Как сделать фонокорректор своими руками
Перейти к содержимому

Как сделать фонокорректор своими руками

  • автор:

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ СТАРОГО РАДИО

Вариант у Васильевича может быть и хороший, но интересно, есть ли что то попроще и с накалом не на 18, а на 6,3в ? И какие лампы лучше всего подходят для коррекции?
Вот прикладываю схему того, что нашел.
Есть ли какое-то мнение о качестве звучания данной схемы?
Спасибо.

Конетский Илья Игоревич

Konetski

corchev Сообщения: 638 Зарегистрирован: Вт янв 13, 2015 12:25 am Откуда: Питер-Крым

Простейший и качественный фонокорректор.

Сообщение corchev » Ср дек 01, 2021 12:53 pm

для начала чтоб скучно не было замучаешься бороться с микрофонным эффектом. r4 восхищает
Дорогу осилит идущий. Когда-то нарекли Владимиром, с тем и живу.

corchev

Gnat Сообщения: 22369 Зарегистрирован: Вт фев 01, 2011 10:06 pm Откуда: Севастополь,город русских моряков

Простейший и качественный фонокорректор.

Сообщение Gnat » Ср дек 01, 2021 1:09 pm

У Василича точно такая же схема как и твоя. Абсолютно одинакова на первой странице темы Корректоры. Двухкаскадный на нувисторах с гальванической связью. viewtopic.php?f=35&t=1931
Других схем не бывает. Ты же не полную схему корректора привёл а огрызок,вот и кажется тебе что она проще. А ты нарисуй всю и попробуй получить малые пульсации накального напряжения при 6,3 вольта. Чем меньше напряжение получаемое от выпрямителя накального — тем больше ток потребления и тем сложнее получить малые пульсации на выходе выпрямителя. А пульсации накального напряжения надо получить всего лишь 0,5мв. Тогда качественный будет корректор. не будет фона 100Гц в акустике. Ты определись качественный хочешь сделать или простейший! Если простейший,то все встроенные корректоры ламповые в усилителях ламповых фирменных в прошлом веке были двухккаскадные как твоя схема, без эмиттерного повторителя. Потому что корректор в усилителе находился и подключался ко входу УНЧ внутри прямо конденсатором выходным к регулятору громкости. Смотрим схему Василича обрезанную как твоя.Видим какая она простая,проще и качественнее чем твоя.А лампы любые ставь,но от применённой лампы и зависит качество корректора, его шумы,прозрачность звучания,усиление и микрофонный эффект!.

Фонокорректор RIAA

Автор: Род Эллиотт (Rod Elliott — ESP) Введение Кривая RIAA является общепринятым стандартом для виниловых дисков. Он используется в течение длительного времени с 1954 года. К 1956 году новый стандарт, за которым закрепилось название «кривой RIAA», вытеснил конкурирующие форматы и захватил рынки США и Западной Европы. В 1959 году кривая RIAA была одобрена, а в 1964 году стандартизована Международной электротехнической комиссией. В 1976 году МЭК видоизменила стандартную кривую воспроизведения RIAA в области низких частот; нововведение встретило ожесточённую критику и не было принято промышленностью. В XXI веке подавляющее большинство производителей предусилителей-корректоров следует первоначальному стандарту кривой RIAA без изменений, введённых МЭК в 1976 году. Частотная коррекция по стандарту RIAA может быть реализована как активными, так и пассивными фильтрами, и комбинациями фильтров двух типов. Многие используют корректоры, построенные полностью на пассивных фильтрах, в убеждении, что они звучат «лучше», но схема, показанная здесь, реализована комбинацией фильтров двух типов. Эта концепция была разработана мною задолго до появления Интернета, а показанная схема (с несколькими небольшими изменениями) была впервые опубликована на веб-сайте ESP в 1999 году.
Теоретическая и фактическая кривая RIAA На приведенном выше графике показана теоретическая и фактическая АЧХ RIAA, нормализованная к 0 дБ на частоте 1 кГц. Большинство фонокрорректоров RIAA имеют дополнительный (и нежелательный) ноль на некоторой частоте выше 20 кГц. Этот дополнительный ноль отсутствует в описываемой конструкции, потому что в схеме используется пассивный фильтр нижних частот, который продлевает кривую АЧХ выше 20 кГц, при этом конечный предел значительно превышает 10 МГц (в зависимости от собственной индуктивности конденсатора). Термины «полюс» и «нуль» нуждаются в некотором (в данном случае упрощенном) объяснении. Один полюс заставляет сигнал снижаться со скоростью 6 дБ / октава (20 дБ / декада), а один нуль вызывает рост с той же скоростью. Если после полюса вводится ноль (как показано выше), то эффект заключается в том, чтобы перевести АЧХ в горизонтальную форму. Горизонтальная АЧХ наблюдается на частотах от 500 Гц до 2100 Гц. Следующий полюс (2,100 Гц) заставит сигнал снова снижаться. «Неопределенный» ноль выше 20 кГц вызван тем, что многие предусилители не могут уменьшить свой коэффициент усиления ниже некоторого фиксированного значения, определенного схемой. Однако, не все корректоры обладают этой проблемой, нет ее и в приведенной схеме. Следует отметить, что стремление к «идеальной» точности бессмысленно, так как многое зависит от иглы, тонарма и (конечно) записи. Когда вы покупаете винил, никто не скажет вам, какой эквалайзер был применен во время мастеринга, кроме того, АЧХ ухудшается после многократного воспроизведения. Поэтому, в конечном счете, вы должны позволить своим ушам стать последним судьей в том, что предпочтительно именно вам. Схема фонокорректора Представленный фонокорректор соответствует кривой RIAA, он очень «тихий» и обеспечивает гораздо лучшую звуковую эффективность, чем подавляющее большинство тех устройств, что приводятся в различных журналах. Как и в остальных каскадах предусилителя, в схеме фонокорректора используется ОУ NE5532. Он обладает низким уровнем шума, высокой скоростью и приемлемой ценой. Он идеально подходит для такого рода применения. Другим отличным ОУ является OPA2134.
Рис. 1. Схема фонокорректора Входной конденсатор помечен * (CLL, и его эквивалент на правом канале — CLR) и устанавливаются опционально. Почти во всех случаях он не нужен, так как емкость кабеля между звукоснимателем и предусилителем будет (более чем) достаточной. Некоторые производители указывают требуемую емкость нагрузки, но многие этого не делают. Подавляющее большинство звукоснимателей выполнены с самой низкой возможной емкостью, и добавление дополнительного конденсатора вряд ли улучшит ситуацию. Мало у кого есть возможность измерить емкость межблочных соединений или внутренних кабелей тонарма, но она, как правило, находится в пределах 100 пФ со стандартными кабелями. В случае, если производитель звукоснимателя заявил более высокую емкость – не стесняйтесь экспериментировать со значением CL. Лучше всего подключать эти конденсаторы непосредственно к входным разъемам, а не размещать на печатной плате. Конденсаторы должны быть подобраны таким образом (с точностью до 1%), чтобы левый и правый каналы остались правильно сбалансированными. Конденсаторы с высокими емкостями могут быть неполярными электролитическими, так как через них не будет (практически) протекать постоянный ток. Тем не менее, они довольно большие по размеру, и стандартные электролитические или даже танталовые конденсаторы могут быть использованы вместо них. Полярные конденсаторы будут нормально функционировать без влияния постоянного напряжения, а тантал — мой нелюбимый тип конденсатора и поэтому не рекомендуется. Напряжение переменного тока, протекающего через С2L/R и C3R/L никогда не будет превышать ~5 мВ на любой частоте вплоть до 10 Гц, и эти конденсаторы не играют никакой роли в построении кривой RIAA. Не бойтесь увеличить значение, если хотите (100 мкФ не является проблемой). Конденсаторы с низкими емкостями должно быть с точностью 2,5%, в противном случае будет трудно подобрать те, которые находятся ближе всего к требуемому значению. Будет происходить некоторое отклонение от идеальной кривой RIAA, если номиналы этих конденсаторов будут находятся слишком далеко от указанных значений. Наиболее важным является соответствие между каналами — он должно быть как можно более точным. Резисторы — металлопленочные с точностью 1% и низким уровнем шума. Эта конструкция отличается от большинства других тем, что формирование низкой и высокой частоты выполняется независимо – активным фильтром НЧ и пассивным фильтром ВЧ. Из-за низкого значения выходного резистора, входное сопротивление следующего каскада снизится до 22 кОм и вызовет незначительное искажение кривой RIAA. На рис. 1 показан только один канал, а другой использует оставшуюся половину каждого ОУ. Помните, что «+» питания подключается к контакту 8, а «–» питания — к контакту 4.

Общепринятое выравнивание кривой при 50 Гц не была полностью реализовано, так как большинство слушателей считают, что бас звучит гораздо более естественно без этого. В связи с этим можно сказать, что точности не хватает, но я до сих пор использую эту неточность и не выявил никаких проблем с низкочастотным шумом. Обратите внимание, что нет необходимости использовать фильтр ИНЧ. Схема обеспечивает уровень -3 дБ в точке около 3 Гц. ИНЧ играют важную роль, особенно если вы используете сабвуфер. Отличным вариантом является хорошо демпфированная и изолированная платформа для проигрывателя. Я успешно использовал большую бетонную плиту, покрытую ковровым покрытием и демпфированную с использованием пенорезины. Для того, чтобы все сделать правильно, потребуются некоторые эксперименты. Как правило, хорошие результаты получаются при сжатии пеноматериала до 70% его нормальной толщины под весом бетонной плиты и проигрывателя. Полка, прикрепленная к стене, является еще одним хорошим методом обеспечения инфразвуковой изоляции. Если все же будет иметь место низкочастотный шум, вы увидите энергичное движение диффузора, даже если нет баса. В таком случае я рекомендую включать в схему инфразвуковой фильтр (Project 99). Стандартная конфигурация — 36 дБ на октаву с ослаблением -3 дБ на частоте 17 Гц. Как правило, это помогает устранить даже самые сильные низкочастотные помехи, вызванные использование искривленных дисков. Обычно это помогает также устранить проблемы НЧ обратной связи, но они должны быть ниже частоты среза фильтра. Характеристики кривой RIAA

Частота, Гц Постоянна времени, мкс Усиление, дБ Норма, дБ Отклонение, дБ
20 62.25
50 3180 59.16 58.42 0.74
500 318 43.87 44.42 -0.55
1000 41.42 Эталонная
2100 75 38,88 38,42 0,46
21000 22,17 21,42 21,42 0,75

Как видно из таблицы, отклонение от стандарта составляет менее 1 дБ, а коэффициент усиления на частоте 1 кГц составляет около 40 дБ (100), поэтому номинальные 5 мВ с выхода звукоснимателя даст 500 мВ. Это значение может быть увеличено в случае необходимости за счет увеличения значения резистора 100 кОм во втором каскаде. Необходимо проявлять осторожность, чтобы усиление не возросло слишком сильно и не вызвало клиппинг. Как можно заметить, второй каскад имеет коэффициент усиления 38 (31 дБ).

Если резистор 100 кОм увеличить до 220 кОм общее усиление будет чуть больше, чем в два раза, на 38 дБ. Входной сигнал на 2-й ступени в 17 мВ (5 мВ с выхода звукоснимателя) дает нормальный выход на 1 кГц (до пассивного фильтра) от 1,12 В RMS. Теоретический выход на частоте 20 кГц превышает 9,75 В RMS, но это никогда не происходит, потому что на частоте 20 кГц все записи будут на 15-20 дБ ниже уровня на частоте 1 кГц (см. АЧХ на рис. 2). Это означает, что фактический уровень выходного сигнала на частоте 20 кГц обычно составляет в лучшем случае около 1 В RMS. Тем не менее, если усиление второго каскада увеличить слишком сильно, существует риск клиппинга. Это возможность маловероятна в связи с характером музыки — очень мало основной частоты любого инструмента (кроме синтезатора) выше 1 кГц, и большинство гармоник скатываются естественным образом на 3-6 дБ на октаву выше 2 кГц,– но она должна обязательно учитываться. Одним из факторов, который часто упускается из виду в фонокорректорах, является емкостная нагрузка на выходе операционного усилителя на высоких частотах. Это устранено в данной конструкции, а так как NE5532 и OPA2134 могут с легкостью управлять нагрузкой в 600 Ом, то резистор 820/750 Ом изолирует выходной каскад от любой емкостной нагрузки. Первый каскад имеет 10 кОм в сочетании с конденсатором, поэтому емкостная нагрузка не является проблемой. Каждый ОУ должен быть зашунтирован электролитическими конденсаторами 10 мкФ х 25 В от каждого плеча питания на землю и конденсаторами емкостью 100 нФ между выводами питания. Заметим, что при использовании звукоснимателя с подвижной катушкой, должен быть использован повышающий трансформатор или предварительный усилитель со сверхнизким уровнем шума. Эта схема предназначена для использования со стандартным подвижным магнитом. Фото завершенного узла
Фото завершенного узла Зависимость уровня сигнала от частоты Существует очень мало информации в сети и других местах, чтобы дать любому человеку представление о том, на каком уровне они должны ожидать звук на любой частоте. Изображение на рис. 2 было захвачено с использованием «Visual Analyzer» – одной из многих доступных компьютерных программ на основе быстрого преобразования Фурье. Сигнал был взят из FM-тюнера – вы можете увидеть резкий спад частотной характеристики выше 15 кГц и пилот-тон на частоте 19 кГц, используемый для декодирования 38 кГц FM-поднесущей. Захват был снят с австралийской «альтернативной» радиостанции, так что включает в себя несколько различных жанров музыки, а также речь. Типичная АЧХ
Рис. 2. Типичная АЧХ Захват был настроен для удержания максимального уровня, обнаруженного за время выборки (более 2-х часов), так что представляет собой самый высокий уровень, записанный по все полосе частот. Коррекция не использовалась на принятом сигнале, захватывался непосредственно эфирный сигнал. Хотя все выше 15 кГц удаляется, общая тенденция отчетливо видна. В то время, как всегда будут отклонения и исключения с различными музыкальными стилями, общая тенденция действует в широком диапазоне музыкальных стилей. «Эталонный» уровень -9 дБ на частоте 1 кГц. Максимальные пиковые уровни наблюдаются между 30 Гц и 100 Гц, А уровень между 200 Гц и 2 кГц является достаточно «плоским», показывая примерно 3 дБ падения в границах этого диапазона частот. Наблюдается спад с крутизной 6 дБ в октаву в диапазоне 2-4 кГц, за которам следует ослабление в 10 дБ в диапазоне 4-8 кГц. Больший интерес представляет амплитуда самых высоких пиков, потому что перегрузка будет иметь место на пиках, а не средних уровнях. На 10 кГц и чуть выше, есть пики при -18 дБ и некоторые дополнительные пики (-24 дБ) на частоте чуть ниже 15 кГц. Исходя из этого, разумно ожидать, что худшем случае уровень сигнала на частотах выше 15 кГц не будет превышать -30 дБ, и это на 21 дБ ниже уровня на частоте 1Гц (чуть меньше, чем 1/10). Поэтому звукосниматель с выходом 5 мВ на эталонной частоте 1кГц не будет иметь больше 5 мВ на любой частоте около 20 кГц – это самый высокий уровень, которого мы можем ожидать. При использовании рекомендуемых значений компонентов для эквалайзера RIAA максимально возможный уровень сигнала на выходе второй ступени составляет около 1 В RMS – довольно хорошо в пределах возможностей предложенных операционных усилителей. Даже если максимальный уровень будет 50 мВ (тот же результат на 20 кГц как и на 1 кГц), второй каскад по-прежнему будет ниже уровня перегрузки. Дальнейшее повышение коэффициента усиления не рекомендуется, если вы не понимаете вероятный результат. Общая АЧХ Если схема корректора соответствует обратной кривой RIAA, то общая АЧХ должна быть ровной. Уже отмечалось, что представленный корректор имеет небольшое усиление в низкочастотной области, что можно увидеть на следующем графике.
Рис.3. АЧХ фонокорректора без фильтра ИНЧ и с использованием фильтра ИНЧ Конечным результатом является усиление 1 дБ на частоте 40 Гц, при этом АЧХ падает на 36 дБ / октава ниже 20 Гц. Оригинал статьи

Теги:

vimay Опубликована: 19.08.2017 Изменена: 05.10.2020 0 1

Вознаградить Я собрал 0 1

Домашний ламповый винил-корректор (EF86, 6Н2П)

Эта статья предназначена для любителей винила, имеющих хотя бы начальные знания по радиотехнике и умеющих держать паяльник в руках. Несмотря на обилие цифровых источников звука, у многих из нас сохранилась большая коллекция виниловых пластинок.

Более того, качество звучания прилично записанной виниловой пластинки, с моей точки зрения, выше качества звучания любого цифрового носителя.

Но вот незадача: даже если сохранился сам проигрыватель (вертушка), прослушать-то их невозможно, так как подавляющее большинство современных усилителей не имеют входа для подключения электромагнитного звукоснимателя, а сам проигрыватель, как правило, не имеет встроенного корректора.

Поэтому любителям винила придется либо покупать готовый винил — корректор (фонокорректор), либо сделать его самостоятельно. Купить — проще сказать, чем сделать. К большому сожалению, в категории таких устройств, стоимостью до 1000$, несмотря на их изобилие.

Вам вряд ли попадется хорошо звучащий экземпляр. Как правило, эти устройства собраны на микросхемах и(или)транзисторах, имеют слабый выходной сигнал (до 0,5 В), недостаточный для подключения к усилителю мощности напрямую, и, вопреки формально высоким параметрам, заявленным в инструкции по эксплуатации, некомфортное и невыразительное звучание.

Построив винил-корректор по приведенной схеме и, следуя моим рекомендациям, Вы самостоятельно создадите устройство, которое полностью раскроет для Вас всю красоту звучания виниловых пластинок и позволит наслаждаться их звучанием долгое время. Несмотря на относительную простоту, данный корректор обладает достаточно высокими параметрами:

  • Номинальный уровень входного сигнала — 5 мВ.
  • Номинальный уровень выходного сигнала (1 кГц, 5 мВ) — 1,0 В.
  • Выходное сопротивление — 1 кОм.
  • Отношение сигнал/шум (невзвешенное) — больше 60 дБ.

Принципиальная схема

Принципиальная схема винил-корректора показана на рис.1. Возможно, что-то похожее Вы уже видели. Прародителем ее можно считать Евгения Комиссарова (г. Москва). Схема Евгения была выполнена на лампах 6Ж4 и 6Н30П.

Принципиальная схема винил-корректора и блока его питания

Рис. 1. Принципиальная схема винил-корректора и блока его питания.

Александр Торрес (Израиль) предложил свой вариант этого корректора, но уже на лампах, которые Вы видите на схеме. Дальнейшие изменения в схеме произвел Александр Бокарёв (г. Ростов-на-Дону) и эту, окончательную версию, мы с Вами и будем рассматривать. В качестве входной лампы выбран пентод EF86 (отечественный аналог 6Ж32П) в пентодном режиме включения.

Лампа характеризуется большим усилением, малыми шумами и очень приятным “звуковым почерком”. Если включить пентод с резистивной нагрузкой (как на схеме), то он является управляемым источником тока. Усиление такого каскада пропорционально величине анодной нагрузки.

Следовательно, для того, чтобы произвести RIAA-коррекцию, нужно сделать сопротивление анодной нагрузки частотнозависимым, что и реализовано в этой схеме.

Поскольку мы с Вами заговорили об RIAA-коррек-ции, позволю себе несколько слов, позволяющих конкретизировать этот термин. Дело в том, что при записи грампластинки создается подъем высоких и ослабление низких частот.

Значит, при воспроизведении, для восстановления горизонтальной АЧХ сквозного тракта записи-воспроизведения, должно происходить симметричное ослабление уровня высоких и подъем низких частот.

Вы спросите, для чего это делается. Ответ очевиден. Благодаря использованию RIAA-коррекции увеличивается время записи на виниловый диск (так как интенсивный бас нескорректированной записи увеличивает амплитуду модуляции звуковых канавок и требует располагать их на большем расстоянии друг от друга) и уменьшается заметность шума (поскольку снижение уровня высоких частот при воспроизведении также уменьшает уровень шума поверхности диска).

Введенный еще в 1953 году стандарт RIAA (Record Industry Association of America) установил нормы на частотную зависимость в диапазоне только 30. 15000 Гц.

Улучшение качества звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры, а также необходимость нормировать частотную характеристику в области частот ниже 30 Гц привели к созданию в 1978 году стандарта RIAA-78, описывающего АЧХ на частотах в более широком диапазоне.

На рис. 2 наглядно показано то, о чем я говорил в предыдущих двух абзацах, и хорошо видно, чем отличаются между собой эти два стандарта.

Частотные характеристики записи и воспроизведения по стандарту RIAA

Рис. 2. Частотные характеристики записи и воспроизведения по стандарту RIAA.

Как видите, по стандарту RIAA-78, на низких частотах присутствует завал ниже 30 Гц. Сделано это совсем не случайно. Во-первых, на пластинке практически нет музыкальных сигналов ниже этой частоты, во-вторых, отпадает надобность в “рокот-фильтре”, предназначенном для подавления низкочастотных шумов, связанных с механическими детонациями самого проигрывателя. Возвращаемся к нашей схеме.

Расчет RIAA-цепочки особенностей не имеет, и рассчитывается исходя из величины последовательного резистора, который равен величине анодной нагрузки.

Внутреннее сопротивление лампы (из-за его большой величины) можно не учитывать. Постоянные времени Тау, соответственно низких, средних и высоких частот в идеале должны соответствовать следующим величинам: низкие — 3180 мкс, средние — 318 мкс, высокие — 75 мкс. При расчете емкость берем в нанофарадах, а сопротивление — в килоомах.

Для использованной в этой схеме топологии цепи коррекции, постоянные времени определяются следующим образом:

  • Тау 1 = R3-C3;
  • Тау 2 = R3-R2(C2+C3)/(R3+R2);
  • Тау 3 = R2-C2.

В нашем случае получим:

  • Большой конденсатор C3 и большой резистор R3: 28 нФ * 120 кОм = 3360 мкс, в идеале 3180 мкс, это Тау 1.
  • Оба конденсатора и оба резистора: 10 кОм * 120 кОм * 34,8 нФ / 130 кОм = 321 мкс, в идеале 318 мкс, это Тау 2.
  • Малый конденсатор С2 и малый резистор R2: 6,8 нФ * 10 кОм = 68 мкс, в идеале 75 мкс, это Тау 3.

Уменьшая, к примеру, Тау 3, мы поднимаем уровень соответствующих частот. Иными словами, при 68 мкс уровень высоких частот больше, чем при 75мкс. Но это едва слышимые нюансы.

Казалось бы, реализовав идеальные Тау, можно надеяться на идеальное звучание устройства, однако реальная ММ головка звукоснимателя, работающая совместно с корректором, может подкинуть самые разнообразные сюрпризы. К примеру, у одного нашего коллеги, для достижения приемлемого уровня воспроизведения высоких частот, пришлось уменьшить постоянную времени Тау 3 до 40 мкс!

Насколько критично точно соблюдать постоянные времени 3180, 318, 75 мкс? В каких пределах их можно изменять? Ведь некоторые, Сакума к примеру, их не соблюдают, а делают какие-то свои. Да и у меня сейчас 3360, 321 и 68 мкс. Чем это чревато?

Я ведь легко могу скорректировать эти величины подбором номиналов резисторов, и все будет, как “по науке”. Да и по постоянному напряжению, что 130 кОм в аноде пентода, что 124 кОм, особо не критично.

Все дело в том, что в реалии приходится учитывать влияние других цепей, окружающих саму корректирующую цепь и представляющих собой трудно учитываемые при расчетах частотно-зависимые шунты.

Параметры головки звукоснимателя при этом тоже выпадают (а влияют сильно). По мнению моих друзей, А. Бокарева (г. Ростов-на-Дону) и профессора А.Л. Турского (г. Минск), важны АЧХ и ФЧХ системы головка звукоснимателя + корректор, а не номиналы и не расчетные постоянные времени.

Иными словами, АЧХ системы, головка звукоснимателя + корректор, сама по себе должна быть как можно ближе к RIAA, а какие при этом получатся номиналы элементов корректирующей цепи — не важно.

Вот теперь посмотрите на реальную (измеренную) АЧХ данного корректора, работающего совместно с головкой звукоснимателя Grado Red (рис. 3).

Измеренная АЧХ корректора (красным) и идеальная кривая стандарта RIAA-53 (черным)

Рис. 3. Измеренная АЧХ корректора (красным) и идеальная кривая стандарта RIAA-53 (черным).

Результаты измерений зависимости выходного напряжения от частоты были сведены в таблицу (точки на красной кривой графика) и затем напряжения переведены в привычные дБ.

Как построить АЧХ в дБ, подробно рассказано в статье А.Л. Турского на моем сайте [1] (каталог файлов — мои файлы и файлы моих друзей — как построить АЧХ в дБ), поэтому здесь я этот вопрос опускаю. Как видите, АЧХ системы корректор + головка Grado Red близка к кривой стандарта RIAA-78.

Очень маленький подъем на частотах выше 8000 Гц я оставил намеренно, так как в моей системе и моей комнате прослушивания он оказался кстати. Если кому-то он не нужен, я покажу, как изменяется АЧХ при изменении номиналов некоторых элементов схемы. Должен сказать, что поскольку у меня головка Grado Red, то и цепь коррекции делалась под нее.

У головок этой серии очень низкая собственная индуктивность (47 мГн) и она, практически, на порядок ниже, чем у среднестатистических ММ головок, у которых собственная индуктивность 400-500-600 мГн, доходит и до 1,2 Гн у некоторых. С другими головками и “песня” про цепи коррекции будет другой.

Иными словами, в данной схеме цепь коррекции оптимизирована под низко индуктивные головки типа Grado серии Prestige. Для других головок ее придется подбирать.

Идем дальше. Как Вы видите, питание экранной сетки пентода организовано несколько необычно. Такое “хитрое” питание экранной сетки первой лампы довольно сильно обрезает инфраниз — АЧХ получается практически по RIAA-78.

Именно емкость С5 дает основной спад по низам. Если хотим по RIAA (черная кривая на графике), а не по RIAA-78, то емкость С5 надо увеличивать на порядок, то есть установить 2000 мкФ, притом довольно высоковольтных. Разумное значение емкости С5 должно быть 150. 220 мкФ.

В вашей системе Вы сможете более точно подобрать емкость на слух. В моем случае при емкости С5, равной 220 мкФ, бас получался более размытым и неконкретным. Именно поэтому я установил 150 мкФ.

Если есть желание, можно вместо 6800 пФ (С2) установить 7200 пФ и последовательно с ним 560 Ом. При этом получается очень ровная частотка по ВЧ, никакого завала быть не должно!

Если не понравится (как в случае с конденсатором в катоде второй лампы) — всегда можно вернуться к более приемлемому варианту. Вообще, Rflon. предназначен для удлинения полки по ВЧ, и в случае, если увеличить номинал Rflon. до 560 Ом — укладываемся в допуск ±0,1 дБ вплоть до 25 кГц, если, конечно, не вмешается “виниловый резонанс” на высоких частотах. На рис. 4 наглядно показаны зависимости выходного напряжения корректора (в вольтах) от частоты.

Влияние параметров цепей коррекции на АЧХ корректора

Рис. 4. Влияние параметров цепей коррекции на АЧХ корректора.

Синим — 6800 пФ (С2) и 250 Ом (Rflon.). Есть небольшой подъем на ВЧ (может появиться лишний “песо-чек”). Красным — с 7200 пФ (С2) и 560 Ом (Rflon.). Для справки зеленым показано, что будет при С5 = 220 мкФ.

Но тут — дело вкуса. Не только в АЧХ ведь дело. Второй каскад винил-корректора построен на половинке мощного триода 6Н6П и особенностей не имеет.

Выходное сопротивление каскада около 1,0 кОм, это достаточно низкая величина, позволяющая легко согласовать корректор и последующий за ним усилитель мощности. Резистор R8 прилично греется и составлен из трех параллельно включенных резисторов 27 кОм 2 Вт.

Блок питания имеет пару особенностей. Как Вы видите, на накал подано положительное напряжение +60 В. Если этого не сделать, то, во-первых, потенциал катод-накал для лампы 6Н6П превысит предельно допустимый на 20%.

У лампы 6Н6П напряжение накал-катод ограничено 100 В. Во-вторых, подача положительного смещения на подогреватель первой лампы исключает утечки через диодную структуру, образованную алундовой изоляцией между катодом и подогревателем, смещая этот “диод” в обратном направлении и запирая его.

Таким образом уменьшается уровень фона. Будем считать, что обе лампы должны быть “довольны”. У первой будет -60 В на катоде, а у второй +60 В на катоде. относительно накала.

Электронные компоненты

В блоке питания применена фильтрация с помощью RC-цепочек. Я так же пробовал вариант с дросселями. На слух, отсутствие дросселей как-то прочищает звучание, но есть один нюанс.

Если ток, который потребляет схема, превышает 20 мА, без дросселя уже не обойтись. В нашем случае первый каскад потребляет 2 мА, а второй — 13,3 мА, итого — около 16 мА на канал.

Еще одной особенностью является отсутствие электролитических конденсаторов (кроме С4 и С5). Но, если звучание корректора из-за этого покажется Вам чуть легковесным, зашунтируйте каждый конденсатор в питании, кроме С1 (его не нужно шунтировать), электролитическими, емкостью 100 мкФ на соответствующее напряжение от 350 В. Они небольшого размера и места много не займут.

Размер всего устройства определяется именно размерами силового трансформатора и не электролитических конденсаторов, все остальное занимает гораздо меньше места.

При монтаже винил-корректора особое внимание следует обратить на взаимное расположение элементов (трансформатор и входные разъемы как можно дальше друг от друга) и монтаж “земляных” проводов (разводка “звездой” и только один контакт с шасси недалеко от входных разъемов).

Иначе, поскольку общий коэффициент усиления устройства около 3000, Вы получите неудовлетворительные результаты по уровню фона. В моем случае, несмотря на питание накалов ламп переменным напряжением, фона практически не слышно.

На резисторах R3, R7 и R8 выделяется довольно значительная мощность — около 0,5 Вт, около 1 Вт и около 1,6 Вт, соответственно. Это надо учесть при выборе резисторов. Запас по мощности здесь не повредит.

Мощность рассеяния остальных резисторов (кроме R12 в блоке питания) относительно невелика, достаточно резисторов на 0,25 Вт. Какие пути улучшения звучания уже готового корректора можно предложить?

По самым скромным прикидкам, их минимум два. Первый — перевести винил-корректор на кенотронное питание и второй — использовать еще более высококачественные радиокомпоненты

(резисторы, конденсаторы). У каждого из нас разные возможности, поэтому не буду конкретизировать этот вопрос. Но, несмотря на это, и в минималистском варианте данный корректор обеспечивает очень живое, эмоциональное и полновесное звучание, и если Вы захотите его повторить, то не будете разочарованы.

Вот, пожалуй, все основные моменты. Отдельная благодарность от меня моим друзьям — профессору А.Л. Гурскому (г. Минск) за помощь при подготовке статьи, а также красивые графики, помогающие понять работу корректора, и Александру Бокарёву (г. Ростов-на-Дону) за хорошо звучащую схему.

В. Пузанов. г. Брянск. РМ-04-17, 05-17.

Ресурсы: 1. radiolamp.ucoz.ru

Набор для сборки фонокорректора Naim

Приобрел старенький проигрыватель виниловых дисков, чтобы встроить его в еще более старую радиолу. Естественно тут-же понадобился фонокорректор для усиления и исправления сигнала с головки звукоснимателя (ММ). Заради одного экземпляра рисовать плату и ждать производства было естественно лень и потянуло меня на просторы Алиэкспресса за набором для сборки оного.

Надо сказать, что опыт сборки усилителей мощности из Китайских наборов навел меня на кое-какие подозрения и в этот раз выбор шел не по цене, точнее и по цене, но с большей стороны. Опять-же благодаря усилителям мощности выбор пал на фонокореектор от фирмы NAIM.

Нашелся очень интересный производитель продавец набор для сборки и голых плат, заметно дороже остальных но на вид и по отзывам оно того стоило. Заказал еще перед НГ и вот наконец забрал посылочку.

Распаковка и осмотр

Посылка пришла в коробке а не в пакете, коробка внутри выложена пенопластом, далее в изолон замотан пакет с содержимым, пакеры кстати тоже из весьма толстого полиэтилена. Пожалуй впервые продавец из Китая не экономит на упаковке.

Платки выполнены непонятным мне методом, такое впечатление, что медные дорожки покрашены в желтый или золотистый цвет, шелкография белая и еще слой лака. Плата разведена по NAIM-овски (видимо копия) с забавной общей землей. Все отверстия на залитой земле исполнены с терморазрывом, паять будет беспроблемно.

Компоненты

Первый производитель на моей памяти, который в описании товара дает монтажную спецификацию, там естественно написаны и названия и номиналы компонентов. Выглядит это на экране вот так:

Как ни странно совпали даже производители всех компонентов, на которых можно увидеть хоть что-то. Резисторы действительно 1%.

Крепеж, впервые в наборе есть даже бронзовые стойки, причем как мне надо, пониже. Клеммник только питательный, вход-выход под пайке, что оправдано в данном случае.

Резисторы, промерял по традиции каждый, все действительно с точностью 1%. Один побольше для БП, наверное 1Ватт.

Ну и сама плата, просто идеальна. Как показала сборка все отверстия правильные, ни много ни мало.

Сборка

Чтобы не искать где-кто на бликующей плате распечатал рисунок производителя и искал на бумаге. Опять-же этот листок пригодится при наладке.

Кроме того при наладке должна помочь следующая усеченная схема

Тут все стандартно, сначала резисторы. Промерял чтобы не было сюрпризов. Налаживать потом фонкорректор с неправильными номиналами тяжко, он же не только усилитель, но еще сильно ломает (исправляет) АЧХ.

Дальше транзисторы помельче, их два вида BC550 и BC560. Паял как обычно сразу несколько, по одной ножке начиная с коллектора.

Потом БП и конденсаторы в 100мКф

Дальше был небольшой тупняк ибо на зеленых электролитах не было обозначения минуса, было подозрение, что они неполярные — так и вышло. В итоге запаял как на картинке у продавца.

Вывод

Набор практически идеальный, придраться не к чему. Но понятное дело это совсем не бесплатно, впрочем как и всегда.

У продавца есть отдельно платы для любого изделия, наборы для сборки и собранные платы. Ценник между двумя последними различается достаточно сильно.

Отдельно платы тоже дорогие, я прикинул, что если буду собирать рассыпуху тут, купив только платы, могло получится чуть дешевле, хотя учитывая четыре неполярных электролиты видимо то на то.

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Автор ssw_spb ПА Рейтинг +217.90
Блог Своими руками (DIY) 1342 153 RSS Вступить Подписаться
Не упускай интересное! Подпишись на нас в ВК и Telegram.

Пожаловаться на комментарий
43 комментария
Добавить комментарий

какой приятный конструктор, одна рассыпуха, как в старые добрые времена.
я уже лет 15 ничего не паяю, но очень приятно читать про такие вещи.
А что, не было чего либо на ультра супер пупер современной микросхеме с минимумом обвеса ?
Вроде ж у китайцев есть все…

Кастинг был тяжелый, даже у этого продавца есть наборы на операционниках (дешевле в два раза) и два набора даже на лампах (чуть подороже). Но все-таки решил NAIM.

Круто. Мне это напомнило советские конструкторы старт. Я бы и сейчас с удовольствием что то попаял, но во первых нет места чтобы все это добро держать (живу на чемоданах), а во вторых практического смысла по большому счету не вижу (я предпочитаю музыку по подписке, а на компе можно выкрутить любые параметры звука эквалайзером).
Но вам за работу конечно же уважение, достойное хобби!

Ну если с компа, да еще и с эквалайзером! Круто.
Не увидел ссылку на магазин.

Наберите в поиске Алиэкспресса MOFI naim ну а там уже смотрите что интересно, УМ, предварительные, питание…

ну там и цены.
БП на 50 ватт ~200 уе.
хотя конечно если речь идет о хобби то цена наверное на последнем месте.

Даю магазин удивляет некоторыми позициями, возможно там действительно высоколинейный БП с характеристиками как у батареи, но сомнительно.

А где схема принципиальная? Без неё обзор не полный получается.
Добавил усеченный вариант, который производитель приводит для настройки.

М-да… Честное слово, лучше б вы сами какой-нибудь другой фонокорректор (например, суховский 1981 года) собрали.
Впрочем, если вам «абы хоть какой-то звук был» — то сгодится наверно…

Вот тут я не готов начинать дискуссию по схемотехнике, ибо это будет скорее теологическая дискуссия. Корректоров много, суховский один из них, чем он лучше или хуже используемого в NAIM или MARANTZ например? Слов про него много это да, но люди покупают и слушают обычно готовые и вполне себе довольны.
На самом деле отчасти еще не готов по этому поводу дискутировать потому что коррекция действительно простейшая, на одном ОУ в обратной связи все можно сделать или на DSP попробовать поиграть с FIR, которые не вертит фазу. Вариантов прорва, возможно корректор Сухова лучший, но что-то сомневаюсь.

Тут разговор не о том, лучший ли суховский, а о том, худший ли этот корректор, о котором эта статья. И никакой теологии, чистая схемотехника. Повторюсь: если транспорт у вас низкого класса, то сойдёт и этот корректор. Лишь бы звук хоть какой-нибудь был. Но то, что вы привели в качестве схемы, меня огорчило, мягко говоря.

Транспорт советский первого класса, радиотехника какая-то номер так не вспомню.
А схема в каком месте больше всего напрягает? Просто чтобы понять. Корректирующая часть или предусилитель? Спрашиваю потому что англосаксы слушают и не жужжат, скорее даже тащатся.

Во всех местах напрягает. Начиная с однополярного питания и заканчивая самой корректирующей цепочкой. И то, что принципиальную схему этого корректора не найти во всём интернете — тоже говорит о том, что дедушка Ляо там намухлевал, как обычно.
Что там наглосаксы слушают — меня не интересует, я сам себе меломан и радиотехник.
Соберите этот экземпляр, послушайте, сравните с другими.

Ну мне как раз надо было именно однополярное питание, всегда-же есть и такие ограничения.
вот мне тоже схема показалась, мягко говоря, странной…
Мне странным показалось только количество транзисторов, обычно ля фонкорректора хватает 2-4 на канал

здесь, похоже, разнесли на 2 каскада цепочки коррекции АЧХ вместо того, чтоб влепить их в одну цепь ООС. схемотехника, характерная для эпохи начала применения полупроводников в усилении и обработке звука. Типа чтоб олдскулы сводило
Да, и по идее, параллельно входу с головы надо ставить кондер емкостью около 47-50 пФ. В некоторых усилках типа Харман_кардон эти емкости даже несколькими переключателями на задней панели можно было подбирать для согласования с каждой конкретной головой звукоснимателя.

Вот насчет входной емкости в пикушках я тоже не понял, буду посмотреть при подключении…
В этой конструкции этой «резонансной» ёмкости нет. Я по вашим фото плат посмотрел.

ИМХО. Первый каскад предусилителя должен быть прямо на самой головке. Остальные реализации тупо компромисс.

Это да, хорошо быть богатым и здоровым, но пред в головке это совсем не так просто и полезут компромиссы еще похлеще. На самом деле обычно фонкорректоры вообще выносные, до них еще аж целый кабель идет и ничего. Так что поставить фонкореектор внутрь уже болшой шаг.

при нынешнем развитии микроэлектроники даже такой пред можно пополам порезать, и первый каскад сунуть прям в тонарм рядом с головой… Правда, сразу исключается межкомпонентный кабель, а что тогда пытливому аудиофилу подбирать и прослушивать долгими зимними вечерами?

Так-то да, но плюс корпус, плюс питание в тонарм вести… я вот незнаю чем выводить из тонарма сигнал с головы, та тоненькие провода, один перетерся… на что менять неясно пока. Вроде берут проводочки из проводных наушников вкладышей.
А насчет аудиофилов можно не беспокоится я думаю, они люди находчивые, дошло-же уже до держателей межблочных кабелей.

возьми наушники дешманские — там в проводе несколько жилок литцендрата. вытащить их из ПВХ трубки и юзать. Или МГТФ какойнить 0.07 или тоньше. а на выходе из тонарма его спиралькой-пружинкой свить, чтоб не мешал вращаться тонарму.

Да, родные пружинки пришлось вырезать, обвисли и похоже подкорачивали в конце диска.

да, насчет корпуса и питания. в тонарме 4 провода из-за балансного подключения обмоток головы. Если предкаскад вынести к голове, то останутся те же 4 провода, но будет питание, земля, и два небалансных выхода

и, кстати, насчет межблочников… Вот тут реально единственное место, где от кабеля будет звучание зависить — те самые «резонансные» емкости на входе. Их-то и будет косплеить (удачно илинет — второй вопрос) собственная емкость межблочника. А если предкаскад разместить пусть даже около тонарма, а не в голове — то эта емкость уже не сможет внести ничего

Вот я и думаю, у меня от тонарма до фонкорректора будет порядка 10-15 см кабеля, причем непонятно какого, в том смысле что емкость метра неизвестна а померять пикушки выходит что и нечем.

подберешь входную емкость уже при наличии этого кабеля. в сумме чтоб было как надо
Не очень пока представляю как, если замерить нечем… но подберу 🙂

там не мерять надо. я уж не помню точно, но вроде как эту емкость подбирают по линейности АЧХ на самых высоких частотах. контур, создаваемый ею и индуктивностью головы, поднимает самые верха. около 15-20 кГц. Но лучше погуглить эту методу, я могу и ошибаться за давностию лет

Ну попробую разобраться ближе к концу всей битвы.

Зелёные электролиты — это Nichicon Muse BP — биполярные (или неполярные), не знаю как более правильно. Но кондёры хорошие, аудиофильские, если не подделка конечно.

Да, я уж потом нашел даташит, но реально не ожидал неполярные увидеть в Китайском наборе.

В этом наборе по виду достаточно качественные комплектующие, поэтому и цена на него относительно большая. Но уж лучше так, чем брать дешманский набор и потом менять детали на оригинал. Звучит то как, ещё не пробовали?

Не на чем пока, доламываю вертушку
Спасибо, прочитал с удовольствием

Из личного опыта: в свое время, когда искал электролиты на замену в аппараты Linn (у них повсеместно Rubycon стандартной серии CE W ), обратил внимание на Rubycon RX30 — недорогие, с большими токами и все такое. В общем, очень они мне понравились, заказал в Farnell. Приехали, на стикере значится JP (japan). Заменил в одном аппарате. Ждал долго, потом еще раз долго и еще раз столько же. Нирваны я не ждал, оно не надо было, пусть бы так же, как со стандартами, но хоть чуть лучше и сохранить фирменный почерк аппарата. Нифига — мутный «пустой» звук какого-то серого цвета, совсем не Linn. Очень и вообще не Linn. Куда я их потом только не ставил, везде RX30 упорно проявляли свой характер, к звуку никаким местом не придвинутый. А потом я зачем-то полез даташиту на них читать и прочитал, что их сотворили для блоков питания светодиодных ламп. Вы, конечно, все равно их впаяете в свою плату, это понятно, но если что, если пусто и серенько, то это они. Там настолько все плохо, что вместо них можно смело ставить Джамиконы, Хитано, Капсконы там разновсякие, не говоря уже про Ничиконы и Елну даже не аудио серий. А вот зеленый Hичикон BP и Nippon Chemi-Con действительно хорошие конденсаторы. Вот как так, успехов Вам и хорошего звука.

Спасибо огромное за конкретику и опыт! Сейчас как раз доделываю корпус и буду собирать-слушать, буду знать на кого думать если что. Знать бы еще на сколько они здесь в тракте стоят или сбоку…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *