Что можно варить точечной сваркой
Перейти к содержимому

Что можно варить точечной сваркой

  • автор:

Плюсы соединения арматуры, точечной сваркой

Сварка – процедура, наверняка известная каждому. Однако это понятие охватывает целый ряд различного рода процессов. Так, одним из видов является точечная контактная сварка. Данный процесс предполагает соединение деталей в одной либо сразу нескольких точках. С учетом размера сварной точки и ее структуры определяется прочность полученного соединения. А достижение высоких показателей возможно при условии применения правильного сварочного аппарата (подбирается нужная схема, выполняется установка, тщательно соблюдается технология сварочного процесса). К слову, возможна его самостоятельная установка и дальнейшее использование.

Прутья в сборе

Одно из направлений точечной сварки, изготовление конструкций из арматуры

Необходимо отметить, что контактная точечная сварка применяется в целях сваривания арматуры. Применение именно данного вида сварки позволяет максимально автоматизировать и механизировать весь процесс изготовления арматуры, а также добиться снижения трудоемкости работ. Однако это далеко не единственная область применения точечной сварки. Так, широко используется данная разновидность и в некоторых иных промышленных целях, например, нередко прибегают к контактной точечной сварке для аккумуляторов. Применение контактной точечной сварки возможно и в домашних условиях для ремонта бытовой техники, выполнения работ с кабелем и др.

Аппарат точечной сварки: описание

Аппараты, применяемые при контактной точечной сварке, различны, разнообразна и их схема. К примеру, при относительно небольших объемах работ широко используются машины одно- и двухэлектродные. При необходимости сварки тяжелой арматуры, а также в целях приварки отдельных стержней применяют иные аппараты: подвесные контактные машины со сварочными клещами.

Все выпускаемые машины имеют либо односторонний подвод тока, либо двусторонний. Во втором случае ток подводится к нижнему и верхнему стержням.

Когда же подвод тока односторонний, то осуществляется это от вторичного витка трансформатора (снизу). Аппараты с односторонним подводом характеризуются меньшей длиной протекания, что оказывает существенное воздействие на сопротивление (в сторону его снижения). В результате наблюдается повышение производительности за счет появления возможности одновременной сварки нескольких пересечений.

Все сварочные аппараты для одно- и многоточечной контактной сварки разделяются на стационарные и подвесные. При этом подвесные еще бывают со встроенным трансформатором либо выносным.

Относительно невысокой производительностью и малым вылетом хобота электродержателя характеризуются одноточечные стационарные аппараты, оснащенные гидравлическим приводом, и некоторые подвесные, имеющие пневмопривод (типа МТП-75 и МТПП-75 соответственно). Подобные аппараты применяются в целях выполнения работ небольшого объема.

Одноточечные подвесные машины, имеющие номинальную мощность до 75 кВт, позволяют осуществлять соединение арматуры, где меньший стержень будет иметь минимальный диаметр до 16 мм. Аналогичные стационарные аппараты позволяют сваривать стержни с диаметром до 22 мм.

При необходимости сварки арматуры большего диаметра применяются иные аппараты, обладающие значительно большей мощностью. Также прибегают к многоточечной контактной сварке.

Какова схема сварочного аппарата?

Для начала ознакомимся с одноточечной стационарной машиной. Итак, такая установка состоит из следующих элементов:

  • Корпус;
  • Пневмопривод;
  • Система подвода тока;
  • Система охлаждения.

Схема предполагает, что корпус вмещает в себя трансформатор, контактор, переключатель ступеней и панель зажимов.

Сжатый воздух в пневмоцилиндре обеспечивает вертикальное перемещение верхнего электрода, а также сжатие свариваемых стержней. Охлаждение производится при помощи воды.

Разумеется, схема иных аппаратов выглядит несколько иначе. Необходимо также отметить, что допустима и самостоятельная сборка и установка аппарата для контактной точечной сварки арматуры. Различных вариантов довольно много, но, как правило, в основе лежит определенная схема контактной точечной сварки, требующая минимально возможного количества деталей. Впрочем, любая подобная схема позволит собрать относительно маломощный аппарат для сварки арматуры.

Технология сварки

Поскольку точечная сварка арматуры представляет собой разновидность контактной сварки, то в основу процесса положен небезызвестный закон Джоуля-Ленца, в соответствии с которым происходит тепловое воздействие электрического тока, а также принцип усилия сжатия свариваемых деталей.

Контактное соединение

Практически ювелирная работа, медными электродами

Более подробно технология выглядит так. В ходе одно- либо многоточечной контактной сварки арматуры ток от одного электрода проходит к другому непосредственно через металл. К слову, сами электроды, применяемые при контактной точечной сварке, производятся из сплавов, обладающих высокой электропроводностью. Это позволяет обеспечить в связи «электрод-деталь» наименьшее сопротивление. В результате в связи «деталь-деталь» — наибольшее нагревание, поскольку там как раз и оказывается максимальное сопротивление.

Точечная сварка арматуры

Она осуществляется в одном из двух режимов: мягком и жестком. Первая технология отличается тем, что:

  • Времени для сварки требуется больше;
  • Заготовки нагреваются плавно;
  • Плотность тока непосредственно на рабочей поверхности электрода не превышает, как правило, 100 А/мм 2 ;
  • Сам ток протекает за 0,5-3 с.

Плюсами, которыми характеризуется эта технология, являются:

  • Меньшее количество потребляемой мощности;
  • Меньшие сетевые нагрузки;
  • Необходимость в аппаратах меньшей мощности и, соответственно, меньшей стоимости;
  • Наконец, необходимо отметить и такое преимущество, как уменьшение закалки сварочной зоны.

Второй режим – жесткий – характеризуется иными особенностями:

  • Продолжительность сварки здесь меньше;
  • Показатели силы тока выше, они достигают 120-300 А/мм 2 ;
  • Ток при жестком режиме протекает за 0,1-1,5 с.

Основным преимуществом, которым обладает подобная технология сварки арматуры, является общее уменьшение времени, затрачиваемого на соединение, и значительное повышение производительности.

Впрочем, отмечаются и некоторые недостатки, в частности: повышенная мощность, которая потребляется при работе, серьезные сетевые нагрузки.

Необходимые меры безопасности

При осуществлении контактной точечной сварки арматуры необходимо тщательное соблюдение всех мер предосторожности. Приведем основные из предпринимаемых мер.

Итак, прежде всего, важно добиться того, чтобы нагрузка по фазам распределялась равномерно.

Очень важно, чтобы сварочная установка была прочно закреплена, если речь идет о тех случаях, когда аппараты размещаются на столе либо на подставке. При установке на пол обычно крепление не требуется.

Еще одной немаловажной мерой является заземление корпуса аппарата. Заземлить нужно в любом случае, независимо от того, как именно устанавливается аппарат для точечной сварки арматуры.

Наряду с заземлением следует оснащать сварочные аппараты щитами, предназначенными для защиты от брызг расплавленного металла. Для этого же применяются и очки с простыми стеклами, которые надевает лицо, осуществляющее соединение арматуры.

Изделие из металла

В массовом производстве, очень щепетильно относятся к мерам безопастности

Должное внимание следует уделять состоянию всех проводов, не допуская их пережатий и появления каких-либо потертостей.

Наконец, важно правильно оборудовать и само рабочее место. Это предполагает не только наличие защитных элементов, но и снабжение рабочего места отсасывающей вентиляцией.

Необходимо отметить, что меры предосторожности, которым нужно следовать при осуществлении контактной точечной сварки арматуры, можно назвать общими для всех видов сварочных работ. Однако это нисколько не умаляет значения подобных мер, поскольку безопасность – одна из неотъемлемых составляющих.

Точечная сварка

Точечная сварка получила широкое распространение в промышленности, особенно при массовом производстве штампосварных конструкций в автомобиле- и авиастроении, космической технике, сельскохозяйственном и транспортном машиностроении, строительстве, а также в приборостроении при создании миниатюрных и прецизионных узлов и изделий электронной техники , средств связи и управления.

Другие страницы по теме

Точечная сварка

  • Точечная сварка металлов (стали, алюминиевых, медных, титановых и магниевых сплавов).
  • Точечная сварка видео.
  • Формирование сварного соединения при шовной и точечной сварке
  • Машина точечной сварки.
  • Споттер видео (ручной аппарат точечной сварки).

Большое значение и широкое применение контактной точечной сварки обусловлены следующими ее достоинствами:

  • высокой производительностью и степенью автоматизации вследствие кратковременности самого процесса сварки и возможностью использования высокопроизводительных многоточечных машин, сборочно-сварочных поточных машин, агрегатов и роботизированных комплексов контактной сварки;
  • возможностью получения сварных соединений высокого и стабильного качества для рациональной конструкции соединения при соблюдении оптимальных значений параметров режима и условий выполнения сварки;
  • практическим отсутствием необходимости использования присадочных материалов, флюсов и газов;
  • относительно высокими санитарногигиеническими условиями труда и культурой производства.

Перечисленные достоинства можно отнести ко всем видам контактной сварки.

Точечной сваркой можно сваривать детали из большинства известных конструкционных материалов: низко- и среднеуглеродистых, а также низколегированных, легированных коррозионно-стойких и жаропрочных сталей, алюминиевых и магниевых сплавов, титана и его сплавов, некоторых медных сплавов и ряда других материалов.

Лучше всего свариваются между собой однородные металлы и сплавы, построенные на одной основе или имеющие разную основу, но образующие между собой ряд твердых растворов.

Например, аустенитные стали хорошо свариваются с конструкционными , коррозионно-стойкие стали — с жаропрочными. Никель сваривают с низколегированными и коррозионно-стойкими сталями. Однако в ряде случаев контактная точечная сварка деталей из разнородных металлов и сплавов затруднена или невозможна, что обусловлено следующими основными факторами:

  • различием теплофизических и механических свойств свариваемых пар металлов и зависимостью их от термического цикла сварки , что вызывает смещение электротеплового поля относительно плоскости свариваемого стыка;
  • существенной химической и структурной неоднородностью металла литого ядра вследствие несимметричного проплавления деталей и незавершенности процессов перемешивания металла в ядре;
  • образованием интерметаллических фаз и механических смесей, обладающих большой твердостью и хрупкостью, что приводит к низким механическим свойствам соединения.

Все чаще точечной сваркой соединяют металлы с антикоррозионными и декоративными покрытиями. Свариваемость таких металлов зависит от свойств покрытия и его толщины. Удовлетворительно свариваются металлы с электропроводными металлическими покрытиями толщиной 7. 30 мкм. В машиностроении используют стали, покрытые цинком, свинцом, алюминием, никелем и хромом, в приборостроении детали покрывают также оловом, оловянно-висмутовым сплавом, кадмием, золотом, серебром и никелем . Наибольшие трудности возникают при сварке металлов c неэлектропроводными фосфатными и оксидными покрытиями из-зa таких дефектов кaк выплески и непровары. Точечной сваркой обычно соединяют детали, собранные внахлестку, однако возможны и другие типы соединений.

Наиболее широко этим способом соединяют детали и заготовки, выштампованные из листового и вырезанные из профильного проката, а также детали, изготовленные резанием. Точечную сварку можно использовать для создания комбинированных конструкций, в которых заготовки из листового проката необходимо сваривать с деталями, изготовленными методами литья, ковки и высадки.

Как правило , точечной сваркой соединяют детали толшиной 0,5 . . .6,0 мм. На специальных машинах возможна сварка стали толщиной до 30,0 мм, при микросварке толщина привариваемых элементов составляет 20 . 50 мкм. Обычно в машиностроении сваривают детали равных толщин или с соотношением толщин не более 1 : 6 (при толщине тонкой детали 0,5 . . .1,5 мм) , в приборостроении соотношение толщин соединяемых элементов может быть более чем 1 : 100.

Точечная сварка может быть двусторонней и односторонней. Пpи сварке компактных деталей или узлов открытого типа c отбортовкой применяется двусторонняя сварка, а для крупногабаритных узлов и при ограниченном доступe к зоне сварки — односторонняя. Пpи сварке в массовом производствe для повышения производительности используется многоточечная сварка .

При проектировании сварной конструкции, выполняемой точечной сваркой на универсальном оборудовании с использованием простейших сборочных приспособлений, желательно обеспечить :

  • минимальную и неизменную массу деталей из ферромагнитного материала, вводимую в контур сварочной машины, так как наличие магнитной стали в сварочном контуре ведет к увеличению его сопротивления и снижению силы сварочного тока; конструкция а на рис. 1 более предпочтительна, чем конструкция б;
  • необходимые жесткость и прочность электродов и хоботов из сплавов с твердостью ≥120 НВ, передающих требуемую силу сжатия при сварке внутри узлов коробчатой формы, обечаек и труб (см . рис. 1, в), при этом размеры отверстия (в мм) свариваемых узлов прямоугольного или круглого сечения должны отвечать следующим зависимостям :

где Fсж — сила сжатия электродов, даН , определяемая толщиной и материалом , подлежащим сварке; L — длина детали (или вылет электрода), мм; при не возможности введения электрода внутрь полого тонкостенного профиля целесообразно использовать медные раздвижные вставки (см. рис. 1, г) или удаляемый после сварки легкоплавкий материал;

  • свободный доступ электродов к месту сварки с тем, чтобы использовать прямые электроды с внутренним охлаждением, поэтому конструкция узла на рис. 1, д предпочтительнее узла, показанного на рис. 1, е;
  • свободную деформацию деталей в зоне сварки, узел ж на рис. 1 полностью отвечает этому требованию, узел з на этом рисунке — частично;
  • минимально возможные зазоры между деталями за счет повышения точности заготовок, фиксируюших приспособлений и качества сборки деталей в местах их сопряжения под сварку.

точечная сварка

Рис. 1. Примеры узлов, соединяемых точечной (шовной) сваркой .

Точечная сварка чаще всего применяется для нахлесточных соединений c обязательным получением литого ядра. Прочность сварной точки определяется качествoм металла литого ядра, зoны термического влияния и размерами сечения ядра. Основной геометрический параметр точечного соединения — это диаметр литого ядра. ГОСТ 15878-79 регламентирует основные размеры конструктивных элементов сварных соединений для групп А и Б (см. таблицы в ГОСТ 15878-79 и рис. 2). Соединения группы А имеют большие диаметры литого ядра и обладают более высокой прочностью по сравнению с соединениями группы Б.

Фактический диаметр сварной точки должен быть не менее указанного в таблицах ГОСТа. При отработке технологии сварки выбранные параметры режима должны обеспечивать диаметр ядра dном на 15.. .25 % больше табличного для компенсации технологических возмущений при сварке .

Величина проплавления h мало влияет на прочность точки и может изменяться в пределах 20 .. .80 % толщины каждой детали. При проплавлении 80 % наблюдается перегрев металла в околошовной зоне и в контакте электрод — деталь, что снижает коррозионную стойкость соединения, повышает изнашивание электродов и вероятность образования выплесков.

Обычно минимальное значение проплавления (20 %) достигается в тонкой детали при сварке деталей неравной толщины , максимальное проплавление (до 95 %) характерно для титановых сплавов ввиду их низкой теплопроводности.

Бесследная сварка , когда отсутствует заметная вмятина на поверхности одной из деталей, достигается при односторонней сварке на медной подкладке (см . п. 2 в таблице на странице Схема точечной сварки) или при сварке с холостым плоским электродом большого диаметра (см. п. 5 таблицы на той же странице).

При сварке деталей неодинаковой толщины (см. рис. 2, в) конструктивные элементы соединения выбирают по более тонкой детали. Если соотношение толщин свариваемых деталей S / S1 > 2, величины В, t и с увеличивают на 20.. .30 %. При двусторонней сварке трех деталей (в исключительных случаях четырех) диаметр литого ядра, измеренный в плоскости сопряжений каждой пары деталей, должен соответствовать государственному стандарту (при односторонней сварке число одновременно свариваемых деталей не может быть более двух). Если при сварке пакета из трех деталей образуются два литых ядра (см. рис. 3, а) , то величина нахлестки В устанавливается по тонкой детали l, l‘. В случае образования обшей литой зоны (см . рис. 3, б) нахлестка со стороны края средней детали должна быть увеличена на 20 .. .30 % с тем , чтобы предотвратить возможное раздавливание края детали 2.

Рисунок 2. Конструктивные элементы, графическое изображение и условное обозначение сварных соединений, выполненных точечной сваркой из однотолщинных и одноименных металлов (а), плакированного (6) и разноименного металла (г), деталей неравной толщины (в ).

Минимальный шаг точек при сварке пакета из трех стальных деталей увеличивают в — 1,5 раза по сравнению с шагом для пакета из двух деталей. Желательно, чтобы отношение толшин деталей в пакете не превышало трех.

Рис. 3. Точечная сварка трех деталей : а — раздельное формирование ядер; б — сквозное проплавление средней детали; 1, 1′ — тонкие детали; 2 — толстая деталь .

Copyright. При любом цитировании материалов Cайта, включая сообщения из форумов, прямая активная ссылка на портал weldzone.info обязательна.

Что такое контактная сварка

Рассмотрим принцип работы аппаратов контактной сварки, виды этого метода и необходимые расходные материалы.

Впервые контактной сваркой, как методом соединения металлов, воспользовался английский физик Уильям Томсон в 1856 г. Сейчас технология активно применяется в машиностроении, авиастроении, выпуске корпусов различной техники, авторемонте и т. д. Метод сварки один из наиболее быстрых, легко автоматизируется, качество соединения не зависит от опытности сварщика. Рассмотрим принцип работы аппаратов контактной сварки, виды этого метода, необходимые расходные материалы.

В этой статье:

  • Принцип работы аппаратов контактной сварки
  • Виды контактной сварки
  • Дефекты сварки и контроль качества
  • Машины для контактной сварки
  • Расходные материалы
  • Меры предосторожности
  • Обозначение контактной сварки на чертеже

Принцип работы аппаратов контактной сварки

Аппараты контактной сварки имеют электрическую и механическую часть. Электрическая состоит из источника тока, который понижает напряжение (V) и повышает количество ампер (A). Сварочный ток достигает сотен и даже тысяч ампер, благодаря чему происходит быстрый нагрев и прочное соединение. Механическая часть реализована в виде сварочных клещей и обеспечивает сведение сторон, их прижим в месте, где требуется соединение.

схема сварки электродом

Сварка происходит следующим образом:

  1. Две заготовки (прутки, пластины и пр.) сводятся клещами друг к другу до соприкосновения в одной точке
  2. На концах рабочей части клещей расположено два медных электрода, обладающих разной полярностью. К ним подается сварочный ток
  3. Дуга не загорается, поскольку детали плотно сведены друг к другу. Сварочная маска не требуется
  4. За счет прохождения тока от минуса к плюсу в месте стыковки возникает повышенное сопротивление, ведь стороны просто сведены
  5. От этого поверхность в месте соприкосновения начинает нагреваться. Электрическая энергия преобразуется в тепловую.
  6. Нагрев длится до тех пор, пока поверхность сторон не станет пластичной. За счет прижима клещами происходит смешивание металлов на уровне кристаллической решетки
  7. После этого сварочный ток отключается, а тепло быстро рассеивается по остальной части изделия
  8. Стык остывает и получается неразъемное соединение без видимого шва и присадочного металла

Длительность подачи сварочного тока и его сила настраиваются в зависимости от толщины соединяемых сторон. Например, для контактной сварки двух прутков сечением 1.5 мм (1.5+1.5), понадобится сила тока 1500 А и продолжительность воздействия 1-2 секунды.

Виды контактной сварки

Хотя принцип действия везде один, ГОСТ 15878-79 выделяет несколько разновидностей контактной сварки. Они определяют размеры соединения, прочность стыка, области применения. Оборудование для разных видов контактной сварки тоже имеет свои особенности.

Точечная сварка

Подразумевает соединение металла путем плавления в одной точке. В зависимости от оборудования и исполнительных механизмов подразделяется на:

Рельефная сварка

Разновидность точечной сварки, но отличается формой свариваемой поверхности. Вместо плоских сторон деталей, в заготовках заранее создаются выпуклости (выступающие полусферы, шпильки). Они предусматриваются еще на этапе литья деталей. Затем стороны соединяются между собой, к ним подводится электрический ток и выступающие части плавятся, образуя точечные соединения. Возможны длинные кольцевые или продольные швы этим методом, если изначально предусмотреть рельеф нужной формы.

Метод сварки наиболее востребован в машиностроении, поскольку обеспечивает прочное соединение, чем обычная точечная сварка.

Шовная сварка

Разновидность контактной сварки, при которой выполняются длинные продольные швы. В отличие от рельефной, ток подается не на изделие, а на два подвижных ролика. Они располагаются над и под листовыми заготовками. Металл, оказавшись между ними, нагревается от прохождения тока, и соединяется. По мере продвижения роликов образуется сплошное шовное соединение.

Существует несколько техник выполнения шовной сварки контактным способом:

Ролики в сварочных аппаратах контактной сварки могут быть оба ведущими или один ведущий, а второй — ведомый. Последний движется за счет протягивания заготовки. Метод подходит для сборки бочек, емкостей.

Стыковая сварка

Реализуется одним из двух способов: сопротивлением или оплавлением. Стыковая сварка сопротивлением подразумевает подвод тока к двум деталям, сжатым с усилием. В месте стыковки образуется сопротивление и повышенный нагрев. Затем сжатие резко усиливают (происходит осадка деталей) и получается стыковое соединение.

Контактная стыковая сварка оплавлением проводится путем сведения двух заготовок стыками между собой. К деталям подается сварочный ток, разогревающий торцы изделия. После этого силу тока снижают, но продолжают подавать электричество. В местах контакта происходит оплавление и получается сварочное соединение. Если держать стороны сведенными дольше и одновременно подавать сварочный ток, жидкий металл даже выступит наружу из зазора, а шов станет сплошным. Этот метод обеспечивает более прочное соединение и экономию электроэнергии, чем технология соединения сторон сопротивлением. Подходит для сварки арматуры встык.

Подготовка поверхностей

При выполнении контактной сварки качество соединения отчасти зависит от правильности подготовки поверхности. Чтобы стороны надежно сварились между собой, необходимо обеспечить их плотный прижим. Для этого убирают мусор, окалины, грязь и ржавчину в месте стыковки, а также на соседней зоне, расположенной в этой плоскости (там, где выступающий мусор помешает сведению сторон). Коррозию зачищают шлифовальными машинами.

Контактной сваркой разрешено соединять стороны, у которых толщина не отличается друг от друга более чем на 15%. Иначе одна пластина разогреется сильно, а вторая не успеет прогреться — соединение будет слабым, возможны деформации изделия.

Для стыковой сварки методом сопротивления плоские стороны требуется подогнать между собой по форме, чтобы не было просветов. Жаропрочные стали и легированные нуждаются в обезжиривании.

Дефекты сварки и контроль качества

Сварная точка уменьшенного диаметра
Перегрев материала

Хотя шва, в его классическом понимании здесь нет, у соединения возможны дефекты. Один из них — это непровар. Точка обеспечивает схватывание сторон, но при динамических нагрузках «склейки» оказывается недостаточно и стык распадается. Чаще всего дефект наступает из-за слишком короткого импульса сварочного тока или недостаточной силы тока.

«Родственный» непровару дефект — сварная точка уменьшенного диаметра. Соединение выполнено путем перемешивания материалов на уровне кристаллической решетки, но диаметра точки недостаточно, чтобы удержать стороны определенной толщины и веса под нагрузкой.

Противоположным дефектом является перегрев материала. Если подать повышенный сварочный ток или передержать изделие клещами, точка может разогреться очень сильно. Это приведет к уменьшению толщины металла в зоне контакта, выдавливанию жидкого металла в стороны, деформациям поверхности. При сильном перегреве возможны прожоги, когда вместо сварной точки будет дырка.

Контроль качества осуществляется визуальным путем. Сварщик или уполномоченное лицо осматривает поставленные точки через лупу на предмет трещин, деформаций, выдавливания металла.

Методом разрушающего контроля испытываются тестовые образцы. Сваренные точками стороны пытаются разделить зубилом и молотком, провернуть между собой, оторвать монтировкой. После отрыва исследуют стороны. Качественное соединение будет иметь следы разорванного металла однородной структуры без пор и трещин. Затем, установив на каком режиме выполнялось соединение с приемлемым качеством, подобные настройки применяют для серийного выпуска продукции.

Машины для контактной сварки

Машины для контактной сварки бывают ручные (переносные), подвесные, настольные и напольные. Во всех имеется:

Источник видео: Telwin Viet Nam

Сварочные клещи подойдут для сборки корпусов и кузовов, чтобы подлазить к труднодоступным местам. Такие аппараты удобны для транспортировки и даже работы в полевых условиях. Машины контактной сварки востребованы в цехах, мастерских, чтобы вести серийный выпуск изделий. С ними возрастает скорость производства и качество соединений. Есть версии с полностью ручным управлением (время прижима задает мастер) и с автоматическим (после установки силы тока и длины импульса машина сама сжимает изделие и выполняет сварку).

При выборе машин контактной сварки обращайте внимание на следующие параметры:

Еще при выборе обращайте внимание на размер плеч сварочных клещей. Длина определяет, как далеко от края листа получится выполнить сварочное соединение. Высота раскрытия клещей влияет на способность заводить в них неровные конструкции с выступающими частями.

Немаловажен бренд оборудования. Практика показывает, что установки марок Foxweld, Telwin надежно служат в самых суровых производственных условиях.

Расходные материалы

Среди расходных материалов для машин контактной сварки и сварочных клещей чаще всего требуют замены только медные электроды. Медными они кажутся снаружи, а на самом деле отливаются из кадмиевой или хромовой бронзы. Расходники рассчитаны на температуру 600 градусов и давление 5 кг\мм кв.

От работы они перегреваются, оплавляются, деформируются. При замене электродов подбирают аналогичные по длине и диаметру. Порой может понадобиться заменить комплект плечей. Тогда можно купить такие же или с большей длиной, высотой раскрытия. Есть плечи с воздушным и водяным охлаждением.

Меры предосторожности

Контактная сварка — это разновидность электрической сварки, поэтому нельзя вести работы в мокрой одежде, сырых рукавицах. Прижим клещами осуществляется с большой силой, поэтому важно следить, чтобы между электродами не оказались пальцы. Хотя сварочной дуги здесь нет, при неплотном сдавливании сторон возможны искры. От таких вспышек глаза будут уставать, поэтому сдавливайте изделие плотно и только потом включайте подачу тока (касается машин с ручным приводом).

Следите за целостностью кабелей, не допускайте потертостей, оголенных токоведущих частей. Важно, чтобы машина контактной сварки была заземлена. Следите, чтобы ручки и держаки были заизолированы.

Сварщик должен устойчиво стоять на ровном месте, а органы управления (педаль или кнопка) располагаться в легком доступе.

Обозначение контактной сварки на чертеже

Если работаете с чертежами, то пригодится знание обозначений контактной сварки. На рисунке она изображается крестом (+), указывая на место соединения сварочной точкой. Стрелкой делается вынос ГОСТа 15878-79 с дополнительным указанием вида соединения («К» — контактная, «т» — точечная). Если шов видимый, то письменные данные приводятся над линией (полкой) выноса, а если шов невидимый — под линией.

Ответы на вопросы: что такое контактная сварка и как с ней работать

Как соединить две детали толщиной 5 и 10 мм?
Скрыть Подробнее

На практике такое соединение невозможно. Сила тока расплавит сторону 5 мм или не прогреет 10 мм. Чтобы качественно соединить контактной сваркой две детали с такой разницей в сечении, необходимо сточить толщину стороны 10 мм до 6 мм в месте простановки сварных точек.

Как узнать, сколько по времени подавать сварочный ток?
Скрыть Подробнее

Сперва нужно потренироваться на черновых образцах такого же сечения, что и основное изделие. Поэкспериментируйте на разных токах, добившись неразрывного соединения, которое не будет иметь выраженных внешних деформаций. С подобранными настройками переходите к сборке изделия.

Подходит ли контактная сварка для алюминия?
Скрыть Подробнее

Да, подходит. Но сперва нужно удалить оксидную пленку. Это достигается механическим путем (болгаркой, щеткой по металлу) или химическим (травлением).

С каким управлением удобнее работать на машине контактной сварки?
Скрыть Подробнее

Удобнее с ножным. Две руки остаются свободными для подачи и поддержания заготовок, производительность выше.

Что такое цикл точечной сварки?
Скрыть Подробнее

Циклом называют процесс сжатия деталей, подачу импульса сварочного тока, снятие давления, выключение тока.

Точечная сварка автомобиля: где, как и когда применяется

Что это? Точечная сварка автомобиля в основном используется на заводах при изготовлении кузова. Благодаря автоматизации процесса и роботизации конвейера такой способ значительно ускоряет производство.

Как использовать? Для кузовного ремонта в автосервисах используется разновидность точечной сварки – споттеры. Эти аппараты редко применяются для сваривания деталей. Их прямое назначение – рихтовочные работы.

В этой статье:

  1. Что собой представляет точечная сварка
  2. Преимущества и недостатки точечной сварки
  3. Применение точечной сварки (споттеров) в кузовном ремонте
  4. Методы работы споттером при ремонте автомобиля
  5. Рекомендации по работе со споттером

Как избежать штрафа до 100 000 р за ошибки в эксплуатации оборудования
Скачайте инструкции по безопасной эксплуатации

Что собой представляет точечная сварка

Необходимо понимать, что технология сваривания тонких листов металла будет отличаться от сварки толстостенных элементов.

Когда толщина деталей достаточно большая, не происходит тепловая деформация, а также искривление металла. Устойчивость металлических заготовок большой толщины объясняется достаточным объемом, в котором рассеивается тепло по аналогии с радиатором.

При проведении сварочных работ необходимо обращать внимание на проникновение металла, шов должен получиться качественным и прочным. Если заготовки достаточной толщины, невозможно прожечь металл. Но при работе с тонкими элементами, к примеру, во время точечной сварки при ремонте автомобилей, могут возникнуть сложности.

Возможно, у вас большой опыт сваривания металлоконструкций большой толщины. Однако выполнить точечную сварку автомобиля будет непросто. Необходимо потренироваться, чтобы почувствовать, как ведет себя в работе металл кузова.

Точечная сварка автомобиля представляет собой процесс, во время которого через минимальное расстояние подается сильнейший электроимпульс на плотно сжатые элементы.

В ходе работы поверхности обрабатываемого металла нагреваются до максимальных температур. В области соприкосновения образуется расплавленное ядро.

Из-за того что металлические элементы плотно сжаты, запускается процесс диффузии металлов. Когда электроток отключается и нагретая точка остывает, металл кристаллизуется.

Точка сварки настолько прочная, что, если попытаться разрушить соединение, металл лопнет не в точке сварки, а рядом с ней.

Аппарат для точечной сварки автомобиля генерируется импульс, при этом заготовки должны быть плотно сжаты. Чтобы сильно разогреть импульсом поверхность металла, нужна большая сила тока и низкое напряжение.

Преимущества и недостатки точечной сварки

У каждой технологии сварки есть свои достоинства и недостатки. Прежде всего, стоит отметить преимущества точечной сварки:

  • Сварочные работы выполняются тремя способами, повышающими функциональность: точечным, шовным – контактная стыковая сварка, а также рельефным.
  • Можно сваривать детали, отличающиеся по толщине.
  • Подходит при работе со сплавами с разным химическим составом.
  • Можно менять характеристики временных режимов контактной сварки, а также мощность.
  • Сварной шов получается высококачественным, способен выдержать повышенные нагрузки: при давлении (к примеру, в паровых котлах, стыках рельс), динамические и на разрыв.
  • У точечной сварки высокая производительность – на одну точку достаточно 0,02-1 секунды, поэтому ее применяют в технологических линиях на производствах.
  • Благодаря автоматизации производственного процесса практически полностью исключается появление дефектов из-за ошибок мастера.
  • Есть множество вариантов исполнения: стационарные, подвесные сварочные аппараты (при контактной точечной сварке клещами), а также передвижные.
  • Не нужно выполнять подготовку, нагревать элементы, погружать их в защитную среду.
  • Полная экологичность сварочного процесса.

Несмотря на весомые преимущества, точечная сварка для ремонта кузова автомобиля имеет недостатки, связанные с высокой ценой на сварочные работы и необходимостью проведения подготовки:

  • повышенные требования на допуски (определенное сечение и толщина заготовок);
  • применяются узкоспециализированные сварочные аппараты;
  • цена таких аппаратов достаточно высокая;
  • при соединении элементов используются ограниченные площади.

Применение точечной сварки (споттеров) в кузовном ремонте

Раньше точечную сварку применяли ограниченно, так как для выполнения работ требовались источники питания с повышенной мощностью, сварочные клещи, под которые удавалось разместить не каждую заготовку.

Однако затем стали использоваться споттеры, и ситуация в корне поменялась. При реализации этой технологии сварки нужен доступ лишь с одной стороны соединяемых заготовок, мощность небольшая, поэтому подойдет стандартный инверторный источник питания. Такое оборудование за счет небольшой цены может приобрести каждый владелец автосервиса.

Вышеперечисленные особенности позволяют с успехом применять сварку споттерами, чтобы отремонтировать машину.

Споттер представляет собой оборудование для точечной сварки. Но его не применяют для того, чтобы сваривать элементы кузова.

В споттере сила тока используется для того, чтобы локально нагреть металл либо приварить к поврежденной детали вспомогательный элемент и восстановить кузов.

Рихтовка споттером подходит для реконструкции кузовных элементов, к примеру чтобы устранить вмятины в тех областях автомобиля, где к дефекту невозможно подобраться с внутренней стороны.

Точечная сварка споттером применяется для восстановления порогов, стоек крыши, задних крыльев, дверей и прочих кузовных элементов, где нет полного доступа и не получится выдавить и устранить повреждение изнутри.

Непосредственно сам споттер не участвует в восстановлении геометрии кузова. Чтобы устранить вмятины с его помощью, к поверхности нужно приварить вспомогательную оснастку, для этого применяют шайбы.

Используя спорттер для того, чтобы отрихтовать вмятину на кузове, сварщик выполняет действий лишь снаружи повреждения. Во время ремонтных работ не повреждается внутреннее антикоррозийное покрытие кузова, не меняется состав стали, поскольку не происходит выжигание углерода, из которого она состоит.

Читайте также!

Стоит отметить, что рихтовка производится с высокой точностью и деликатностью. Поэтому мастер легко сможет устранить вмятину, при этом поверхность кузовного элемента будет идеально ровной. После такого ремонта, подготавливая машину к покрасочным работам, маляр будет использовать небольшое количество шпатлевки. В результате удастся восстановить кузов качественно, вернув автомобилю заводской внешний вид.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16

  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500

В кредит от 9 848/мес
В корзину Купить в 1 клик

Зарядно-десульфатирующий шкаф Светоч-04-06.40В.50А.R18А(250ВТ).ПК

  • Напряжение питания, В 40
  • Количество каналов, шт 6

В кредит от 22 752/мес
В корзину Купить в 1 клик

Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS

  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин

В кредит от 11 040/мес
В корзину Купить в 1 клик

ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08

  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110

В кредит от 8 467/мес
В корзину Купить в 1 клик

Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)

  • Напряжение питающей сети, В 380
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В

В кредит от 5 133/мес
В корзину Купить в 1 клик

Методы работы споттером при ремонте автомобиля

При проведении рихтовки споттером мастер может легко выровнять вмятину на кузовном элементе, удалить бугры, шишки и хлопуны, которые возникают из-за растяжения металла в месте деформации. Технология ремонта споттером вмятин и выпуклостей существенно отличается.

Стандартную вмятину споттер вытягивает, захватившись за поверхность кузова. Чтобы обеспечить нужный зацеп, споттер используют следующим образом: точечно приваривают кончик насадки с обратным молотком и сразу же выполняют удар. Также можно отрывать насадку, поворачивая инструмент под прямым углом, либо приварить к другому участку.

Таким образом, металл на вмятине отстукивается наружу. Приваривание наконечника обратного молота не портит кузовной элемент, поскольку никаких следов обработки не остается.

  • Приваривание шайб споттером к поверхности с дефектом осуществляется в одно касание.
  • После этого через отверстия в шайбах продевают прут из стали, за него мастер цепляется рычагом либо специнструментом и вытягивает вмятину.

С помощью споттера можно приварить к вмятине 2-3 шайбы либо волнистую проволоку. Далее к ним прицепить специальную гребенку, за которую мастер с помощью рычага вытянет вмятину.

  • Волнистую проволоку приваривают лифтером к кузовному элементу с дефектом.
  • После этого мастер цепляется к вмятине крючками-гребенкой и устраняет дефект с помощью рычага.

Вместе со споттером зачастую используется лифтер. Этот специальный инструмент имеет стержень, кончик которого приваривается к вмятине. Специальная опора упирается в поверхность, после чего металл вытягивается плавным движением с помощью рукояти.

  • В комплект к споттеру входит насадка-лифтер: стержень привариваем к поврежденной области.
  • Далее подтягиваем металл в области повреждения.

То, какие дополнительные инструменты использовать вместе со споттером, зависит от типа повреждения. Опытный мастер может применить насадку-лифтер либо крючки-гребенку, чтобы выполнить работу быстро и качественно.

Во время осаживания металла (бугров, хлопунов, шишек) сила тока споттера применяется, чтобы нагревать металлические поверхности.

Необходимо понимать, что выпуклости на металле образуются из-за того, что происходит его растяжение и утончение.

При растяжении для устранения дефекта избыточную площадь металла нагревают. Для этого используется насадка споттера. Ее приваривают к поверхности, затем нагревают до появления накала. Приставленная к выпуклости насадка нагревает ее, в результате происходит осаживание металла. В месте выпуклости устраняется избыточная площадь, толщина металла становится как прежде.

Осаживание выпуклостей с помощью спецнасадки является специфическим видом ремонта, выполнить такую сложную работу могут только опытные мастера.

Технология работы следующая: при точечном нагреве мастер несильно надавливает кончиком насадки споттера на сталь, которая становится пластичной и податливой. При этом избыточную площадь растянутого элемента по периметру обрамляет холодный металл, который не нагревается споттером. Растянутая сталь во время нагрева вынуждена принять первоначальную форму и плоскость.

Читайте также!

Рекомендации по работе со споттером

Выполняя точечную сварку автомобиля, следует придерживаться изложенных ниже советов:

  • Если аппарат подключается к электросети, следует понимать, что сечение электропроводов, подведенных к розетке, должно быть от 2,5 квадратных миллиметров. Для оборудования, которое потребляет ток 32А, важно, чтобы сечение было от 4 квадратных миллиметров. При использовании удлинителя потребуется кабель, сечение которого увеличивается в зависимости от длины.

Автоматические предохранители на распределительном щитке должны иметь индекс кривой отсечки D (задержка по срабатыванию: для оборудования на 230 В — 25 А, для оборудования на 400 В — 16 А). Данные особенности работы объясняются спецификой технологии точечной сварки (короткое замыкание). Если не придерживаться указанных рекомендаций, потери по сопротивлению на кабелях будут слишком большие, не удастся добиться нужного эффекта.

  • Необходимо подготовить поверхность предстоящего воздействия – зачистить их от всех загрязнений. В противном случае будет искрение, расход наконечников увеличится, мастеру станет некомфортно работать.
  • Клемму массы «земля» следует располагать максимально близко к области сваривания, нельзя ставить ее на рядом расположенную деталь.
  • Необходимо отслеживать прочность контактов в области, где крепятся инструмент и масса. Из-за недостаточного контакта возникнут сбои, места крепления инструмента выйдут из строя.
  • Приваривать волнистую проволоку нужно с дальней точки, постепенно двигаясь к массе. В противном случае произойдет шунтирование, ток пройдет по наименьшему сопротивлению, в результате каждая последующая точка будет слабее предыдущей. Важно отслеживать, чтобы проволока касалась элементов не всеми точками, а лишь привариваемой.
  • Нажимать на инструмент во время проведения сварочных работ нужно с умеренным усилием. Контактная сварка называется еще сваркой сопротивлением, что отражает физику процесса. Это значит, что при слишком большой силе нажатия сварка не произойдет, сопротивление в месте контакта будет практически нулевым, заготовки лишь слегка прилипнут друг к другу.
  • Если размер дефекта слишком большой, вытягивать вмятину нужно с края, постепенно двигаясь к середине по спирали. Действуя таким образом, вы исключите провал вокруг центра, за который не стоит начинать вытягивать. Иначе металл растянется, это приведет к образованию дефекта хлопуна. Если же вытягивать вмятину постепенно по спирали, не произойдет сильная растяжка металла, мастер сэкономит свои силы и время.

Во время точечной сварки автомобиля свет должен падать сбоку, чтобы вам было лучше видно плоскость. Следите за тем, чтобы на кузовных элементах не образовывались бугры, которые портят вид и являются серьезным дефектом.

Когда длина импульса слишком большая, в области точечной сварки, после того как отсоединится молоток, образуется отверстие. Устранить его практически невозможно. Придется наносить шпаклевку, но даже после этого возникает сквозная ржавчина. Оптимальный вариант – сразу же выбрать небольшую длину импульса, прибавляя ее при необходимости.

Если прожог единичный и у вас нет полуавтомата, устранить отверстие можно угольным электродом, подавай второй рукой присадочную проволоку.

Споттер успешно используется для выполнения точечной сварки при ремонте автомобиля. Если вы планируете применять такое оборудование не только для кузовных работ, внимательно изучите инструкцию по эксплуатации, которая прилагается к аппарату.

Получив необходимые навыки работы со споттером, вы сможете использовать точечную сварку на всех этапах рихтовки, научитесь быстро восстанавливать кузов автомобиля. Когда вы наберете достаточно опыта выполнения подобного вида сварочных работ, сможете обслуживать больше машин за единицу времени, при этом качество рихтовки будет высоким, а значит, клиенты останутся довольными. При подборе той или иной модели споттера обращайте внимание на основные характеристики оборудования, чтобы купить подходящий для себя аппарат.

Редакция сайта ЦТО

Понравилась статья? Поделитесь:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *