Что такое частота диапазона звука
Перейти к содержимому

Что такое частота диапазона звука

  • автор:

Что такое частотный диапазон в колонках

Привет, друзья! Сегодня я расскажу о наиболее подходящем частотном диапазоне для акустических систем и о том, как звуковые частоты влияют на качество звука. Постараюсь объяснить все как можно понятнее, но не обещаю, что будет совсем просто.

Привет, друзья! Сегодня я расскажу о наиболее подходящем частотном диапазоне для акустических систем и о том, как звуковые частоты влияют на качество звука. Постараюсь объяснить все как можно понятнее, но не обещаю, что будет совсем просто.

Немного теории

HECO Victa Prime 502 Espresso

Звук – это волна, которая распространяется в виде областей повышенного и пониженного давления в воздухе или другой среде. Главные характеристики звука — его громкость, измеряемая амплитудой, и высота, измеряемая частотой. Человек способен слышать звук в диапазоне частот от 20 Герц (нижний предел) до 16-20 Килогерц (верхний предел). Этот диапазон условно делится на три полосы: низкочастотную (от 20 до 150 Герц), среднечастотную (от 150 до 7000 Герц) и высокочастотную (7-20 000 Герц). Чем больше частота колебаний, тем тоньше издаваемый звук. К примеру, шмель, медленно машущий крылышками, создает гудение, а комарик, быстро машущий своими крылышками — пронзительный писк.

Звуковые волны, выходящие за пределы того, что способно воспринять человеческое ухо, называются инфразвуком (звуковые волны ниже воспринимаемого диапазона) и ультразвуком (волны с частотой более 20 000 герц или 20 кгц).

Хотя люди и не могут воспринять эти волны, звук большой интенсивности в этих диапазонах все еще может воздействовать на их тело. Человек с идеальным слухом может полностью воспринимать весь звуковой спектр. Однако в условиях постоянного фонового шума способность человека воспринимать все частоты ухудшается. Многие люди страдают от потери слуха с возрастом, когда становится невозможно уловить высокочастотные звуки. Это естественно, что женщины обладают лучшей способностью слышать высокие частоты и различать интонации, что связано с их биологической ролью в заботе о потомстве.

☝️ Качество звука, воспроизводимого динамиками, во многом определяется их количеством . Динамики различного размера способны воспроизводить разные частотные диапазоны. Чем больше размер динамика, тем ниже частотный диапазон он способен воспроизвести. Для воспроизведения всего звукового спектра его разбивают на несколько каналов и используют несколько динамиков на каждый частотный диапазон. В настоящее время широко распространены двух- и трехканальные аудиосистемы.

Количество каналов

Качество звука, который могут обеспечить динамики, в значительной степени зависит от их количества. Динамики разных размеров могут воспроизводить разные диапазоны частот, причем существует правило: чем больше размер динамика, тем более низкую частоту он может воспроизвести. Чтобы воспроизвести полный звуковой диапазон, он делится на каналы, и используется несколько динамиков для каждого частотного диапазона. В наше время наиболее распространенными являются следующие типы систем:

  • Двухканальные системы, где один динамик предназначен для низких частот, а другой — для средних и высоких.
  • Трехканальные системы с одним динамиком для низких частот, одним для средних частот и одним для высоких частот.

Это относится не только к стереосистемам, но и к системам формата 2.1 (с выделенным низкочастотным динамиком), которые обычно звучат лучше, так как низкочастотный динамик обычно находится отдельно от средних и высокочастотных динамиков. То же самое относится и к системам 5.1 (где передние и задние динамики, как правило, идентичны и воспроизводят одни и те же частоты).

Однако все это не влияет на местоположение источника звука при использовании акустической системы для просмотра фильмов с компьютера или в домашних кинотеатрах. Для этих задач используются системы с большим количеством динамиков и каналов.

Амплитудно-частотная характеристика

Идеальный амплитудно-частотный график (АЧГ) — это прямая линия с небольшим наклоном в начале и в конце. Очень сложно достичь такого уровня качества, поэтому только акустические системы высшего класса могут им обладать. В других случаях, выбор колонок должен основываться на АЧГ и ваших личных предпочтениях в звуке. Подъем от 20 гц до среднего басового уровня — для тех, кто любит “бумкающий” звук (любители drum’n’bass, breakbeat, dubstep, death metal, grindcore и определенных поджанров doom metal). Доминирование среднего частотного уровня — для ценителей чистого вокала и классических произведений. Высокие частоты — для любителей heavy metal, power metal и “визжащего” вокала.

Если не удается найти информацию о АЧГ выбранных колонок, просто послушайте их, попробуйте разные композиции и жанры. Таким образом вы сможете сделать правильный выбор акустической системы, соответствующей вашим предпочтениям.

Первый метод — настройка с использованием регуляторов на аудиосистеме. Если ваша система не имеет регуляторов, попробуйте использовать медиаплеер со встроенным эквалайзером для воспроизведения музыки (например, Winamp или AIMP). Нам известно, что амплитуда-частота влияют на звук.

На каком выборе колонок остановиться?

Klipsch ProMedia Heritage 2.1

Без специализированных знаний вы не измените частотный диапазон звука, поэтому вам придется выбирать среди доступных на рынке моделей, если вы не хотите сами заниматься акустикой. Многие описания акустических систем предлагают диапазон от 20 Гц до невероятных 35 кГц и даже выше. Однако это всего лишь маркетинговая стратегия — вы, скорее всего, не услышите звуки с частотой более 20 кГц. Выбирайте колонки с таким диапазоном, и это будет хорошим выбором.

☝️ Таким образом, при выборе акустической системы важно учитывать ее амплитудно-частотную характеристику (АЧХ). Ровная линия с плавным уклоном на графике АЧХ указывает на высокое качество звука. Такая характеристика обычно присуща моделям среднего и высокого ценового диапазона. В одной из наших статей мы рассказали о том, правильно выбрать Bluetooth колонки. При выборе колонок стоит также учитывать личные предпочтения в музыке: подъем в области низких частот подойдет любителям “бумкающего” звука, доминирование средних частот — ценителям чистого вокала и классики, высокие частоты — любителям тяжелой и металлической музыки. Если нет возможности узнать АЧХ интересующей модели, можно просто послушать ее и выбрать ту, которая больше всего понравится по звучанию.

Что такое частотный диапазон

Поговорим о диапазоне частот, в котором наушники способны воспроизводить звук. Он измеряется в Герцах. Это один из важных параметров при выборе наушников, так как он влияет на качество звука.

Частотный диапазон измеряется в герцах (Гц) и обычно указывается в характеристиках наушников. Чем шире диапазон, тем больше звуковых частот может воспроизводить наушник, что обеспечивает более полное и качественное звучание.

Существует несколько типов частотных диапазонов у наушников:

1. Базовый диапазон 20-20 000 Гц – это стандартный диапазон для большинства наушников. Он позволяет воспроизводить все основные звуковые частоты, которые мы слышим.

2. Расширенный диапазон 5-33 000 Гц – это диапазон, который расширяет спектр звуковых частот, которые могут быть воспроизведены наушниками. Такие наушники обеспечивают более точное и качественное звучание, особенно в низких и высоких частотах.

3. Улучшенный диапазон 10-40 000 Гц – это диапазон, который еще больше расширяет спектр звуковых частот, которые могут быть воспроизведены наушниками. Такие наушники обеспечивают более глубокий бас и более ясные высокие частоты.

4. Сверхширокий диапазон 5-50 000 Гц – это диапазон, который позволяет наушникам воспроизводить еще больше звуковых частот, включая ультразвуковые и инфразвуковые частоты. Такие наушники обеспечивают максимально полное и качественное звучание.

Важно отметить, что частотный диапазон не является единственным фактором, влияющим на качество звука. Другие факторы, такие как размер динамиков, чувствительность и сопротивление, также важны при выборе наушников.

В заключение, при выборе наушников необходимо обратить внимание на их частотный диапазон, так как это важный параметр, который влияет на качество звука. Различные типы частотных диапазонов обеспечивают разное качество звука, поэтому необходимо выбирать наушники, которые соответствуют вашим потребностям и предпочтениям.

Частоты, которые полезно помнить!

Классически звуковой спектр делится на три части: низкие, средние и высокие частоты. Границы частот, хотя и не все с этим согласны, можно обозначить следующим образом: низкиеот 10 Гц до 200 Гц, средние от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц — высокие.Для более точного определения, давайте разделим эти три част на более мелкие и рассмотрим х по отдельности.

1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) — это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) — это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре.

3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) — здесь размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это регистр гитары.

4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) — соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют «занудной» или «смурной».

5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется «слушательской утомляемостью» и является проблемой большинства недорогих аккустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для «яркости» звучания. Ну это уже коммерческие штучки!

6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука — это маловато.

7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).

Электрическая сеть шумит на частоте 50 Гц. Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Это устранит шумы сети, но не повлияет заметно на общий звук. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже эффективен в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров для этого лучше не пользоваться, так как они имеют слишком широкую зону влияния и регулировка может существенно изменить звучание бас-гитары, в том числе не в лучшуюсторону. Нижние частоты бас-гитары и басового барабана лежат в области 40 Гц и ниже. Чтобы придать их звучанию мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Нижняя частота электрогитары — 80 Гц. Для устранения «бочковатости» надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения резкого, неприятного призвука — ослабить в районе 1Кгц. Чтобы добавить «ду», сделать «жалящим» звучание рок-гитары, просмотрите область от 1,5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака станет такой, как вы желаете. Основная проблема с акустическими гитарами, как правило, состоит в том, что они звучат «бочковато» — из-за неподходящих микрофонов, неудачного расположения микрофона, акустических характеристик помещения или просто из-за того, что инструмент плохой. Область «вредной» частоты находится обычно между 200 Гц и 500 Гц — ее и надо вырезать. Вокал также занимает большую зону частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции.

На что влияет частотный диапазон динамика?

Диапазон воспроизводимых частот динамика характеризуется параметром, указывающим на нижний и верхний частотные пределы. Именно это определяет звук, воспроизводимый колонками. Например, качественная акустика «Урал» или «АК» представляет динамики с оптимально подобранным сочетанием всех параметров — производители смогли создать качественное звучание в своих акустических системах.

На что влияет частотный диапазон динамика

Качественная акустика востребована и популярна. Но, иногда непонятна терминология и смысл трактовки некоторых технических терминов. Например, если с частотами относительно понятно, то на что влияет частотный диапазон динамика, остаётся загадкой. Данный вопрос можно рассмотреть под таким углом — общеизвестно, что человеческие уши могут воспринимать частоты от 20 герц и до 20 000.

При этом стоит понимать, что никакая акустика не сможет воспроизвести весь этот диапазон. Поэтому для получения объемного высококачественного звука обычно устанавливают в комплекте все частоты — высокие, средние и низкие, дополняя их мидбасом. Чем выше максимальный частотный показатель и ниже минимальный, тем лучше будет звучание акустической системы. То есть, частотный диапазон динамика в целом влияет на качество звука в соответствии со способностью человеческого уха его воспринимать.

Диапазон частот низкочастотного динамика

Низкие частоты или басы воспроизводят звук на самом «низком уровне». То есть, диапазон частот НЧ динамика — это низкие звуковые частоты, и предусмотрен тот предел, который может слышать человек.

Чаще всего в акустических системах используют стандартный низкочастотный динамик. То есть, в данном диапазоне вырабатываются частоты в пределах 20-2000 герц или 2 килогерц. Здесь ощутимо слышны басовые звуки, которые рождает синусоидальная низкочастотная волна.

Сабвуферы используют для усиления и лучшей слышимости басов. Они могут воспроизводить тональность ниже 200 герц и устанавливаются внутри корпуса. Это стандартное дополнение к колонкам, позволяющее получить более качественный низкий показатель шума, который не могут обеспечить стандартные НЧ динамики, потому что их диапазон ограничен.

Мидбас — это середина диапазона сабвуфера, находящаяся в пределах диапазона от 200 герц до 5 килогерц. Но, при столь широком диапазоне частот, лучшее воспроизведение будет при 500 Гц-2000Гц, и звук будет равномерно ухудшаться с любой из сторон спектра.

Диапазон частот среднечастотного динамика

Среднечастотный спектр представляет обработку «среднего» диапазона — от 500 Гц до 4000 Гц. Данный показатель среднечастотного динамика является наиболее важным, поскольку здесь воспроизводится большинство слышимого звучания. Например, это человеческие голоса или звуки музыкальных инструментов. Стоит учитывать, что звучание данного спектра в акустических системах «в одиночестве» звучат тускло и обязательно нуждаются в дополнении ВЧ и НЧ.

Диапазон частот высокочастотного динамика

Верхний уровень в звуковом спектре — это так называемые твитеры. Смысл такого названия заключается в проведении аналогов с высокими птичьими твитами птиц. Диапазон ВЧ динамика охватывает показатели спектра от 2 кГц до 20 кГц, но некоторые устройства достигают 100 кГц.

На данных частотах звучание направленное, то есть такие динамики будут оптимально звучать только в том случае, если они направлены прямо на слушателя. У современных твитеров постепенно адаптируют купольные версии. Конструктивно это представляет из себя мягкую купольную диафрагму, изготовленную из шелка, полиэфирной пленки или аналогичной ткани, которые пропитаны полимерной смолой. Именно такие высокочастотные динамики представляют максимально широкий диапазон звучания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *