Уроки Ардуино (Arduino) для начинающих
База уроков по Arduino На сайте появился отдельный большой раздел текстовых уроков – максимально подробные уроки по программированию Arduino!
ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ
УРОКИ ARDUINO
Об этой странице Здесь представлены видео уроки с канала Заметки Ардуинщика (цикл «Базовые уроки»), совмещённые с текстовым материалом. Также на сайте есть более подробные текстовые уроки × Закрыть это предупреждение.
15.01.2019 конспект был обновлён: поправлено оформление и добавлена информация!
Добро пожаловать в цикл “Уроки Ардуино с нуля, для чайников, школьников и домохозяек”, это официальная страница проекта “Заметки Ардуинщика“. Цикл охватывает все стандартные операторы и функции Ардуино и построен таким образом, что от выпуска к выпуску у зрителя идёт плавное формирование “базы”, каждый последующий урок (видео урок) содержит в себе информацию из предыдущих, то есть уроки усложняются и становятся комплексными.
Arduino.ru
Язык программирования устройств Ардуино основан на C/C++. Он прост в освоении, и на данный момент Arduino — это, пожалуй, самый удобный способ программирования устройств на микроконтроллерах.
Базовые и полезные знания, необходимые для успешного программирования под платформу Arduino:
- Начало работы с Arduino в Windows
- Работа с Arduino Mini
- Цифровые выводы
- Аналоговые входы
- Широтно-импульсная модуляция
- Память в Arduino
- Использование аппаратных прерываний в Arduino
- Перепрошивка контроллера Atmega8U2 для Arduino Uno и Mega2560
- Переменные
- Функции
- Создание библиотек для Arduino
- Использование сдвигового регистра 74HC595 для увеличения количества выходов
- Прямое управления выходами через регистры микроконтроллера Atmega
Справочник языка Ардуино
Язык Arduino можно разделить на три раздела:
Операторы
Управляющие операторы
Синтаксис
- ; (semicolon)
- <> (curly braces)
- // (single line comment)
- /* */ (multi-line comment)
Арифметические операторы
- = (assignment)
- + (addition)
- — (subtraction)
- * (multiplication)
- / (division)
- % (modulo)
Операторы сравнения
- == (equal to)
- != (not equal to)
- <(less than)
- > (greater than)
- <=(less than or equal to)
- >= (greater than or equal to)
Логические операторы
Унарные операторы
- ++ (increment)
- — (decrement)
- += (compound addition)
- -= (compound subtraction)
- *= (compound multiplication)
- /= (compound division)
Данные
Константы
- HIGH | LOW
- INPUT | OUTPUT
- true | false
- Целочисленные константы
- Константы с плавающей запятой
Типы данных
Преобразование типов данных
Область видимости переменных и квалификаторы
Функции
Цифровой ввод/вывод
Аналоговый ввод/вывод
- analogRead()
- analogReference()
- analogWrite()
Дополнительные фунции ввода/вывода
Работа со временем
Математические функции
Тригонометрические функции
Генераторы случайных значений
Внешние прерывания
- attachInterrupt()
- detachInterrupt()
Функции передачи данных
Библиотеки Arduino
Servo — библиотека управления сервоприводами.
EEPROM — чтение и запись энергонезависимой памяти микроконтроллера.
SPI — библиотека, реализующая передачу данных через интерфейс SPI.
Stepper — библиотека управления шаговыми двигателями.
Авторизация
Примеры
Изменяем яркость светодиода — плавное изменение яркости светодиода функцией analogWrite().
Мигаем светодиодом — пример подключения светодиода к Arduino и работы с ним
Тактовая кнопка — считывание состояния кнопки
Мигаем светодиодом без delay() — еще один, более практичный способ мигать светодиодом
Arduino — как это программировать: основы для новичков
Даниил Шатухин Редактор в «Хабре», тестировщик и любитель веба
Arduino — программирование, которое можно потрогать. Плата позволяет не только поработать с кодом, но и реализовать его в физическом мире. Например, запрограммировать плату помигать светодиодами или сделать из нее музыкальный инструмент. Разбираемся, как начать программировать на Arduino с нуля, какие IDE подходят для работы с платой и приводим примеры кода.
Что такое Arduino
Arduino — аппаратная платформа на базе микроконтроллера, предназначенная для разработки умных устройств и автоматизированных систем. С помощью Arduino можно запрограммировать собственный дверной замок с магнитным ключом, построить робота с распознаванием голосовых команд или собрать автоматическую кормушку для питомца. К основной плате можно подключать дополнительные модули от сторонних производителей. Так систему можно оснастить дисплеем, датчиками, аккумуляторами и беспроводной связью. Arduino придумали в Италии в начале 2000-х годов. Разрабатывали систему для быстрого и легкого обучения программированию и схемотехнике, поэтому платформу изначально делали гибкой, чтобы ее можно было использовать в любых школах и кружках.
Профессия / 9 месяцев
Frontend-разработчик
Создавайте интерфейсы сервисов, которыми пользуются все
2 590 ₽/мес 4 317 ₽/мес
Все разработки Arduino открыты для использования, поэтому, кроме оригинальных плат, можно найти китайские копии. Компания всегда публикует чертежи своих разработок, схемотехнику и программную часть. В результате копии практически ничем не уступают платам из Италии.
На чем программируют Arduino
Код для всех плат семейства Arduino пишется на языке Arduino, созданном на базе C++ и фреймворка Wring. Создатели платформы выбрали C++ из-за скорости работы и высокой эффективности при разработке для устройств с ограниченным количеством памяти. Фреймворк Wring отвечает за управление аппаратной частью Arduino. Код компилируется с помощью avr-gcc. Некоторые платы поддерживают программирование на языке MicroPython. Для этого нужно самостоятельно установить все необходимое окружение и подготовить аппаратную часть контроллера к обработке такого кода. Программировать удобнее всего в интегрированных средах разработки. У плат семейства Arduino есть Arduino IDE. Приложение доступно для Windows, Linux и macOS. В нем собрали все инструменты, которые могут пригодиться во время разработки собственных проектов. В Arduino IDE можно писать код, оптимизировать работу платы, получать данные об эффективности кода, устанавливать сторонние библиотеки и разрабатывать свои. Arduino IDE можно скачать с официального сайта компании, код проекта открыт и опубликован на GitHub. Если нет возможности установить Arduino IDE, то программировать плату можно в браузере, в облачной среде разработки. В ней поддерживается работа с кодом, отправка написанного кода на плату, взаимодействие с библиотеками и мониторинг. Возможности облачной IDE ограничены, и для полного доступа необходимо приобрести подписку Arduino Cloud. Разрабатывать код для Arduino можно и в редакторе кода Visual Studio Code от Microsoft. Это возможно благодаря стороннему плагину PlatformIO, который упрощает взаимодействие с железом. Плагин бесплатный и предоставляет функции для разработки, отладки и прошивки плат.
Визуальное программирование Arduino
Новичкам может быть сложно сразу начать писать код на Arduino C из-за того, что в основе языка лежит достаточно сложный C++. Далеко не все платы поддерживают MicroPython, поэтому решением может стать визуальное программирование, построенное на перетягивании нужных фрагментов кода друг за другом. Такой способ будет полезен не только начинающим, но и детям на кружках по программированию. Проект Массачусетского технологического института S4A представляет собой модификацию языка визуального программирования для Arduino. С его помощью можно собирать блоки кода в готовую прошивку для фирменных плат. Проект давно не обновлялся, но все равно стабильно работает. Есть русский язык и подробная документация по установке. Проект ArduBlock от российских разработчиков активно поддерживается и предлагает актуальные функции для большинства плат Arduino и ESP. Программирование с помощью блоков, а также уроки и инструкции на русском языке доступны в браузере. Вместе с ArduBlock авторы проекта выпускают стартовые наборы для начинающих.
Основы программирования Arduino
Файл с кодом проекта для Arduino в сообществе принято называть скетчем. Скетчи пишут по специальным правилам, обеспечивающим корректную работу с железом и выполнение команд. Базовая структура выглядит следующим образом:
#include «name» void setup() < >void loop()
В самом начале скетча в главный файл подключают сторонние библиотеки с помощью директивы #include и названия библиотеки. Название можно указать с помощью кавычек («») или галочек (<>). В первом случае поиск к файлу библиотеки производится сначала в папке со скетчем, а потом в папке с установленными библиотеками. Если использовать галочки, то система будет искать указанный файл только в папке с установленными библиотеками. Далее следует функция setup() , которая выполняется при каждом запуске скетча на Arduino. В этот момент система задает вводам и выводам на плате режим работы, получает значения переменных и подготавливает плату для работы с остальной частью кода. Функция loop() выполняется по кругу и управляет Arduino. В этой части разработчики пишут основной код скетча, который реализует логику всего проекта. Выполнение loop() запускается сразу за setup() . Эти две функции обязательно должны быть в скетче каждого проекта, даже в тех случаях, когда в функциях нет никаких инструкций. Без них невозможно выполнение кода на Arduino.
Станьте Java-разработчиком
и создавайте сложные сервисы
на востребованном языке
Комментарии и разделители
Arduino программируют на языке, спроектированном на базе C++, поэтому он наследует многие его особенности. Так, однострочные комментарии задаются с помощью двойного слэша (//). Весь текст внутри комментария компилятор будет игнорировать, обычно текст в слэшах используют для пояснения работы кода. Комментарии в первую очередь нужны людям, которые пишут код и работают с ним, а не компьютеру. Для комментирования сразу нескольких строк используется конструкция из слэша и звездочки (/* комментарий */). Такую конструкцию обязательно надо закрывать, иначе компилятор не сможет найти конец комментария.
// Однострочный комментарий // Второй однострочный комментарий /* А это уже Многострочный комментарий */
Все инструкции нужно отделять точкой с запятой (;). Эта особенность тоже пришла в синтаксис Arduino из C++. Если этого не делать, код не соберется и скетч нельзя будет загрузить на плату.
Переменные Arduino
Переменные в Arduino нужны, как и во всех языках программирования, для хранения данных. В программировании Arduino мы должны указывать тип переменной перед ее именем. Существуют следующие типы данных:
Arduino для начинающих. Часть 1
Доброго времени суток, Хабр. Запускаю цикл статей, которые помогут Вам в знакомстве с Arduino. Но это не значит, что, если Вы не новичок в этом деле – Вы не найдёте ничего для себя интересного.
Введение
Было бы не плохо начать со знакомства с Arduino. Arduino – аппаратно-программные средства для построения систем автоматики и робототехники. Главным достоинством есть то, что платформа ориентирована на непрофессиональных пользователей. То есть любой может создать своего робота вне зависимости от знаний программирования и собственных навыков.
Начало
Создание проекта на Arduino состоит из 3 главных этапов: написание кода, прототипирование (макетирование) и прошивка. Для того, чтоб написать код а потом прошить плату нам необходима среда разработки. На самом деле их есть немало, но мы будем программировать в оригинальной среде – Arduino IDE. Сам код будем писать на С++, адаптированным под Arduino. Скачать можно на официальном сайте. Скетч (набросок) – программа, написанная на Arduino. Давайте посмотрим на структуру кода:
main() < void setup()< >void loop() < >>
Важно заметить, что обязательную в С++ функцию main() процессор Arduino создаёт сам. И результатом того, что видит программист есть:
void setup() < >void loop()
Давайте разберёмся с двумя обязательными функциями. Функция setup() вызывается только один раз при старте микроконтроллера. Именно она выставляет все базовые настройки. Функция loop() — циклическая. Она вызывается в бесконечном цикле на протяжении всего времени работы микроконтроллера.
Первая программа
Для того, чтоб лучше понять принцип работы платформы, давайте напишем первую программу. Эту простейшую программу (Blink) мы выполним в двух вариантах. Разница между ними только в сборке.
int Led = 13; // объявляем переменную Led на 13 пин (выход) void setup() < pinMode(Led, OUTPUT); // определяем переменную >void loop()< digitalWrite(Led, HIGH); // подаём напряжение на 13 пин delay(1000); // ожидаем 1 секунду digitalWrite(Led, LOW); // не подаём напряжение на 13 пин delay(1000); // ожидаем 1 секунду >
Принцип работы этой программы достаточно простой: светодиод загорается на 1 секунду и тухнет на 1 секунду. Для первого варианта нам не понадобиться собирать макет. Так как в платформе Arduino к 13 пину подключён встроенный светодиод.
Прошивка Arduino
Для того, чтоб залить скетч на Arduino нам необходимо сначала просто сохранить его. Далее, во избежание проблем при загрузке, необходимо проверить настройки программатора. Для этого на верхней панели выбираем вкладку «Инструменты». В разделе «Плата», выберете Вашу плату. Это может быть Arduino Uno, Arduino Nano, Arduino Mega, Arduino Leonardo или другие. Также в разделе «Порт» необходимо выбрать Ваш порт подключения (тот порт, к которому вы подключили Вашу платформу). После этих действий, можете загружать скетч. Для этого нажмите на стрелочку или во вкладке «Скетч» выберете «Загрузка» (также можно воспользоваться сочетанием клавиш “Ctrl + U”). Прошивка платы завершена успешно.
Прототипирование/макетирование
Для сборки макета нам необходимы следующие элементы: светодиод, резистор, проводки (перемычки), макетная плата(Breadboard). Для того, чтоб ничего не спалить, и для того, чтоб всё успешно работало, надо разобраться со светодиодом. У него есть две «лапки». Короткая – минус, длинная – плюс. На короткую мы будем подключать «землю» (GND) и резистор (для того, чтоб уменьшить силу тока, которая поступает на светодиод, чтоб не спалить его), а на длинную мы будем подавать питание (подключим к 13 пину). После подключения, загрузите на плату скетч, если вы ранее этого не сделали. Код остаётся тот же самый.
На этом у нас конец первой части. Спасибо за внимание.