Статическое электричество детям!
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Статическое электричество — одно из невероятно интересных явлений природы. Оно окружает нас со всех сторон и очень важно объяснить ребёнку основные его закономерности. Можно это сделать это с помощью простого эксперимента. Показать вашему ребенку силу отрицательно и положительно заряженных частиц можно очень просто. Нам понадобятся: 1. Два надутых воздушных шарика с нитками на концах; 2. Ваши волосы; 3.Салфетки бумажные с изображением человечка. Порядок действий 1. Потрите два надутых воздушных шара об шерстяную ткань. Попробуйте поднести их друг к другу и посмотрите, что происходит. 2.Возьмите бумажную салфетку, нарисуйте на ней фломастером человечка, цветочек или что то другое. Прикрепите салфетку к столу скотчем, вверх по движению, только за нижнюю часть. Протрите шарик об свои волосы, поднесите с верху к салфетке и посмотрите что получиться. Что происходит? 1. В первом случае шарики будут отталкиваться друг от друга. Это происходит благодаря статическому электричеству. Оно образуется при натирании шаров о волосы или шерстяную ткань. Таким образом, шарик отдаёт материалу большую часть своих положительных электронов и становится отрицательно заряженным. Два, одинаково отрицательно заряженных шара, будут отталкиваться друг от друга. 3. На втором этапе эксперимента вы сможете показать ребёнку ещё наглядней, как отрицательные электроны притягивают позитивные. Салфетка начнет притягиваться к шарику и подниматься вверх. Таким образом, вы сможете наглядно объяснить ребёнку феномен статического электричества. Это станет отличным первым шагом к объяснению сложных законов этого необычайного явления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Волшебная палочка или статическое электричество»
Применение интерактивной доски SMART Notebook 14 для формирования у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством» Занимательные опыты со статическим электричеством
Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участник проекта: Корогод Марк .
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Статическое электричество»
Проводя этот эксперимент мы с детьми уточнили представления об электричестве и, посмотрев наглядный материал, провели совместно несколько опытов, и дети самостоятельно сделали выводы о том, что .
Проект Вовы Боровкова «Статическое электричество»
Проект разработан ребенком и родителями с целью узнать, что же такое статическое электричество. Опасно оно для человека или полезно.
Эксперимент со статическим электричеством
Статическое электричество — одно из интереснейших явлений природы. Оно окружает нас со всех сторон и очень важно объяснить ребёнку основные его закономерности. Легче всего сделать это с помощью просто.
исследовательский проект «тайны статического электричества»
физика для дошкольников.
Статическое электричество
Узнать информацию о статическом электричестве (где оно встречается, его польза или вред). Узнать опыты со статическим электричеством в домашних условиях. Провести эксперимент дома, увидеть или услышат.
Эксперимент со статическим электричеством
Статическое электричество — одно из интереснейших явлений природы. Оно окружает нас со всех сторон и очень важно объяснить ребёнку основные его закономерности. Легче всего сделать это с помощью простого эксперимента. Многие считают, что это затратное или даже опасное для ребёнка занятие. Но это совсем не так. Показать вашему ребенку силу отрицательно и положительно заряженных частиц можно очень просто и совершенно безопасно.
Вам потребуются
1. Два надутых воздушных шарика с нитками на концах;
2. Шерстяная ткань;
3. Алюминиевая банка от газированного напитка;
5. Овсяные хлопья.
Порядок действий
1. Потрите два надутых воздушных шара об шерстяную ткань. Попробуйте поднести их друг к другу и посмотрите, что происходит.
2. Потрите один из шаров о ткань и поднесите его к своим волосам. Какой будет эффект?
3. Положите алюминиевую банку на ровную поверхность боком. Натрите один шарик о ткань или волосы и поднесите его к банке. Двигайте его дальше по поверхности и посмотрите что произойдёт.
4. Высыпьте на стол немного овсяных хлопьев. Натрите шарик о ткань и подержите немного на небольшом расстоянии над хлопьями. Запомните результат.
Что происходит?
1. В первом случае шарики будут отталкиваться друг от друга. Это происходит благодаря статическому электричеству. Оно образуется при натирании шаров о волосы или шерстяную ткань. Таким образом, шарик отдаёт материалу большую часть своих положительных электронов и становится отрицательно заряженным. Два, одинаково отрицательно заряженных шара, будут отталкиваться друг от друга.
2. Во втором случае все будет наоборот. Отрицательно заряженный воздушный шарик будет притягивать к себе позитивно заряженные волосы и поднимать их. Таким образом, шарик ненадолго испортит вашу причёску.
3. На третьем этапе эксперимента вы сможете показать ребёнку ещё наглядней, как отрицательные электроны притягивают позитивные. Алюминиевая банка постепенно покатиться за шариком, даже если вы будете понемногу двигать его в сторону.
4. В последней части эксперимента позитивно заряженные хлопья притянуться и «прилипнут» к вашему воздушному шару.
Таким образом, вы сможете наглядно объяснить ребёнку феномен статического электричества. Это станет отличным первым шагом к объяснению сложных законов этого необычайного явления.
Факты
1. Статическое электричество окружает нас в быту повсюду. Оно может возникнуть от ходьбы по шерстяному ковру, при надевании свитера, расчесывании волос, контакте с полиэтиленом или пенопластом.
2. Статическое электричество относительно безопасно для человека. Правда, если отрицательно заряженным телом коснуться к металлу, то можно получить лёгкий удар током.
3. Эффект статического электричества лежит в основе образования молний. Они возникают благодаря контакту разнозаряженных облаков между собой или с озоновым слоем. Естественно, сила таких зарядов очень высока и молнии смертельно опасны для человека.
Занимательные опыты со статическим электричеством
Во всех проводимых в этом разделе опытах мы используем статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов. Например, шарика и свитера, шарика и волос, шарика и натурального меха. Вместо шарика иногда можно взять гладкий большой кусок янтаря или пластмассовую расческу. Почему мы используем в опытах именно эти предметы? Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд — положительный, а у электронов — отрицательный. Когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть предметы, например, волосы или шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик (янтарь, расческу) о такой предмет, часть электронов перейдет с него на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но, если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу.
Публикация «Занимательные опыты со статическим электричеством» размещена в разделах
- Игры с магнитами
- Опытно — экспериментальная деятельность
- Электричество, опыты. Эксперименты с электричеством
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Опыт №1. Понятие о электрических зарядах.
Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
1. Воздушный шарик.
2. Шерстяной свитер.
Опыт : Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное — к ребенку. Почему?
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например — шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. В результате контакта между шариком и шерстяным свитером происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
Опыт №2. Танцующая фольга.
Цель: Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
1. Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада).
2. Ножницы. 3. Пластмассовая расческа. 4. Бумажное полотенце.
Опыт : Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит? Волосы. о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд. легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».
Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Опыт №3. Прыгающие рисовые хлопья.
Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
1. Чайная ложка хрустящих рисовых хлопьев.
2. Бумажное полотенце.
3. Воздушный шарик.
4. Шерстяной свитер.
Опыт : Постелим на столе бумажное полотенце и насыплем на него рисовые хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему? В результате контакта между шариком и шерстяным свитером произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Опыт №4. Способ разделения перемешанных соли и перца.
Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
1. Чайная ложка молотого перца.
2. Чайная ложка соли.
3. Бумажное полотенце.
4. Воздушный шарик.
5. Шерстяной свитер.
Опыт : Расстелим на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Опыт №5. Гибкая вода.
Цель: Показать, что в воде электроны свободно перемещаются.
1. Раковина и водопроводный кран.
2. Воздушный шарик.
3. Шерстяной свитер.
Опыт : Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе. Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.
Вывод: В воде электроны могут свободно перемещаться.
Публикации по теме:
Опыты с электричеством Опыты. Как рассказать детям про электричество без скуки? Конечно посредством опытов! Особенно про неопасное электричество, статическое.
Долгосрочный проект экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Занимательные опыты и эксперименты» Долгосрочный проект экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Занимательные опыты и эксперименты для детей» Тип проекта:.
Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты с детьми» МАДОУ № 218 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития.
Мастер-класс «Занимательные опыты и эксперименты в непосредственно образовательной деятельности» Мастер – класс «Занимательные опыты и эксперименты в непосредственно образовательной деятельности»Цель мастер-класса: обучить участников.
Папка по самообразованию «Хочу все знать». Занимательные опыты и эксперименты для детей Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.
«Занимательные опыты». Проект по познавательно-исследовательской деятельности Проект по познавательно- исследовательской деятельности. Тема: «занимательные опыты» Возраст детей: 3-4 года Срок реализации: 4 месяца Участники.
Проект «Занимательные опыты и эксперименты с неживой природой» Проект «Занимательные опыты и эксперименты с неживой природой» Тип проекта: исследовательски-творческий. Актуальность проекта: Мир вокруг.
Буклет для родителей на тему «Занимательные опыты с детьми в домашних условиях» Буклет «Занимательные опыты с детьми в домашних условиях» Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально.
Консультация «Занимательные опыты на кухне» Живые дрожжи Известная русская пословица гласит: «Изба красна не углами, а пирогами». Пироги мы, правда, печь не будем. Хотя, почему и нет?.
Знакомство дошкольников со статическим электричеством посредством опытно-экспериментальной деятельности Список опытов: 1. Шарики на стене 2. Шарики поссорились 3. Шарики подружились 4. Бумажное конфетти 5. Гибкая вода 6. Электричество в голове.
Что такое статическое электричество для детей
Автор: Новикова Наталия Евгеньевна
Организация: МКДОУ «Детский сад 5»
Населенный пункт: Воронежская область, г. Поворино
Возраст: старший дошкольный
Цель: познакомить детей со статическим электричеством.
Задачи:
образовательные:
— путем проведения опытов показать причины возникновения и проявления статического электричества;
— обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;
— способствовать развитию познавательной активности, нестандартного мышления, воображения и креативности дошкольников;
развивающие:
— развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
— прививать интерес к естественно-научным представлениям;
— развивать внимание, мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
— способствовать овладению приемами практического взаимодействия с предметами;
воспитательные:
— воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
— способствовать развитию любознательности, вызвать у детей радость открытий в ходе экспериментальной деятельности.
Используемые технологии:
— дистанционно-образовательная кейсовая технология;
— технология экспериментальной деятельности;
Материалы: расческа, тарелка с кусочками бумаги, прозрачная крышка от пластикового контейнера, коробка с овсяными хлопьями, нарезанная полосками фольга, воздушный шарик, щётка, шарф, варежка, модель осьминога, мусорный пакет, рыбка, вырезанная из цветной бумаги.
Словарная работа: статическое электричество, трение, научная лаборатория, опыты, эксперименты.
Ход занятия.
— Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию. Здесь проводят различные опыты, исследования, эксперименты. Мы сегодня узнаем, что такое «статическое электричество», и где оно живёт.
Ребята, а вы знаете, что есть электричество неопасное, волшебное, оно тихо живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть. Хотите узнать о таком волшебном электричестве?
Опыт «Весёлая расчёска»
Тогда перейдем к проведению нашего первого опыта, который называется «Весёлая расчёска». Посмотрите, на столе в тарелочке лежат кусочки бумаги. Если поднести расчёску к бумаге, что-то произойдёт? Ничего. Как заставить бумагу притянуться к расчёске? Что нужно сделать? Правильно, нужно ей расчесать волосы. А теперь смотрите, бумага зашевелилась и прилипла к расчёске. Почему притянулись кусочки бумаги? А это мы с вами поймали электричество. Ребята, у этого волшебного электричества есть название — оно называется статическое электричество. Это электричество, которое возникает само по себе, при натирании различных поверхностей. Оно живёт всюду. На этом опыте мы поняли, что статическое электричество живёт в волосах.
Вы замечали, когда мы часто расчёсываемся, бывает, что волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны. Это ещё раз доказывает, что в волосах живёт статическое электричество.
Опыт «Прыгающие хлопья«
Насыплем в тарелку овсяные хлопья. Возьмём надутый воздушный шарик и приложим к хлопьям. Ничего не происходит. А теперь натрём шарик о шерстяной шарф и поднесём воздушный шар к хлопьям. Просто невероятно! Они запрыгали и притянулись к шарику. Так как сам по себе шарик не прилипал к предметам, а только после трения его о шарф, делаем вывод, что статическое электричество живёт в одежде.
Кто слышал, как потрескивала одежда, когда её снимаешь? Даже можно увидеть маленькие искры. Вот это как раз наше доброе электричество.
Опыт «Волшебная фольга»
Посмотрите, у меня на столе лежит фольга, которую я разрезала на полоски. Сейчас пластиковую крышку натрём варежкой и прислоним к нашей фольге. Вот это да. Посмотрите, фольга начинает двигаться и притягивается к крышке. После натирания крышка стала электрической, поэтому полоски фольги задвигались и притянулись к ней. Вот такие занимательные опыты проходят в нашей лаборатории. Вот как интересно играть с этим добрым электричеством.
Опыт «Электрический осьминог»
Ребята, а теперь вашему вниманию предлагаю следующий опыт. У меня здесь осьминог. Я его сделала из мусорного пакета и крышки от пластиковой бутылки. Нашего осьминога превратим в электрического. Натрём его щупальца щеткой в одном направлении и поднимем вверх. Посмотрите, что случилось! Щупальца растопырились в стороны!. Если к осьминогу подплывет рыбка ( другой рукой снизу внутрь засунуть бумажную рубку), то щупальца немедленно схватят её. Рыбка уплывает, щупальца растопыриваются куполом, а как только подплывает к осьминогу, он сразу её хватает. Вот такие невероятные чудеса с электричеством вы увидели в нашей лаборатории!
Подведение итогов.
Сегодня мы узнали, что такое статическое электричество. На опытах убедились, что оно образуется при трении предметов друг о друга. Научились делать предметы волшебными. И вы, ребята, сможете провести такие чудесные опыты и удивить своих друзей.
А в каких предметах у вас дома живёт статическое электричество? Вместе со взрослыми попробуйте определить это. Успехов вам в познании окружающего мира и новых удивительных открытий!
Приложения: