте в статье ниже.

Что такое источник света

Источник света — это любой объект, который излучает электромагнитные волны, воспринимаемые человеческим глазом. Свет не только дает возможность получать зрительную информацию, он — пусковой механизм многих процессов. В солнечных батареях свет с помощью фотоэлемента преобразуется в электрический ток. В растениях световые волны запускают химические реакции и участвуют в фотосинтезе.

Типы источников света

По происхождению различают искусственные и естественные источники света. В природе можно встретить разные объекты, способные светиться.

  • Космические тела: Солнце, звезды, кометы.
  • Атмосферные явления: молнии, северное сияние.
  • Представители растительного и животного мира (насекомые, морские организмы).
  • Химические элементы.

Северное сияние

Искусственный свет – результат человеческой деятельности.

По характеру все световые источники разделяют на люминесцирующие (холодные) и тепловые. В первой группе – светлячки, гниющая древесина, люминесцентные лампы. Для объектов второго типа видимый спектр излучения – лишь способность, сопутствующая выделению тепла. В числе таковых пламя, Солнце, звезды, лампы накаливания и др.

Какие источники света используют в помещениях и на улице

Современные источники искусственного освещения объединяет общая характеристика. Они преобразуют электрическую энергию в световой поток. Различаются лампы по специфике работы, сфере использования, функциональным характеристикам.

  • Лампы накаливания. В спектре преобладают красное и желтое излучение. Приборы имеют небольшой ресурс, их применяют в быту и для декоративного освещения.
  • Галогенные лампы. Их особенность – длительный ресурс эксплуатации, способный достигать 5000 часов. В колбу устройства вводят специальные галогеновые газы, призванные замедлять разрушение вольфрамовой нити. Среди плюсов таких ламп – яркий свет, высокое качество цветопередачи.
  • Люминесцентные приборы. Их относят к газоразрядными источникам света. Электрический импульс создает ультрафиолетовое излучение, при котором наблюдается свечение люминофора. Устройства разнятся по качеству цветопередачи, устанавливаются в производственных и коммерческих помещениях. В продаже можно найти трубчатые, кольцевые и компактные спиралевидные модели.
  • Газоразрядные лампы высокого давления. Применяются для наружного освещения, поскольку хорошо переносят перепады температур, имеют широкий диапазон мощности и солидный срок службы. Обеспечивают хороший уровень световой отдачи, но цветопередача оставляет желать лучшего.
  • Светодиоды. Наиболее перспективная группа. Надежные, энергоэффективные, яркие, они широко используются в разных сферах.

Большой выбор электротоваров представлен в каталоге нашего сайта. Их можно приобрести оптом и в розницу по доступной цене.

Источники искусственного освещения

Характеристики источников света

  • Напряжение. Характеристика показывает, какое напряжение электрической сети требуется оборудованию для старта и стабильной работы, измеряется в вольтах.
  • Мощность. Измеряется в ваттах, говорит о количестве энергии, которое потребляет прибор за определенное время.
  • Световой поток. Отвечает за эффективность прибора освещения, измеряется в люменах.
  • Световая отдача. Показывает КПД осветительного прибора, зависит от энергоэффективности. Определяется как соотношение светового потока к количеству использованной энергии.
  • Цветовая температура. Характеристика указывает на оттенок светового излучения. Выделяют три основные группы: теплая (до 3000 К), нейтральная (до 5000 К), небесно-голубая (свыше 5000 К).
  • Уровень освещенности. Единица измерения – люкс, показывает количество светового потока на единицу площади.
  • Индекс цветопередачи. Единица учета – Ra. Максимальное значение соответствует свету солнца и составляет 100%. Допустимым считается показатель в диапазоне 80-100%. Более низкие значения искажают естественные тона объектов.
  • Спектр излучения. Человеческий глаз воспринимает свет в промежутке с длиной волны от 380 до 780 нанометров. Смещение этого показателя в крайние позиции дает преобладание синего и красного спектра.

Важно знать! Цветовая температура влияет на эмоциональное восприятие и ощущение комфорта у человека.

Что важно знать и учитывать при выборе источника света

  • Мощность. От параметра зависит энергоэффективность искусственного источника света, а также ваш счет за электричество.
  • Светоотдача. Ламп с бОльшим показателем требуется меньше при прочих равных.
  • Цветопередача. Способность техники корректно отображать палитру окружающего мира.
  • Цвет излучения. В жилых помещениях отдают предпочтение теплому световому потоку (до 3000 К), в коммерческих и производственных – холодному (до 5000 К).
  • Эксплуатационный и гарантийный ресурс.

Световой поток

Основные группы искусственных источников света

  1. Газоразрядные лампы. Оптимальное сочетание эффективности и стоимости. Колба представляет собой цилиндрическую трубку, в которую закачаны пары ртути. Устройства экономные в расходе энергии. Срок службы достигает 20 000 часов. Среди преимуществ: хорошая цветопередача, отсутствие нагрева во время работы. Недостатки: снижается световой поток при понижении или повышении температуры, содержат ртуть.
  2. Лампа накаливания. Изобретенный раньше других искусственный источник света. Характеризуется светом теплой тональности, имеет погрешность в передаче сине-голубых, желтых и красных тонов. Среди преимуществ: доступность, невысокая цена, нетребовательность к оборудованию. Среди недостатков: нагреваются при работе, срок службы порядка 1000 часов, КПД не превышает 10%.
  3. Светодиодные лампы. Используют полупроводниковые кристаллы, которые при преобразовании электричества светятся. Благодаря отличным техническим характеристикам уверенно завоевывают рынок. Световая отдача – до 120 Лм/Вт, срок службы – до 100000 часов, цветопередача – в диапазоне 80-85.
  • возможность создания светильников сложных геометрических форм;
  • экономное потребление электроэнергии;
  • высокий КПД;
  • отличная механическая прочность;
  • безопасность;
  • ремонтопригодность;
  • длительный срок службы.

К недостаткам можно отнести малый угол излучения и узкий спектральный состав.

Приобрести современные электротовары вы можете в нашем магазине. Доступные цены и большой ассортимент позволяют подобрать лампы для любых светильников.

Важно знать! Светодиодные лампы используют как индикаторы, точечную, ленточную подсветку.

Лампа накаливания

Выбираем источник света для дома

Для домашнего использования лучше остановиться на светодиодных приборах. Разнообразие форм и размеров позволяет реализовать любые типы подсветки. Вариативность количества светодиодов обеспечивает достаточную яркость освещения, а солидный эксплуатационный ресурс поможет надолго забыть о замене лампочек.

Выводы

Современные источники света надежны, безопасны, потребляют минимум энергии. При выборе ламп обращайте внимание на рекомендации, указанные на световом оборудовании, учитывайте размеры помещения и степень естественного освещения. Специалисты магазина «Свет депо» всегда готовы помочь в выборе и комплектации заказа.

Советы по выбору светильника

  • Освещение комнаты без люстры: преимущества, особенности обустройства, где лучше использовать
  • Мерцание светодиодной лампы: основные причины, методы устранения неисправности
  • Как правильно организовать освещение в квартире: рекомендации профессионалов
  • Трековые системы освещения: особенности
  • Какие светильники и лампы подходят для обустройства натяжного потолка
  • Освещение на балконе: технические аспекты, световые сценарии, светильники
  • Как сделать подсветку потолка с плинтусом для светодиодной ленты?
  • Как выбрать диммер для светодиодной лампы
  • Варианты освещения натяжных потолков, особенности монтажа
  • Как выбрать энергосберегающую лампу
  • Как сделать подсветку на кухне под шкафчиками: практичные и недорогие варианты
  • Правила, нормы, рекомендации для организации удобного освещения на кухне
  • Почему светодиодные лампы мерцают, чем опасно такое явление и как с ним бороться
  • Искусственные источники света: виды, особенности, сфера использования
  • Светодиодная подсветка для кухни: преимущества, особенности, тонкости выбора и монтажа
  • Энергосберегающие лампы: виды, характеристики, преимущества и недостатки оборудования
  • Какие бывают цоколи ламп: типы и виды устройств, технические параметры
  • Типы и виды современных ламп: какие характеристики нужно учитывать при выборе светового оборудования
  • Кто изобрел первую электрическую лампочку: история, которая изменила мир
  • Выбираем светильники для ванной комнаты: полный гайд по покупке освещения
  • Что нужно знать о выборе лампочек
  • Трековые светильники
  • Люстры в стиле хай-тек
  • Люстры и светильники в стиле «Тиффани»
  • Люстры и светильники в современном стиле
  • Люстры и светильники в стиле ретро
  • Люстры в стиле прованс: характерные черты, цвета и материалы
  • Люстры и светильники в морском стиле
  • Люстры в стиле модерн: виды, характерные особенности
  • Люстры в классическом стиле: характерные особенности, виды, популярные бренды
  • Люстры в стиле кантри: особенности, виды, материалы
  • Купить светодиодные фитолампы по выгодной цене
  • Люстры в восточном стиле
  • Особенности выбора люстр и светильников в стиле арт-деко
  • Люстры в замковом стиле
  • Мерцание светодиодных ламп
  • Все, что нужно знать о выборе уличных светильников
  • Как правильно выбрать освещение в стиле лофт
  • Как выбрать светодиодную люстру
  • Как выбрать цветовую температуру для дома
  • Как правильно выбрать люстру под интерьер
  • Люстры в детскую: виды, особенности
  • Светодиодные лампы LED
  • Потолочные люстры
  • Трек-светильники
  • Торшеры
  • Люстры «Жаклин»
  • Люстры «Котбус»
  • Люстры «Аурих»
  • Уличные светильники «Мидос»
  • Хрустальные люстры «Аделард»
  • Люстры в стиле кантри
  • Люстра с музыкой
  • Выбираем люстру грамотно
  • Как выбрать светильники для натяжного потолка?
  • Лофт светильники
  • Киндер-люстры
  • О компании
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности

Источники света. Распространение света. Тень и полутень

Настало время познакомиться с новым для вас разделом физики — оптикой.

Оптика — это раздел физики, изучающий свет и световые явления.

Свет исключительно важен как для человека, так и для большинства живых организмов на нашей планете. Благодаря ему мы хорошо ориентируемся в пространстве, различаем цвета. Он участвует во многих биологических процессах. Например, у человека свет регулирует выработку гормонов, ответственных за сон, активность и структуризацию настроения, а у растений под действием света происходит фотосинтез.

Изучение света дало гигантские плоды в различных исследованиях. В астрономии установлены законы движения планет и звёзд, их химический состав, в биологии — строение клетки живых организмов.

Свет кажется для нас абсолютно обыденной вещью. Но, если задуматься, появляется очень много вопросов. Что же такое свет? Какова его природа? Как он распространяется? На данном уроке вы узнаете ответы на эти вопросы.

Свет как физическое явление

Под действием света предметы, на которые он падает, нагреваются. Например, находясь на пляже в солнечный день, мы чувствуем тепло — наша кожа нагревается. Температура тел изменяется — изменяется и их внутренняя энергия. Это означает, что свет передает энергию этим телам.

Происходит изменение внутренней энергии с изменением температуры тела. Это уже известное нам определение теплопередачи. Она бывает трех видов: теплопроводность, конвекция и излучение. Очевидно, что свет — это излучение, но лишь та его часть, которая заметна глазу.

Вспомним особенности излучения. Все они будут характерны и для света:

  • Перенос энергии может осуществляться в вакууме
  • Энергия частично поглощается телами, на которые падает свет. При этом они нагреваются.

Источники света

Источники света — это тела, от которых исходит свет.

Они могут быть естественными и искусственными.

К естественным источником света относятся те, присутствие в окружающем нас мире которых не связано с деятельностью человека, а только с природой. Солнце, звезды, атмосферные разряды — примеры естественных источников света. Также таковыми являются различные животные (рисунок 1). Например, светлячки, гнилушки, некоторые виды медуз и глубоководных рыб.

Искусственные источники света, в свою очередь, делятся на два вида (рисунок 2): тепловые и люминесцирующие. Они определяются тем процессом, который лежит в основе излучения.

Тепловыми искусственными источниками света являются электрические лампочки, пламя свечи, костра, газовой горелки и т. д. Люминесцирующие — это люминесцентные и газосветовые лампы.

Согласитесь, что мы видим не только источники света, но и огромное количество других предметов вокруг нас. Дело в том, что видим мы их только тогда, когда на них попадает свет.

Излучение от источников света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает на сетчатку глаза. Она же содержит специальные светочувствительные клетки. Эти клетки работают как датчики: распознают сигналы и отправляют их в наш мозг. Мозг переводит эти сигналы в образы, которые мы видим.

При изучении световых явлений для нас будет важен размер источника света.

Точечный источник света — это светящиеся тело, размеры которого намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие.

К примеру, гигантские звезды, чей размер во много раз превосходит размер Солнца, для нас будут точечными источниками света. Определяет этот факт огромное расстояние от них до Земли.

Распространение света

Говоря о распространении света, мы будем использовать понятие светового луча.

Световой луч — это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

О том, как распространяется свет, известно с древних времён. Об этом писал основатель геометрии Евклид (300 лет до н. э.).

Свет распространяется прямолинейно в однородной среде.

Это легко проверить на практике. Если мы поместим между своими глазами и источником света непрозрачный предмет, то мы не можем увидеть источник света.

В древние времена прямолинейность распространения света часто использовалась при строительстве. Например, древние египтяне таким образом устанавливали колонны на одной линии. Смысл в том, чтобы из-за ближайшей к глазу колонны не были видны остальные.

Тень и полутень

В солнечные дни мы наблюдаем тени, отбрасываемые различными предметами, людьми, зданиями, растениями. В физике дополнительно используется понятие полутени. Образование тени и полутени объясняется прямолинейностью распространения света в однородной среде.

Рассмотрим получение тени (рисунок 3). Используя точечный источник света S (карманный фонарик), мы освещаем непрозрачный шар. Само слово «непрозрачный» говорит нам о том, что шар не пропускает свет, который на него падает. В затемненной комнате на экране образуется тень.

Тень — это та область пространства, в которую не попадает свет от источника.

Возьмем точку A на краю шара. Проведем прямую через точки S и A. Продолжим ее до экрана с тенью. Точка B окажется тоже на этой прямой. Таким образом, прямая SB — это луч света, который касается шара в точке A.

Проделав те же действия с другой стороны шара, мы получим луч света SC, который касается шара в точке B.

Если бы свет распространялся не прямолинейно, то мы могли и не получить тень. Мы же получили четкую тень. Такая тень называется полной. Это получилось, потому что расстояние между нашим источником света и экраном намного меньше размеров используемой лампочки в фонарике.

Теперь возьмем большую лампу, размеры которой будут сравнимы с расстоянием от нее до экрана (рисунок 4).

На экране мы увидим небольшую тень в центре и частично освещенное пространство вокруг нее — полутень.

Полутень — это та область, в которую попадает свет от части источника света.

Давайте рассмотрим, как этот опыт подтверждает прямолинейное распространение света. В данном случае наш источник света — это множество точек. Каждая из них испускает лучи. В итоге, на экране мы видим области, в которые попадает свет от одних точек, а от других не попадает. В таких областях и образуется полутень (области A и B). При этом в центре все же будет полностью неосвещенная область — полная тень.

Солнечное и лунное затмения

Такие явления, как затмения Солнца или Луны, объясняются образованием тени при попадании света на непрозрачный объект.

Луна непрерывно движется вокруг нашей планеты. Иногда Земля оказывается в положении между Солнцем и Луной. Происходит лунное затмение (рисунок 5, а). А порой Луна находится между Землей и Солнцем. Тогда наблюдается солнечное затмение (рисунок 5, б).

Во время лунного затмения Луна попадает в тень, которую отбрасывает Земля. При солнечном затмении на некоторые участки Земли падает тень — происходит полное затмение (область A на рисунке 5, б). Также есть области, в которых только часть Солнца закрыта Луной. В них образуется полутень (область B на рисунке 5, б). Это явление называется частным затмением. В других областях Земли затмение наблюдаться не будет.

Солнечные и лунные затмения представляют большой интерес для ученых. Так как движения Луны и Земли хорошо изучены, существует их календарь на многие годы вперед.

При полном солнечном затмении ученые получают возможность наблюдать внешнюю часть атмосферы Солнца — солнечную корону. В обычных условиях ее просто не видно из-за яркого блеска поверхности Солнца.

Звезда какой источник света тепловой или люминесцирующий

Автор: Жидкова Ольга Александровна

Организация: Зеленогайский филиал МБОУ Заворонежская СОШ

Населенный пункт: Тамбовская область, Мичуринский район, п. Зеленый Гай

Цель урока:

  • познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света;
  • объяснить закон прямолинейного распространения света;
  • расширить кругозор учащихся.

Тип и вид урока: изучение нового материала, урок-беседа.

Методы обучения:

  • эвристический метод,
  • объяснительно-репродуктивный,
  • побуждающий,

Приборы и материалы:

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Я рада видеть вас на уроке физики. И мне хотелось бы узнать ваше настроение перед началом урока. Посмотрите на слайд 1 выберите для себя подходящее описание вашего настроения. Желаю вам пронести это состояние до окончания урока. Желаю вам удачи и успешной работы.
  2. Проверка д/з (работа по группам с самопроверкой) дается задание на листах в каждую группу и время 5-7 мин. Учитель дает проверочный лист в каждую группу и дети сами оценивают себя.
  3. Изучение нового материала.

Еще в глубокой древности ученые интересовались природой света.

Что такое свет? Почему одни предметы цветные, а другие черные или белые?

Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека. Лучшая иллюстрация значению световых явлений в жизни человека – “минутный эксперимент”:

Закройте глаза на одну минуту и представьте себе “жизнь во тьме”.

Слайд2, слайд3 а понятие «свет» неотрывно связано с понятием «Источники света. Распространение света»

итак, запишите тему урока слайд 4

Давайте вспомним, какие три вида теплопередачи мы с вами изучали в этом году.

  1. конвекция;
  2. теплопроводность,
  3. излучение.

Свет – это излучение, но лишь та часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют видимым излучением. Слайд 5

Тела, от которых исходит свет, называются источниками света.

Работа в группах: Написать на доске 5 источников света, которые мы знаете.

Посмотрите, что вы назвали? (перечисляют, каждая группа свои)

Все эти источники можно разделить на две группы. Что вы можете сказать о них происхождении?

Одни созданы природой, а другие человеком. Слайд 6

Но искусственные можно разделить на…слайд 7

    1. Тепловые – излучают свет потому, что имеют высокую температуру. Это солнце, звезды, пламя свечи, нить лампы накаливания и др.
    2. Люминесцирующие – это тела, которые излучают свет, но сами при этом остаются холодными. Это – гнилушки деревьев, светлячки, некоторые морские животные. Слайд 8, слайд 9 Люминесцирующими источниками являются люминесцентные лампы и газосветные лампы. Люминесценция может возникнуть при ударе. Например, если в темноте расколоть кусочек сахара, то можно увидеть его свечение. Люминесценция может сопровождать различные химические реакции. Например, гниение дерева и различных животных.

    Многие тела, от которых исходит свет, сами его не излучают. Они светятся тогда, когда на них падает свет от других источников. Например, Луна отражает свет, падающий на нее от Солнца и является источником отраженного света.

    К подобным источникам относятся планеты Солнечной системы, их спутники, искусственные спутники Земли. Земной шар при наблюдении из космоса выглядит цветным светящимся диском. Но поверхность Земли не раскалена, она отражает свет.

    А сейчас мы выясним, как распространяется свет. Но сначала введем понятие светового луча. Слайд 10. Проведем небольшое наблюдение. Если я сижу за столом и на меня падает свет, то я могу закрыться от него листом бумаги. Посмотрите еще один пример. Слайд 11.

    Расположим последовательно источник света, несколько листов картона с круглыми отверстиями (диаметром приблизительно 5 мм) и экран. Разместим листы картона таким образом, чтобы на экране появилось световое пятно. Если теперь взять, например, спицу и протянуть ее сквозь отверстия, то спица легко пройдет сквозь них, т. е. окажется, что отверстия расположены на одной прямой.

    Этот опыт демонстрирует собой закон прямолинейного распространения света. Слайд 12.

    Итак, мы выяснили, что свет распространяется прямолинейно. И здесь очень важно заметить, что это верно для однородной среды, состоящей из одного и того же вещества, например, воздуха, воды. Если свет падает, например, из воздуха в воду, то на границе раздела этих сред он изменит направление распространения.

    Факт прямолинейного распространения света был известен еще в древности. Слайд 13. Как вы видите, использовался этот закон при создании маяков.

    И сейчас мы поговорим о практическом применении этого закона.

    Слайд 14, 15, 16

    4.Актуализация пройденного материала.

    Выполнить задание по группам (самостоятельно)

    Выбери, к какому типу относятся источники света.

    • не является источником света
    • искусственный
    • естественный
    • не является источником света
    • люминесцирующий
    • тепловой
    • естественный
    • искусственный
    • не является источником света
    • люминесцирующий
    • тепловой
    • не является источником света
    • искусственный
    • естественный
    • не является источником света
    • тепловой
    • люминесцирующий
    • не является источником света
    • естественный
    • не является источником света
    • искусственный
    • люминесцирующий
    • не является источником света
    • тепловой

    5. Историко – краеведческая страница.

    Говоря о свойствах света и световых лучей, мне хотелось бы познакомить вас с таким понятием, как «лазер». Лазер – это «усиление света посредством вынужденного излучения». Говоря простым языком: частички света (протоны), возбужденные током, излучают энергию в форме света. Этот свет собирается в пучок. Таким образом, образуются лазерные лучи. Обычный свет, который дают различные источники можно характеризовать, как небольшие пучки света, разлетающиеся в разных направлениях, но энергия такого светового потока не сравнится с энергией лазерного луча.

    Открытие лазера – это огромное достижение и роль его велика во всех отраслях науки. Но мне хотелось бы остановиться о его значении в сельском хозяйстве.

    Тамбовскими учеными во главе с нашим земляком Будаговским была создана лазерная установка «Универсал 25 – А», благодаря которой было оказано огромное влияние на успешность инкубации яиц сельскохозяйственных птиц.

    Слайд 19

    В результате лазерного облучения яиц не только повысилась вылупляемость, но и резко сократилась гибель птиц.

    Ученые из города Мичуринска Тамбовской области разработали собственную методику лазерной обработки растений, которая приводит к более интенсивному росту сельхозкультур. Как сообщил ТАСС заведующий научно-исследовательской лабораторией «Биофотоника» Мичуринского аграрного университета Андрей Будаговский, о подобных свойствах лазерного излучения было известно еще в 1970-е годы, но понять природу феномена удалось только сейчас.

    «Мы не создали какой-то особенный лазер, не стали первыми заметившими эффект лазерной стимуляции, но нам удалось существенно расширить представления о механизме данного явления, а также разработать собственную методику облучения растений лазером для ускорения их роста и повышения функциональной активности», — рассказал Будаговский.

    Для того чтобы активизировать такие скрытые возможности ученые создали лазерные установки для «досветки» растений. В результате, к примеру, масса плодов томата при лазерной обработке увеличилась почти на четверть. Исследования показали, что лазер обладает более выраженным фоторегуляторным действием, чем обычный солнечный свет, то есть лучше регулирует процессы жизнедеятельности в растительном организме. Связано это с высокой упорядоченностью фаз излучения фотонов (частиц света) лазера.

    Как отметил Будаговский, идея облучения растений лазером не нова. Еще в советское время знали, что облученное лазером зерно покажет более высокую всхожесть и урожайность. Это достигалось за счет повышения у семян устойчивости к различным болезням, к примеру, плесневым грибам. Таким образом можно меньше использовать весьма токсичные химические препараты, которые защищают от болезней.

    5. Интересные факты (в оставшееся время)

    • Интересно спасает жизнь морской червь. Когда краб перекусывает его, задняя часть червя ярко вспыхивает. Краб устремляется к ней, пострадавший червь прячется, и через некоторое время на месте отсутствующей части вырастает новая.
    • В Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной “лампочкой” на голове.
    • Известны случаи, когда эти природные светильники- обитатели джунглей – спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи оперировали раненых при свете светлячков, насыпанных в бутылку.
    • В XVIII веке на побережье Кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу мирады огней. Они подумали, что островитян слишком много и отступили, а на самом деле это были светлячки.
    • Гамбургский алхимик Бранд всю жизнь искал секрет получения “философского камня”, который превращал бы все в золото. Однажды он налил в сосуд мочу и стал ее подогревать. Когда жидкость испарилась, на дне остался черный осадок. Бранд решил проколить его на огне. На стенках сосуда стало накапливаться белое вещество, похожее на воск. Оно светилось! Алхимик думал, что осуществил свою мечту. На самом деле он получил ранее неизвестный химический элемент.

    6..Подведение итогов урока. Выставление оценок. Оценивание урока самими учащимися.

    Итак, ребята, сегодня мы познакомились с понятием источника тока и рассмотрели закон прямолинейного распространения света.

    Начали изучение новой науки, которая называется оптика.

    Слайд 17. Оптика -раздел физики, изучающий процессы излучения света, его распространения и взаимодействия с веществом. Это слово в переводе с греческого означает «видимое». Изучаемых оптических явлений так много, что мы не сможем охватить даже тысячной доли.

    Слайд 18.

    Мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали?

    Что понравилось на уроке?

    Что было самым трудным?

    Каково ваше впечатление об уроке

    7.Задание на дом. Выставление оценок.

    Спасибо за урок, до свидания!

    Приложения:

    Источники света. Распространение света.

    Восприятие окружающего мира по количеству информации на 90% осуществляется с помощью зрения. Зрение – это способность видеть окружающий мир, процесс зрительного восприятия предмета. Зрительный аппарат состоит из глаз и мозга. Свет от окружающих предметов попадает в глаз, вызывая реакцию его чувствительных элементов (сетчатки). Эта реакция расшифровывается мозгом, и мы видим изображение.

    Обладая прекрасным даром – зрением, мы ежедневно восхищаемся красотой и уникальностью окружающего мира. Но можем ли мы детально пронаблюдать такие явления, как испарение, форму падающей капли воды во время дождя, передачу пыльцы растением маленькой пчелке, и т.д. Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека и позволяют нам заглянуть в Микромир.

    Еще в глубокой древности ученые интересовались природой све­та. Что такое свет? Почему одни предметы цветные, а другие белые или черные?

    Опытным путем было установлено, что свет нагревает тела, на ко­торые он падает. Следовательно, он передает этим телам энергию. Вам уже известно, что одним из видов теплопередачи является излучение. Свет — это излучение, но лишь та его часть, которая воспринима­ется глазом. В этой связи свет называют видимым излучением.

    Поскольку свет — это излучение, то ему присущи все особенности этого вида теплопередачи. Это значит, что перенос энергии может осуществляться в вакууме, а энергия излучения частично поглощает­ся телами, на которые оно падает. Вследствие этого тела нагреваются.

    Тела, от которых исходит свет, являются источниками света.

    Главным источником света для нас является Солнце. Оно излучает электромагнитные волны всевозможных частот. Большая их часть никаких зрительных ощущений у человека не вызывает, это невидимые излучения (радио-, инфракрасное и ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучения). Зрительные ощущения у человека вызывают электромагнитные волны частотой от 400 до 800 ТГц. При этом излучения разных частот вызывают ощущения разных цветов — от красного до фиолетового. В отличие от человека некоторые насекомые различают ультрафиолетовое излучение, а некоторые виды ящериц — инфракрасное. Поэтому мир красок, воспринимаемых этими животными, существенно отличается от нашего.

    Солнце — не единственный источник света. Помимо него существует множество других тел, излучающих электромагнитные волны видимого диапазона. Среди них есть искусственные и естественные источники света.

    Естественные источники света — это Солнце, звезды, атмосфер­ные разряды, а также светящиеся объекты животного и растительно­го мира. Это могут быть светлячки, гнилушки и пр.

    Искусственные источники света, в зависимости от того, какой процесс лежит в основе получения излучения, разделяют на тепло­вые и люминесцирующие.

    К тепловым относят электрические лампочки, пламя газовой го­релки, свечи и др.

    Люминесцирующими источниками являются люминесцентные и газосветовые лампы.

    Мы видим не только источники света, но и тела, которые не явля­ются источниками света, — книгу, ручку, дома, деревья и др . Источники света мы видим потому, что создаваемое ими излучение попадает к нам в глаза. Предметы мы видим потому, что свет, достигнув предмета, отражается от поверхности и рассеивается по всевозможным направлениям.

    На практике все источники света имеют размеры. При изучении световых явлений мы будем пользоваться понятием точечный ис­точник света.

    Если размеры светящегося тела намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие, то светящееся тело можно считать точечным источником.

    Громадные звезды, во много раз превосходящие Солнце, воспри­нимаются нами как точечные источники света, так как находятся на колоссальном расстоянии от Земли.

    Предметы, освещаемые точечными источниками света, например, Солнцем, отбрасывают четко очерченные тени. Карманный фонарик даёт узкий пучок света. Фактически о положении окружающих нас предметов в пространстве мы судим, подразумевая, что свет от объекта попадает в наш глаз по прямолинейным траекториям. Наша ориентация во внешнем мире целиком основана на предположении о прямолинейном распространении света.

    Именно это допущение привело к представлению о световых лучах.

    Световой луч — это прямая, вдоль которой распространяется свет.

    Условно лучом называют узкий пучок света. Если мы видим предмет, то это означает, что нам в глаз попадает свет от каждой точки предмета. Хотя световые лучи выходят из каждой точки по всем направлениям, лишь узкий пучок этих лучей попадает в глаз наблюдателя. Если наблюдатель сдвинет голову чуть в сторону, то в его глаз от каждой точки предмета будет попадать уже другой пучок лучей.

    А как распространяется свет?

    Если между глазом и каким-нибудь источником света поместить непрозрачный предмет, то источник света мы не увидим. Объясняется это тем, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно.

    Впервые закон прямолинейного распространения света был сформулирован в III в. до н.э. древнегреческим ученым Евклидом. Под прямолинейностью распространения света он имел в виду прямолинейность световых лучей. Сам Евклид, правда, отождествлял лучи света со «зрительными лучами”, которые якобы выходили из глаз человека и в результате «ощупывания” предметов позволяли видеть последние. Такая точка зрения была достаточно широко распространена в древнем мире. Однако уже Аристотель спрашивал: «Если бы видение зависело от света, исходящего из глаз, как из фонаря, то почему бы нам не видеть в темноте?” Теперь мы знаем, что никаких «зрительных лучей” не существует, и видим мы не потому, что какие-то лучи выходят из наших глаз, а наоборот, потому что свет от различных предметов попадает нам в глаза.

    Древние египтяне использовали закон прямолинейного распрост­ранения света для установления колонн по прямой линии. Колонны располагались так, чтобы из-за ближайшей к глазу колонны не были видны все остальные.

    Прямолинейностью распростра­нения света в однородной среде объ­ясняется образование тени и полу­тени. Тени людей, деревьев, зданий и других предметов хорошо наблю­даются на Земле в солнечный день.

    Описание: http://optika8.narod.ru/images/im2.JPG

    Возьмём маленький источник света, например карманный фонарик S. Расположим на некотором расстоянии от неё экран, то есть в каждую его точку попадает свет. Если между точечным источником света S и экраном разместить непрозрачное тело, например мячик, то на экране увидим темное изображение очертаний этого тела — тёмный круг, поскольку за ним образовалась тень — пространство, куда не попадается свет от источника S. Если бы свет распространялся не прямолинейно и луч не был бы прямой линией, то тень могла бы не образоваться или имела бы другую форму и размеры.

    Но чётко ограниченную тень, которая получена в описанном опыте, мы видим в жизни не всегда. Такая тень образовалась, потому что в качестве источника света мы использовали лампочку, размеры спирали которой намного меньше, чем расстояние от неё до экрана.

    Описание: http://optika8.narod.ru/images/im3.JPG

    Если в качестве источника света взять большую, сравнительно с препятствием, лампу, размеры спирали которой сравнимы с расстоянием от неё до экрана, то вокруг тени на экране образуется еще и частично освещенное пространство — полутень .

    Образование полутени не противоречит закону прямолинейного распространения света, а, наоборот, подтверждает его. Ведь в данном случае источник света нельзя считать точечным. Он состоит из множества точек и каждая из них испускает лучи. Поэтому на экране имеются области, в которые свет от одних точек источника попадает, а от других не попадает. Таким образом, эти области экрана освещены лишь частично, там и образуется полутень. В центральную область экрана не попадает свет ни от одной точки лампы, там наблюдается полная тень.

    Тень — это та область пространства, в которую не попадает свет от источника.

    Полутень — это та область, в которую попадает свет от части источника света.

    Образованием тени при падении света на непрозрачный предмет объясняются такие явления, как затмения Солнца и Луны.

    Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом, впервые это понял древнегреческий ученый Демокрит (V в. до н.э.). Вид Луны на небе постоянно меняется (происходит, как принято говорить, смена фаз Луны): иногда мы видим ее в виде узкого серпа, иногда — в виде полного яркого диска. Происходит это из-за непрерывного изменения положения Луны относительно Земли и Солнца. Наблюдения за изменением лунных фаз позволили древнегреческому ученому Пифагору сделать еще одно открытие: Луна представляет собой не плоский диск, а шарообразное тело.

    При движении вокруг Земли Луна может оказаться между Зем­лей и Солнцем или Земля — между Луной и Солнцем. В этих случаях наблюдаются солнечные или лунные затмения.

    Во время лунного затмения Луна попадает в тень, отбрасываемую Землей.

    Во время солнечного затмения тень от Луны падает на Землю.

    В тех местах Земли, куда упала тень, будет наблюдаться полное затмение Солнца, В местах полутени только часть Солнца будет закрыта Луной, т. е. произойдет частное затмение Солнца.

    В остальных местах на Земле затмения не будет.

    Поскольку движения Земли и Луны хорошо изучены, то затмения предсказываются на много лет вперед. Ученые пользуются
    каждым затмением для разнообразных научных наблюдений и измерений. Полное солнечное затмение дает возможность наблюдать внешнюю часть атмосферы Солнца (солнечную корону). В обычных условиях солнечная корона не видна из-за ослепительного блеска поверхности Солнца.

    можно взять видео о солнечном затмении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *