Когда вступил в силу фз 123
Перейти к содержимому

Когда вступил в силу фз 123

  • автор:

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями)

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 31 июля 2008 г. N 47-49, в «Российской газете» от 1 августа 2008 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 30 (часть I) ст. 3579

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями)

Закажите бесплатный звонок эксперта

Наши партнеры

Вимос 220 вольт Mega Al-ko Киберри Corway СЭЗМО АлкорБио БЦ ВАНТ БалтОптТорг ПродФонд Автохаус

© Copyright
Imgrf.ru 2022г.

Если у вас остались вопросы или вы хотите получить
консультацию, позвоните по номеру (812) 644-44-53,
или оставьте заявку, мы перезвоним вам!

  • Пожарная безопасность
  • Охранные системы
  • Вентиляция и кондиционирование
  • Отопление и водоснабжение

Внимание ! Вся информация на сайте: тексты, статьи, фото и видео материал, являются собственностью Imgrf.ru.
Копирование видео, фото и текстовых материалов с сайта запрещено. Статья 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав».

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Внести в Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3366; 2015, N 29, ст. 4360; 2016, N 27, ст. 4234; 2017, N 31, ст. 4793; 2018, N 53, ст. 8464) следующие изменения:

а) в части 1 слово «общие» заменить словами «минимально необходимые»;

б) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. В отношении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения требования пожарной безопасности устанавливаются техническим регламентом Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017).»;

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1) аварийный выход — выход, который не отвечает требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, и предусматривается для повышения безопасности людей при пожаре;»;

б) в пункте 2 слова «либо не превышают предельно допустимых значений» исключить;

в) в пункте 15 слово «поселений» заменить словами «населенных пунктов»;

г) пункт 19 признать утратившим силу;

д) пункт 22 1 дополнить словами «и (или) зоной, свободной от пожарной нагрузки»;

е) пункты 23, 25 и 26 признать утратившими силу;

ж) пункт 27 изложить в следующей редакции:

«27) пожарный отсек — часть здания или сооружения, выделенная противопожарными стенами и (или) противопожарными перекрытиями 1-го типа;»;

з) пункты 31-33 признать утратившими силу;

и) в пункте 36 слово «строениями» заменить словом «сооружениями»;

к) пункты 37, 38 и 45 признать утратившими силу;

л) пункт 50 изложить в следующей редакции:

«50) эвакуация — процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону по путям эвакуации через эвакуационные выходы;»;

м) дополнить пунктом 51 следующего содержания:

«51) экранная стена — самонесущая строительная конструкция или заполнение проема в строительной конструкции с нормированным пределом огнестойкости, предназначенные для предотвращения распространения пожара.»;

3) часть 3 статьи 4 изложить в следующей редакции:

«3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся:

1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона;

2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.»;

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:

1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.»;

б) часть 4 признать утратившей силу;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Собственник объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона в течение шести месяцев со дня приобретения такого права разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.»;

г) часть 7 дополнить словами «и нормативными документами по пожарной безопасности»;

а) в абзаце первом слово «Пожары» заменить словами «1. Пожары», после слова «следующие» дополнить словом «основные»;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. Дополнительные классы и подклассы пожаров могут быть установлены нормативными документами по пожарной безопасности.»;

6) в части 1 статьи 11 слово «, необходимых» исключить, слово «состояния,» заменить словом «состояния»;

7) в части 2 статьи 12:

а) в пункте 1 слова «гореть в воздухе» заменить словами «гореть в воздушной среде», слова «, кислородом воздуха» исключить;

б) в пункте 2 слова «гореть в воздухе» заменить словами «гореть в воздушной среде»;

а) абзац первый части 2 после слова «опасность» дополнить словом «горючих»;

б) в части 3 слова «горючие (Г) и негорючие (НГ)» заменить словами «негорючие (НГ) и горючие (Г1 — Г4)»;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Горючие строительные материалы подразделяются на следующие группы:

1) слабогорючие (Г1);

2) умеренногорючие (Г2);

3) нормальногорючие (Г3);

4) сильногорючие (Г4).»;

г) часть 6 изложить в следующей редакции:

«6. Для горючих строительных материалов, относящихся к группам Г1 и Г2, при испытании не допускается образование капель расплава. Для горючих строительных материалов, относящихся к группе Г3, при испытании не допускается образование горящих капель расплава. Для негорючих строительных материалов другие показатели пожарной опасности не определяются и не нормируются.»;

д) пункты 1 — 3 части 7 изложить в следующей редакции:

«1) трудновоспламеняемые (В1);

2) умеренновоспламеняемые (В2);

3) легковоспламеняемые (В3).»;

е) пункты 1 — 4 части 8 изложить в следующей редакции:

«1) нераспространяющие (РП1);

2) слабораспространяющие (РП2);

3) умереннораспространяющие (РП3);

4) сильнораспространяющие (РП4).»;

ж) часть 9 изложить в следующей редакции:

«9. По дымообразующей способности горючие строительные, текстильные и кожевенные материалы в зависимости от значения коэффициента дымообразования подразделяются на следующие группы:

1) с малой дымообразующей способностью (Д1);

2) с умеренной дымообразующей способностью (Д2);

3) с высокой дымообразующей способностью (Д3).»;

з) абзац первый части 10 изложить в следующей редакции:

«10. По токсичности продуктов горения горючие строительные, текстильные и кожевенные материалы подразделяются на следующие группы:»;

и) часть 11 признать утратившей силу;

к) часть 13 изложить в следующей редакции:

«13. Текстильные и кожевенные материалы по воспламеняемости подразделяются на легковоспламеняемые и трудновоспламеняемые.»;

в абзаце первом слово «строительных,» исключить;

в пункте 1 слова «, имеющие индекс распространения пламени О» исключить;

в пункте 2 слова «, имеющие индекс распространения пламени не более 20» исключить;

в пункте 3 слова «, имеющие индекс распространения пламени более 20» исключить;

а) в части 12 слова «Здание относится» заменить словами «Здание, сооружение относятся»;

б) в части 13 слова «Здание не относится» заменить словами «Здание, сооружение не относятся», слова «в здании» заменить словами «в здании, сооружении»;

в) в части 14 слова «Здание относится» заменить словами «Здание, сооружение относятся», слова «здание не относится» заменить словами «здание, сооружение не относятся»;

г) в части 15 слова «Здание не относится» заменить словами «Здание, сооружение не относятся», слова «в здании» заменить словами «в здании, сооружении»;

д) в части 16 слова «Здание относится» заменить словами «Здание, сооружение относятся», слова «здание не относится» заменить словами «здание, сооружение не относятся», слова «в здании» заменить словами «в здании, сооружении»;

е) в части 17 слова «Здание не относится» заменить словами «Здание, сооружение не относятся», слова «в здании» заменить словами «в здании, сооружении»;

ж) в части 18 слова «Здание относится» заменить словами «Здание, сооружение относятся», слова «здание не относится» заменить словами «здание, сооружение не относятся»;

з) в части 19 слова «Здание не относится» заменить словами «Здание, сооружение не относятся», слова «в здании» заменить словами «в здании, сооружении»;

и) в части 20 слова «Здание относится» заменить словами «Здание, сооружение относятся»;

к) часть 21 после слова «зданий» дополнить словом «, сооружений»;

10) в части 1 статьи 32:

в подпункте «а» слово «больницы,» исключить, дополнить словами «, здания медицинских организаций, предназначенные для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно)»;

в подпункте «б» после слова «общежития» дополнить словами «(за исключением общежитий квартирного типа)», слова «, мотелей и пансионатов» исключить;

подпункт «в» дополнить словами «, в том числе общежития квартирного типа»;

б) подпункт «г» пункта 3 изложить в следующей редакции:

«г) Ф3.4 — здания медицинских организаций, предназначенные для осуществления медицинской деятельности, за исключением зданий, указанных в подпункте «а» пункта 1 настоящей части;»;

в) подпункт «а» пункта 5 дополнить словом «, крематории»;

11) в части 1 статьи 33:

а) в пункте 1 слово «поселений» заменить словами «населенных пунктов»;

б) в пункте 2 слово «поселений» заменить словами «населенных пунктов»;

в) в пункте 5 слово «поселений» заменить словами «населенных пунктов»;

а) часть 1 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8) зона, свободная от пожарной нагрузки.»;

б) часть 2 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8) противопожарные водяные завесы.»;

13) часть 1 статьи 39 изложить в следующей редакции:

«1. Лестницы, предназначенные для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, подразделяются на следующие типы:

1) 1-й тип — внутренние, размещаемые на лестничных клетках;

2) 2-й тип — внутренние открытые;

3) 3-й тип — наружные открытые.»;

а) в абзаце первом части 1 слова «Лестничные клетки» заменить словами «Эвакуационные лестничные клетки»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Обычные лестничные клетки подразделяются на следующие типы:

1) Л1 — с естественным освещением через остекленные или открытые проемы в наружных стенах на каждом этаже либо без естественного освещения в случае, если они предназначены для эвакуации только из помещений подвального этажа;

2) Л2 — с естественным освещением через остекленные или открытые проемы в покрытии.»;

15) главу 12 признать утратившей силу;

а) в наименовании слова «и средства индивидуальной защиты» исключить;

б) в части 1 слова «и средства индивидуальной защиты» исключить;

в) часть 3 признать утратившей силу;

а) в наименовании слова «и автономные» заменить словами «, в том числе автономные,»;

б) в абзаце первом части 2 слова «и (или) автономных» заменить словами «, в том числе автономных,»;

в) в части 3 слова «и (или) автономной» заменить словами «, в том числе автономной,»;

18) части 2 и 3 статьи 62 изложить в следующей редакции:

«2. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.

3. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.»;

19) статью 63 признать утратившей силу;

а) части 2 и 3 изложить в следующей редакции:

«2. Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты, для которого законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник этого объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты.

3. Уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в случае изменения класса функциональной пожарной опасности объекта защиты либо проведения капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты в течение года со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или завершения соответствующих работ.»;

б) дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Собственник объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), вправе представить декларацию пожарной безопасности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.»;

21) наименование раздела II изложить в следующей редакции:

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ»;

22) в наименовании главы 15 слова «при градостроительной деятельности» заменить словами «к размещению взрывопожароопасных объектов и наружному противопожарному водоснабжению»;

23) статью 65 признать утратившей силу;

а) в наименовании слова «на территориях поселений и городских округов» исключить;

б) в части 1 слова «поселений и городских округов» заменить словами «населенных пунктов»;

в) в части 3 слова «путей железных дорог общей сети» заменить словами «железных дорог», слова «на пути железных дорог общей сети» заменить словами «железных дорог»;

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 68. Наружное противопожарное водоснабжение«;

б) части 1 — 4 изложить в следующей редакции:

«1. Территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

2. К наружному противопожарному водоснабжению относятся:

1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);

2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) пожарные резервуары.

3. Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

4. Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов.»;

в) в части 5 слово «наружное» исключить, после слова «водоснабжение» дополнить словом «для»;

а) в наименовании слово «лесничествами» заменить словами «лесными насаждениями»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений.»;

в) в части 3 слова «в лесничествах» исключить;

а) в наименовании слова «к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны» заменить словами «по размещению зданий пожарных депо на территориях населенных пунктов»;

в наименовании слова «по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах» заменить словами «по размещению зданий пожарных депо на территориях населенных пунктов»;

часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Здания пожарных депо на территориях населенных пунктов следует размещать исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских населенных пунктах не должно превышать 10 минут, в сельских населенных пунктах 20 минут.»;

в части 3 слова «дислокации подразделений пожарной охраны» заменить словами «размещения зданий пожарных депо», слова «поселений и городских округов» заменить словами «населенных пунктов»;

28) наименование раздела III изложить в следующей редакции:

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»;

29) в наименовании главы 18 слова «при проектировании» заменить словами «при архитектурно-строительном проектировании»;

30) в части 2 статьи 82 слова «и эвакуации людей в безопасную зону» исключить;

а) часть 7 изложить в следующей редакции:

«7. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.»;

б) дополнить частью 7 1 следующего содержания:

«7 1 . Требования к проектированию систем передачи извещений о пожаре устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.»;

32) часть 3 статьи 85 изложить в следующей редакции:

«3. Использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах, лифтовых шахтах и на лестничных клетках без устройства естественной или механической вытяжной противодымной вентиляции не допускается.»;

33) в части 13 статьи 88 первое предложение исключить;

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Выходы являются эвакуационными, если они ведут:

1) из помещений первого, подвального или цокольного этажа наружу:

б) через коридор;

в) через вестибюль (фойе);

г) через лестничную клетку;

д) через коридор и вестибюль (фойе);

е) через коридор, холл (рекреационную площадку) и лестничную клетку;

2) из помещений любого этажа, кроме первого, подвального и цокольного:

а) непосредственно на лестничную клетку при условиях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;

б) непосредственно наружу или на лестницу 3-го типа;

в) в коридор, ведущий непосредственно либо через холл (рекреационную площадку) на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

г) в холл (на рекреационную площадку), фойе, имеющие выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

д) на эксплуатируемую кровлю или специально оборудованный участок кровли, который ведет на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа, в том числе через коридор;

3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технического помещения без постоянных рабочих мест в помещение категории А или Б считается эвакуационным, если в техническом помещении размещается оборудование по обслуживанию этого пожароопасного помещения.»;

б) дополнить частью 3 1 следующего содержания:

«3 1 . При устройстве эвакуационных путей и выходов допускается:

1) предусматривать эвакуационные выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (на рекреационную площадку), вестибюль (фойе), ведущие на такую лестницу при условиях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;

2) предусматривать эвакуационные выходы с эксплуатируемой кровли в соответствии с требованиями пункта 2 части 3 настоящей статьи.»;

в) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Эвакуационные выходы из помещений подвальных этажей следует предусматривать ведущими непосредственно наружу и обособленными от общих лестничных клеток здания. Выходы из помещений цокольных этажей следует предусматривать обособленными при условиях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности. Допускается предусматривать:

1) эвакуационные выходы из помещений подвальных этажей через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа;

2) эвакуационные выходы из помещений подвальных этажей с помещениями категорий B1 — В4, Г и Д ведущими в помещения категорий B1 — В4, Г и Д и (или) вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5;

3) эвакуационные выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных помещений, размещенных в подвальных и цокольных этажах зданий классов Ф2, ФЗ и Ф4, ведущими в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа при условиях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности.»;

г) части 5, 7 и 13 признать утратившими силу;

д) часть 14 изложить в следующей редакции:

«14. Эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать в себя лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:

1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, в том числе двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам (противопожарные перегородки 1-го типа, перекрытия 3-го типа);

2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора и проход к другим лестничным клеткам, минуя указанную площадку, невозможен;

3) через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной, за исключением случаев, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, а также случаев эвакуации из помещений первого этажа;

4) по кровле зданий, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли;

5) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), за исключением эвакуационных путей в зданиях класса Ф5, требования к которым установлены нормативными документами по пожарной безопасности;

6) по лестницам 2-го типа, ведущим из помещений подземных этажей, за исключением случаев, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;

7) по лестницам и лестничным клеткам между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи и нормативных документах по пожарной безопасности.»;

35) часть 2 статьи 91 изложить в следующей редакции:

«2. Приборы приемно-контрольные пожарные, приборы управления пожарные и технические средства систем передачи извещений о пожаре должны быть обеспечены бесперебойным электропитанием.»;

36) статью 97 изложить в следующей редакции:

«Статья 97. Размещение подразделений пожарной охраны и зданий пожарных депо на производственных объектах

1. Подразделения пожарной охраны и здания пожарных депо размещаются на производственных объектах:

1) с суммарным объемом зданий категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности и помещений категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности в составе зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 100 тысяч кубических метров и (или) с единовременно обращающимися в наружных технологических установках пожароопасными, пожаровзрывоопасными и взрывоопасными технологическими средами массой более 100 тысяч тонн. Объемы зданий, помещений и масса технологических сред суммируются, при этом подразделения пожарной охраны создаются на производственных объектах с суммарным числовым значением более 100 тысяч;

2) с суммарным объемом зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 2 миллионов кубических метров;

3) атомных электростанций вне зависимости от мощности, тепловых электростанций мощностью 1000 мегаватт и более, гидроэлектростанций мощностью 1500 мегаватт и более.

2. Подразделения пожарной охраны оснащаются пожарными автомобилями исходя из специфики производственных объектов, требуемого расхода воды на наружное пожаротушение, однородности средств пожаротушения, а также с учетом показателей пожарной опасности, токсичности, химической активности хранящихся и обращающихся на производственных объектах веществ и материалов. Тип и количество пожарных автомобилей подразделений пожарной охраны на производственных объектах определяются с учетом привлекаемых для тушения пожара сил и средств других подразделений пожарной охраны пожарно-спасательного гарнизона исходя из установленного частью 1 статьи 76 настоящего Федерального закона условия прибытия к месту пожара.

3. Выезды из зданий пожарных депо должны быть расположены таким образом, чтобы выезжающие пожарные автомобили не пересекали основных транспортных потоков.

4. Требования к месту расположения зданий пожарных депо и радиусам обслуживания пожарными депо устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.»;

а) в наименовании слово «дорогам,» исключить;

б) части 4 — 11 признать утратившими силу;

38) часть 1 статьи 99 изложить в следующей редакции:

«1. Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 и степеней огнестойкости I и II категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 категорий А, Б и В по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 500 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема) и категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема).»;

39) в статье 100:

а) часть 2 признать утратившей силу;

б) в части 3 слова «по отношению к соседним зданиям и сооружениям отметках» заменить словами «отметках по сравнению с отметками территорий населенных пунктов, организаций, железных дорог и автомобильных дорог федерального значения, у берегов рек (водоемов), расположенных на расстоянии менее 200 метров,»;

в пункте 3 слова «, по покрытиям и стенам зданий категорий А и Б по взрывопожарной опасности и пожарной опасности» исключить;

в пункте 4 слово «газопроводов» заменить словами «транзитных газопроводов»;

40) статьи 101 и 102 признать утратившими силу;

41) в статье 103:

а) часть 1 признать утратившей силу;

б) в части 2 слова «и эвакуации людей в безопасную зону» исключить;

в) части 5 и 6 признать утратившими силу;

42) в статье 104:

а) в наименовании слова «и автономным» исключить;

б) в части 1 слова «и автономные» заменить словами «, в том числе автономные,»;

в) в части 4 слова «и автономных» заменить словами «, в том числе автономных,»;

43) главы 24, 25, 27 — 29 признать утратившими силу;

44) в статье 133:

а) в части 1 слова «безопасном применении» заменить словами «пожарной безопасности при производстве, применении и хранении»;

б) пункт 2 части 3 изложить в следующей редакции:

«2) для жидкостей:

а) группа горючести;

б) температура вспышки в открытом тигле;

в) температура вспышки в закрытом тигле или нижний температурный предел;

г) температура воспламенения;

д) температура самовоспламенения;»;

45) в статье 134:

а) в части 4 слова «покрытия полов должны иметь класс пожарной опасности не выше чем КМ1» заменить словами «не допускается применять материалы для покрытия полов с более высокими показателями пожарной опасности, чем В1, Д2, Т2, РП1»;

б) часть 6 дополнить предложением следующего содержания: «Показатели пожарной опасности декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов в зданиях V степени огнестойкости и зданиях класса конструктивной пожарной опасности С3 не регламентируются.»;

в) в части 7 слово «подкласса» заменить словами «класса функциональной пожарной опасности», слова «и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В2, Д2, Т2, и покрытия полов с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, Д2,Т2, РП1»;

г) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Для отделки стен и потолков залов детских дошкольных образовательных организаций, предусмотренных для проведения музыкальных и физкультурных занятий, не допускается применять материалы с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В1, Д2, Т2.»;

д) в части 11 слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В2, Д2, Т2», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМЗ» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, ДЗ, Т2, РП2»;

е) в части 12 слово «подкласса» заменить словами «класса функциональной пожарной опасности», слова «потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ4» заменить словами «потолков с более высокими показателями пожарной опасности, чем ГЗ, В2, ДЗ, Т3», слова «пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ4» заменить словами «пола с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, ДЗ, ТЗ, РП2»;

ж) в части 13 слово «подкласса» заменить словами «класса функциональной пожарной опасности», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ1» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В1, Д2, Т2», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, Д2, Т2, РП1»;

з) в части 14 слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В2, Д2, Т2», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМЗ» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, ДЗ, Т2, РП2»;

и) часть 15 изложить в следующей редакции:

«15. Для отделки стен и потолков помещений книгохранилищ и архивов, в том числе помещений, в которых содержатся служебные каталоги и описи, не допускается применять материалы с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В1, Д2, Т2.»;

к) в части 16 слово «подкласса» заменить словами «класса функциональной пожарной опасности», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В2, Д2, Т2», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМЗ» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, ДЗ, Т2, PП2»;

л) в части 18 слово «подкласса» заменить словами «класса функциональной пожарной опасности», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем Г1, В2, Д2, Т2», слова «с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМЗ» заменить словами «с более высокими показателями пожарной опасности, чем В2, ДЗ, Т2, РП2»;

м) в части 19 слово «подкласса» заменить словами «класса функциональной пожарной опасности», слова «материалов класса КМ0» заменить словами «негорючих материалов»;

46) статьи 136 и 138 признать утратившими силу;

47) в статье 146:

а) подпункт «ж» пункта 1 части 2 признать утратившим силу;

б) пункт 3 части 4 признать утратившим силу;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Схемы 2д, Зд и 5д применяются по выбору изготовителя (продавца) для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности строительных материалов, не применяемых для отделки путей эвакуации людей непосредственно наружу или в безопасную зону.»;

г) часть 6 признать утратившей силу;

в абзаце первом слова «, 5с» исключить;

пункты 1 — 9, 12 — 15, 17 и 18 признать утратившими силу;

48) в статье 147:

а) в пункте 2 части 3 слова «или сертификацию системы качества (производства)» исключить;

б) в части 31 слова «или сертификации производства или системы качества производства (схема 5с)» исключить;

в) в части 32 слова «и систем качества производства» исключить;

г) в пункте 3 части 48 слова «и 5с» исключить;

д) в части 51 слова «по схемам 4с и 5с» заменить словами «по схеме 4с»;

е) в части 55 слова «, наличие сертифицированной системы качества производства» исключить;

49) часть 4 статьи 148 признать утратившей силу;

50) в приложении:

а) в наименовании таблицы 1 слово «, необходимых» исключить;

б) таблицы 2 и 3 признать утратившими силу;

в) таблицу 28 изложить в следующей редакции:

г) таблицу 29 изложить в следующей редакции:

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) пункты 21, 22, 36, 76, 78 — 81, 86 и подпункт «а» пункта 96 статьи 1 Федерального закона от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);

2) пункты 8 и 20 статьи 1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4793).

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением пункта 19 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 19 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 марта 2023 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Основание и необходимость разработки СТУ по пожарной безопасности

25 июля 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – 123-ФЗ). В статью 6 123-ФЗ добавлены новые условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:

1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

В настоящее время продолжает действовать часть 2 статьи 78 123-ФЗ, которая обязывает нас при отсутствии нормативных требования по пожарной безопасности, на основе требований 123-ФЗ разработать специальные технические условия (СТУ), отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

2. Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Основанием для разработки СТУ будет являться часть 2 статьи 78 123-ФЗ, а необходимостью — отсутствие нормы. В рамках этой статьи, разработчики СТУ опираясь на проектные решения, на требования норм, разрабатывают дополнительные противопожарные мероприятия, учитывающие особенности каждого конкретного объекта защиты. При этом, согласно обновленной статье 6 123-ФЗ, СТУ является одним из условий подтверждения соответствия требований пожарной безопасности объекта защиты. В таком случае основанием для разработки СТУ будет являться статья 6 123-ФЗ, а необходимостью разработки — отступление от пункта свода правил по пожарной безопасности. Важно отметить, что данное отступление от пункта свода правил не должно обосновываться ни расчетом риска, ни иным расчетом согласно статьи 6 123-ФЗ. Гибкое нормирование не подразумевает диктата требований и условий какой-либо одной стороны, а подразумевает вариативность обоснования и разумную возможность подтверждения условий пожарной безопасности любым способом указанным в 123-ФЗ. А вот, как выбрать этот способ, уже дело инженера пожарной безопасности.

Вступление в силу «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности». Новые подходы в сфере обеспечения пожарной безопасности

Пучков

10 апреля 2009 года в компании «Гарант» состоялось интернет-интервью статс-секретаря — заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Андреевича Пучкова.

Тема: Вступление в силу «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности». Новые подходы в сфере обеспечения пожарной безопасности.

1 мая 2009 года вступает в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

За период с момента принятия закона до его вступления в силу МЧС России совместно с бизнес-сообществом, общественными организациями, иными заинтересованными сторонами разработало нормативно-правовую базу, обеспечивающую действие нового закона. Она содержит четкие, понятные как для собственников, так и для пожарного надзора, требования. С вступлением в действие Технического регламента количество требований в сфере обеспечения пожарной безопасности сократится в 100 раз. Закон позволяет снять излишние административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства.

Вся ответственность за соблюдение норм пожарной безопасности отныне будет возложена на собственников объектов, которые получат право самостоятельно выбирать способы их пожарной защиты. А пожарный надзор сможет сосредоточить свои основные усилия на проверках соблюдения норм пожарной безопасности социальных объектов, учреждений с массовым пребыванием людей, особо опасных объектов, а также объектов стратегически важных для экономики страны.

Приведена ли в соответствие с требованиями нового Технического регламента нормативно-правовая база, регулирующая пожарную безопасность? Какая работа была проведена в этом направлении, и что еще предстоит сделать? С какими сложностями пришлось столкнуться? Как собственник сможет задекларировать пожарную безопасность своего объекта? Что представляет собой система аудита пожарной безопасности или независимой оценки рисков?

На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит статс-секретарь — заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучков Владимир Андреевич.

К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Для удобства мы разбили вопросы на блоки в соответствии с их тематикой. И первый блок …

Ведущая интернет-интервью Нифталиева Татьяна (компания «Гарант»).

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя — Пучкова Владимира Андреевича, статс-секретаря — заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Уважаемый Владимир Андреевич, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Тема интернет-интервью: «Вступление в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Новые подходы в сфере обеспечения пожарной безопасности».

Ведущая: Поясните, пожалуйста, каким образом будет выполняться федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Разработаны ли нормативные акты, необходимые для его реализации?

Пучков В.А.:
Добрый день, уважаемые коллеги! Данный федеральный закон был принят 22 июля 2008 года, а вступит в силу 1 мая 2009 года. В целях его реализации подготовлен целый пакет нормативных правовых документов. Это ряд постановлений Правительства Российской Федерации, которые приняты и вступят в силу с 1 мая. Кроме того, уже утверждено двенадцать Сводов правил, регламентирующие основные направления реализации Технического регламента. Все указанные нормативные документы в установленном порядке опубликованы в соответствующих изданиях, в том числе, в Российской газете. Любой пользователь, любой гражданин Российской Федерации может изучить эти документы.

Ведущая: Планируется ли внесение изменений в российское законодательство в части повышения уголовной и административной ответственности за нарушение собственниками объектов правил и требований пожарной безопасности, установленных новым Техническим регламентом? Вопрос поступил от Романовой из Москвы.

Пучков В.А.:
Да, планируется. Более того, уже подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который вносит изменения в Федеральный закон «О пожарной безопасности», в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный Кодекс Российской Федерации. Эти изменения направлены на гармонизацию правовых норм. Кроме того, отдельным законопроектом подготовлены изменения в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предполагают в случаях нарушения правил и требований пожарной безопасности увеличение размеров штрафов для должностных и юридических лиц. За нарушения, связанные с расположением эвакуационных путей и выходов, систем противопожарной защиты предусмотрено административное приостановление деятельности.

Ведущая: Владимир Андреевич! Прокомментируйте, пожалуйста, Приказ МЧС РФ от 27.01.2009 г.» О внесении изменений в нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 года. В пункт 37 Приказа внесено: «. в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности» (ранее — в организациях, имеющих лицензию на деятельность по тушению пожаров). Как понимать «оказывающие в установленном порядке услуги»?

Пучков В.А.:
Это правильное решение. Дело в том, что МЧС России осуществляет планомерную работу по снижению нагрузки на бизнес-сообщество, по упрощению всех процедур, в том числе, в части, касающейся обучения. Если раньше обучение вопросам пожарной безопасности можно было осуществлять только при наличии лицензии, то сейчас это ограничение снято. И все, что касается обучения в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, может осуществляться любой организацией, имеющей право на образовательную деятельность. Повторю, лицензия при этом не требуется.

Ведущая: Спасибо, перейдем к следующему вопросу. Расшифруйте, пожалуйста, термин: «угроза жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара». Кто должен определить наличие угрозы по подготовке Акта проверки по результатам надзорных мероприятий — инспектор ГПН или собственник (арендатор и т.д.)?

Пучков В.А.: Очень хороший вопрос. Действительно, и органы надзора, и бизнес-сообщество долго вели споры по этому пункту. Существуют нормативные документы, которые четко регламентируют, что такое «угроза жизни и здоровью людей». Если на предприятии нет трех элементарных вещей, обеспечивающих защиту работающего персонала, защиту людей от пожара, значит, существует угроза жизни и здоровью людей. Какие это вещи? Во-первых, сигнализация, наличие систем оповещения всех, кто находится в здании, сооружении, на предприятии. Во-вторых, наличие эвакуационных выходов. В-третьих, наличие соответствующих систем пожаротушения. Дополнительные требования со стороны каких-либо специалистов являются нарушением действующей нормативной правовой базы.

Ведущая: Согласно статье 76 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарные подразделения должны прибыть к месту вызова в городских поселениях и городских округах в период до 10 минут, а в сельской местности — до 20 минут. Однако, в больших городах пожарные подразделения из-за «пробок» зачастую не успевают прибыть в такие сроки. Следовательно, нарушаются нормы регламента. Что вы можете сказать по данному вопросу? Почему законодатель устанавливает такие невыполнимые на практике требования? Какие санкции предусмотрены для сотрудников пожарных подразделений, нарушивших указанные требования? Вопрос поступил от Пушкиной Елены Романовны из Москвы.

Пучков В.А.:
Уважаемая Елена Романовна, в Ваш вопрос носит комплексный характер.
Прежде всего, обратим внимание, что обозначенные в техрегламенте временные нормы устанавливают требования к местам размещения пожарных подразделений. При этом для действующих пожарных частей с учетом скоростных режимов на транспортных магистралях определяются границы территорий городских населенных пунктов и сельских районов, в пределах которых время прибытия первого подразделения пожарной охраны соответствует нормативным значениям, определенных в статье 76 п. 1 регламента. Назовем эти области областями нормативного обслуживания.

Соответственно, на тех территориях населенных пунктов и сельских районов, которые находятся вне границ областей нормативного обслуживания, должны создаваться дополнительные подразделения пожарной охраны. Это задача органов исполнительной власти на местах. Добавлю, что нами разработан свод правил «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» и методические рекомендации «Определение мест размещения подразделений пожарной охраны в населенных пунктах в целях доведения времени прибытия первого подразделения пожарной охраны до нормативного значения». Эти документы позволяют произвести соответствующие расчеты по обоснованию мест размещения оперативных подразделений пожарной охраны в проектируемых и существующих населенных пунктах с учетом особенностей пожарной опасности зданий и сооружений, системы их противопожарной защиты, технических возможностей дежурного караула, выезжающего на тушение пожара. При этом учитываются особенности населенных пунктов.

Что касается невыполнимых требований: Регламент, наоборот, привел их в соответствие с международной практикой. Например, в Германии оказание помощи должно осуществляться в течение 8 мин с момента получения сообщения о пожаре. Во Франции, Ирландии время прибытия пожарных подразделений не должно превышает 10 мин в городах и 20 мин в сельской местности. Давайте стремится к международному уровню, а не рассуждать о том, что Россия еще не готова к таким нормативам и законодатель устанавливает невыполнимые на практике требования. По вопросу, какие санкции предусмотрены для сотрудников пожарных подразделений, нарушивших указанные требования, могу сказать, что санкций не предусмотрено. Как говорилось ранее, в соответствии со статьей 6 пункт 4, ответственность за обеспечение пожарной безопасности в городских и сельских поселениях возложена на органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, как правильно понять и использовать в практической деятельности требования подпункта 1 пункта 2 статьи 1 и требования пункта 4 статьи 4 федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ, а именно:
статья 1 пункт 2 Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:
1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
(объект эксплуатируется, значит, он построен в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности)
статья 4. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Пучков В.А.:
Очень специфический вопрос. Кратко разъясню, что статья 1 пункта 2 регламентирует, что требования федерального закона по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты обязательны при проектировании, строительстве, капитальном ремонте и конструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты. Это говорит о том, что объект, который построен ранее, до введения в действие Технического регламента, в полной мере действует, эксплуатируется в соответствии со старой нормативно-правовой базой. То есть переоборудование зданий, сооружений под новые требования Технического регламента не потребуется. При этом, статья 4 регламентирует: за исключением случаев, когда в существующих зданиях, сооружениях, объектах есть угрозы жизни и здоровью людей.

Ведущая: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» является основанием для проектирования, строительства и сдачи зданий в эксплуатацию. Однако новый порядок нормирования, проектирования, эксплуатации зданий вызывает некоторые вопросы. Вопрос 1. Упростятся или усложнятся проектирования и строительство? Вопрос 2. Как техрегламент пожарной безопасности соотносится с техрегламентом о безопасности зданий?

Пучков В.А.:
Со вступлением в силу Технического регламента выполнение проектирования и строительства упростится. Дело в том, что сейчас все эти процессы регламентируются 1.5 тысячами различных нормативных документов, иногда противоречивших друг другу. А со вступлением в силу нового закона проектирование и строительство будут регламентироваться только этим законом и еще 12 сводами правил. Техрегламент о безопасности зданий в настоящее время не принят, но в перспективе этот регламент и «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» должны дополнять друг друга.

Ведущая: Перейдем к блоку вопросов, касающихся пожарной декларации. И первый вопрос из данного блока. До 01.05.2009 года на все существующие здания, строения должна быть оформлена декларация пожарной безопасности, включающая в себя оценку пожарного риска. Расскажите, об этом подробнее: что такое декларация пожарной безопасности, и кто должен ее составлять? Как новый Федеральный закон повлияет на реконструкцию и эксплуатацию построенных зданий?

Пучков В.А.:
Требования к декларации пожарной безопасности изложены в статье 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. N 91 уже утверждены требования к форме и порядку регистрации декларации пожарной безопасности. Поверьте, это достаточно несложный документ. Предполагается, что декларацию делает проектная организация, которая осуществляет проектирование объекта. Для эксплуатируемого здания собственник или владелец могут самостоятельно заполнить эту декларацию в соответствии с утвержденной формой. Больших проблем, особенно для небольших предприятий, подготовка декларации не составит.

Ведущая: Как и с помощью каких методик собственник объекта должен оценивать возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара (если данный собственник не желает проводить оценку в форме добровольного страхования)?
Ведь в законе говорится, что собственник несет ответственность за сведения, представленные в Декларации, соответственно, он несет ответственность и за сведения по оценке возможного ущерба имуществу третьих лиц. К тому же, в законе сказано, что порядок проведения расчетов должен определяться нормативными правовыми актами, т.е. для оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц, также как и для оценки пожарного риска, ВНИИПО должны были разработать соответствующую методику. Как быть в этом случае собственнику объекта (составителю декларации) и как ему не наткнуться на еще один административный барьер?

Пучков В.А.:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» установлено, что определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России. В настоящее время нами разработаны две методики: «Методика расчета пожарного риска для производственных объектов» и «Методика оценки пожарного риска для объектов общественного назначения».

Ведущая: Наш следующий вопрос. По каким критериям, согласно новому техническому регламенту, можно будет судить о том, превышает ли пожарный риск допустимых значений или нет? Вопрос задает Рябов Семен Викторович, Белгородская область.

Пучков В.А.:
Допустимыми значениями величины пожарного риска являются любые значения, полученные в результате проведения соответствующих расчетов по методикам, утверждаемым МЧС России, о которых я сказал выше, если они не превышают нормативные значения пожарного риска (для населения, для персонала производственного объекта). Нормативные значения прописаны в статье 93 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Ведущая: Технический регламент о требованиях пожарной безопасности устанавливает, что перед тем, как ввести в эксплуатацию здание, сооружение, строение или другой производственный объект, юридическим лицам и собственникам придется представлять декларацию пожарной безопасности, содержащую сведения об оценке пожарного риска и возможного ущерба имуществу третьих лиц в результате возникновения пожара. Поясните, пожалуйста, как в данном случае будут обстоять дела со зданиями и строениями, запроектированными и построенными в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности? Вопрос от Перминова Евгения Леонидовича из Брянской области.

Пучков В.А.:
Все здания и сооружения, которые построены на основе действующей нормативной правовой базы, до введения в действие Технического регламента, не подлежат реконструкции, переоборудованию, дооборудованию, дооснащению в соответствии с новыми требованиями. Действие Технического регламента с 1 мая 2009 года распространяется только на вновь возводимые здания и сооружения. Исключение здесь составляет только необходимость наличия в здании соответствующих систем, обеспечивающих безопасность граждан от пожаров, сохранение их жизни и здоровья.

Ведущая: Как и с помощью каких методик собственник объекта должен оценивать возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара (если данный собственник не желает проводить оценку в форме добровольного страхования)?

Пучков В.А.:
Очень хороший вопрос. Дело в том, что при подготовке всей нормативной правовой базы в развитие Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» мы предусмотрели разработку соответствующих методик по оценке ущерба третьим лицам. К этой работе будут привлечены представители бизнес-сообщества и страховщиков. Правильно оценить возможные риски от пожара третьей стороне — важнейшая задача. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы избежать излишних затрат на подготовку соответствующих документов и страхование неоправданных рисков. Все нормативные документы по реализации Технического регламента мы разрабатываем совместно с экспертами, учеными, которые работают в области обеспечения пожарной безопасности, в области защиты граждан. Очень активно привлекаем общественные организации, бизнес-сообщество, в частности, представителей организаций «Опора России», РСПП, «Деловая Россия» и других.

Ведущая: Следующий вопрос поступил от Крыловой Елены, директора по развитию компании «Пожцентр». Вопрос по методике расчёта оценки рисков в области пожарной безопасности. Важнейшим условием становления организаций — оценщиков рисков является обеспечение доступности методик моделирования возможных пожаров, расчета рисков. Так как до вступления в силу Технического регламента осталось меньше месяца, хотелось бы узнать, когда такая методика будет разработана и доступна организациям — оценщикам? И необходимо ли таким организациям для осуществления независимой оценки риска в области пожарной безопасности, проходить соответствующую аккредитацию? Какой региональный орган уполномочен осуществлять такую аккредитацию?

Пучков В.А.:
На самом деле такая методика уже разработана, подготовлена, размещена в средствах массовой информации, а также на портале МЧС России. Поверьте, для экспертной организации, которая разрабатывает проектно-изыскательскую документацию, не составит никакого труда осуществить все необходимые расчеты в соответствии с этой методикой. Еще раз хочу сказать, что при подготовке всех документов, обеспечивающих действие Технического регламента, в том числе и этой методики, привлекались специалисты, бизнес-сообщество. В первую очередь мы учитывали интересы малого и среднего бизнеса. При МЧС России создана система добровольной аккредитации организаций в области независимой оценки рисков. При подготовке соответствующей документации для аккредитации не требуется никаких финансовых затрат — это, во-первых. Во-вторых, не нужно заключение никаких экспертных организаций. Поэтому, если кто-то будет вам предлагать платные услуги, в том числе, по подготовке соответствующей документации, будет обосновывать необходимость проведения экспертизы за деньги, имейте в виду, что это незаконно. В МЧС России подобной экспертизы документов не требуется. Работает соответствующая комиссия: вы приносите документы в соответствии с перечнем, а комиссия их рассматривает и принимает решение.

Ведущая: Владимир Андреевич, расскажите, пожалуйста, какова цель введения аудита пожарной безопасности, и на каких объектах он должен проводиться? Какие контрольные функции будут закреплены за МЧС после введения в России аудита пожарной безопасности на административных и промышленных объектах? Филиппова Лариса Витальевна. Санкт-Петербург.

Пучков В.А.:
Целью создания системы независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) является достижение приемлемого уровня безопасности объектов. При этом в сферу оценки состояния объектов наряду с органами государственного надзора включаются негосударственные организации и эксперты по оценке рисков. Если на объекте был проведен аудит пожарной безопасности, то контроль со стороны государства в виде проверок пожарным инспектором уже не планируется. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска. В соответствии с этим документом независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником объекта и экспертной организацией. В добровольном порядке такие экспертные организации могут получить аккредитацию в МЧС России. При этом проводится проверка соответствия заявителей, претендующих проводить работы по независимой оценке пожарного риска, установленным требованиям.

Ведущая: Спасибо. Перейдем к теме лицензирования. И наш вопрос. Хотелось бы поподробнее узнать о лицензировании: планируется ли его отмена или нет?

Пучков В.А.:
В последнее время МЧС России уже провело большую работу по сокращению лицензируемых видов деятельности в сфере пожарной безопасности. С восьми их количество сократилось до двух. В настоящее время в Государственной Думе готовится ко второму чтению законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности». После принятия этого закона можно будет говорить о дальнейших шагах по отмене лицензирования.

Ведущая: В связи с принятием Технического регламента и возникшими противоречиями ФЗ N 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановления правительства РФ от 26.01.2006 N 45, приказа МЧС РФ от 20.10.2008 N 627 хотелось бы уточнить, необходимо ли получать лицензию на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Пучков В.А.:
На производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений сегодня лицензию получать необходимо. Это полностью соответствует действующему законодательству. В целом же хочу сказать, что МЧС России целенаправленно ведет работу по снижению количества лицензируемых видов деятельности. Еще недавно их было восемь, сегодня только два. И мы планомерно целенаправленно ведем работу по дальнейшему снижению нагрузки на бизнес-сообщество в этой области и постепенному переводу к системе страхования, к системе аккредитации. Но такой переход требует определенного времени и подготовки прежде всего самого бизнес-сообщества. В таком переходном периоде в первую очередь заинтересованы малые и средние предприятия, все бизнес-сообщество, потому что при резком снятии ограничений в этой сфере может появиться ряд недобросовестных организаций, которые, не выполняя договорные обязательства, поставляя низкокачественную продукцию, просто дискредитируют эту сферу деятельности, нанесут ущерб законным интересам и здоровью граждан, а также безопасности государства.

Ведущая: Все проводимые ранее Интернет-интервью для проектно-монтажных организаций не дают главного ответа на создавшееся положение по разрешительной системе МЧС: долговечность лицензий и перспективы саморегулирования. Это связанно с тем, что данный вопрос еще не решен или находится в разработке? Как планировать сейчас работу? Спрашивает президент Гильдии безопасности.

Пучков В.А.:
Очень хороший вопрос. Считаю, что работу нужно планировать, несмотря на проблемы в экономической, социальной, финансовой сферах. Перспективы работы в сфере обеспечения пожарной безопасности есть. Нужно работать, составлять соответствующие бизнес-планы, бизнес-проекты и с оптимизмом смотреть в будущее.

Ведущая: Просим дать разъяснение, возможно ли выполнение проектных и других работ из расшифровки лицензий МЧС «по тушению пожаров» до даты их окончания срока действия? Нигде нет разъяснений по вопросу о полномочиях, выданных органами МЧС России до февраля 2008 г. лицензий, «По тушению пожаров» с расшифровкой деятельности в приложении «выполнение проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, экспертиза, обучение и т.д.».

Пучков В.А.:
Очень хороший вопрос. На самом деле все лицензии, которые уже выданы, действуют до истечения срока. На каждой лицензии этот срок указан. И они действуют только в той сфере деятельности, на которую выданы. Если лицензия получена на определенный предмет деятельности, в частности, на тушение пожаров, то организация может заниматься только этим видом деятельности.

Ведущая: Просим разъяснить, Прекращает ли МЧС России с 1 мая 2009 года выдачу лицензий на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений? Хотелось бы знать о действиях разрешительной системы заранее. Для справки: В соответствии с ФЗ-128 от 08,08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ), лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.

Пучков В.А.:
По этому вопросу Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по поручению Аппарата Правительства подготовлено заключение. В нем сказано, что, поскольку работы и услуги не являются объектом технического регулирования, в отношении которых требования безопасности устанавливаются в технических регламентах, в «Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности» не могут быть установлены требования к производству данных видов работ. То есть вступление Технического регламента в силу не предусматривает отмену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Ведущая: Следующий вопрос поступил от индивидуального предпринимателя Василия. Около 18 лет работаю в системе пожарной безопасности. Вначале работал в ГПН, затем, после выхода на пенсию, получил лицензию МЧС на проектирование, разработку мероприятий, экспертизу, как говорится, «первая лицензия». Как я понимаю, с 1 января 2010 мне следует вступить в СРО, если хочу работать дальше. Но для этого надо заплатить «вступительный» взнос около 500 тыс. и далее ежемесячно по 30 тыс. «взносы». Откуда у меня и у многих, таких как я, такие деньги?

Пучков В.А.:
Очень хороший вопрос. Идея создания саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности совсем недавно обсуждалась на расширенной конференции в системе МЧС России. Мы пригласили для участия в ней представителей всех регионов страны, представителей власти, бизнес-сообщества. Состоялся серьезный конструктивный разговор по проблемам создания саморегулируемых организаций в этой области. Мы готовим сейчас соответствующее решение, соответствующие нормативно-правовые акты. Опять же, подчеркиваю, все эти документы разрабатываются совместно с экспертами, специалистами общественных организаций «Опора России», РСПП, «Деловая Россия». Мы должны понимать, что при создании саморегулируемой организации каждый предприниматель будет самостоятельно принимать решение о вступлении в нее. Никаких ограничений здесь нет. То, о чем говорилось по вступительному взносу и ежемесячным выплатам, — все это — пока предмет совместного обсуждения. Пока никаких конкретных решений по этим вопросам не принято.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, подробнее о деятельности частных, аккредитованных МЧС, организаций, уполномоченных проводить оценку пожарных рисков, а также о создании саморегулируемых организаций, оказывающих услуги в сфере обеспечения пожарной безопасности. Насколько, по вашему мнению, создание саморегулируемых организаций будет способствовать предупреждению фактов коррупции при осуществлении пожарного надзора? Вопрос поступил из города Пушкина от Синенко Дмитрия Анатольевича.

Пучков В.А.:
Мы в системе МЧС России тоже очень озабочены ликвидацией всех попыток и возможностей коррупционных проявлений. Только прозрачность всех процедур, в том числе в сфере надзора и контроля, прозрачность всей действующей нормативной правовой базы, ее доступность для всех граждан и бизнес-сообщества являются одним неотъемлемым условием предупреждения коррупционных проявлений. В ответе на предыдущий вопрос мы уже обсудили некоторые аспекты создания саморегулируемых организаций. Их создание — это один из элементов борьбы с коррупционными проявлениями, потому что создается определенная цеховая культура и соответствующая комплексно-цеховая ответственность за действия членов организации, — это с одной стороны. Но с другой стороны, мы с вами должны совместно очень внимательно следить за тем, чтобы не появлялись такие «карманные», прирученные саморегулируемые организации, чтобы не возникал монополизм в этой сфере. Но для этого есть соответствующие механизмы защиты. Думаю, совместно с бизнес-сообществом мы все эти проблемы решим.

Ведущая: Вопрос касается вступления в саморегулируемую организацию. Отдельные виды деятельности по обеспечению пожарной безопасности уже отнесены к видам строительной деятельности и попадают в сферу саморегулирования в строительной отрасли. Получается, чтобы заниматься данными видами работ организациям придется вступать сразу в две СРО: в сфере пожарной безопасности и в сфере градостроительной деятельности, что, на наш взгляд, весьма затратно и трудоемко. Просим разъяснить, обязана ли организация быть членом двух различных СРО?

Пучков В.А.:
Каждый собственник, каждый владелец самостоятельно решает, во сколько саморегулируемых организаций ему войти и быть ли членом таких организаций вообще. Никаких ограничений здесь нет. Если вы вступили в одну саморегулируемую организацию, которая занимается производством работ в определенной сфере, то, конечно же, вступать в другие саморегулируемые организации в той же сфере смысла нет. Но если вы осуществляете деятельность в нескольких сферах, то целесообразно вступать в такие организации. Но опять же, решение принимает собственник.

Ведущая: Заключительный вопрос. Какая структура будет следить за исполнением требований Технического регламента? Как будет осуществляться этот надзор?

Пучков В.А.:
Первое. Реализация Технического регламента будет находиться под неусыпным контролем всех соответствующих подразделений МЧС России. На федеральном уровне — это Департамент надзорной деятельности, в региональных центрах и главных управлениях — соответствующие структурные подразделения. В каждом субъекте Российской Федерации органы МЧС России будут неусыпно следить за соблюдением требований Технического регламента. Это с одной стороны. С другой стороны, при МЧС России создана постоянно действующая рабочая группа, которая участвовала в подготовке Технического регламента, разрабатывала все нормативные правовые акты по реализации его требований. Перед этой же рабочей группы стоит задача осуществления постоянного мониторинга реализации требований данного закона. По нашей рекомендации соответствующие постоянно действующие рабочие группы сейчас создаются при всех региональных центрах МЧС России и при всех главных управлениях по субъектам Российской Федерации. Это позволит нам быстро и оперативно снять все рабочие, проблемные моменты, которые естественны при внедрении такого важного и очень серьезного документа. В рабочие группы входят также эксперты, представители бизнес-сообщества. Так что эти группы открыты для диалога и готовы быстро и оперативно снимать все проблемные вопросы.

Ведущая: Владимир Андреевич, спасибо большое за интересные и исчерпывающие ответы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *