О происхождении терминов «якорь» и «ротор»
Электротехнический термин «якорь» намного старше слова электротехника. В эпоху великих географических открытий и развития мореплавания в мировом океане ощущалась острая потребность в магнитных компасах, основной частью которых была магнитная стрелка. Эти стрелки изготавливались из железа и намагничивались природными магнитами. Других попросту не было.
Для хорошего намагничивания требовались и хорошие магниты. Для усиления действия природных магнитов их армировали железом, прикрепляя его к камню с помощью немагнитных оправ из меди, серебра и даже золота. Все это украшалось стилизованными фигурками, орнаментами или надписями.
Магниты стоили дорого. В комплект магнита входил также съемный железный брусочек, который «прилепливался» к полюсам магнита. Этот брусочек имел с одной стороны кольцо, крючок или декоративную копию морского якоря для подвешивания гиревой чашки. Силу удержания этого брусочка магнитом всегда можно было измерить по весу гирь, укладываемых в чашку. Сам же брусочек с крючком и получил название «якорь магнита».
С изобретением в 1825 г. электромагнитов способ измерения их силы не изменился. Так, например, в преамбуле своего труда, вышедшего в 1838 г. в Петербурге под названием «О притяжении электромагнитов», российские академики Б.С. Якоби и Э.Х. Ленц прямо так и записали: «Сила притяжения определялась весом гирь, которые накладывались до тех пор, пока якорь не отрывался».
Электромагниты уже могли создавать мощные магнитные поля. Американский ученый Дж. Генри создал электромагнит, якорь которого был в состоянии удерживать груз весом в тонну. Но не в этом его главная заслуга как инженера. Он поставил якорь электромагнита на шарнир и заставил при притяжении ударять по колокольчику. Так появился первый электромагнитный звонок.
Приспособив контакты к подвижному якорю, американец получил никому доселе неизвестный прибор — реле, устройство для автоматической коммутации электрических цепей по сигналу извне, позволяющее передавать телеграфные сигналы на практически любые расстояния.
В современных электромагнитных реле подвижная часть магнитопровода и до сего времени называется якорем, хотя и не имеет никакого внешнего сходства с удерживающим устройством корабля на рейде.
Изобретательская мысль Дж. Генри на этом не остановилась. Он сделал магнитопровод с катушкой и установил его горизонтально, как коромысло лабораторных аналитических весов. При качаниях устройства (якоря), контакты, укрепленные на концах коромысла, периодически касались выводов двух гальванических элементов, запитывавших катушку токами различного направления. Соответственно, коромысло, качаясь, притягивалось к двум постоянным магнитам, входившим в систему.
Установка работала непрерывно, сообщая якорю 75 качаний в минуту. Так появилась одна из первых конструкций электродвигателя с возвратно-поступательным движением. Впрочем, превратить его во вращательное для того времени не составляло никакого труда.
Генри писал: «Мне удалось привести в движение небольшую машину силой, которая до сих пор не находила применения в механике, я говорю о магнитном притяжении. Я не придаю большого значения этому изобретению, ибо в теперешнем его виде оно представляет только физическую игрушку. Однако не исключена возможность, что при дальнейшем развитии принципа это сможет быть использовано для практических целей».
Машины с возвратно-поступательным движением тогда распространения не получили, хотя были предложены вполне работоспособные конструкции У. Кларком, Ч. Пейджем и др. Технологически более удобным в применении оказался электродвигатель с вращающимся якорем.
Затем наступила эра трехфазного переменного тока. Никто вращающиеся узлы у двигателей переменного тока якорем не называл, и это было справедливо. Как не назвать вращающееся магнитное поле вихрем, а вращающуюся часть ротором? Но в машинах постоянного тока (и в двигателях, и в генераторах) терминология осталась прежней. Якорь вращается, а полюсной наконечник называется башмаком, слово, которое можно встретить сейчас только в сказках XVIII в.
Может, стоит изменить технологию? Не будем спешить. Сейчас получают распространение многофазные линейные электродвигатели для монорельсовых поездов. Здесь в качестве ротора используется намертво укрепленный монорельс, а в качестве статора (от латинского — стоящий неподвижно) используются обмотки, установленные на магнитопроводе стремительно мчащегося электровоза. Да и надо ли менять установившиеся понятия, рискуя внести еще большую путаницу?
- Что такое герконы, как они устроены и работают
- Энергосбережение необходимо и в воздухе
- Чудеса электричества: переменный и постоянный ток в индустрии красоты
Надеюсь, что эта статья была для вас полезной. Смотрите также другие статьи в категории Интересные факты, Научные статьи
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: Домашняя электрика
ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
основная часть машины, несущая на себе обмотку, в к-рой при работе машины в качестве генератора (см. Генератор электрический) индуктируется электродвижущая сила, а при работе ее в качестве мотора (см. Электродвигатель) циркулирует ток от сети.
статор) и укрепляется обычно в станине машины.» />
Взаимодействие к-рого с магнитным полем машины вызывает ее вращение. В машинах постоянного тока и в коллекторных моторах переменного тока якорь является вращающейся частью машины (ротором) и представляет собой барабан, собранный с целью уменьшения вредного действия вихревых токов из отдельных железных листов толщиной примерно 0,5 мм, разделенных между собой тонкой бумагой или покрытых лаком для изоляции друг от друга; в продольных пазах на боковой поверхности барабана укладывается обмотка. В большинстве современных машин переменного тока якорь неподвижен (статор) и укрепляется обычно в станине машины.
Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 .
- ЯДРО НАСЫПИ
- ЯНУШЕВСКОГО ВКЛАДЫШ
Якорь электродвигателя постоянного тока
Электродвигатель постоянного тока (ЭДПТ) — устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую. Он состоит из нескольких компонентов, каждый из которых выполняет определенную функцию. Одним из основных, наряду с подшипниковыми щитами, коллектором, щеткодержателем, является якорь (ротор), который устанавливается внутри статора (неподвижной части силовой установки) и способен вращаться внутри магнитного поля. От надежности элемента, его устойчивости к физическим, эксплуатационным нагрузкам зависит способность устройства вырабатывать ток.
Что это такое?
Любой якорь электродвигателя постоянного тока — центральная часть внутри оборудования, где образуется механическая энергия. Он представляет собой сердечник из магнитного материала (железа), на который намотаны медные провода. Основой работы является взаимодействие магнитных полей. Когда ток поступает через провода, возникает электромагнитное поле вокруг проводов, которое взаимодействует со статором, что вызывает вращение элемента вокруг своей оси.
Перемещение создает механическую энергию, которая используется для привода различных механизмов, машин и устройств. Конструкция и функциональность имеют решающее значение для работы любого двигателя. Понимание работы ротора помогает инженерам в области электротехники создавать более эффективные, надежные моторы для различных сфер производства.
Функции компонента
Рассмотрим основные функции якоря в электродвигателе постоянного тока:
- Преобразование электрической энергии в механическую. Он является ключевым элементом, преобразующим электрическую энергию, подаваемую на двигатель, во вращательное движение.
- Создание вращательного момента. Под воздействием магнитных полей образуется вращательный момент, который приводит в движение вал, подключенные к нему устройства.
- Обеспечение стабильной работы. Ротор — элемент, подверженный нагрузке при работе механизма. Поэтому конструкция, материалы подбираются так, чтобы обеспечить долговечность и стабильность функционирования.
Важнейшая функция — намагничивание и размагничивания сердечника при прохождении тока через обмотку. Когда ток проходит через медные провода обмотки, индуцируется магнитные поля в сердечнике.
Устройство якоря
Конструкция якоря в электродвигателе постоянного тока — сложная система, состоящая из нескольких ключевых компонентов. Все они взаимодействуют для обеспечения функционирования двигателя. Рассмотрим подробней главные компоненты:
-
- Обмотка. Обмотанный проводник, через который проходит напряжение, создается магнитное поле. Обмотка якоря электродвигателя постоянного тока вызывает вращение внутри статора.
- Железные сердечники. Содержит сердечники из магнитного материала (стали), которые усиливают магнитное поле, создаваемое обмоткой якоря.
- Коммутатор. Устройство, состоящее из контактов, сегментов, которые переносят электрический ток с внешнего источника питания на обмотку. Позволяет изменять ток в обмотке для поддержания вращения якоря в требуемом направлении.
- Катушки проводов. Соединяют обмотку с коммутатором, обеспечивая передачу вырабатываемого тока. Узел также содержит множество медных, прочих проводящих материалов в виде сегментов, к которым подключены катушки. Они взаимодействуют друг с другом, обеспечивая вращение внутри электродвигателя.
Особенности якоря в электродвигателе постоянного тока
Сердечник ротора состоит из пластин кремнистой электротехнической стали (в виде колец). Внутри проштампованы специальные пазы, имеются круглые отверстия для эффективного воздушного охлаждения. Это снижает уровень вихревых токов. Для повышения КПД напряжение на электродвигатель постоянного тока подается через одно- или двуполярные импульсы.
Амплитуда равна номинальному напряжению питания, пропорциональна управляющему сигналу. Механические свойства электродвигателя постоянного тока при импульсном способе регулировки зависят от характера протекания тока внутри цепи ротора. Этим определяется непрерывность вырабатывания электрической энергии, уровень КПД.
Виды якорей
- С постоянными магнитами. Используется в механизмах, где требуется надежное, постоянное поле. В небольших электродвигателях, датчиках, малых генераторах, замках, других устройствах.
- С переменными магнитами. Здесь происходит изменение магнитной индукции для регулировки, изменения поля. Устройства используются в системах автоматики при формировании уровня интенсивности индукции.
Точные характеристики, способы применения зависят от устройства якоря электродвигателя постоянного тока. Они могут различаться в зависимости от конкретного устройства или системы, где они используются.
Якорь — фундаментальная часть электродвигателя, определяющая его производительность, КПД, надежность. Постоянные усовершенствования применяемых материалов, конструкции способствуют повышению эффективности, расширению областей применения. При покупке выбирают надежный электродвигатель постоянного тока с плоским якорем, с гарантией производителя.
Устройство электрических машин постоянного тока
Электрическая машина постоянного тока — машина, в которой при установившемся режиме ее работы электрическая энергия, участвующая в ее энергопреобразовательном процессе, является энергией практически постоянного тока.
Закон электромагнитной индукции количественно описывает ЭДС, индуктируемые (наводимые) изменяющимися во времени магнитными полями. Электромеханическое преобразование энергии имеет место, когда эти изменения магнитного поля обусловлены механическим движением.
В электрических машинах ЭДС в проводниках или катушках обмоток наводятся либо вследствие их механического вращения в магнитном поле, либо потому, что магнитное сопротивление магнитопровода машины изменяется при вращении ротора.
В любом случае магнитный поток, сцепленный с каждым проводником или катушкой, циклично изменяется и наводится ЭДС. Совокупность проводников или катушек, соединенных между собой так, что их ЭДС суммируются, называется обмоткой якоря.
Якорь машины постоянного тока является вращающейся частью или ротором. Так как якорь подвергается действию переменного магнитного потока, в его ферромагнитном сердечнике (магнитопроводе) наводятся вихревые токи. Имеет место также магнитный гистерезис.
Для уменьшения потерь энергии от них сердечник якоря выполняется шихтованным, набранным из листов электротехнической стали.
Вращающаяся (ротор) и неподвижная (статор) части электрической машины отделены друг от друга воздушным зазором.
На части, противоположной якорю, обычно помещается обмотка возбуждения, служащая для создания первичного магнитного потока. В машинах малой мощности для этого иногда используют постоянные магниты.
Устройство машин постоянного тока
Любая электрическая машина состоит, как правило, из двух составных частей: неподвижной части — статора, располагаемой обычно снаружи, и вращающейся внутренней части — ротора. Ротор современной машины постоянного тока малой и средней мощности состоит из вала и насаженных на него якоря, коллектора и вентилятора для охлаждения машины.
В тихоходных больших машинах постоянного тока охлаждение достигается независимым вентилятором, в больших быстроходных машинах постоянного тока открытого исполнения достаточное охлаждение достигается вентилирующим действием вращения якоря. При закрытом исполнении машин применяют наружную вентиляцию.
Не практике термин ротор в применении к машинам постоянного тока не используется. Всю вышеперечисленную совокупность вращающихся деталей называют по имени главной из них якорем. Таким образом, на практике термин якорь имеет двоякое значение: во-первых, совокупность вращающихся частей машины постоянного тока, во-вторых, собственно якорь.
Статор современной машины постоянного тока состоит из: ярма, главных, или основных, магнитных полюсов с намагничивающими их катушками из изолированного или голого медного провода круглого или прямоугольного сечения и из добавочных, или коммутационных, магнитных полюсов с намагничивающими их катушками из изолированного или из голого (с изоляционными прокладками) медного провода круглого или прямоугольного сечения.
Термин статор в применении к машинам постоянного тока на практике не используется, вместо него пользуются термином магнитная система или индуктор. Термин ярмо также заменяют на практике термином машины постоянного тока, так как в качестве конструктивной части машины ярмо выполняет эту роль.
Коллекторный скользящий контакт
Электромашинный коллектор, являющийся вращающейся частью коллекторного скользящего электрического контакта, состоит из токопроводящих медных сегментообразных пластин, собранных на валу в цилиндр и изолированных друг от друга и от вала, на котором они укрепляются неподвижно. Каждая коллекторная пластина соединяется электрически неравномерно распределенными по обмотке точками. Неподвижная часть коллекторного контакта состоит из таких же неподвижных электромашинных щеток. Число щеток берется по числу нужных ответвлений от обмотки.
Особенности машин постоянного тока
Являясь одноякорной электрической машиной, коллекторная машина постоянного тока может быть с параллельным, с последовательным, а также с последовательно-параллельным, или смешанным, возбуждением.
В машине со смешанным возбуждением на индукторе имеется либо основная индукторная обмотка, соединяемая параллельно с якорной обмоткой, и вспомогательная возбуждающая обмотка, соединяемая последовательно с якорной обмоткой, либо основная индукторная обмотка, соединяемая с якорной обмоткой последовательно, и вспомогательная возбуждающая обмотка, соединенная параллельно с якорной обмоткой.
Возможно также устройство машины постоянного тока с независимым возбуждением. Она получается если в ней индукторную, возбуждающую обмотку отсоединить от якоря и присоединить к независимому источнику постоянного тока неизменного напряжения.
Генераторы постоянного тока делают или с независимым возбуждением или с самовозбуждением. При независимом возбуждении цепь возбуждающей обмотки питается от независимого источника постоянного тока, т. е. либо от сети постоянного тока, питаемой другим генератором постоянного тока, либо от аккумуляторной батареи, либо от генератора постоянного тока, специально предназначенного для питания возбуждающей обмотки данного генератора.
Мощность такого вспомогательного генератора, называемого возбудителем, составляет всего несколько процентов от мощности того генератора, обмотку возбуждения которого он питает. Если возбудитель жестко соединяется с возбуждаемым генератором, то его называют пристроенным возбудителем.
Если цепь возбуждающей обмотки присоединена к зажимам генератора, то имеем генератор с параллельным возбуждением (или генератор параллельного возбуждения), или параллельный генератор. Обычно его называют шунтовым генератором постоянного тока.
Если цепь возбуждающей обмотки соединяется с цепью якоря последовательно, то имеем генератор с последовательным возбуждением (или генератор последовательного возбуждения), или последовательный генератор. Иногда его называют сериесным генератором постоянного тока.
Главные детали машины
Собственно якорь представляет собой цилиндрической формы, состоящее из большого числа дисков специальной тонкой листовой электротехнической стали, плотно спрессованных.
По наружной окружности якоря равномерно располагаются полученные путем штамповки пазы или впадины, в которых укладывается и укрепляется составленная по определенным правилам электрическая цепь из изолированного медного провода круглого или прямоугольного сечения, называемая обмоткой якоря. Обмотка якоря является той частью машины постоянного тока, в которой индуктируется электродвижущая сила и протекает ток.
Коллектор имеет цилиндрическую форму и состоит из медных пластин, изолированных друг от друга и от крепящих их частей. Пластины коллектора электрически соединяются с определенными точками якорной обмотки равномерно распределенными по окружности якоря.
Главные, или основные, магнитные полюсы состоят из сердечников полюсов и уширенной в сторону якоря торцевой части полюса, называемой полюсным наконечником, или полюсным башмаком.
Сердечник и башмак штампуют совместно из листовой электротехнической стали в виде пластин соответствующей формы, которые затем спрессовывают и скрепляют в монолитное тело. Главные магнитные полюсы создают основной магнитный поток машины, от перерезывания которого вращающейся якорной обмоткой в ней индуктируется э д. с. машины.
Добавочные магнитные полюса, имеющие узкую форму и располагаемые в промежутках между главными магнитными полюсами, делают из катаной стали, иногда их штампуют из тонких листов электротехнической стали, как и главные полюсы. С торца, обращенного к якорю, их снабжают иногда полюсным башмаком прямоугольной формы, со скосами или без них. Добавочные магнитные полюса служат для обеспечения безискровой работы коллектора.
В больших машинах постоянного тока, предназначаемых для тяжелых условий работы, в полюсных башмаках главных магнитных полюсов, которым в этом случае придают особо развитую форму, проштамповывают ряд пазов для укладки в них компенсационной обмотки. Она предназначается для воспрепятствования искажению формы распределения индукции основного магнитного потока в пространстве, отделяющем полюсный башмак от якоря. Это пространство называется междужелезным пространством, или главным электромашинным зазором.
Компенсационная обмотка выполняется, как и прочие обмотки машины, из меди и изолируется. Обмотки добавочных полюсов и компенсационная обмотка соединяются с обмоткой якоря последовательно.
На коллектор опираются щетки, как правило, угольные, имеющие прямоугольную форму сечения. Их устанавливают по образующим цилиндрической поверхности коллектора, называемым коммутационными зонами. Обычно число коммутационных зон равно числу полюсов машины.
Щетки вставляют в обоймы щеткодержателей с пружинами, прижимающими щетки к поверхности коллектора. Щетки одного и того же зонного комплекта электрически соединяют друг с другом, а зонные комплекты одной и той же полярности (т. е. через зону) соединяют электрически друг с другом и присоединяют к соответствующему внешнему зажиму машины.
Внешние зажимы машины укрепляют на доске зажимов, которую скрепляют к ярму машины и прикрывают предохранительной крышкой с отверстием внизу для соединения к зажимам проводов от электрической сети. Зажимы с крышкой образуют так называемую коробку зажимов.
Часто вместо «зонный комплект щеток» обычно говорят «щетка», подразумевая под этим совокупность всех щеток одной коммутационной зоны. Совокупность всех зонных комплектов щеток данной машины образует ее полный комплект щеток, который обычно называют сокращенно комплектом щеток.
Щетки, щеткодержатели, пальцы (или бракеты) и траверса (или суппорт) составляют так называемый токособирательный аппарат машины постоянного тока. В него входят также соединения между собой зонных комплектов щеток одной и той же полярности.
Концы вала якоря машины, называемые шейками вала, вставляют в подшипники. В небольших и средних машинах подшипники укрепляют в подшипниковых щитах, которые в то же время выполняют роль защиты машины от внешних воздействий, а также служат для полного закрытия машины, если она выполняется закрытой.
Малые машины постоянного тока с подшипниковыми щитами не имеют, как правило, фундаментной плиты, их устанавливают на болтах, которые крепят к бетонному или кирпичному фундаменту, или к полу, или на особых балочках, называемых салазками.
Иногда генераторы, а также двигатели, имеют всего один подшипник. Другой конец вала имеет фланец или обрабатывается под насадку полумуфты для соединений со свободным концом вала приводного двигателя (в случае генератора) или механизма (в случае двигателя).
Мощность машин постоянного тока
Один из наиболее важных и общих вопросов, возникающих при использовании машин, таков: «Какую наибольшую выходную мощность может обеспечить машина?»
Ответ зависит от многих факторов, но общее требование таково, что срок службы машины не должен уменьшаться из-за чрезмерных перегревов. Поэтому при определении номинальной мощности учитывают увеличение температуры, обусловленное потерями. Рабочая температура машины связана с ожидаемым сроком службы, поскольку старение изоляции обмоток есть функция времени и температуры.
На практике можно пользоваться приближенным правилом, согласно которому время разрушения органической изоляции уменьшается вдвое при каждом увеличении температуры на 8 — 10°С. Соотношения «долговечность—температура», получаемые опытным путем, позволяют классифицировать изоляцию по допустимым превышениям температур (над температурой окружающей среды).
Установлены следующие превышения температур при температуре окружающей среды +35 °С: класс изоляции А — 65 °С, класс Е — 75 °С, класс В — 85 °С, класс F — 105 °С, класс Н — 130 °С.
Номинальная мощность машины устанавливается из условия, что рабочая температура обмотки не превышает допустимую для данного класса изоляции.
Наиболее часто применяется номинальная продолжительная мощность, определяющая выходную мощность (в кВт для генераторов постоянного тока и двигателей, в кВА при заданном коэффициенте мощности для машин переменного тока), которую может обеспечить машина в течение сколь угодно продолжительного времени без превышения допустимой температуры изоляции.
Преимущества электродвигателей постоянного тока
Двигатели постоянного тока более пригодны для работы с изменяющейся скоростью, чем двигатели переменного тока, механическая скорость вращения которых более или менее жестко связана с постоянной скоростью вращающегося магнитного поля в воздушном зазоре.
В этом одна из главных причин высокой конкурентоспособности машин постоянного тока, которые до недавнего времени использовались практически всюду, где необходимо плавное регулирование скорости в широком диапазоне.
Генераторы постоянного тока
Скорость генератора обычно задастся первичным двигателем и считается постоянной. Анализ заключается в определении напряжения на зажимах, соответствующего данной нагрузке и току возбуждения, или нахождению тока возбуждения, требуемого при данных нагрузке и напряжении на зажимах.
Подробно про устройство и принцип действия генераторов постоянного тока смотрите здесь: Генераторы постоянного тока и здесь: Как устроены генераторы постоянного и переменного тока
Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети: