Какое освещение допускается в слесарных мастерских: основные требования
При рассмотрении вопроса, какое освещение допускается в слесарных мастерских, учитываются тип и категория точности зрительных работ, а еще размер деталей, подвергаемых обработке. От этого зависит, насколько комфортным, рациональным и безопасным будет освещение, которое должно помогать различать основные параметры предметов, в том числе их общий объем, контуры, особенности поверхности и текстуры.
Особенности освещения слесарной мастерской
Слесарная мастерская – специальное помещение, предназначенное для выполнения слесарных работ и укомплектованное необходимыми инструментами, оборудованием, приспособлениями и техническим инвентарем. Согласно нормативам в ГОСТ Р 55710-2013, существует 14 видов таких мастерских. У каждой из них есть свои особенности проектирования осветительной системы, как и в случае с освещением цехов промышленных предприятий.
Освещение в слесарных мастерских должно быть достаточным для безопасного осуществления работ. Оно делится на несколько видов:
- Естественное. Это освещение за счет рассеянного света небосвода и прямого излучения Солнца, которое проникает через светопроницаемые конструкции: окна, световые фонари и пр.
- Искусственное. Организуется самим человеком посредством установки по определенной схеме источников света.
- Комбинированное, или совмещенное. Самый распространенный вид освещения, включающий два предыдущих вида.
Естественное освещение
Уровень естественной освещенности может быть разным в зависимости от погодных условий, площади, расположения и количества окон, региона и времени суток. Таким образом, естественный свет характеризуется непостоянством. В связи с этим для нормирования такого освещения используют коэффициент КЕО (естественной освещенности). Его определяют по простой формуле:
где Евн – естественная освещенность внутри, а Енар – снаружи помещений.
Если освещение в слесарных мастерских левостороннее или правостороннее, т.е. боковое, то КЕО замеряют на расстоянии 1 м от стены, которая противоположна той, что оборудована светопрозрачными конструкциями. При двустороннем и верхнем освещении (через фонарь) замеры должны осуществляться в центре.
По СанПиН КЕО нормируется только для мастерских в учебных учреждениях: школах и профтехучилищах. При совмещенном освещении КЕО должно составлять 3% при верхней схеме и 1,2% при боковой.
Нюансы организации искусственного света в мастерских
При организации искусственного света предусматривают:
- общее,
- локализованное,
- комбинированное освещение.
Общее предполагает установку потолочных светильников. Главное требование к этому освещению – равномерность рассеивания светового потока. В зависимости от площади для нормальной работы может быть достаточно одной или нескольких линий светильников.
Локализованное освещение необходимо для увеличения количества света непосредственно в месте осуществления рабочего процесса. Здесь потолочные лампы смещают к зоне работ, используют настенные или подвесные светильники.
В комбинированном освещении предусматривается и общее, и местное, которое представлено настольными лампами с возможностью регулировки направления света. В составе искусственного предусматривают не только рабочее, но и охранное, эвакуационное и аварийное освещение.
Зонирование слесарных мастерских
Нормы освещенности в слесарных мастерских могут различаться в зависимости от участка. В зоне выполнения зрительных работ должен быть максимальный уровень освещенности. Свет на рабочем месте принимается для участка на расстоянии 0,5 м от зрительной зоны. Все, что выходит за эти границы, называется периферией, где освещенность составляет не более 1/3 от света в непосредственном окружении.
Нормы освещения для разных зон в слесарных мастерских:
Вне зависимости от участка мастерской важно исключить или по максимуму снизить дискомфортную блескость – повышенную яркость светящихся поверхностей, которая вызывает эффект ослепленности. Этого достигают за счет правильного расположения светильников и выбора их защитного угла:
- не более 15° – для яркости света 20-50 ккд/м2;
- не более 20° – для 50-500 ккд/м2;
- не более 30° – для 500 и более ккд/м2.
Не менее важно выбрать правильную цветовую температуру светильников и обеспечить максимально возможную точность передачи цвета объекта. Здесь учитывают особый показатель – индекс цветопередачи. Оптимальное значение – 100, что соответствует спектру естественного света.
Максимально приближенные к этому значения дают светодиодные светильники. Их индекс цветопередачи достигает уровня 80-90 RA, а иногда и выше. Кроме того, LED-светильники имеют длительный срок службы, нетребовательны в уходе, эстетичны и соответствуют требованиям электробезопасности.
Освещение рабочего места в мастерской
Хорошее освещение в мастерской играет огромную роль: оно защищает от брака изделий, бережет зрение и психику мастера, оберегает от травм. На плохо освещенном рабочем месте можно запросто промахнуться инструментом, испортить заготовку или порезаться. В этой статье мы поговорим о том, каким должно быть освещение в мастерских.
Нормы освещенности мастерских
Для освещения рабочего места в мастерских нет отдельного специального ГОСТа или свода правил. В общем случае вы можете руководствоваться ГОСТ Р 55710-2013. Этот документ определяет нормы искусственного освещения рабочих мест. В ГОСТе излагаются требуемые значения освещенности для разных типов мастерских. Так, освещение в столярной и слесарной мастерской будет отличаться от швейной.
На рабочем месте слесаря освещенность должна быть порядка 500–750 Лк, при этом на периферии освещение должно быть на 100–200 Лк ниже. А для художественной мастерской считается оптимальным освещение в 200 лм на 1 квадратный метр. Нетрудно рассчитать, что для студии площадью 20 квадратов потребуется не менее 4 тысяч лм. При этом освещение рабочего места художника должно быть равномерным, чтобы тени не деформировали объем изображаемых предметов.
В швейной мастерской потребуется общее освещение от 750 Лк, а на игле — не менее 1000 Лк. Если в мастерской сотрудники работают исключительно на швейных машинах, то достичь повышенной освещенности иглы можно использованием встроенных лампочек над лапкой машинки. Но если в работе используется также ручной стежок, то придется позаботиться о качественных точечных светильниках, которые будут освещать рабочую зону при ручном шитье.
Светильники для мастерских
Как правило, для освещения рабочего места нужно подобрать верхние и точечные светильники. ДРИ (дуговые ртутные лампы с иодидами металлов) хорошо подходят для освещения мастерских. Но пальму первенства по популярности все-таки удерживают светодиодные светильники.
Освещение мастерской светодиодными светильниками — это экономичный подход. Светодиоды долговечны и потребляют мало энергии. Даже при интенсивном освещении такие приборы будут расходовать немного электричества, экономя бюджет организации или мастера.
Выбирая светильники для освещения мастерской, важно оценивать высоту от пола до потолка в помещении. Чем выше комната, тем более яркий прибор потребуется для достижения аналогичных показателей освещенности. Чтобы измерить освещение, нужно использовать люксметр на уровне рабочего места мастера.
Можно ли организовать освещение в мастерской самостоятельно
В небольшой частной мастерской можно наладить освещение своими руками, но в крупных производственных цехах лучше доверить эту работу профессионалам. Чтобы сотрудники берегли зрение и здоровье, нужно точно рассчитать освещенность каждой зоны, а затем подобрать подходящие светильники и крепления для них.
В небольших и низких залах обычно не требуются дополнительные крепления, но в просторных мастерских с высотой потолков от 5 метров и выше можно использовать опоры освещения, чтобы закрепить светильник пониже. В противном случае придется закупать очень мощные приборы и крепить их на потолок, а это неэффективно: часть освещенности будет теряться по пути от потолка к рабочему месту.
Качественное освещение рабочей зоны позволит уменьшить утомляемость мастера и улучшить производительность его труда. Хороший свет защитит от травм, брака и профессиональных заболеваний.
Расчёт освещения осветительной установки слесарного цеха — Расчет искусственного освещения помещения
Лаборатория замков — это специальное помещение, предназначенное для работы слесарной мастерской и оснащенное необходимыми инструментами, оборудованием, приспособлениями и техническим инвентарем; согласно нормам ГОСТ Р 55710-2013, существует 14 типов таких лабораторий. Как и в случае с освещением промышленных лабораторий, каждая из них имеет свои особенности при проектировании систем освещения.
Освещение в наскальных лабораториях должно быть достаточным для обеспечения безопасной работы. Выделяют различные виды:.
- Естественное. Это яркое освещение и прямой солнечный свет. Оно проникает через окна, световые люки и другие проницаемые конструкции.
- Натуральное. Его производят сами люди при установке источников света по определенным цифрам.
- Комбинированное или совмещенное освещение. Наиболее распространенный тип освещения, состоящий из двух предыдущих типов.
Естественное освещение
Уровень естественного освещения зависит от погоды, размера, расположения, количества окон, площади и времени суток. Поэтому естественное освещение характеризуется непостоянством. По этой причине для стандартизации такого освещения используется индекс естественной освещенности (NI). Он определяется по простому типу:.
Een/Ena r-100%, где Enar — естественное освещение, а Enar — естественное освещение из пространства.
![]() |
Если освещение в лаборатории замка остается ручным или по часовой стрелке, т.е. МЭД измеряется на расстоянии 1 м от стены, противоположной стене со светопрозрачной конструкцией. В случае двустороннего и воздушного освещения (через световые люки) измерения должны проводиться по центру.
Согласно Санпин, КЕО требуется только для учебных мастерских, т.е. школ и профессиональных училищ. Для комбинированного освещения КЕО должен составлять 3% для воздушного освещения и 1,2% для бокового освещения.
Освещение в школе: требования, нормы СанПиН
Оборудование, мебель и содержание помещений должны соответствовать требованиям по проектированию, содержанию и организационной гигиене труда в детских домах и домах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами.
- Между серией сдвоенных столов — не менее 60 лет
- между серией столов и наружной продольной стеной — не менее 50-70
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафом вдоль этой стены — не менее 50
- От последнего стола до стены (перегородки) напротив стола — не менее 70, от задней, то есть наружной стены — 100,.
- От проекционной до стола — не менее 100,.
- От первого кабинета до стола — не менее 240,.
- От последнего места ученика до стола — 860, не более.
- Высота нижних конечностей стола на полу — 70-90,.
Это интересно: Проверить коэффициент КБМ по базе РСА для полиса ОСАГО онлайн
Учреждения дополнительного образования призваны обеспечить необходимые условия для развития личности, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческой деятельности детей и молодежи. . Соблюдение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками Учреждения.
Санитарные нормы для учебных лабораторий. Какое освещение допускается в наскальных лабораториях? Уровни искусственного освещения для различных видов зрительных работ, выполняемых молодежью при использовании люминесцентного освещения — используя федеральные документы, учитывайте старые и вновь созданные рабочие места при их перепланировке. — Не менее 2,5 м 2 на одного учащегося перед фронтальной работой; это соответствует цветовой температуре 3500-4500 км.
Свяжитесь со мной для бесплатной консультации!
Нормы освещённости и освещения по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03
Площадь лабораторий и рабочих кабинетов, санитарно-гигиенические требования. |Статьи по технологии: образование социальные сети После уборки все оборудование необходимо промыть теплой водой с использованием моющих средств.3-Помещения для обработки тканей.
Нормы и требования к освещению рабочего места в офисе и на производстве
5. 9. 11.
Ямы для прыжков должны быть заполнены чистым песком со смесью опилок. Перед прыжками содержимое необходимо разрыхлить и выровнять. Борта ямы должны быть покрыты резиной или брезентом и выровнены с землей.
В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, следует использовать неяркие тона отделки и цвета — светло-голубой, светло-зеленый, в комнатах, выходящих на северную сторону. Пространства, например, бежевого цвета, следует оградить заборами высотой 1,2-1,5 метра или засадить зеленью.
Какое освещение допускается в слесарных мастерских левостороннее. Школьные мастерские и физкультурный зал. IV. Требования к зданию
Для обеспечения нормального уровня солнечной радиации и естественного освещения на территориях и площадках в местах расположения общеобразовательных зданий следует соблюдать допустимое расстояние от жилых и общественных зданий. В приведенные размеры не входят общежития, экспериментальные участки и учебные помещения. В учебных классах, в лекционных аудиториях уровень освещенности должен соответствовать следующим критериям 300-500 лк для парт, кабинетов технологии и дизайна — 500 лк, кабинетов информационных технологий — 300 — 500 лк для столов, кластерных и спортивных помещений — 200 лк, полов — 150 лк.
Это интересно: МФЦ в городе Биробиджан: адреса, телефоны, часы работы, отзывы
Мастерские для подготовки к работе имеют площадь 6. 0 м2 на одно место и Должны быть.
Отраслевые нормы искусственного освещения
Дороги и улицы в сельскохозяйственных поселениях с увеличением поверхности земли эффективность светового потока снижается. Направление основного пучка света не должно быть впереди или позади обучаемого.
2. 4. 2.
11. неравномерность освещенности (отношение максимальной освещенности к минимальной) не должна превышать 1. 3 для работ категорий I-III.
III с люминесцентными лампами — с другими источниками света — 1. 5 — категории IV — VII — 1. 5 — 2.
0 работ. Для производственных площадок, где проводятся работы категорий I — IV, следует ограничиваться отраженным светом. На участках, ориентированных на юг от горизонта, в помещениях, ориентированных на север, следует использовать отделочные материалы и обеденные цвета холодных тонов — светло-голубой, светло-зеленый.
Равные пространства должны быть огорожены 1,2-1,5-метровым забором или засажены зеленью.
Искусственное
Для обеспечения нормального уровня солнечной радиации и естественного освещения на участках и площадках при размещении общеобразовательных зданий должны соблюдаться допустимые расстояния от жилых и общественных зданий. К указанным участкам не относятся общежития, лаборатории и учебные помещения.
- Коэффициент пульсации колеблется в пределах 0-4%.
- Необходимый уровень освещенности достигается за счет более низкого потребления энергии.
- Имеется выбор цветовых температур (3500-4500 К).
- Они не создают шума при работе.
- Они безопасны для окружающей среды и не требуют специальных условий утилизации.
В классах, кабинетах, лабораториях уровень освещенности должен соответствовать следующим критериям: — 300-500 лк, в кабинетах технологии, чертежных бюро на столах — 500 лк, в компьютерных лабораториях на столах — 300-500 лк 500 лк, на столах — 300-500 лк, в паркетных и спортивных залах 200 лк, в напольных зонах отдыха — 150 лк. Расстояние между рабочими скамьями должно быть не менее 0,8 м спереди назад.
Это интересно: Как списать долги по алиментам?
Освещение при работе за ПК
Оборудование физкультурно-спортивных площадей должно обеспечивать выполнение учебной программы по физической культуре, а также частичную спортивно-оздоровительную работу. В сельской местности допускается увеличение пешеходных расстояний до 1 км от автобусных остановок.
- Способ осуществления образовательного процесса, способы
- организация охраны здоровья учащихся,.
- здоровье и содержание учреждения, и
- соблюдение санитарных норм.
Яркость рассчитывается с учетом яркости фона, отраженной освещенности на уровне глаз наблюдателя, общей яркости части светильника и индекса положения каждого светильника по ГОСТ Р 54943. -2012. расстояние между рядами столов составляет 1,0 м, а в малярных и приемных — 0,7 м.
Требования к соблюдению санитарных правил и норм
Отделы, студии и т.д. объединяются двумя и более составными детскими. Шкаф для хранения уборочного инвентаря имеет размеры 450 x 500 x 2000.
4. 33. Если общеобразовательный фонд превышает максимально допустимое количество служб доставки, общеобразовательное учреждение как структурное подразделение может включать общеобразовательный фонд-интернат.
В сельских учреждениях с числом учащихся в классе не более 10 разрешается иметь раздевалки, вешалки или шкафы в классе при условии соблюдения площади на одного учащегося. Мебель и рабочее оборудование должны быть разумно спланированы.
Освещение подземных и надземных пешеходных переходов
Детские сады и другие образовательные учреждения, независимо от их организационно-правового статуса, должны применять меры по охране и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, включая меры по организации питания, и соблюдать требования санитарного законодательства. Второй вариант предпочтительнее, так как неизбежный шум производства не проникает в класс. Освещение рабочего места должно составлять 500 лк для показа фильмов с Dioma и может осуществляться системой искусственного освещения с темной кожей перед экраном, либо может использоваться один локальный светильник.
Помещения не должны быть свалками, не допускается складирование в несанкционированных местах.
Статьи по теме:
- Как вернуть заплаченные налоги? — Meduza
- ГУП «Мосгортранс»: Социальные карты учащегося, студента, ординатора и аспиранта
- Узаконивание перепланировки квартиры. Стоимость услуг
- Образец УПД 2024
- Как управляющим организациям составлять ответы на обращения жителей домов: рекомендации
- Обязательная подготовка граждан к военной службе
Освещение в образовательных учреждениях
2.4.1.1. Учебные, учебно-производственные, рекреационные, жилые и др. помещения с постоянным пребыванием обучающихся имеют естественное освещение.
Без естественного освещения допускается проектировать:
- снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале;
- душевые и уборные персонала;
- кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей);
- радиоузлы;
- кинофотолаборатории;
- книгохранилища;
- бойлерные, насосные водопровода и канализации;
- камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха;
- узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий;
- помещения для хранения дезсредств.
2.4.1.2. Основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. При глубине учебных помещений более 6 метров обязательно устройство правостороннего подсвета.
В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах применяют системы освещения (боковое — одно, двух- и трехстороннее) и комбинированное (верхнее и боковое). Выбор системы освещения определяют характером зрительной работы, габаритами помещения и оборудования, особенностями светового климата и др. Для мастерских с большой глубиной — наилучшими системами следует считать двухстороннее боковое и комбинированное (в одно- и двухэтажных зданиях).
Направленность света от боковых окон на рабочую поверхность, как правило, левостороннее. В слесарных и токарных мастерских направление света от боковых окон справа (при этом обеспечивается наименьшее затенение от корпуса тела работающего и громоздкой левой части токарных станков).
2.4.1.3. В учебных помещениях коэффициент естественного освещения (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам, кабинетах технического черчения — 2,0%. В спортивном зале при боковом освещении — 1,0%, при верхнем и комбинированном — 3,0%.
2.4.1.4. В учебно-производственных мастерских и рабочих местах обучающихся на предприятиях КЕО обеспечивается в соответствии с характеристикой зрительной работы согласно требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению. В помещениях, специально предназначенных для работы или производственного обучения подростков, нормированное значение КЕО повышается на один разряд и должно быть не менее 1,0%.
2.4.1.5. Неравномерность естественного освещения в учебно-производственных помещениях не должна превышать 3:1 (отношение среднего значения КЕО к наименьшему в пределах характерного разреза помещения). Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни; ориентация кабинета вычислительной техники — на север, северо-восток.
2.4.1.6. Соотношение яркостей в поле зрения не должно превышать 3:1 — между тетрадью и поверхностью стола, 10:1 — между тетрадью и стеной; 1:3 — между классной доской и стеной и 20:1 — между световым проемом и стеной.
2.4.1.7. Для окраски и отделки поверхностей интерьера и оборудования учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует использовать диффузно-отражающие материалы светлой гаммы цветов: потолок и верхнюю часть стен, двери и оконные рамы окрашивают в белый цвет, стены — в светло-желтые, светло-голубые, светло-розовые, бежевые, светло-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,6 — 0,7; столы — в светло-зеленые и цвета натурального дерева — с коэффициентом отражения не менее 0,5; классные доски — в темно-коричневые или темно-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,2; пол — в светлые тона с коэффициентом отражения 0,4 — 0,5.
2.4.2.3. В учебных помещениях предусматривают люминесцентное освещение (допускается лампами накаливания). Следует применять люминесцентные лампы ЛБ, могут применяться лампы ЛХБ, ЛЕЦ. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.
Для общего освещения учебных помещений (кабинетов, аудиторий, лабораторий) следует использовать люминесцентные светильники: ЛСО02-2х40, ЛПО28-2х40, ЛПО02-2×40, ЛПО46-4х18-005, могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.
2.4.2.4. В учебных помещениях используют люминесцентные светильники с пускорегулирующими аппаратами (ПРА) с особо низким уровнем шума.
2.4.2.5. Необходимое количество светильников и их размещение в помещении определяют по светотехническим расчетам с учетом коэффициента запаса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
В учебных кабинетах светильники с люминесцентными лампами располагают параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м — от внутренней. Классную доску оборудуют софитами и освещают двумя светильниками типа ЛПО-30-40-122(125), расположенными выше верхнего края доски на 0,3 м и на расстоянии 0,6 м перед доской в сторону класса.
Предусматривают раздельное включение светильников или отдельных их групп (с учетом расстановки учебного и технологического оборудования).
2.4.2.6. Рабочее искусственное освещение в учебно-производственных мастерских и на предприятиях проектируют двух систем: общее (равномерное и локализованное) и комбинированное (к общему добавляется местное).
2.4.2.7. При выполнении в помещении работ I — IV разрядов следует применять систему комбинированного освещения. Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10% в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
Для общего освещения в системе комбинированного следует использовать преимущественно люминесцентные лампы независимо от типа источника света местного освещения. Для местного освещения следует применять люминесцентные лампы или лампы накаливания.
2.4.2.8. Уровни освещенности при отдельных видах работ, выполняемых подростками, представлены в Приложении 1.
2.4.2.9. Выбор источника света следует производить с учетом характеристики зрительной работы, уровня освещенности, требований к цветоразличению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
2.4.2.10. Для общего и местного освещения производственных помещений со специфическими условиями среды (пыльные, влажные, взрывоопасные, пожароопасные и др.) применяют светильники в соответствии с их назначением и светотехническими характеристиками.
2.4.2.11. Неравномерность освещения (отношение максимальной освещенности к минимальной) не должна превышать 1,3 для работ I — III разрядов при люминесцентных лампах; при других источниках света — 1,5; для работ IV — VII разрядов — 1,5 — 2,0 соответственно. Для производственных помещений, в которых выполняются работы I — IV разрядов, следует предусматривать ограничение отраженной блескости.
2.4.2.12. Очистку от пыли светильников общего освещения следует производить не реже 2-х раз в год; замену перегоревших ламп — по мере выхода из строя. К этой работе обучающиеся не привлекаются. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают и хранят до сдачи в местах, недоступных для обучающихся.
У Вас остались вопросы по освещению образовательных учреждений? Звоните нам, мы с удовольствием ответим на все Ваши вопросы.