Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение
1. Существуют три вида теплопередачи: теплопроводность, конвекция и излучение.
Теплопроводность можно наблюдать на следующем опыте. Если к металлическому стержню с помощью воска прикрепить несколько гвоздиков (рис. 68), закрепить один конец стержня в штативе, а другой нагревать на спиртовке, то через некоторое время гвоздики начнут отпадать от стержня: сначала отпадет тот гвоздик, который ближе к спиртовке, затем следующий и т.д.
Это происходит потому, что при повышении температуры воск начинает плавиться. Поскольку гвоздики отпадали не одновременно, а постепенно, можно сделать вывод, что температура стержня повышалась постепенно. Следовательно, постепенно увеличивалась и внутренняя энергия стержня, она передавалась от одного его конца к другому.
2. Передачу энергии при теплопроводности можно объяснить с точки зрения внутреннего строения вещества. Молекулы ближнего к спиртовке конца стержня получают от неё энергию, их энергия увеличивается, они начинают более интенсивно колебаться и передают часть своей энергии соседним частицам, заставляя их колебаться быстрее. Те, в свою очередь передают энергию своим соседям, и процесс передачи энергии распространяется по всему стержню. Увеличение кинетической энергии частиц приводит к повышению температуры стержня.
Важно, что при теплопроводности не происходит перемещения вещества, от одного тела к другому или от одной части тела к другой передается энергия.
Процесс передачи энергии от одного тела к другому или от одной части тела к другой благодаря тепловому движению частиц называется теплопроводностью.
3. Разные вещества обладают разной теплопроводностью. Если на дно пробирки, наполненной водой, положить кусочек льда и верхний её конец поместить над пламенем спиртовки, то через некоторое время вода в верхней части пробирки закипит, а лёд при этом не растает. Следовательно, вода, так же как и все жидкости, обладает плохой теплопроводностью.
Ещё более плохой теплопроводностью обладают газы. Возьмём пробирку, в которой нет ничего, кроме воздуха, и расположим её над пламенем спиртовки. Палец, помещённый в пробирку, не почувствует тепла. Следовательно, воздух и другие газы обладает плохой теплопроводностью.
Хорошими проводниками теплоты являются металлы, самыми плохими — сильно разреженные газы. Это объясняется особенностями их строения. Молекулы газов находятся друг от друга на расстояниях, больших, чем молекулы твёрдых тел, и значительно реже сталкиваются. Поэтому и передача энергии от одних молекул к другим в газах происходит не столь интенсивно, как в твёрдых телах. Теплопроводность жидкости занимает промежуточное положение между теплопроводностью газов и твёрдых тел.
4. Как известно, газы и жидкости плохо проводят теплоту. В то же время от батарей парового отопления нагревается воздух. Это происходит благодаря такому виду теплопроводности, как конвекция.
Если на дно колбы с водой аккуратно через трубочку опустить кристаллик марганцево-кислого калия и нагревать колбу снизу так, чтобы пламя касалось её в том месте, где лежит кристаллик, то можно увидеть, как со дна колбы будут подниматься окрашенные струйки воды. Достигнув верхних слоёв воды, эти струйки начнут опускаться.
Объясняется это явление так. Нижний слой воды нагревается от пламени спиртовки. Нагреваясь, вода расширяется, её объём увеличивается, а плотность соответственно уменьшается. На этот слой воды действует архимедова сила, которая выталкивает нагретый слой жидкости вверх. Его место занимает опустившийся вниз холодный слой воды, который, в свою очередь, нагреваясь, перемещается вверх и т.д. Следовательно, энергия в данном случае переносится поднимающимися потоками жидкости (рис. 69).
Подобным образом осуществляется теплопередача и в газах. Если вертушку, сделанную из бумаги, поместить над источником тепла (рис. 70), то вертушка начнёт вращаться. Это происходит потому, что нагретые менее плотные слои воздуха под действием выталкивающей силы поднимаются вверх, а более холодные движутся вниз и занимают их место, что и приводит к вращению вертушки.
Теплопередача, которая осуществляется в этом опыте и в опыте, изображенном на рисунках 69, 70, называется конвекцией.
Конвекция — вид теплопередачи, при котором энергия передаётся слоями жидкости или газа.
Конвекция связана с переносом вещества, поэтому она может осуществляться только в жидкостях и газах; в твёрдых телах конвекция не происходит.
5. Третий вид теплопередачи — излучение. Если поднести руку к спирали электроплитки, включённой в сеть, к горящей электрической лампочке, к нагретому утюгу, к батарее отопления и т.п., то можно явно ощутить тепло.
Если закрепить металлическую коробочку (теплоприёмник), одна сторона которой блестящая, а другая чёрная, в штативе, соединить коробочку с манометром, а затем налить в сосуд, у которого одна поверхность белая, а другая чёрная, кипяток, то, повернув сосуд к чёрной стороне теплоприёмника сначала белой стороной, а затем чёрной, можно заметить, что уровень жидкости в колене манометра, соединённом с теплоприёмником, понизится. При этом он сильнее понизится, когда сосуд обращён к теплоприёмнику чёрной стороной (рис. 71).
Понижение уровня жидкости в манометре происходит потому, что воздух в теплоприёмнике расширяется, это возможно при нагревании воздуха. Следовательно, воздух получает от сосуда с горячей водой энергию, нагревается и расширяется. Поскольку воздух обладает плохой теплопроводностью и конвекция в данном случае не происходит, т.к. плитка и теплоприёмник располагаются на одном уровне, то остаётся признать, что сосуд с горячей водой излучает энергию.
Опыт также показывает, что чёрная поверхность сосуда излучает больше энергии, чем белая. Об этом свидетельствует разный уровень жидкости в колене манометра, соединённом с теплоприёмником.
Чёрная поверхность не только излучает больше энергии, но и больше поглощает. Это можно также доказать экспериментально, если поднести включённую в сеть электроплитку сначала к блестящей стороне тенлоприёмника, а затем к чёрной. Во втором случае жидкость в колене манометра, соединённом с теплоприёмником, опустится ниже, чем в первом.
Таким образом, чёрные тела хорошо поглощают и излучают энергию, а белые или блестящие плохо испускают и плохо поглощают её. Они хорошо энергию отражают. Поэтому понятно, почему летом носят светлую одежду, почему дома на юге предпочитают красить в белый цвет.
Путём излучения энергия передаётся от Солнца к Земле. Поскольку пространство между Солнцем и Землёй представляет собой вакуум (высота атмосферы Земли много меньше расстояния от неё до Солнца), то энергия не может передаваться ни путём конвекции, ни путём теплопроводности. Таким образом, для передачи энергии путём излучения не требуется наличия какой-либо среды, эта теплопередача может осуществляться и в вакууме.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть 1
1. В твёрдых телах теплопередача может осуществляться путём
1) конвекции
2) излучения и конвекции
3) теплопроводности
4) конвекции и теплопроводности
2. Теплопередача путём конвекции может происходить
1) только в газах
2) только в жидкостях
3) только в газах и жидкостях
4) в газах, жидкостях и твёрдых телах
3. Каким способом можно осуществить теплопередачу между телами, разделёнными безвоздушным пространством?
1) только с помощью теплопроводности
2) только с помощью конвекции
3) только с помощью излучения
4) всеми тремя способами
4. Благодаря каким видам теплопередачи в ясный летний день нагревается вода в водоёмах?
1) только теплопроводность
2) только конвекция
3) излучение и теплопроводность
4) конвекция и теплопроводность
5. Какой вид теплопередачи не сопровождается переносом вещества?
1) только теплопроводность
2) только конвекция
3) только излучение
4) только теплопроводность и излучение
6. Какой(-ие) из видов теплопередачи сопровождается(-ются) переносом вещества?
1) только теплопроводность
2) конвекция и теплопроводность
3) излучение и теплопроводность
4) только конвекция
7. В таблице приведены значения коэффициента, который характеризует скорость процесса теплопроводности вещества, для некоторых строительных материалов.
В условиях холодной зимы наименьшего дополнительного утепления при равной толщине стен требует дом из
1) газобетона
2) железобетона
3) силикатного кирпича
4) дерева
8. Стоящие на столе металлическую и пластмассовую кружки одинаковой вместимости одновременно заполнили горячей водой одинаковой температуры. В какой кружке быстрее остынет вода?
1) в металлической
2) в пластмассовой
3) одновременно
4) скорость остывания воды зависит от её температуры
9. Открытый сосуд заполнен водой. На каком рисунке правильно изображено направление конвекционных потоков при приведённой схеме нагревания?
10. Воду равной массы нагрели до одинаковой температуры и налили в две кастрюли, которые закрыли крышками и поставили в холодное место. Кастрюли совершенно одинаковы, кроме цвета внешней поверхности: одна из них чёрная, другая блестящая. Что произойдёт с температурой воды в кастрюлях через некоторое время, пока вода не остыла окончательно?
1) Температура воды не изменится ни в той, ни в другой кастрюле.
2) Температура воды понизится и в той, и в другой кастрюле на одно и то же число градусов.
3) Температура воды в блестящей кастрюле станет ниже, чем в чёрной.
4) Температура воды в чёрной кастрюле станет ниже, чем в блестящей.
11. Учитель провёл следующий опыт. Раскалённая плитка (1) размещалась напротив полой цилиндрической закрытой коробки (2), соединённой резиновой трубкой с коленом U-образного манометра (3). Первоначально жидкость в коленах находилась на одном уровне. Через некоторое время уровни жидкости в манометре изменились (см. рисунок).
Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.
1) Передача энергии от плитки к коробке осуществлялась преимущественно за счёт излучения.
2) Передача энергии от плитки к коробке осуществлялась преимущественно за счёт конвекции.
3) В процессе передачи энергии давление воздуха в коробке увеличивалось.
4) Поверхности чёрного матового цвета по сравнению со светлыми блестящими поверхностями лучше поглощают энергию.
5) Разность уровней жидкости в коленах манометра зависит от температуры плитки.
12. Из перечня приведённых ниже высказываний выберите два правильных и запишите их номера в таблицу.
1) Внутреннюю энергию тела можно изменить только в процессе теплопередачи.
2) Внутренняя энергия тела равна сумме кинетической энергии движения молекул тела и потенциальной энергии их взаимодействия.
3) В процессе теплопроводности осуществляется передача энергии от одних частей тела к другим.
4) Нагревание воздуха в комнате от батарей парового отопления происходит, главным образом, благодаря излучению.
5) Стекло обладает лучшей теплопроводностью, чем металл.
Что такое излучение в физике теплопередача
Тепловое излучение вместе с конвекцией и теплопроводностью является одним из трех основных механизмов теплопередачи. Излучение — это испускание спектра электромагнитных волн всеми материалами, температура которых больше абсолютного нуля. В отличие от конвективного переноса тепла и теплопроводности в потоках из-за прямого физического контакта, для теплового излучения не требуется наличия или участия вещества, так как излучаемое тепло может передаваться через вакуум или любое твердое либо жидкое прозрачное вещество.
В тепловой системе излучение может быть значительным, когда излучаемый поток тепла велик по сравнению со скоростью теплопередачи из-за конвекции, теплопроводности или и того и другого. Обычно это происходит при высоких температурах, в которых зависимость излучаемого теплового потока 4- й степени от температуры тела означает, что излучение является основным в процессе теплопередачи. Обычными эффектами излучения являются следующие:
• Излучающий нагрев или охлаждение поверхность-поверхность.
• Общая теплопередача посредством излучения, конвекции и теплопроводности.
• Излучение через окна и теплопередача в помещении.
• Излучение при обработке стекла, вытягивании стекловолокна и при обработке керамики.
• Тепловое излучение пламени.
В CFA-моделировании целью моделирования излучения является решение уравнения переноса излучением. Таким образом, необходимо получить член излучения для основного уравнения общего сохранения энергии и излучаемый тепловой поток в стенках.
Излучение (Radiation) является модулем в Creo Flow Analysis . Чтобы получить доступ к этому модулю, выполните следующие шаги.
1. Щелкните правой кнопкой мыши Физический модуль (Physics) и выберите команду Выбрать физические модели (Select Physics Models) . Откроется диалоговое окно Выбор физической модели (Physical Model Selection) .
2. Выберите Излучение (Radiation) в списке Доступные модули (Available Modules) . В дереве анализа потоков в разделе Физика (Physics) добавлено Излучение (Radiation) .
Ниже приведено описание элементов в модуле Излучение (Radiation) :
• Определения (Definitions) — термины, используемые в моделировании излучения.
• Физика (Physics) — определения, терминология, константы, модели и методы, используемые при моделировании излучения.
• Условия (Conditions) — задание условий для таких объектов, как границы, интерфейсы, объемы и выходные данные модуля.
Что такое излучение в физике теплопередача
2.2.3. Теплопередача как способ изменения внутренней энергии без совершения работы. Конвекция, теплопроводность, излучение
Рейтинг: 0
Теплопередача как способ изменения внутренней энергии без совершения работы
Внутренняя энергия тела состоит из кинетической энергии всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальной энергии взаимодействия между молекулами. Изменение потенциальной энергии связано с работой. Изменение же кинетической энергии — с температурой, так как скорость движения молекул зависит от температуры. Температуру тела можно изменить, совершая работу и передавая тепло от более нагретого тела менее нагретому.
Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы телом или над телом называется теплопередачей.
Теплопередача всегда происходит от тел с более высокой температурой к телам с более низкой температурой.
Теплопередача осуществляется тремя способами: 1- теплопроводностью, 2- конвекцией, 3- излучением.
Теплопроводность
Как показывают опыты, вещества обладают различной теплопроводностью. Металлы хорошо проводят тепло. Деревянная и стеклянная палочки, жидкости и газы обладают плохой теплопроводностью. Выясним как происходит передача тепла в веществе. В металлах частицы совершают колебательные движения, скорость которых зависит от температуры. Если будем нагревать конец проволоки, то молекулы нагретого конца начнут колебаться с большей амплитудой. Так как частицы находятся в взаимодействии с другими молекулами, то ближайшие молекулы тоже начнут колебаться с большей скоростью. Следовательно, увеличивается энергия, а значит и температура.
При теплопроводности не происходит перенос вещества от одного конца к другому, передается только скорость колебательного движения. В жидкостях и газах молекулы находятся на достаточно большом расстоянии, поэтому передача скорости колебания между молекулами затруднена, следовательно, и теплопроводность ниже.
Плохой теплопроводность обладают шерсть, перья, бумага, пробка и все пористые вещества. Это связано с тем, что между волокнами этих веществ имеется воздух. Самой низкой теплопроводностью обладает вакуум. Это объясняется тем, что перенос энергии от одной части тела к другой происходит при теплопроводности только при взаимодействии молекул или других частиц.
Конвекция
Конвекцией называется передача тепла (энергии) за счет переноса вещества в газах и жидкостях.
В отапливаемых помещениях благодаря конвекции поток теплого воздуха поднимается вверх, а холодного опускается вниз. Это происходит потому, что плотность теплого воздуха меньше, так как расстояния между молекулами увеличиваются при увеличении температуры.
Рассматривают два вида конвекции: естественную (свободную) и вынужденную. Так нагревание воздуха или жидкости называют естественной конвекцией, а перемешивание жидкости мешалкой, ложкой, насосом и д. р. Называют искусственной конвекцией.
Для того, чтобы в жидкостях и газах происходила конвекция их необходимо нагревать снизу. В твердых телах конвекция не происходит.
Излучение.
Все тела поглощают и излучают энергию. Энергия излучения пропорциональна температуре в четвертой степени. Следовательно, более нагретое тело излучит больше энергии, чем поглотит, а холодное тело больше поглотит, чем излучит. В результате спустя какое-то время температура этих тел сравняется. Передача тепла с помощью излучения не связано не с переносом взаимодействия, не с переносом вещества, а только с переносом электромагнитного излучения.
Пример: нагрев тел, находящихся на солнце.
Механизмы теплопередачи и их применение
Теплообменное оборудование и отопительные приборы выполняют свои функции прежде всего благодаря физическому процессу – теплопередаче ( иначе — теплообмену): тело с более высокой температурой передает тепло телу с температурой ниже, пока не наступит относительное термодинамическое равновесие. При этом среды разделены либо твердой стенкой, либо другой поверхностью. Относительное термодинамическое равновесие предполагает, что в итоге величины вроде температуры будут примерно равняться друг другу.
Деятельность различных типов теплообменников и отопительных приборов основывается на разных физических процессах – в зависимости от механизмов теплопередачи:
- На теплопроводности
- На конвекции
- На тепловом излучении.
Теплопроводность и теплообменное оборудование
Процесс теплопроводности характеризуется способностью тел переносить энергию с помощью движущихся частиц. К таким частицам относятся молекулы, атомы, электроны и другие. Теплопроводность выше в твердых телах и меньше – в газообразных, это известно еще из школьного курса: молекулы в газах находятся дальше друг от друга, поэтому заявленный вид теплопередачи происходит медленнее. Интенсивность теплообмена связана с коэффициентом теплопередачи.
Кожухотрубные, спиральные, пластинчато-ребристые, секционные и другие теплообменники осуществляют обогрев за счёт теплопроводности.В рекуперативных теплообменниках теплоносители разделяются стенкой, в регенеративных происходит поочередное взаимодействие горячего и холодного теплоносителя с определенной поверхностью.
Конвекция и отопительные приборы
При таком виде теплопередачи, как конвекция, внутренняя энергия передается потоком или струйно.
Конвекция бывает двух видов:
- вынужденная — при содействии внешних сил; инструментами могут выступать вентилятор, насос, смешивающий прибор.
- естественная — при нагреве происходит перемещение слоев воздуха.
Действие конвектора как отопительного прибора основано на этом механизме теплопередачи. Благодаря естественной термогравитационной конвекции нагретый воздух поднимается выше, а на его место приходит менее теплый, который находился наверху — так постепенно нагревается помещение.
Естественная конвекция ответственна за многие природные явления — в том числе за образование облаков. Искусственная конвекция влияет на работу сухих градирен — драйкулеров, которые осуществляют свою работу с помощью вентиляторов.
Тепловое излучение
Веществу свойственно излучать электромагнитные волны. Тепловое излучение как механизм теплопередачи основывается как раз на электромагнитном излучении, появляющимся из-за внутренней энергии, которым обладает тело. Чем выше температура вещества, тем выше излучение. Другие тела могут улавливать излучение или же отбрасывать его. Известно, что темные предметы легче поглощает излучение. Светлым предметам свойственно отражать излучение. Так, к примеру, тепловым излучением обладает металл в нагретом состоянии.
Многие искусственные источники освещения работают за счёт теплового излучения — в том числе лампы накаливания. В обогреве помещений также применяется механизм излучения — широко применяются инфракрасные обогреватели, излучателями служат галогенные, кварцевые, а также карбоновые лампы. Особенностью ИК-обогревателя является последовательность нагрева: при его действии сначала нагреваются предметы ( например, мебель) и только потом от предметов нагревается воздух.
При обогреве помещения обычно ориентируются на конвекцию и теплопроводность, потому что использования теплового излучения дорого обходится. Чтобы оценить эффективность обогрева помещения, учитывайте распределение температуры воздуха относительно высоты самого помещения — итогом должно стать более-менее равномерное распределение, чтобы теплый воздух не концентрировался у потолка, а пол не был холодным. Необходимо обратить внимание не только на процесс теплообмена оборудования, но и на теплопотери.
05.09.2017, 9833 просмотра.