Правило правой руки в ПДД при наличии помехи справа
Выражение «помеха справа» известно даже тем, кто вовсе не является водителем. Эта норма представляется как некое основополагающее правило дорожного движения, вокруг которого выстраивается все остальное. Однако те, кто заглядывал в ПДД РФ, никаких «правил правой руки» обнаружить там не смог. По крайней мере ничего, что называлось бы именно так или аналогично.
Тем не менее, такое правило действительно существует и является довольно важной составляющий общих норм. Где искать помеху справа и как использовать эти требования ПДД на практике – подробно рассмотрим в данной статье.
Что такое помеха справа на дороге в ПДД? Определение
Как уже сообщалось, в правилах нет указания на данный термин, поэтому выводить его придется самостоятельно. При этом сначала укажем формулировку, которая, по нашему мнению, точно соответствует действительности, а ниже поясним из чего она вытекает.
Правило правой руки (помеха справа) – это норма, означающая, что при любом маневре транспортное средство, расположенное справа, имеет преимущество, если иное не вытекает из других норм ПДД, указаний разметки, дорожных знаков, светофора или сигналов регулировщика. Другими словами, это правило, действующее по умолчанию, на ничем не регулируемых участках дорожного движения.
Где действует и когда применяется правило?
Обратимся непосредственно к правилам дорожного движения. Возьмем несколько основных пунктов, из которых можно выстроить разбор всех типичных ситуаций.
Пункт ПДД РФ | Пояснение |
---|---|
8.4 | При перестроении в рядах попутного движения преимущество у тех ТС, что движутся, не меняя направления. При одновременном маневре нескольких автомобилей, преимущество у тех, кто находится справа. |
8.9 | При пересечении траекторий двух ТС, если нет регулирующих данную ситуацию ПДД РФ, преимущество у того, кто справа. |
13.11 | На равнозначных перекрестках, при отсутствии регулирующих передвижение норм, преимущество у тех, кто справа. Исключение – перекрестки с круговым движением. |
13.10 | На неравнозначных перекрестках движение по главным дорогам, т.е. без маневра главная-второстепенная, регулируется правилами равнозначного перекрестка. Аналогично и при движении только по второстепенным, без выезда на главную. |
Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»
Надо еще раз акцентировать внимание на круговом перекрестке. Ранее и на него распространялось правило правой руки. Однако некоторое время назад в ПДД России был внесен пункт 31.11(1), устанавливающий преимущество тех, кто находится внутри круга.
Перечисленных четырех пунктов нам будет достаточно, чтобы на примерах определить чьи машины имеют преимущество в конкретных ситуациях.
Кто должен уступить дорогу?
Ситуаций может быть больше, чем позволят рассмотреть рамки одной статьи, но разберем самые частые и основные – остальные же могут быть легко выведены из этих. Как это выглядит, будет отдельно указано на картинках.
При перестроении по полосам движения
Два автомобиля движутся в одном направлении. Осуществляется перестроение. Кто кого должен пропустить? Всегда ли прав тот, кто с правой стороны? Давайте вспомним п.8.4 ПДД, в соответствии с которым:
- Если перестраиваются оба автомобиля одновременно, преимущество у того, кто движется справа.
- Если один из автомобилей не перестраивается, а продолжает движение по своей полосе, то преимущество у него, вне зависимости от расположения относительно второго ТС (справа или слева).
Отсюда вытекают и еще несколько типичных ситуаций, трактовка которых вызывает сложности.
При сужении дороги
Существует неверное понимание, что в случае сужения дороги всегда применяется норма помехи справа. Это не совсем так – ситуация так же зависит от обстоятельств:
- Если сужение происходит за счет уменьшения левой полосы, преимущества у тех, кто движется по правой.
- Если сужаются обе полосы, т.е. перестроение происходит из обеих полос движения, преимущества так же у тех, кто находится справа.
- Если же сужается правая полоса, т.е. ТС, находящиеся слева, продолжают движение по своей полосе без перестроения, а правые вынуждены «вливаться» в их ряд, то преимущества у участников движения левой полосы.
Разумеется, все это (как и в других случаях) актуально только при отсутствии дополнительных регулирующих факторов – разметки, знаков, светофоров и/или сотрудников ДПС (ГАИ), регулирующих движение.
Во дворах и на стоянках
Во всех этих случаях так же действуют нормы, диктуемые разметкой, знаками и т.п. Однако, если эти факторы отсутствуют, т.е. транспортные средства находятся на неких участках с разрешенным движением, но без дополнительной регулировки, прямо действует правило правой руки, т.е. преимущества всегда у тех, кто находится справа.
При этом очень важным будет точное понимание таких понятий, как перекресток, прилегающая территория, т.е. оценка типа участка дороги, чтобы определить преимущества.
На перекрестке
Пересечение перекрестка регулируется отдельными нормами, но логика в целом та же. Прежде всего, действуют сигналы сотрудника ГИБДД, светофора, знаков и разметки, и только в их отсутствии применяется норма помехи справа, ситуации при которой будем рассматривать далее.
Кроме прочего, есть в ПДД РФ четкие указания на следующие случаи:
При проезде равнозначных перекрестков
Если перекресток не является круговым, то при равнозначных дорогах напрямую действует правило правой руки – то есть преимущество имеют те, кто расположен справа.
При проезде неравнозначных перекрестков
Не вызывают вопросов случаи, когда перестроение происходит с главной на второстепенную, или наоборот. В этих ситуациях преимущество у тех ТС, что располагаются на главной.
Но бывают варианты, когда главная и второстепенная не пересекаются под прямым углом, а поворачивают. Например, главная сворачивает направо, а встречная второстепенная в противоположном направлении. Если выезда с дороги одного типа на другой не происходит, то в рамках однотипной дороги используется норма помехи справа.
Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»
Другими словами, если движение продолжается только по главной или, наоборот, только по второстепенной, то другие машины на тех же только главных или только второстепенных дорогах, пропускают те автомобили, что располагаются справа от них.
При повороте
Если под поворотом подразумевается движение по перекрестку, то и правила его пересечения будут тем же, что описаны выше. Некоторые вопросы появляются при поворотах на прилегающие территории или выездах из них, но в подавляющем большинстве случаев они определены знаками.
Если же регулирующих факторов нет, если ситуация трактуется неоднозначно, лучше применять правило правой руки, и считать, что у всех, находящихся справа, преимущество.
В каких случаях помеха справа не действует?
Исходя из всего рассмотренного, можно определить и обратные ситуации – когда правило правой руки не применяется:
- Если это однозначно вытекает из действия сигналов регулировщика, светофора, действия знака или разметки.
- Если транспортное средство не осуществляет поворота, разворота, перестроения, а продолжает двигаться в своей полосе, при отсутствии дополнительных регулирующих факторов.
Еще раз обратим внимание на круговое движение (перекресток, на котором организовано круговое движение – п.13.11(1) ПДД РФ). В этом случае преимущество у тех, кто находится внутри круга, а значит и на них помеха справа не распространяется.
Далее консолидируем вопросы по теме правила правой руки, которые наиболее часто возникают у наших читателей. Обязательно изучите их, если типичные ситуации отличаются от произошедшей с вами.
Часто задаваемые вопросы
⚖️ Действует ли помеха справа на парковке?
Действует по общим для всех случаев правилам: если нет отдельного регулирования движения (разметка, знаки, светофоры и пр.), то применяет норма помехи справа.
⚖️ Кто виноват в ДТП при перестроении?
Если перестаивались оба автомобиля, то виноват тот, что слева – не пропустил помеху справа. Однако если перестраивалось только одно ТС, то и вина в ДТП будет его, т.к. второе авто двигалось по своему ряду без перестроения, а значит имело преимущество.
⚖️ Кто должен уступить при одновременном перестроении?
В этом случае действует правило правой руки, т.е. у того, кто справа — преимущества. Соответственно, уступить дорогу должен тот, кто располагается слева.
⚖️ Кто виноват в ДТП при выезде с парковки с помехой справа?
Необходимо оценивать все обстоятельства вождения. Если речь о том, что в отсутствии знаков, разметки и т.п. оба ТС находятся на прилегающей территории, то применяется правило правой руки, т.е. виновным будет признан автомобиль, не пропустивший помеху справа.
⚖️ Если водитель движется по главной дороге, а светофор не работает, должен ли он уступать помехе справа?
Если светофор не работает, но дорога определена как главная (имеется соответствующий знак), то применяется не правило правой руки, а правило пересечения неравнозначного перекрестка. Помехе справа в этом случае уступают только, если и она находится на главной дороге. При расположении второго ТС на второстепенной, помеха справа не учитывается – преимущество у главной дороги.
⚖️ Возможно ли признание обоюдной вины в ДТП, если помеха справа была в «мертвой зоне»?
Нет. Никакие «мертвые зоны» в данном случае в учет браться не будут. То есть теоретически можно в судебном порядке настоять на экспертизе «обзорности» автомобиля, но если речь идет о легковых ТС, и если у ДТП не было тяжелых последствий, то в 99% случаев суд не принимает подобных аргументов.
⚖️ Действует ли помеха справа во дворе жилого дома и должен ли я пропускать автомобиль слева, двигающийся по прямой?
Все подчиняется стандартным правилам. Если нет отдельных регулирующих факторов (знаков, разметки и т.д.), то участки движения считаются равнозначными, а значит будет действовать помеха справа. Однако ситуации во дворах настолько разнообразны, что дать точное заключение по предъявленным вами фактам невозможно.
Надеемся, что смогли прояснить ситуацию с помехой справа во всех подробностях. Однако любой рассматриваемый случай – это обобщение, в жизни же ситуации могут быть совершенно иными, состоящими сразу из нескольких различных нюансов.
Если вы оказались в ситуации, когда самостоятельно защитить свои права не удается, обратитесь за помощью к нашим автоюристам. Для первой бесплатной консультации достаточно написать сообщение через форму, расположенную ниже, или позвонить по указанным на сайте телефонам.
Помеха справа: как работает, кто должен уступить, исключения, штрафы
Правила дорожного движения регулируются светофорами и знаками. Но что делать, если на перекрестке или во дворе их не оказалось, а ситуация спорная?
Фото: Autonews.ru
Разбираемся, как работает принцип «помеха справа», действительно ли он универсален, кому должен уступать водитель, и есть ли исключения из правила.
- Что это
- Когда действует
- На перекрестке
- Во дворе
- Штрафы
Что такое «Помеха справа»
Водители используют термин «правило правой руки», он же «помеха справа». Это сокращенная выдержка из пункта 8.9 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» [1].
Полный текст: «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».
Это означает, что при отсутствии регулировщиков вы должны пропускать машины, которые оказались по правую руку от вас. То же касается и других водителей: если они слева относительно вашего транспортного средства, у вас есть приоритет проезда.
Когда действует правило «Помеха справа»
Принцип считается универсальным, но многое зависит от ситуации. Так, чтобы руководствоваться этим правилом, должны быть соблюдены три основных условия:
1. Пути движения водителей пересекаются
Например, принцип не работает, если на перекрестке вы поворачиваете направо, как и едущий с той стороны автомобиль. Здесь не возникает конфликта, при котором непонятно, кто кому должен уступить.
2. Ситуация не регулируется другими ПДД
В первую очередь, водитель ориентируется на дорожные знаки и основные сценарии взаимодействия на дороге. «Помеха справа» применяется при их отсутствии. Например, при движении с заправки или места парковки, когда одновременно выезжаете вы и машина напротив. При повороте налево она становится «помехой справа», и вы обязаны уступить ей дорогу.
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Подобная ситуация — одновременное перестроение двух машин по ходу движения. Например, по одной трассе движется машина и мотоцикл справа от нее. Они равнозначны, но приоритет будет у мотоциклиста, так как он — «помеха справа» для водителя автомобиля, и последний должен уступить.
3. Участники движения равнозначны
В противном случае следует руководствоваться другими ПДД. Принцип «правой руки» не применим к ситуациям, когда один из участников движения уже имеет преимуществ. Когда на перекрестке встречаются машина и трамвай, либо дорогу переходит человек, водитель автомобиля должен уступить, независимо от того, с какой стороны находится.
Помеха справа на перекрестке
Раздел 13 ПДД регулирует сценарий проезда на перекрестке [2]. Но «правило правой руки» можно применять и в этих случаях. Водитель должен пропустить того, кто справа (при равных возможностях с другими участниками дорожного движения). Большое значение имеет динамика ситуации: подъезжая к перекрестку, ваша машина равна с другими транспортными средствами до тех пор, пока не выяснится, кто куда поворачивает.
Казалось бы, правило очевидно и универсально. Тем не менее, для него есть исключения, о которых стоит помнить.
Когда правило не действует
Есть несколько строго регламентированных ПДД ситуаций, которые не позволяют ориентироваться на «правую руку»:
— конфликт с трамваем (последний всегда в приоритете, например, если вы едете по одной дороге, и трамвай поворачивает направо);
— неравнозначность позиций (приоритет на дороге обусловлен правилами ПДД при выезде на круговую дорогу);
— наличие знаков и светофора, предписывающих приоритетные правила.
Помеха справа во дворе
В соответствии с п. 17.3 ПДД, при выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения [3]. Когда транспортные средства не имеют особого статуса, применяйте правило «помеха справа». То есть, если машины одновременно выезжают из двора, водитель слева уступает дорогу другому автомобилю. Учитывайте наличие знаков и светофоров, если они есть. На приоритет движения не влияет ширина и направление трассы, правило работает на любой дороге, в том числе узких улицах среди жилых массивов спальных районов.
Как в ПДД описана «помеха справа» и в каких случаях она не работает
Первое правило автомобильного клуба: «уступи дорогу помехе справа». Каждый водитель, когда только осваивался за рулем, постоянно от более опытных автомобилистов слышал про пресловутую «помеху справа».
Moscow-Live.ru
Часто даже начинающие водители не имеют четкого представления об этом «выдуманном» правиле, которое даже не прописано в ПДД. Там в принципе не существует такой терминологии. И все же «помеха справа» давно является чуть ли не основополагающим принципом безаварийной езды в России и странах ближнего зарубежья. Но несмотря на то, что в ПДД так называемой «помехи справа» действительно нет, некоторые пункты Правил описывают именно этот принцип вождения.
К примеру, в п. 8.4 ясно сказано, что водитель «должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа» при одновременном перестроении. Аналогия «помехи справа» есть и в п. 8.9, который гласит, что когда траектории движения ТС пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, «дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа». В общем-то, примерно то же самое указано в пункте Правил 13.11: «На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового ТС обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа». Правда, есть и исключение в виду круговых перекрестков.
Как видно, «помеха справа» и правда имеет силу в Правилах, хоть и указана там довольно косвенно. Правда, многие водители по недомыслию или незнанию пользуются «правилом помехи справа» в случаях, совершенно для этого не предназначенных. Наиболее частыми случаями являются разворот и поворот налево. В наших Правилах такая ситуация регламентируется пунктом 13.12, в котором ясно сказано, что водитель «обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо». То есть получается, что в этих случаях никакой «помехи справа» и не существует. Несмотря на это, очень часто можно встретить даже в протоколах при оформлении аварии именно такую формулировку, хотя для нее применяется юридически корректные определения с транспортными средствами, приближающимися или находящимися справа.
Комментировать
Автомобильные новости
Мотокаталог на Quto
Более 5000 моделей в каталоге
Quto.ru, 2024 г. 16+
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как действует правило правой руки
Фраза «помеха справа» знакома не только водителям, но и многим пассажирам, не имеющим права. Однако не все так просто, и для этого правила существуют свои особенности. Зная данную фразу, некоторые водители задаются следующими вопросами:
— Почему все же возникают аварии на равнозначных перекрестках?
— Как использовать данное правило в жилых дворах?
— Действует ли оно, если вы выезжаете с грунтовой дороги на трассу?
— Как себя вести при взаимном перестроении?
Итак, давайте разберемся с данными вопросами.
Знаки приоритета
Прежде всего, следует помнить, что данное правило применяется на перекрестках, которые не регулируются
светофором, а также при отсутствии знаков приоритета.
К знакам приоритета относятся:
3.Пересечение со второстепенной дорогой;
5.Преимущество встречного движения;
6.Преимущество перед встречным движением.
Помните! Если данных знаков нет, вступает в силу правило «Помеха справа» или как его еще называют – «Правило правой руки». В этом случае перекресток автоматически становится равнозначным, конечно, если дороги имеют одинаковое асфальтовое покрытие.
Итак, кто же должен уступать дорогу? Если вы видите автомобиль, который находится справа от вас, то уступать дорогу обязаны вы. Если же вы заметили направляющийся слева авто, значит, он должен будет уступить дорогу вам.
Почему же случаются аварии?
К сожалению, несмотря на установленные правила, аварии все же случаются и довольно часто. Давайте разберемся, почему это происходит.
— Водитель плохо знаком с правилами дорожного движения.
— Виновник аварии может решить, что если он выезжает со второстепенной дороги, значит у него есть приоритет перед тем, кто движется слева. На самом деле, при выезде на главную дорогу следует уступить дорогу всем участникам движения.
— Автолюбитель, который ехал прямо, подумал, что не должен пропускать машину справа, поскольку она поворачивала налево. Однако поворот ничего не меняет.
Будьте внимательны на дороге!