Может ли отсутствие звука быть источником информации? Если да, то приведите примеры.
Не совсем понятно задание. Но например, работало радио и вдруг замолчало. Информация — что-то с радио не так. Шум дождя прекратился — дождь прошел и т. д. Человек не отвечает на вопросы, значит, он спит или задумался
Варвара НиколаевнаЗнаток (265) 4 года назад
я тоже не могу понять, но так написали в электронном журнале -.-
Дождь идёт, когда идти желает
И затем, без устали идёт,
А когда идти ему надоедает
Он тогда идти перестаёт.
Был шум дождя и нету- значит дождь кончился
Проблемы со звуком
В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с отсутствием звука или плохим качеством звука при соединении с абонентом.
Структурно телефония состоит из 2х компонентов:
1) Сигнализация — механизм, который отвечает за то, чтобы два абонента могли связаться между собой (найти друг друга, отправить вызов в трубку, начать коммутацию). В Oktell используется протокол SIP.
2) Передача медиа-трафика — механизм передачи звуковой информации (голоса). Механизм являет собой пакетную передачу данных: голос конвертируется в пакеты данных (RTP-пакеты), которые начинают передаваться от абонента А к абоненту Б через интернет.
В процессе передачи, пакеты данных могут теряться из-за плохого интернет соединения, испытывать задержки, не достичь конечного пункта из-за неправильной конфигурации.
Отсутствие звука
Возможные причины
Для определения причины требуется предварительная диагностика проблемы. О методах диагностики читайте ниже.
1. Удаленный медиа-сервер (сервер провайдера телефонии) не отправляет медиа-трафик. Проверить можно с помощью программы-сниффера WireShark.
1.1. Возможно коммутация не установлена на уровне SIP-сигнализации. Проверьте по логу trn (\Server\Log\Hardware\SIP\) наличие SIP-пакета «200 OK» по этой коммутации.
2. Медиа-трафик не поступает на сервер Oktell.
2.1. Удостоверьтесь, что порт 5060 на вашем сетевом интерфейсе прослушивается процессом oktell.HALRemoteApp.exe. Для этого в командной строке наберите команду
netstat -anopb udp
- \oktell\server\oktell.ServerService.exe
- \oktell\server\oktell.HALRemoteApp.exe
3. Медиа-трафик поступил на сервер Oktell, но не попал на телефон оператора. Из-за этого оператор не слышит внешнего абонента и думает, что звук отсутствует.
3.1. Если оператор использует клиентское приложение, убедитесь что в настройках локальных устройств выбраны действующие динамики и микрофон. 3.1. Если оператор находится в другой локальной сети за NAT (удаленный офис) — порты в удаленном офисе пробрасывать не нужно. Проверьте настройки роутера (например, установлено DMZ). 3.2. В настройках IP-телефона (или софтфона) размер звукового пакета должен быть установлен 20 мс (packet time)
4. Прочее. Неправильная конфигурация сервера Oktell.
- Настройки потока ->Адрес назначения для RTP трафика. Настройка нужна, если абонент не слышит оператора (то есть звук идет от Oktell). Попробуйте поменять эту настройку и посмотреть на результат.
- Настройки потока ->Размер звукового пакета для кодека G.711 должен быть 20 мс.
- Настройки потока ->Разрешить изменять параметры связи во время коммутации — рекомендуется установить Нет. Бывает, шлюзы/провайдеры не любят REINVITE инструкции, отправляемые с сервера. Хотя некоторые сами иной раз пользуются этим. Если выставлен запрет, Oktell включает транскодинг у себя, иначе может попросить внешний шлюз (считая его конечным аппаратным устройством) сменить кодек.
4.3. Бывают случаи, когда отсутствует исходящий трафик от Oktell, при этом звонящий клиент не слышит оператора и IVR меню. Проблема часто заключается в обновлениях Windows, попробуйте удалить последние установленные обновления или вовсе отключить их. Для диагностики попробуйте выполнить команду ping или tracert в командной строке.
Диагностика в Oktell
Откройте Офис — Статистика АТС. Прослушайте запись разговора.
- Если на записи вы не слышите внешнего абонента, а голос оператора присутствует — проблема в соединении между провайдером телефонии и сервером Oktell. Необходимо проверить входящий трафик на сервере Oktell.
- Если на записи вы слышите только внешнего абонента, а голоса оператора нет — это обозначает что проблема в соединении между телефоном оператора и сервером Oktell. Необходимо проверить исходящий интернет-трафик у оператора.
- Если на записи вы слышите обоих участников разговора, но оператор плохо слышит собеденика, значит проблема также в соединении между телефоном оператора и сервером Oktell. Необходимо проверить входящий интернет-трафик у оператора.
Диагностика путем сравнения
В зависимости от проблемы выбираются различные варианты.
- Если проблема со звуком от внешнего абонента (провайдера связи), попробуйте подключить другого SIP-провайдера и совершите пробный звонок. Например, SipNet. Если звук появился, проблема в провайдере связи или в настройке соединения. Если нет, проблема в соединении или в настройке Oktell.
- Как вариант, для диагностики соединения с провайдером связи вы можете использовать любой софтфон, например X-lite и подключить его с теми же учетными данными, как и на сервере Oktell. Рекомендуется предварительно отключить эти линии в Администрирование/Карта сети. Позвоните на этот софтфон и проверьте слышимость голоса. Если звук есть, проблема в настройке Oktell, если нет — проблема в провайдере связи или в настройке соединения.
- Если проблема со звуком от оператора (пользователя Oktell), попробуйте подключить другой IP-телефон и совершить пробный звонок. Например, софтфон X-Lite. Если звук появился, проблема в телефоне. Если нет, проблема в соединении.
Диагностика сниффером Wireshark
Wireshark — программный инструмент для анализа сетевого трафика. С его помощью можно проанализировать RTP-пакеты, просмотреть работу SIP протокола, а также многое другое.
Запустим wireshark, чтобы он сохранил все исходящие и входящие пакеты во время разговора. В главном окне необходимо выбрать раздел Interface List и выделить необходимый интерфейс. Далее нажмите на Options.
Раздел Capture Filter — называется фильтром захвата. Wireshark будет захватывать только те пакеты, которые указаны в этом фильтре. Если нажать непосредственно на саму кнопку Capture Filter вам будут показаны различные предустановленные варианты захвата. Нам понадобиться UDP-протокол, введите его в поле ввода.
В этом окне также вы можете нажать Capture Files и выбрать в какой файл будут сохраняться результаты. Если поставить галочку Use multiple files, то можно выбрать кольцевую схему сохранения, дробление файлов (например, по 200 мегабайт) и условие окончания захвата (например, после 1 гигабайта информации). После выбранных настроек нажмите кнопку Start.
Вы увидите список всех пакетов которые пришли или отправились с сервера Oktell. Совершите тестовый звонок, затем остановите захват.
Далее воспользуемся еще одним типом фильтра — фильтром отображения. Распологается он в верхней части программы, рядом находится подпись «Filter«. Введите один их запросов:
- rtp — показывает все rtp пакеты
- ip.addr==192.168.0.81 — показывает все пакеты с участием IP-адреса 192.168.0.81
- ip.src==192.168.0.81 — показывает все пакеты, у которых IP-адрес отправителя равен 192.168.0.81
- ip.dst==192.168.0.81 — показывает все пакеты, у которых IP-адрес получателя равен 192.168.0.81
Если ввести IP-адрес сервера, то вы можете увидеть пришли пакеты на сервер Oktell или нет. Если операторы используют гарнитуру, то Wireshark можно поставить на рабочее место пользователя и оценить поступление и отправку RTP-трафика.
Есть другой способ: выберите в меню Telephony -> VoIP Calls.
Выберите интересующую вас коммутацию и нажмите Flow. Если вы видите две стрелки RTP-трафика, значит трафик поступал в обе стороны. Если вы увидите только одну стрелку — вы поймете в какую сторону RTP-трафика не было.
Плохое качество звука
Возможные причины
Все проблемы с плохим качеством звука можно разделить на две категории:
1) пропадание во время разговора, потеря отдельных слов,фраз 2) эхо во время разговора
В подавляющем большинстве случаев проблемы со звуком — всегда сетевые проблемы. Любое искажение звука — это либо выпадение пакетов, либо задержка пакета в сети.
Возможные причины ухудшения звука:
1) В интернет-канале (интернет-провайдер) возникли проблемы, большая нагрузка. Это может быть плавающий пинг или просто нестабильность работы интернет-провайдера.
1.1) Обратитесь к интернет-провайдеру. Возможно стоит запросить выделенный канал связи или попробовать поменять провайдера на другого 1.2) Попробуйте поставить кодек меньшего качества, например, G.729. Пакеты данного кодека меньше по размеру, чем у G.711, возможно, они будут маршрутизироваться по-другому и качество улучшится.
2) В локальной сети возникли проблемы с NAT-устройством (роутер, маршрутизатор). Перезагрузите устройство.
3) Большая нагрузка сервера Oktell. На сервере производится резервное копирование данных, обрабатывается большой поток информации (актуально, если на рабочем сервере установлен не только Oktell, а, например, сервер 1С). Запустите диспетчер задач, проверьте нагрузку на процессор, озу.
4) Firewall (брандмауэр, антивирус) обнаружил большое количество пакетов и приостановил поток данных. Проверьте настройки Firewall.
ВНИМАНИЕ: Для проверки не рекомендуется отключать защиту системы в целях безопасности.
5) Если вы используете виртуальную машину, используйте для нее сетевой интерфейс Virtio, а не эмуляцию Intel или другую. Настройка производится в интерфейсе KVM.
Диагностика с помощью статистики Oktell
Откройте Офис — Статистика АТС. Прослушайте запись разговора.
- Если на записи вы плохо слышите внешнего абонента, а голос оператора присутствует — проблема в соединении между провайдером телефонии и сервером Oktell. Необходимо проверить входящий трафик на сервере Oktell.
- Если на записи вы слышите только внешнего абонента, а голос оператора с искажениями — это обозначает что проблема в соединении между телефоном оператора и сервером Oktell. Необходимо проверить исходящий интернет-трафик у оператора.
- Если на записи вы слышите обоих участников разговора, но оператор плохо слышит собедника, значит проблема также в соединении между телефоном оператора и сервером Oktell. Необходимо проверить входящий интернет-трафик у оператора.
Диагностика с помощью канального лога
Во время работы Oktell записывает статистику по каждому разговору в специализированный текстовый файл (лог-файл). Это помогает разобраться с поиском причин неисправности, локализовать и устранить проблему. Для выяснения причин понадобятся канальные логи.
Канальные логи располагаются в папке Server\Log\Hardware\Sip\[текущая дата]\[номер канала].log. Например, Server\Log\Hardware\Sip\2014-01-30\13003.log
В конце каждой коммутации, будь даже это коммутация с терминатором или с mp3-плеером, приводится статистика rtp-сессии: сколько пакетов/байтов отправлено, сколько получено, средний интервал, максимальный интервал между пакетами и т.д. Взглянув раз в этот журнал, станет понятно, где начинаются коммутации, где они заканчиваются, как разделять их друг от друга и как отличать проигрывание файлов от двунаправленного обмена.Понятно, что в зависимости от наблюдаемой информации следует принимать совершенно разные решения.
Статистика по коммутации приведена после фразы
10:53:04:739 4728 13003 -- -----------> Raising async event: 'REC_STOP' param:'empty'
Ниже представлен пример канального лога со статистикой:
10:52:54:083 1368 13003 -- -----------> MediaControl->StreamSignal REC_STARTED from stream rtp-audio-stream 10:52:54:083 1368 13003 -- -----------> Raising async event: 'REC_START' param:'empty' 10:52:54:083 1368 13003 -- recording started 10:52:54:083 4928 13003 -- -----------> Raise Event 'REC_START' (5) param:'empty' 10:52:54:084 4928 13003 -- -----------> Event 'REC_START' raised 10:52:54:096 4728 13003 -- Get fax capabilities : fax enabled true 10:52:54:122 592 bas-strm -- stream rtp-audio-stream : increase new ts:4535216 diff 1200, time:150 ms, result 4536416 10:52:54:180 2828 RTPS -- stream rtp-audio-stream : received New ssrc_rx 837DC6B0 10:53:04:623 4960 bas-strm -- WARNING : stream rtp-audio-stream : unbind_peer main link while stream is started 10:53:04:739 4728 13003 -- stop recording to file. 10:53:04:739 4728 13003 -- -----------> MediaControl->StreamSignal REC_STOPPED from stream rtp-audio-stream 10:53:04:739 4728 13003 -- -----------> Raising async event: 'REC_STOP' param:'empty' 10:53:04:740 4728 rec -- Final flush. 10:53:04:740 4728 rec -- Close file. 10:53:04:740 4728 rtp-rec -- Closeing file. 10:53:04:742 4728 rtp-rec -- File closed. 10:53:04:742 4728 rec -- File closed 10:53:04:742 4728 13003 -- recording stopped 10:53:04:742 4728 13003 -- unbind peer 16e001 10:53:04:743 4728 13003 -- unbind trunk from 16e001. 10:53:04:743 4728 13003 -- stop audio stream rtp-audio-stream 10:53:04:743 4728 13003-0 -- Stop audio stream. 10:53:04:743 4728 RTPS -- -----------> stream rtp-audio-stream : stopping : ssrc_rx:00000000 ssrc_tx:8376E2F0 10:53:04:743 4728 RTPS -- -----------> stream rtp-audio-stream : stopped 10:53:04:743 4728 bas-strm -- stream rtp-audio-stream : stream statistics: --OUT------------------ packets sent : 525 bytes sent : 90300 delays : 1 max delay : 129 average delays : 20 --IN------------------- packets received : 521 bytes received : 89612 out of order : 0 invalid : 0 lost : 0 delays : 2 max delay : 188 average delays : 20 10:53:04:743 4728 13003-0 -- Audio stream stopped 10:53:04:743 4728 13003-0 -- Connect audio terminator 10:53:04:743 4728 RTPS -- -----------> stream rtp-audio-stream : RTP started ssrc_rx:00000000 ssrc_tx:8376E2F0 10:53:04:743 4728 13003 -- trunk unbinded 10:53:04:743 4728 13003 -- remove main sip call session 09393708.
Описание статистики:
- IN— входящий трафик от устройства (шлюза, телефона) на сервер Oktell.
- OUT — исходящий трафик от сервера Oktell к устройству (шлюз, телефон)
- packets received — количество принятых пакетов.
- bytes received — размер принятых пакетов.
- out of order — количество пакетов, пришедших вне очереди. Если их много, то наблюдаются проблемы в сети.
- invalid — количество неверных пакетов.
- lost — количество потерянных пакетов. Если их много, то наблюдаются проблемы в сети.
- delays — количество задержек во время коммутации. Проявляется как «заикание» (пропадание) голоса. Если их много, то наблюдаются проблемы в сети.
- max delay — максимальная задержка. Чем больше, тем сильнее слышится «заикание».
- average delays — средний период поступления RTP пакетов. Должен совпадать с размером звукового пакета используемого кодека: для G.711 это 20 мс.
Канальные логи ведутся по внутренним и внешним линиям.
- Если проблемы наблюдаются на внешней линии, значит проблема между провайдером и сервером Oktell.
- Если проблемы наблюдаются на внутренней линии, значит проблема между сервером Oktell и оконечным устройством (телефоном, компьютером с гарнитурой).
Вообще в разборе лог-журналов очень удобно использовать две программы для анализа:
- Notepad++. Он не только быстро грузит огромные файлы и шустро работает, но еще помогает вести подсчет, выделять цветом все обнаруженные присутствия указанного текстового блока (что как раз незаменимо при отслеживании пакетов по call-id, или исполняемых методов по номерам потоков или линий).Предназначен для слежения
- Far. Он умеет держать файлы открытыми и постоянно обновлять, не напрягая систему. Перемотал вниз, и сидишь следишь. Очень удобно в отдельных случаях. Также особо крупные файлы, не залезающие даже в Notepad++ (хотя я таких не видел), Far открывает сразу, ибо не грузит в память, а только отображает блоками.
Диагностика с помощью Wireshark
Выше был рассмотрен захват пакетов данных, которые были получены/отправлены. Telephony-> Rtp-> Show all streams.
В столбце Lost будут определены потери RTP пакетов. Потери до 5% считаются допустимыми. С помощью столбцов Src IP addr и Dst IP addr вы сможете определить в какую сторону у вас идут потери — на входящий или исходящий трафик.
Диагностика с помощью программы NetTester
Есть замечательная программа — NetTester . Запускается на одной машине, запускается на другой. Настраиваются друг на друга, обе стартуют. Можно придти через неделю и посмотреть, сколько пакетов в какую сторону потерялось, где были задержки, сколько серий потерь наблюдалось, сколько были размеры этих серий в пакетах и секундах.Идеальная связь предполагает идеальные каналы.
Программу нужно поставить на двух компьютерах, между которыми необходимо проверить интернет канал. На рисунке показана односторонняя проверка канала от 192.168.0.81 (клиент) на 192.168.0.82(сервер). Можно настроить двусторонннюю проверку (оба компьютера настраиваются одновременно как клиент и сервер). Запуск программы рекомендуется производить вначале на сервере потом на клиенте, иначе будут потерянные пакеты из-за асинхронного запуска приложения.
Диагностика с помощью программы WinMTR
WinMTR — отличная программа для быстрой трассировки маршрута от локального компьютера до точки назначения. Трассировка маршрута выполняется отправкой пакетов с указанным периодом отправки. В процессе работы на экране выводятся имена всех узлов, процент потерь пакетов, минимальные и максимальные времена задержки.
Перед использованием настройте интервал отправки пакетов. Для этого нажмите Options и поставьте в поле Interval(sec) значение «0.1». Здесь же вы можете указать размер отправляемых пакетов в байтах, по умолчанию каждый пакет занимает 64 байта. Нажмите OK.
В поле Host введите адрес назначения пакетов, например, IP-адрес провайдера и нажмите Start.
Официальный сайт программы: http://winmtr.net/
Эхо в голосовых каналах
Отдельный вид проблем — появление эха в телефонной трубке удаленного абонента. Существует два основных источника появления эха:
1) Акустическое эхо — возникает в телефонной трубке удаленного абонента, например, если он не держит ее у своей головы, пользуется громкой связью или, если сама телефонная трубка плохо спроектирована. При этом микрофон этого абонента может улавливать звуки идущие от наушника или спикера, и отражать их обратно в линию.
Рекомендации по устранению: уменьшить громкость в исходящем голосовом канале, если это позволяет оборудование.
2) Гибридное эхо — возникает в точках перехода с цифровых транков на аналоговые двухпроводные, либо в точках перехода с четырехпроводных аналоговых транков на двухпроводные. В Oktell звук передается в цифровом виде, никаких модификаций звукового трафика не происходит, поэтому возникнуть эхо в данной точке не может.
Рекомендации по устранению:
Для борьбы с эхо используется эхокомпенсатор. Обычно на шлюзах он включен. Однако есть особенность — эхокомпенсатор корректно работает только, если величина задержки незначительная и составляет 30-200 мс. При значительных задержках применение эхокомпенсатора неэффективно и может вызывать дополнительную задержку.
Исходя из этого, в процессе настройки шлюзов рекомендуется также провести тесты при отключенном эхокомпенсаторе.
Метод диагностики:
Если в разговоре присутствует эхо, то следует перезвонить абоненту по альтернативному каналу связи (SIP провайдер). Если эхо будет отсутствовать, то проблема на стыке оборудования на стороне конкретного провайдера связи. Если эхо присутствует, то проблема на стороне вызываемого абонента(громкая связь, некачественная аналоговая линия).
Заключение
Бинарный поиск всегда эффективнее полного перебора. Далее требуется несколько умозаключений. С опытом приходит понимание, какие из приведенных пунктов узловые, какие вспомогательные. Как правило руководствуясь коэффициентом полезность/трудозатраты. Разумеется, пытаться получать всю информацию сразу — бессмысленно. От характера проявления появляются подозрения и гипотезы. По ним выстраивается короткая серия тестов. По результатам формируются из оставшегося списка новые тесты/задачи. И напрямик к проблеме. Но чтобы суметь понять что важное, а что второстепенное (зависит от характера и проявления) — требуется опыт. Который есть у технической поддержки и у части специалистов, в том числе сертифицированных в Телефонных Системах.
В случае, если вы самостоятельно не можете разобраться с данной проблемой, обращайтесь в техническую поддержку Oktell.
Влияние шумов и звуков на человека
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звуки и шумы являются одним из внешних явлений воздействия окружающей среды. Но в наш техногенный век естественные голоса Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются надвигающейся урбанистическо-технологической цивилизацией.
Внимание! Информация носит ознакомительный характер и не может служить заменой очной консультации врача. Не забудьте проконсультированться с врачом!
Человек, всегда жил в мире различных звуков и шумов. Звуком принято называть механические колебания окружающей нас внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты – это ультразвук, меньшей — инфразвук. Шумы – это громкие звуки, которые соединяются в нестройное, нестабильное звучание.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звуки и шумы являются одним из внешних явлений воздействия окружающей среды.
Легкий приятный шум дождя, тихий успокаивающий шелест листвы, убаюкивающее легкое завывание ветерка, журчание лесного ручья, приятное пение птиц, легкий плеск воды, шум морского прибоя, всегда приятны человеку. Они успокаивают, снимают стресс, заряжают положительной энергией. Но в наш техногенный век естественные голоса Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются надвигающейся урбанистическо-технологической цивилизацией.
В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание и длительность звуковых раздражителей дает время животным и человеку, которое необходимо для оценки их характера и формирования по отношению к ним определенной соответствующей ответной реакции. Звуки и шумы большой и продолжительной мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения, шок и даже смерть. Так действует шумовое загрязнение. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, других органов, к истощению и перенапряжению нервных клеток человеческого организма. Ослабленные нервные клетки не могут достаточно четко и равномерно координировать работу определенных или даже всех систем организма. И как следствие этого возникают нарушения их деятельности.
Уровень шума измеряется в децибелах — единицах, выражающих степень звукового давления. Это давление не является величиной безграничной. Уровень шума в 20-30 децибелов безвреден для человека, это так называемый, естественный шумовой фон, на который человек реагирует без отрицательных для себя последствий. Что же касается относительно громких звуков, то здесь верхний предел составляет примерно 80 децибелов. А звуковые колебания доходящие до 130 децибелов и выше уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым и даже может вызывать смерть при длительном воздействии.
Очень высок уровень промышленных шумов на производственных предприятиях. На многих работах и шумных производствах он достигает до 90-100 децибелов и более. Не намного тише и в наших жилищах, где источником шумов является бытовая техника.
Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, условий окружающей среды, особенностей организма. Некоторые люди теряют слух даже после незначительного короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности. А другие могут длительное время переносить очень сильное шумовое воздействие без каких – либо последствий.
Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – снижение физической активности и работоспособности, звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости, общие проблемы со здоровьем.
Шум обладает так называемым аккумулятивным эффектов, то есть акустическое звуковое раздражение, накапливаясь в организме, с течением времени все сильнее и сильнее угнетает нервную систему.
Поэтому, довольно часто перед потерей слуха от воздействия различных шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность человека.
Давно замечено, что уровень нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работа которых происходит в шумных условиях, нежели у лиц, которые работают в нормальных условиях, не связанных со звуковой и шумовой перегрузкой.
Шумы вызывают различные функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, оказывают вредное и зачастую необратимое влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность человека, что довольно часто и является причиной несчастных случаев и травм на производстве.
Как известно неслышимые звуки также могут оказать вредной воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особо сильное влияние оказывают на психику человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, может появляться ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности — чувство слабости, как после сильного нервного или психического перенапряжения. Недаром в секретных лабораториях различных стран разрабатываются разные виды оружия, в основе которого лежит воздействие на человека звуковыми волнами. Это бесспорно одно из видов оружия будущего.
Даже слабые инфразвуковые колебания могут оказывать на человека существенно сильное воздействие, в особенности если они носят длительный и постоянный характер.
Ультразвуки, занимающие достаточно заметное место в среди производственных шумов, также несут в себе опасность. Механизмы их воздействия на живые организмы крайне разнообразны. Особенно, стоит отметить, сильно их негативное воздействие на клетки центральной нервной системы.
Отрицательное воздействие шума на организм совершается тихо и незаметно. И как это ни парадоксально, но человек против такого негативного воздействия шумов практически беззащитен.
Звукопроизношение – формирование и коррекция нарушений
Правильная речь, четкое произношение звуков, корректная артикуляция необходимы для нормального развития личности ребенка, его социальной адаптации и комфортного взаимодействия с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Становление речевой функции начинается с первого крика малыша при рождении, продолжается весь дошкольный период и нередко сопровождается отклонениями. Какие-то звуки не поддаются ребенку, он пытается их заменять более удобными для произношения, пропускать или искажать. Ошибки воспроизведения могут в последующем перейти в письменную речь и стать причиной серьезных психологических проблем, затормозить развитие малыша. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя диагностировать патологические изменения и устранить их.
Что такое звукопроизношение
Процесс создания звуков, в котором участвуют звукообразовательный (резонаторный), голосообразовательный (генераторный) и дыхательный (энергетический) отделы речевого аппарата под управлением центральной нервной системы, называется звукопроизношением. Отдельные звуки соединяются в слоги, из которых формируются слова, а затем складываются фразы и предложения. В итоге получается связная речь – важнейший элемент общения людей друг с другом. Чтобы все, что один человек хочет сказать другому, было понятно, все звуки должны произноситься четко, правильно, без искажений, внезапных перестановок и замен. Это возможно при условии, что процесс формирования звукопроизношения и становления речи проходил нормально, в соответствии с возрастными нормами, без нарушений.
Как формируется звукопроизношение
Ребенок усваивает родной язык постепенно, овладевая элементами его системы в определенной последовательности. При этом на становление речи оказывает влияние и речь окружающих его взрослых, и насыщенность разговорной практики малыша, и речевая среда, в которой он находится, и то, как с первых дней жизни строится его обучение и воспитание. Само овладение всеми возможностями речи представляет собой процесс поиска, наблюдения, сравнения, установления взаимосвязей, обобщения услышанного, в котором ребенок активно использует все имеющиеся у него инструменты – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, речеслуховой и речедвигательный анализаторы – и продвигается от элементарных структур к сложным конструкциям.
Начинается этот путь с первого крика, который активизирует дыхательный, артикуляционный и голосовой отделы речевого аппарата. Сложная система готова к работе с момента рождения, однако, чтобы все звуки были хорошо различимы, узнаваемы, понятны, предстоит пройти доречевую подготовку.
В первые месяцы жизни у малыша интенсивно развиваются зрительный, слуховой, двигательно-кинестетический анализаторы. Неосознанно он тренируется артикулировать различные звуки, слоги, комбинации слогов, речедвигательные образы постепенно синхронизируются со слуховыми, усваиваются интонационные особенности родного языка. Все это создает предпосылки для развития фонематического слуха, который необходим для говорения. Восприятие речевых звуков и их воспроизведение тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без правильного восприятия речи на слух невозможно правильно произносить звуки, слова, интонировать предложения.
На доречевом этапе четкая артикуляция отсутствует. В 2-3 месяца ребенок гулит, а издаваемые им звуки лишь отдаленно напоминают гласные А, О, У, Э, губные согласные П, М, Б (они идут в первых рядах, поскольку, чтобы их «произнести», малыш использует привычное для себя движение губами, напоминающее сосание) и заднеязычные Г, К, Х (которые связаны с глотательными движениями). На рубеже 4-го и 5-го месяцев появляется лепет: в «речи» младенца постепенно оформляются слоги, которые он начинает активно по несколько минут подряд повторять (га-га-га, та-та-та и т. п.). В 10-12 месяцев количество повторов уменьшается, появляются первые слова, в составе которых повторяющиеся слоги – ма-ма, па-па, ба-ба.
В возрасте одного-двух лет у малыша оформляются гласные А, О, Э и согласные Б, М, П. Двух-трехлетний карапуз учится произносить гласные И, У, Ы, губно-зубные В, Ф, простые в артикуляции переднеязычные Д, Н, Т, относительно несложные Г, К, Х и звук Й. Ближе к трем годам в речи появляются элементарные фразы, состоящие из двух-трех слов («Папа, дай!», «Мама, иди!»). Сочетание двух согласных произносить сложно, поэтому некоторые звуки опускаются или между ними появляется вспомогательная гласная – для удобства. Постепенно «материал» для усвоения усложняется: в возрасте трех-пяти лет звуковой багаж малыша пополняется свистящими З, С, Ц, затем шипящими Ж, Ч, Ш, Щ. Ребенку приходится приложить больше усилий, чтобы правильно «настроить» органы артикуляционного аппарата. Нередко именно на этих звуках становятся заметны нарушения звукопроизношения. К пяти-шести годам малышу удается укротить самые сложные для артикулирования звуки – Л и Р, правильное произношение которых во многом определяется ювелирно точной работой мышц языка.
Считается, что речевая функция окончательно формируется к пяти-семи годам – к этому моменту ребенок овладевает произношением всех звуков. Но, конечно, в ее развитии возникает немало препятствий – в виде искажений, пропусков, замен или смешения звуков.
Особенности овладения звукопроизношением
Звуки ребенок изучает и усваивает не по отдельности, а в составе слов. На первых порах структура слов может быть искажена, но со временем все больше становится похожа на эталон.
На слух малыш различает все звуки примерно с двух лет. Но его речедвигательный анализатор в своем развитии заметно отстает от речеслухового: органы, участвующие в говорении, недостаточно подвижны, эластичны, послушны. Поэтому и звуки сначала далеки от идеала и лишь со временем к нему приближаются.
Овладевая звукопроизношением, ребенок старается подражать взрослому, копирует его артикуляцию, то, как он выговаривает звуки, интонирует фразы. В возрасте трех-четырех лет малыш начинает улавливать на слух разницу между своим неловким, далеким от совершенства произношением и тем, как говорит взрослый, и прилежно пытается догнать его – подтягивает свою речь под образец (важно только, чтобы этот образец действительно был эталонным, без дефектов).
В том, как ребенок овладевает звукопроизношением, учится говорить, можно проследить определенные закономерности:
- Малыш «пробует звуки на вкус» и усваивает их, продвигаясь от простого к сложному.
- Трудные, с точки зрения артикулирования, звуки усваиваются не сразу. Овладению ими предшествует использование звуков-субститутов (заменителей), которые ребенку проще выговаривать (например, букву Т произносить проще, чем С, поэтому вместо слова «санки» в речи сначала появляются «танки»).
- На то чтобы овладеть одним звуком, малышу требуется около двух-трех недель. Сначала он использует его осторожно, неуверенно, периодически заменяя звуком-субститутом.
- Во время формирования звукопроизношения может иметь место так называемое возрастное косноязычие. Его суть – в полном отсутствии в речи некоторых звуков (ребенок их может просто опускать) или замене отдельных звуков другими (при этом звуки-заместители произносятся без ошибок и искажений). Например, полное отсутствие звука Р будет выглядеть, как «ыба» (вместо «рыбы»), а его замена другими звуками может превратить слово «рыба» в «лыбу» или «йибу».
- Как правило, период возрастного косноязычия заканчивается в 5-6 лет. И начиная с этого момента, ребенок все звуки произносит правильно.
Виды нарушений звукопроизношения
Детская речь в период ее становления несовершенна. В звукопроизношении могут проявляться различные дефекты. Наиболее распространенные формы «неправильностей» такие:
- полное отсутствие звука в речи – ребенок не умеет его произносить, поэтому просто опускает (например, вместо «коровы» у него получается «коова»);
- замена одного звука другим – тем, который удобнее произносить (в этом случае вместо неподдающегося Р в слове появляется Л: «колова», а не «корова);
- искаженное произношение звука – сложный для артикуляции звук малыш произносит неправильно, в его образовании задействует другие органы или зоны артикуляционного аппарата (например, переднеязычный звук Р, который должен произноситься кончиком языка, ребенок может превратить в горловой – попытаться его произносить за счет вибрирования мягкого неба).
Когда ребенок не заменяет, а только искажает звук, но смысл слова остается понятным, не меняется, имеют место фонетические нарушения (их еще называют моторными или антропофоническими). Когда одну букву заменяют другой и при этом у слова меняется значение, искажается его смысл (не «рак», а «лак», или не «рожки», а «ложки»), речь идет о фонематических нарушениях (или сенсорных, фонологических). Есть еще фонетико-фонематические нарушения, которые представляют собой одновременно и замену одних звуков другими, и искажение произношения.
Чаще всего проблемы возникают со следующими группами звуков:
- свистящие С, З, Ц;
- шипящие Ж, Ш, Ч, Щ;
- сонорные Л, Р;
- заднеязычные Г, К, Х;
- звонкие Б, В, Г, Д, Ж, З;
- мягкие Г, Д, Н.
Ребенок может неправильно произносить только какую-то одну группу звуков – например, только сонорные или только свистящие. В этом случае имеет место мономорфное (простое или частичное) нарушение звукопроизношения. Когда замены, пропуски или искажения касаются сразу нескольких групп, нарушение звукопроизношения становится полиморфным (сложным или диффузным).
Искажения и замены звуков требуют особого внимания. Замену одной буквы на другую ребенок может перенести в письменную речь, а усвоенное и надежно закрепленное искаженное произношение букв искоренить будет значительно сложнее, чем вовремя поправить ошибки еще до того, как они будут прочно зафиксированы.
По каким причинам возникают нарушения в произношении звуков
Итак, с момента рождения до 5-7 лет ребенок беспрестанно трудится – учится говорить. Он слушает, что и как говорят окружающие его люди, считывает их артикуляцию. Поначалу малыш пытается подражать, копировать – и звуки, и способ их оформления. Позже он осознает, что его речь отличается от того, как говорят другие, замечает свои ошибки и сам их корректирует, пытаясь подтянуть свое говорение под более правильный образец. Но не все дефекты он может исправить без посторонней помощи.
Обозначим наиболее частые причины нарушения звукопроизношения:
- дефекты в структуре самого артикуляционного (речевого) аппарата (особенности в строении зубочелюстной системы, аномалии мягкого и твердого неба, короткая уздечка языка и т. п.);
- недостаточная подвижность органов, участвующих в формировании звуков (языка, нижней челюсти, губ, неба) или их недоразвитость;
- нарушения или недостаточная сформированность фонематического слуха, вследствие чего дети не могут уловить разницу между правильным звуком и его субститутом;
- проблемы со слухом;
- дефекты речи у людей, с которыми ребенку приходится постоянно общаться и особенности звукопроизношения которых он невольно копирует;
- неумение слушать себя и других людей.
Нарушения звукопроизношения могут быть как самостоятельным дефектом, так и проявляться в комплексе с такими речевыми расстройствами, как дизартрия или ринолалия и др. Это важно учитывать при выборе метода коррекции патологий.
4 этапа коррекции звукопроизношения
Программу коррекции нарушений звукопроизношения специалист разрабатывает с учетом индивидуальных особенностей маленького клиента. Если у ребенка выявлены фонетические нарушения, предстоит интенсивная тренировка речевого аппарата (всех входящих в его структуру органов), а также разработка мелкой и общей моторики. Если же нарушения имеют фонематический характер, значит, необходимо все усилия направить на развитие фонематического слуха.
Работа по исправлению некорректного звукопроизношения включает несколько этапов:
- Первый – подготовительный. Его цель – подготовить ребенка, его речевой аппарат к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Добиться большей подвижности языка, губ, научиться быстро находить положение органов, которое необходимо для правильного выговаривания звуков, помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения выполняются перед зеркалом, с нарастающим темпом. Далее ведется работа над речевым дыханием, что помогает формированию направленной струи воздуха, которая необходима для корректного произношения звуков. Следующий шаг – отработка опорных звуков, артикуляция которых похожа на артикуляцию проблемного звука. Они станут базой для его настройки. Параллельно разрабатывается мелкая моторика рук и фонематический слух.
- На втором этапе происходит постановка звуков, формируются правильные навыки их произношения в изолированном виде, создаются новые связи между восприятием, самостоятельным воспроизведением звука и ощущениями, которые возникают во время его артикуляции, устраняются все «шероховатости».
- Задачи третьего этапа – закрепить усвоенные навыки и умения звукопроизношения и довести их до автоматизма. Это помогает нейтрализовать прежние неправильные стереотипы артикуляции. Отрабатываемые звуки вводятся в слоги, слова, фразы и предложения.
- На завершающем четвертом этапе ребята учатся различать (дифференцировать) смешиваемые звуки. В этом помогают упражнения на сравнение слов, в которых есть проблемные звуки, заучивание поговорок, потешек, стихов, составление рассказов по картинкам.
Более детально изучить проблему речевых дефектов, ознакомиться с особенностями коррекции звукопроизношения, освоить новейшие методики и техники, эффективные инструменты для постановки звуков и профилактики нарушений вы можете на дистанционном курсе в нашей Академии.