Прогревочные обороты двигателя: что делать, если они пропали?
Почему пропали прогревочные обороты, а главное – что это такое, зачем они нужны, и что делать, чтобы исправить ситуацию? С этими вопросами часто сталкиваются начинающие автолюбители. Из этой статьи вы можете узнать о том, что из себя представляют прогревочные обороты двигателя, каким образом можно их узнать, и как понять, что пришло время срочно показать вашу машину в автосервис.
Основные понятия
Прогревочные обороты – это работа двигателя внутреннего сгорания с момента включения зажигания до достижения последним нормальной рабочей температуры. Чтобы понять, какой должна быть норма этих оборотов, нужно обратить внимание на текущую температуру двигателя. Если вы только недавно управляли машиной, заглушили ее, а через короткий промежуток времени снова завели – скорее всего, двигатель еще не успел достаточно сильно остыть, поэтому достигнет рабочей температуры практически сразу, и прогрева не будет почти вовсе.
Если же нет, все зависит от температуры за окном. Если она сильно уходит в минус – прогревочные обороты, то есть те, которых достигнет двигатель сразу после включения, может превышать обычное их количество при холостом ходе (стоя на месте) примерно в два раза. Это необходимая функция автомобиля, а связана она с тем, что холодное моторное масло имеют большую вязкость, что повышает нагрузку на двигатель и рано или поздно может привести к его поломке – именно с этой целью двигатель выполняет своеобразный ускоренный прогрев, чтобы привести автомобиль в рабочее состояние максимально быстро.
Основной элемент, который отвечает за прогревочные обороты – это клапан холостого хода. Когда температура двигателя достаточно низкая, клапан открывается, тем самым увеличивается скорость вращения, как следствие – движок быстрее набирает необходимую для нормальной работы температуру.
Какой датчик отвечает за прогревочные обороты двигателя
Прежде чем делать вывод о том, что прогревочные обороты пропали, обратим внимание на тот датчик, который позволяет их определить. Это тахометр – полукруглый датчик со стрелками, который, как правило, находится слева от спидометра. Он может быть как цифровым, так и механическим (со стрелками). В любом случае за единицу измерения обычно берется одна тысяча оборотов в минуту. Именно тахометр используют для первоначальной диагностики любых неисправностей.
Именно посредством тахометра выявляют проблемы, связанные с прогревочными оборотами. Они могут выражаться в том, что после того, как мотор уже прогрелся до рабочего состояния, обороты не падают до нормального уровня, а продолжают набираться. Обратная ситуация также говорит о поломке – когда прогрев вовсе отсутствует, и на холоде обороты сразу поднимаются не выше, чем до нормального уровня, который обычно составляет около 800-900 в минуту.
К чему приводит неисправность?
Как правило, если прогревочные обороты двигателя пропали, можно сделать вывод о том, что имеется неисправность с клапаном холостого хода. Если этот элемент не в порядке, там начинает оседать масляный конденсат. Клапан холостого хода перестает выполнять свою главную функцию – регулировать количество оборотов. В результате возможна такая ситуация, когда машина вовсе не заводится «на холодную», а только в теплом помещении, когда масляный конденсат начинает таять. Повторимся, такая проблема актуализируется и становится заметной только зимой, в минусовую температуру, когда масляный конденсат, который оседает в патрубках, начинает замерзать, препятствуя нормальной работе клапана.
В конце концов эта проблема может привести к тому, что двигатель попросту начнет глохнуть на светофорах, при движении накатом, при переключении передач и в других ситуациях. Ездить на таком автомобиле становится крайне затруднительно, а ситуация требует обращения в автосервис.
Когда не нужно бить тревогу по прогревочным оборотам?
Прежде всего, не стоит беспокоиться и думать, как исправить прогревочные обороты, если вы только недавно ездили на машине продолжительное время, двигатель внутреннего сгорания уже успел прогреться до нужной температуры, вы вышли в магазин, и снова сели за руль. Аналогичная ситуация имеет место, когда на дворе стоит 30-градусная жара, и двигатель просто в силу погодного фактора нагревается и держит высокую температуру – в таком случае время прогревочных оборотов также будет значительно меньше.
Подходы к решению проблемы
Для того, чтобы избавиться от данной проблемы, производятся работы с клапаном холостого хода. Как правило, выполняется тщательная промывка его от масляного конденсата, после чего производится диагностики причин, которые привели к появлению данной проблемы. Мы рекомендуем обращаться к профессионалам и тогда вам не потребуется капитальный ремонт двигателя.
Шесть датчиков, поломка которых приведет к странному поведению машины
Начиненный электроникой современный автомобиль в своей работе опирается на показания различных датчиков. Если хотя бы один из них вышел из строя, то блок управления перестает получать достоверную информацию, мощность двигателя начинает падать, а владелец не может понять, в чем дело.
Заняться проверкой работоспособности датчиков не сразу догадается даже специалист автосервиса. Есть шесть устройств, на которые стоит обратить внимание при возникших странностях в работе автомобиля.
Первый — это датчик положения дроссельной заслонки. Благодаря его данным рассчитываются впрыск топлива, угол опережения зажигания и режим работы холостого хода.
На автомобилях отечественного производства сенсорный элемент этого датчика сделан из полимерной пленки с графитовым напылением, по которому скользит ползунок, пишет aif.ru. Поверхность может разрушаться, сопротивление — искажаться, в этом случае показания будут передаваться неправильные.
На основании искаженных данных электронный блок управления начнет готовить горючую смесь. Автомобиль станет дергаться, во время разгона могут ощущаться провалы, холостой ход также будет неровным. Обороты двигателя в ряде случаев из-за поломки датчика не будут падать ниже 1500. Если вы заметили у своего двигателя похожие симптомы, то следует отправляться в автосервис в максимально щадящем режиме эксплуатации.
Второй важный датчик отвечает за регулировку давления топлива. Он может стоять, к примеру, на рампе, соединенной с трубкой слива топлива в бензобак. Или же в баке вместе с насосом. Если этот элемент вышел из строя, то двигатель не сможет развить полную мощность, временами будет глохнуть на холостом ходу и допускать рывки и провалы в работе.
Третий в списке — индукционный датчик положения коленчатого вала, который ставится на современные двигатели. При вращении он выдает импульс блоку управления. Если сигнала нет, то система воспринимает это как остановку работы двигателя. Автомобиль просто не заведется. При поломке этого датчика вызова эвакуатора не избежать.
Датчик температуры охлаждающей жидкости — четвертый по счету — ставится, как правило, между головкой блока цилиндров и термостатом. Чем выше температура — тем меньше его электрическое сопротивление. На основании его показаний, к примеру, электроника готовит оптимальную топливную смесь при запуске в холодное время года. Или же включает вентилятор на радиаторе.
Если работа датчика нарушена, блок управления начинает готовить топливную смесь, предназначенную для температуры 0 градусов Цельсия: потребление бензина неизбежно вырастет. Ну а при высоких температурах невозможно будет запустить вентилятор. Из-за отсутствия корректировки угла опережения зажигания в блоках цилиндров могут начаться подрывы топливной смеси.
Пятый в списке — датчик детонации двигателя. Его задача — определить преждевременный подрыв смеси в цилиндрах, из-за чего могут начать необратимые разрушения. Чаще всего этот датчик работает по принципу пьезо-зажигалки. Чем больше ударная нагрузка — тем выше напряжение на нем. На основании его данных блок управления корректирует угол опережения зажигания, чтобы прекратить детонации. Если датчик выйдет из строя, серьезных последствий для двигателя не избежать.
Рядом с катализатором в выхлопной системе часто находится датчик содержания кислорода в выхлопных газах (лямбда-зонд). Он анализирует этот показатель и передает данные для корректировки смеси. Наличие кислорода сигнализирует о том, что топливная смесь бедная. Нарушения в работе этого датчика приводят к тому, что растет расход топлива и объем вредных выбросов.
Зачем нужен тахометр в современной машине
Автоиндустрия сделала все возможное, чтобы новый автомобиль шел в ногу с современными технологиями и помогал водителю отслеживать состояние транспортного средства. Поэтому автовладельцу не обязательно штудировать учебники по автомеханике, чтобы запомнить устройство своего автомобиля. Однако далеко не каждый водитель сможет ответить на вопрос, зачем ему нужен тахометр на панели приборов. Мастера автосервиса Прагматика попробуют объяснять это простым языком.
Даже если автовладелец заучит фразу из википедии, что тахометр – это прибор, предназначенный для измерения частоты вращения коленчатого вала автомобиля за одну минуту, далеко не все смогут объяснить, зачем водителю следить за этим показателем.
Продвинутые автовладельцы, как правило, с МКПП могут раскрутить мотор до высоких оборотов для улучшения динамики. Однако ни для кого не секрет, что езда в таком режиме существенно сокращает срок жизни двигателя. Так же, как и движение на пониженных оборотах. Именно для функции контроля оптимального количества оборотов и создан тахометр. Это позволит не только увеличить ресурс двигателя, но и прилично сэкономить драгоценное топливо.
У каждого автомобиля свой оптимальный диапазон для стрелки тахометра. Как правило, это 2000-3000 оборотов в минуту.
В авто с механической коробкой передач и ручным режимом АКПП обороты на тахометре контролируются переключением передач. В «автомате это делают при помощи педали газа.
Знаете ли вы, что по тахометру можно диагностировать неисправность двигателя? Если на холостом ходу показатель оборотов неустойчив и стрелка «носится» по циферблату, то это явный признак, что пора в автосервис.
Конечно, вряд ли каждый водитель захочет тратить время на ручную настройку оборотов коленвала, особенно с автоматической коробкой передач. Поэтому в большей степени тахометр используется мастерами автосервиса при диагностике двигателя.
Что такое холостые обороты двигателя, и для чего они нужны
Несмотря на кажущуюся простоту, поддержание оборотов двигателя в оптимальном режиме представляет собой сложный электромеханический процесс, без которого автомобилю невозможно было бы тронуться с места так же просто, как это происходит повседневно на всех современных автомобилях в мире.
1. Что означает холостой ход автомобиля
Холостой ход насчитывает более чем столетнюю историю развития и модернизации карбюраторных и инжекторных механизмов впрыска. Удивительно, но на первых автомобилях самого понятия холостого хода как такового не существовало, как не было и привычного нам диапазона рабочих оборотов, которые ограничивались 250-500 непостоянными вращениями двигателя. Впервые автомобили начали оснащаться регулируемыми оборотами холостого хода лишь в 1915 году.
В современных автомобилях работа двигателя без нагрузки обеспечивается регулятором холостого хода, или датчиком ХХ. Устройство представляет собой клапан, интегрированный в дроссельную заслонку мотора. Регулировка происходит за счет контролируемой подачи воздуха через клапан, минуя заслонку, которая без нагрузки двигателя находится в закрытом положении.
Если бы в автомобилях не было холостых оборотов, они были бы неуклюжими, как черепахи, и у них практически отсутствовали бы дополнительные функции. Дело в том, что без нагрузки работающий двигатель продолжает обеспечивать автомобиль питанием, вращая генератор, крутит топливный и масляный насос, которые поддерживают жизненно важные циклы работы двигателя, а также делают возможным точную работу системы зажигания.
Если представить себе автомобиль без холостых оборотов, то при попытке тронуться с места его двигателю пришлось бы испытать критические перегрузки, при этом высокий крутящий момент был бы достигнут до того, как стенки цилиндров успели должным образом смазаться маслом и нагреться до рабочей температуры.
Подобная схема работы двигателя возможна лишь на гибридных автомобилях, где все устройства питаются электродвигателем. Основной же двигатель принимает на себя нагрузку лишь после разгона до определенной скорости, когда уже набрана рабочая температура и достигнуты смазывающие свойства мотора.
2. Какие функции выполняют холостые обороты двигателя
Холостые обороты двигателя выполняют важную роль в движении автомобиля и сильно зависят от типа и качества топливной смеси. Напрямую на количество оборотов двигателя вхолостую влияет скорость сгорания топлива. Так, бензиновые двигатели будут крутиться в диапазоне от 800 до 1000 оборотов в минуту, а дизельные — от 500 до 800.
У регулятора ХХ несколько очень важных функций:
1. Обеспечивать равномерный прогрев двигателя при первичном запуске (на холодную).
2. Повышать обороты двигателя, который еще не успел прогреться, но начал работать под нагрузкой.
3. Уменьшать время, за которое двигатель наберет максимальный крутящий момент. В автомобилях с гибридными двигателями эту функцию выполняет электромотор.
4. Раскручивать двигатель одновременно с увеличением энергопотребления для нормального обеспечения электроэнергией всех приборов автомобиля и снятия нагрузки с генератора. Например, при включении печки, магнитолы или фар дальнего света холостые обороты двигателя будут автоматически увеличены.
5. Поддерживать обороты двигателя без нагрузки в заданных пределах.
6. Удерживать обороты при резком отпускании педали газа и экстренном торможении, чтобы исключить заглушение двигателя.
7. Исключать вероятность обеднения топливной смеси, которая может причинить серьезный вред двигателю.
Неотъемлемой частью регулятора холостого хода является обходной воздушный канал, или байпас. Рабочим элементов РХХ можно назвать технологическое отверстие, которое закрывается или открывается при помощи игольчатого клапана.
Движение иглы обеспечивается статором, где игла выступает в качестве ротора, или электромагнитной обмоткой, где ротор перемещается за счет электромагнитных сил. Исполнительный механизм может также быть в виде соленоида, который при подаче напряжения открывает или закрывает заслонку регулятора.
Читайте также
- Лучшие маслкары: характеристики машин
- ТОП-10 брендов, выпускающих автомобили с самыми ненадежными двигателями
- Автомобили с самыми надежными в мире моторами
- Toyota остановит 4 автозавода из-за проблем с дизельными моторами
- 8 мифов о долговечности моторов, в которые больше не стоит верить
3. Основные неисправности механизма холостого хода в автомобиле
Заданные производителями автомобилей обороты двигателей оптимальны и позволяют потреблять минимум топлива, при этом не засоряя камеры сгорания отложениями отработанных газов и выбрасывая в атмосферу максимально возможный чистый выхлоп.
Во многом холостые обороты двигателя зависят от особенностей работы силового агрегата и его масляного насоса в частности. Так, для обеспечения нормальных смазывающих свойств стенок цилиндров электроника автомобиля будет поддерживать определенное количество оборотов на холостом ходу.
Правильная работа автомобиля на холостых оборотах в свою очередь зависит не только от исправного регулятора ХХ, но и от многих других причин. Так, плавающие обороты, как самая распространенная проблема ХХ, могут быть следствием:
некорректной работы системы зажигания;
загрязнения топливной системы;
выхода из строя датчика дроссельной заслонки, и самой заслонки в частности;
подсоса воздуха в результате разгерметизации воздушных шлангов;
сильного загрязнения воздушного фильтра;
неполадки в электронном блоке управления.
Неисправности РХХ можно определить по нескольким простым признакам. Если при увеличении нагрузки электрической сети автомобиля не повышаются обороты двигателя, либо происходит их непроизвольное повышение или понижение, можно говорить о выходе из строя датчика.
Другие распространенные признаки — это глушение двигателя при попытке тронуться с места, а также низкие обороты на холодном двигателе.
- Поделиться на facebook
- Поделиться на whatsapp
- Поделиться на general
- Поделиться на general
- Поделиться на twitter
- Поделиться на email
- Поделиться на OK
- Поделиться на VK
- Поделиться на talkbacks
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.
Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.